Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"
Оценка 5

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
05.11.2017
Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"
Публикация является частью публикации:
открытый урок 5 А класс.docx
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Тема: чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ Вид урока: урок усвоения новых знаний Цели урока: Предметные:  Научить: способам выбора написания А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ; определять написание А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ и комментировать условия написания. Метапредметные: Развивать память, воображение, речь. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.    Строить логическую цепочку рассуждения. Личностные:  Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.  Стремление к речевому совершенствованию. Ход урока 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. (Слайд 1) - Доброе утро, дорогие ребята! Очень рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. У вас на партах лежат смайлики, выражающие различные эмоции. Выберете тот смайлик, который соответствует тому, с каким настроение вы пришли на урок. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа. 2. Актуализация знаний - Ребята, посмотрите внимательно на слайд со словами. Разделите слова на две колонки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму (1 учащийся у доски, остальные в тетради). (Слайд 2 ) Уд…..вительный, увл….кательный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в….лшебник. - Хорошо. А по какому принципу вы распределили слова в 2 колонки? (Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова) - Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемых гласных в корне слова? - Что нужно сделать, чтобы проверить написание проверяемой гласной в корне слова? 3. Самоопределение к деятельности. - А теперь давайте посмотрим на следующую группу слов. (Слайд 3 ) сЛАГать____________________________сЛОЖить приЛАГательное_________________________приЛОЖить - Прочитайте внимательно. - Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь «работает» какое-то другое правило. - Определите корни. - Являются ли эти слова однокоренными? - А чем отличаются эти корни? - Как называется это явление в русском языке, когда одна буква заменяет другую? А можете привести примеры? - Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А-О в корне слова, которые нельзя проверить ударением. А поможет нам в этом разобраться сказка. (Слайд 4) У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ. Давайте прочитаем ее вместе. Лингвистическая сказка. В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили-были, не тужили, со словами не дружили 2 брата-близнеца, одинаковых с лица, звали их ЛАГ и ЛОЖ. Долго ли , коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь-приставки найдешь, налево пойдешь – суффиксы встретишь, а прямо пойдешь – на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов. Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались. С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова. На общем совете было принято решение, подарить корню ЛАГ красную шапочку в виде суффикса А, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались. Так и стали жить ЛАГ и ЛОЖ в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! - Ребята, скажите, в каком случае пишется гласная А, в каком – О? - Сделайте вывод, сформулируйте правило. - Сравните свой вывод с тем, что написано в учебнике на стр. 33 - Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами? 4. Выявление цели урока. - С правилом мы познакомились. - Какая проблема стоит перед нами теперь? - Какой цели мы должны достичь на уроке? 5. Тренировочные упражнения. 1. Распределительный диктант. (Слайд 6 ) Класс делится на 2 варианта. Первая команда выписывает слова с корнем ЛОЖ, вторая – с корнем –ЛАГ. Корень обозначить графически. Пол…жить, распол…жение, предпол…гать, изл…гать, предл…жить, пол…гать, изл…жить, прил…гательное, предпол..жение, сл…гаемое, разл…жить, возл… гать. (После выполнения проверка. Слайд 7) - Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило правило.(Слайд 8 ) - ЛАГ – А – ЛОЖ – О (ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ) 2.Работа с сигнальными карточками. У каждого из вас есть сигнальные карточки с буквами А-О. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку. Прилагательное, приложение, прилагать, положиться, полагаться, положение, положу, полагание, предположение, предположить, предполагать, предложение, сложение, слагаемое, разложить, излагать. - Молодцы! Вы очень меня порадовали.(Слайд 9) 3. Грамматическая зарядка. Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корни «о» - поднимаем руки вверх. Прилагать усилия, сложить вещи, отложить празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело, радостное предположение, расположиться у костра. 4.Лингвистический футбол. Давайте с вами сыграем в футбол, но футбол у нас будет не обычный, а лингвистический. Приглашается по 1 учащемуся к доске – он «встает на ворота» (2 учащихся всего). Я «забиваю» вратарю 5 мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил, остальные выполняют в тетрадях. Расположение лагеря Слагать песни Предложить кофе Сложить вещи Излагать мысли вслух 5. Работа с письмом Прилагать усилия Отложить празднование Возлагать надежды Предложить блины Расположиться у костра Молодцы, очень хорошо справились с заданием, а теперь посмотрим на экран. Все вы помните персонажей знаменитого мультфильма «Трое из Простоквашино». (Слайд 10 ) Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только начальное образование … Письмо с ошибками! Давайте попытаемся найти эти ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет. Сможем? Сможем! Приступаем! (Слайд 11 ) «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выросли помидоры. Надо собирать. Дорожки позарастали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водоросли. Яблоки выросли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает выращенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» Итак, ребята, прежде чем помочь Печкину, мы должны выяснить, как ему помочь, как объяснить его ошибки. Давайте попробуем разобраться! - Как выдумаете, какие ошибки допустил Печкин в своем письме? В каких словах он неверно вставил буквы? (Предлогал, предлогает, слогать, прилажить, услажняют. -А как нужно правильно писать? А в какой морфеме допустил он ошибку? (В корне слова). Правильно, ребята, а кто мне скажет повторить еще раз правило? 6. Тестирование (Слайд 12 ) - Ребята, перед вами лежат листочки, на которых нарисована таблица. Вставьте пропущенные буквы. - А теперь давайте проверим себя. (Слайд 14) Поставьте «5» - 0-1 ошибка, «4» - 2-3 ошибки, «3» - 4-5 ошибок. 6. Итог урока - Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее? - От чего зависит написание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? - Молодцы, ребята. И запомните, ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. (Слайд 15 ) 7. Домашнее задание (Слайд 16 ) - Сочинить сказку или стихотворение о корнях ЛАГ-ЛОЖ? - Составьте диктант на правописание корней с чередованием А-О? - Проиллюстрируйте правило на листе формата А4.  ­ Составить и записать мини-текст на тему «Поход в лес» по опорным словам: расположиться на опушке, разложили костер, сложили вещи, углубились в заросли. 8. Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок. Перед вами лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после урока. (Слайд 17 )

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Конспект урока "Чередующиеся гласные в корнях ЛАГ-ЛОЖ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017