Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"
Оценка 4.6

Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
14.04.2017
Конспект урока   "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"
Конспект урока с презентацией
«Мертвые души» - поэма о величии России. Поэма «Мертвые души» в оценке В..doc
Анисимова Наталья Сергеевна,  Муниципальное   бюджетное  общеобразовательное учреждение «Ташлинская средняя общеобразовательная  школа» Литература 9 класс УМК – Программы по литературе 5­11 классы. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,  И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. ­ М.: Просвещение, 2010. Учебник:  В.Я. Коровина. Литература 9 кл. в 2­х частях. Москва «Просвещение», 2011 (Слайд1) Уровень обучения – базовый Тема урока. «Мертвые души» ­ поэма о величии России. Поэма «Мертвые души» в оценке  В.Г. Белинского. (Слайд 1) Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 6 часов Место урока в системе уроков по теме – 5 урок Цели урока: (Слайд 2) продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»;  раскрыть пафос поэмы; показать роль лирических отступлений;  доказать, что «Мёртвые души» — поэма о величии России; Задачи урока: (Слайд 3) совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом;  способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;  воспитывать культуру читательского восприятия. Планируемые результаты: учащиеся знают сюжет и содержание поэмы, оценку поэмы  современниками, теоретико­литературные понятия (лирические отступления); понимают  авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений в поэме, символический  смысл образов дороги, птицы­тройки, способы выражения позиции и нравственных идеалов  автора; умеют определять тему и идею лирических отступлений, анализировать текст. Техническое обеспечение урока: таблица, текст поэмы «Мёртвые души», иллюстративный  материал по теме урока, фрагменты кинофильма «Мёртвые души» (реж. М. А. Швейцер),  презентация. (Слайд   4)  «…   передо   мной   все   наши,   наши   помещики,   наши чиновники,               наши         мужики,   наши   избы,   словом,   вся православная Русь… Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»                            (Н. В. Гоголь – В. А. Жуковскому 12. 11. 1836 г.)  Я живу весь... в своём народе и земле, которые носятся неразлучно со мною, и всё, что там ни есть и заключено, ближе и ближе становится душе моей.                              Н. В. Гоголь Содержание урока. Организация начала урока ( учащиеся записывают эпиграф в тетради) Актуализация опорных знаний  I. II. 1. Слово учителя:  I. «Мертвые души» — поэма о величии России. Рассмотрим титульный лист поэмы,  изображенный Гоголем. (Слайд 5) Слово поэма начертано более крупным шрифтом, который  значительно превышает по размеру основное на звание. Думается, автор хотел подчеркнуть  значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и  скелеты вокруг букв говорят о теме поэмы — путешествии в царство мертвых. Упряжка  лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде ­ черты быта губернского города и помещичьих усадеб, то есть России. 1 В названии поэмы — «Мертвые души» — соединились несовместимые понятия. 2. Беседа « Вспоминая прочитанное...) Проблемные вопросы 1) Председатель московского цензурного комитета Голохвастов был возмущен столь  необыкновенным названием: «Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна;  мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертия». Так ли это?             2)  Исследователь «Божественной комедии» А. А. Асоян, опираясь на слова Данте о  четырех смыслах своей поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый первый, — это буквальный,  второй — аллегорический, третий — моральный, четвертый — анагогический» (то есть  влекущий ввысь), сверх смысл. Складывается мнение, что Гоголь, идя вслед за Данте, знал о  таком толковании «комедии» и в свою поэму также вложил четыре смысла. Как эта мысль  Данте трансформируется в поэме Гоголя? ( Предполагаемый ответ Мертвые души — это товар, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян.  Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом. Мертвые души — это помещики и  чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она мертва. Это  аллегорический, иносказательный, метафорический смысл поэмы. Моральный — не может  быть человека без души, такого не должно произойти. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в  предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме  указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мертвые  души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего  человека. Если в душе человека таится жизнь — образ Божий, значит, есть надежда на  возрождение. Путь духовного возрождения открыт всем, и даже Плюшкиным, «если  захотят».) 3. Литературная викторина «Узнай героя» (Слайды 6­12) 1) «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными  щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как  кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 2) «...Умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как  следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек». 3) «...Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из­под высоко выросших бровей,  как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый  воздух». 4) Он из людей, «известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...». 5) «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...». 6) Такой человек «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь;  сколько ни представляй ему доводов, ясных, как день, всё отскакивает от него, как резинный  мяч отскакивает от стены». Ключ: 1) Ноздрёв; 2) Чичиков; 3) Плюшкин; 4) Манилов; 5)Собакевич; 6) Коробочка. 4. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего  урока) (Слайд 13) III. Мотивация учебной деятельности Слово учителя. (Cлайд 14, 15) С того момента как бричка Чичикова тихо вкатилась в  губернский город NN, и до того, как этот «приобретатель» поспешно уезжает из города,  проходит немного времени, но читатель успевает не только познакомиться с удивительным  разнообразием помещиков и чиновников, но и увидеть образ целой страны, понять «несметное богатство русского духа». 2 (Cлайд 16, 17, 18) Россия встаёт перед нами во всём своём величии. Не та Россия, где  чиновники берут взятки, помещики проматывают имения, крестьяне пьянствуют, где плохие  дороги и гостиницы. Вернее, сквозь эту Россию писатель видит иную Русь, «птицу­тройку». В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы­ тройки. В её неукротимом движении писатель видит великое предназначение России —  духовное воскресение человечества. (Слайд 19) Образ Руси и крестьян в поэме — это единственные «живые» персонажи, которые,  находясь в заточении «мёртвых душ», всё же смогли устоять и продолжить свою борьбу за  существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно  описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось  увидеть мир... (Обращение к эпиграфу урока.) IV. Работа над темой урока. 1. Объяснение учителя (с элементами беседы) (Учащиеся составляют тезисы.) В повести о капитане Копейкине прямо выражена мысль об управляющей роли  столицы в создании атмосферы страха, обстановки беззакония и бесчеловечности. Поэтому  цензура запретила публикацию этих страниц. Для понимания социальной позиции Гоголя  важно то, что писатель очень активно стремился сохранить в тексте книги эту повесть, не  имеющую прямого отношения к сюжету. Измученный бедствиями, голодом, возмущенный  равнодушием начальства, инвалид ­ герой Отечественной войны 1812 г. капитан Копейкин  становится атаманом «шайки разбойников», действующей в рязанских лесах. И Гоголь ещё  добавляет, что вся эта деятельность взбунтовавшегося офицера достойна специального  большого рассказа: «...тут­то и начинается, можно сказать, нить, завязка романа». История  капитана Копейкина делает ещё грандиознее и без того колоссальную художественную мысль  «Мёртвых душ», охватившую «всю Русь». Но есть и ещё одна сторона содержания поэмы. Предпринимательство «нового»  человека, Чичикова, анекдотичность помещичьей жизни, мёртвый губернский город, несмотря на существование в нём «дам приятных во всех отношениях», бессердечность столицы, бунт  Копейкина ­ всё освещено светлой мыслью о великом предназначении России. А. И. Герцен  говорил, что за мёртвыми душами видны «души живые». Это надо понимать широко.  Разумеется, и бегло упоминаемые умершие крестьяне, талантливые русские люди­труженики,  и сам образ автора с его печальным и горьким смехом и сатирическим гневом ­ «живая душа»  удивительной книги. Но это и прямой гимн будущему России. «Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ. Не  даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится разорванный  ветром в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и  дают ей дорогу другие народы и государства», ­ таким мажорным аккордом заканчивается  первый том этой великой и печальной книги, аккордом, оправдывающим её жанр ­ «поэма». Всё в поэме ведёт к созданию целостного образа России, который складывается из  четырёх аспектов: а) материального (быт России); б) духовного (идея России отражается в обширном пространстве); в) современного (план путешествия Чичикова); г) исторического, которое переходит в вечное (символичный финал).  Почему же в отступлении о Родине Н. В. Гоголь использует обращение «Русь»?  Как выражается вера в великое предназначение Родины? (Перед «птицей­ тройкой»,  олицетворяющей Русь, расступаются другие народы, но современная писателю  действительность ­ доказательство отхода от великой миссии. Бескрайние  просторы —­это отражение предвечного замысла, поэтому­то бытие Руси  наполнено смыслом.) 2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в  парах). 3  Некоторые критики — современники Н. В. Гоголя упрекали его в том, что в «Мёртвых душах» он смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрёка.  Вспомните, как изобразил Н. В. Гоголь простых людей в повести «Тарас Бульба». В  чём причина различия в изображении народа в этой повести и в «Мёртвых душах»?  Какие черты русского народа раскрыл Н. В. Гоголь в главе седьмой поэмы, рас­ сказывая, как Чичиков «задумался» над реестром купленных мёртвых душ? 3. «Практикум начинающего литературоведа»: аналитическая работа с текстом  поэмы «Мёртвые души» (в парах)  Каковы темы авторских отступлений в поэме? Проанализируйте: а) отступление в главе третьей, посвящённое тонкостям обращения («Пересчитать нельзя  всех оттенков и тонкостей нашего обращения»); б) отступление в главе седьмой, посвящённое двум типам писателей («Счастлив писатель,  который мимо характеров скучных, противных...»). 4. Коллективная работа над составлением таблицы: «Лирические отступления в  поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”» (запись на доске и в тетрадях) Учитель. Мысли и чувства автора об идеальной России выражаются в лирических  отступлениях, наполненных чувством глубокого патриотизма и любви к Родине и чувством  ненависти к несправедливости. В лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от  событий жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, «всю Русь» и даже  выходит на общечеловеческий уровень. Мысли автора о высоком предназначении человека, о  судьбе Родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Лирические отступления, разбросанные по всей поэме, органически вплетаются в  повествование и звучат как крик боли, негодования и восторга. Они затрагивают актуальные  для всех времён вопросы и усиливают впечатление от изображаемых картин. В отступлениях  читатель знакомится с лицами, которые не действуют непосредственно в поэме. Это господа  «толстые» и «тонкие», господа «большой руки» и «средней руки», правитель канцелярии  Иван Петрович, разбитные малые, пьяницы и скандалисты и прочие. Эти эпизодические лица  нарисованы автором двумя­тремя штрихами, но играют большую роль. Они никогда не  встречаются с главным героем ­ Чичиковым, но помогают автору в создании образа единой  Руси. Повествование поэмы не раз прерывают приподнято­лирические дорожные зарисовки,  задушевные разговоры с читателем. Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Глава Первая Вторая Третья Четвёртая Пятая Шестая Седьмая Восьмая Девятая Десятая Одиннадцатая Лирические отступления и вставные эпизоды Рассуждение о толстых и тонких Рассуждение о двух типах характеров Рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения» Мысль о живучести ноздревых Размышление Чичикова о «славной бабёшке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме» Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до  такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...») О двух писателях. 0 крестьянах, купленных Чичиковым О силе власти исправника О бунте крестьян селения Вшивая­спесь Повесть о капитане Копейкине «Русь! Русь!...». Дорога. Рассказ о Кифе Мокиевиче и его сыне.  Рассуждение о добродетельном герое и герое­подлеце. Тройка 4 Коллективный вывод. Лирические отступления отражают высокое чувство  патриотизма автора. Глубокой любовью овеян образ России, завершающий роман­поэму,  образ, воплотивший в себе идеал, существующий в мелкой и пошлой жизни. Через всю поэму  проходит образ дороги, который наполняется у Гоголя многообразием смыслов. Дорога  Чичикова — это чередование удач и катастроф, движение по замкнутому кругу, путь в  никуда. Дорога автора — это дорога творческого постижения жизни. В завершающем поэму  лирическом отступлении образ­символ дороги раскрывает главное своё содержание: автор  пишет об историческом движении России в неведомое будущее. Но без ответа остаётся самый важный для Гоголя вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?». Что ждало в конце пути эту «вдохновенную Богом» страну, тогда мог ведать только Бог.  (Слайд 20) 5. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики Слово учителя. Когда   21   мая   1842   года   «Мертвые   души»   вышли   в   свет,   они   немедленно   вызвали ожесточенные споры. Гоголя обвиняли в клевете на Россию и в том; что он показал «какой ­ то особый   мир   негодяев,   который   никогда   не   существовал   и   не   мог   существовать»,   другие критики, как, например, В. Г. Белинский, отметили ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. В. Г. Белинский писал: «Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в "Мертвых душах" он совершенно отрешился   от   малороссийского   элемента   и   стал   русским   национальным   поэтом   во   всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить: ­ Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! (Слайд 21) Этот   русский   дух   ощущается   и   в   юморе,   и   в   иронии,   и   в   выражении   автора,   и   в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих   лиц,   от   Чичикова   до   Селифана   и   «подлеца   чубарого»   включительно,   ­   в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул...» По   мнению   Белинского,   «Мертвые   души»   стоят   выше   всего,   что   было   в   русской литературе.   Главной   причиной   это   является   то,   что   это   же   ставшее   бессмертным произведение   содержит   в   себе   глубину   общественной   идеи   и   высокую   художественную выразительность образов и картин. Гоголь сумел совместить в одной поэме живые, чрезвычайно важные национальные  мотивы и высокохудожественные идеалы, которые помогли ему подчеркнуть и в  необходимый момент выделить заложенные писателем в поэму идеи. Белинский подчеркивает, что в поэме нет ничего комического и вызывающего смех, и  очевидно, что у автора не было желания насмешить читателя, он преподносит выдуманные им  события глубоко и серьезно, так как желает, чтобы подтекст его поэмы был услышан  правильно, и чтобы истина стала по­настоящему открытой и очевидной для людей. Белинский убежден, что данную поэму нельзя рассматривать со стороны привычной  для гоголевского творчества сатиры, сам жанр «Мертвых душ» и замысел произведения,  включающий целых три тома, говорит о том, что писатель желает, чтобы к образам и  событиям поэмы относились с полной серьезностью и вниманием. Недостатки «Мертвых душ» по мнению Белинского Но несмотря на свою положительную оценку «Мертвых душ», Белинский выделяет и  недостатки Гоголя. Он подчеркивает слабость гоголевского языка и отчасти напыщенный  лиризм писателя, желающего превратиться из писателя и художника в едва ли не  национального пророка. Но скорее всего, своим немного преувеличенным лиризмом Гоголь хочет показать свое личное беспокойство и душевные переживания, касающиеся основной темы произведения. Мнение критика Герцена 5 Критик Герцен посчитал «Мертвые души» удивительной книгой, которая своими  прямолинейными обвинениями потрясла всю Россию. Он выделяет, прежде всего, целесообразность поэмы и ее реалистичность, которая  напоминает крик ужаса и стыда, который испытывает Гоголь за свою Отчизну.(Слайд 22) Вывод: как и любое другое литературное произведение «Мертвые души» вызвали  различные, даже противоположные оценки критиков, но основная  их масса признала поэму  достаточно глубокой, серьезной и имеющей скрытый подтекст, воплощающий духовные  идеалы. (Слайд 23) Б) Основные проблемы, поднятые в произведении. ­ Попытаемся выделить основные проблемы, поднятые Гоголем в «Мертвых душах».  (Слайд 24) 1) Духовная смерть помещиков и чиновников и возможность их возрождения. 2) Причины и последствия нравственной деградации человека. 3) Перспективы дальнейшего развития России. V. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. Обобщающая беседа  Есть ли в поэме живые души? В чём заключается жизнь народной души? Что Гоголь  ценит и чего не принимает в русском народе?  Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь?  Кто выводит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу из поместья Коробочки  и какой смысл при этом выявляется?  Какие характеристики даёт Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в  них звучит гордость за русский народ.  Какие качества русского человека присущи капитану Копейкину? Какие чувства  вызывает его история?  Почему так часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу песне»? Как  этот мотив связан с темой живой души? 2. Заключительное слово учителя Открыв миру «всю Русь», прежде всего её смешные, печальные, драматические  стороны (но не только эти, а и героические), пророчески сказав о её прекрасном будущем,  Гоголь создал книгу, которая являлась подлинным открытием ь художественной культуре, Гоголь оказал большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. VI.  Домашнее задание Подготовиться к контрольному сочинению на одну из предложенных тем:    « “Повесть о капитане Копейкине” в сюжете “Мёртвых душ” ». «Мир живой и мир мёртвой души (по поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”)». «Лирические отступления и их роль в повествовании в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые  души”». «Читая Н. В. Гоголя... (Запомнившиеся страницы поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые  души”)». «Чичиковский идеал копейки и его развенчание в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые  души”». (Слайд 25)   Литература. (Слайд 26) 1.    Учебник: В.Я. Коровина. Литература 9 кл. в 2­х частях. Москва «Просвещение», 2011 2.   Фефилова Е. Г. Литература. 9 класс. Издание 2­е, планы – конспекты уроков. –Ростов – 6 на­ Дону, 2016 3.https://multiurok.ru/? utm_source=kopilka&utm_medium=button&utm_campaign=dwl&utm_content=multiurok&utm_te rm=201605skidki&dlink=https%3A%2F%2Fkopilkaurokov.ru%2Faction­downloadFile %3Fdownolymp%3D1%26hash%3D7f183e20aa5f645c48ec147dea46dd49%26id%3D220076 4. https://infourok.ru/urok­literaturi­v­klasse­myortvie­dushi­842501.html 5. http://www.inksystem­az.com/mertvye­dushi­poema­o­velichii­rossii­mertvye­i­zhivye­dushi/ 6. http://uchitelya.com/literatura/38182­konspekt­uroka­poema­n­v­gogolya­mertvye­dushi­v­ ocenke.html 7. http://litera865.blogspot.ru/2013/01/blog­post_25.html   7

Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока   "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока   "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока   "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока   "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока   "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока   "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"

Конспект урока   "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017