Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери
Оценка 4.7

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
23.01.2018
Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери
Урок побуждает учащихся задуматься над тем, откуда берётся зло в человеке. Учит ответственности за свои поступки, развивает чувство эмпатии. Также на уроке идёт работа с такими литературоведческими понятиями, как "символ" и "аллегория". "Божественная комедия" без подробного анализа и кропотливой работы над текстом сложна для понимания подростков.
Урок литературы Божественная комедия.doc
Урок литературы в 9 классе учителя Владычных С. В.  МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»  Карагайского района Пермского края Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально­ чувственной сферы. Аудитория: 9 класс. Тема урока: «Божественная комедия» Данте Алигьери. Вид урока: урок­лекция. Оборудование и материалы: медиапректор, экран; компьютерная презентация. Стратегическая цель: развитие чувства эмпатии, ответственности за свои поступки. Задачи: 1. Учить конспектировать самое важное. 2. Закрепить понятия «символ» и «аллегория». 3. Обучать интерпретации текста. Проблема: человек не безгрешен.  Проблемный вопрос: Зло в человеке или вне его? Варианты решения:  1)  зло в человеке; 2)  зло вне его. Оптимальный вариант: Зло существует помимо человека, вне его. Но если он откроет свою душу злу,  оно будет жить в нём. Тезис: «Кто без греха, пусть бросит в меня камень». Комментарий  хода  урока Развитие личностных  качеств и психических  процессов Способы развития Учитель нацеливает уч­ся на  работу. Уч­ся принимают данный план  урока. Учитель использует  экстралингвистические  средства воздействия (тембр  голоса, интонация) и вербальные  средства общения (текст  лекции). Уч­ся используют  нерефлексивное слушание  (слушают и понимают смысл  информации) и ведут конспект. Учитель использует вербальные  средства общения. Учащиеся проявляют  эмпатическое (сопереживающее)  слушание по отношению к  главному герою и ведут конспект. 1. Учитель приветствует детей, сообщает тему и цель  урока: провести обзорное знакомство с комедией Данте. Аудиальный канал 2. ­ Данте – последний поэт средних веков и первый  поэт Возрождения (на слайде – портрет). Любовь всей  своей жизни – Беатриче Портинари, умершую в 25 лет, ­  Данте называл Госпожой Любви…(репродукция «Беатриче  на колеснице» Уильяма Блейка). Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия 3. ­ Свою поэму Данте назвал «Комедией», поскольку  она имеет мрачное начало ­ Ад и радостный конец ­ Рай.  Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не  Данте,  он утвердился за поэмой уже после смерти поэта   как выражение ее поэтического совершенства.  В основе структуры поэмы лежит число три,  удивительная симметричность ее строения коренится в  подражании мере и порядку, которые Господь придал всем  вещам.  Данте представлен в поэме как человек,  удостоившийся особой Божьей милости – совершить  путешествие к Господу через три царства загробного мира:  Ад, Чистилище и Рай.  Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия  Умение слушать и  слышать Эмоциональность Эмпатия Выразительность речи Дремучий лес, в котором заблудился поэт и чуть не  был растерзан тремя страшными зверями – львом, волчицей и пантерой ­ символизирует земное существование  человека, полное греховных заблуждений, а три зверя – три главных порока: гордость (лев), алчность (волчица),  сладострастие (пантера). (На слайде гравюра Гюстава  Доре).  Один из учеников читает отрывок. 4. ­ Проводником Данте в потусторонний мир выбран  древнеримский поэт Вергилий, поскольку именно поэту  открыт способ выражения высшего – духовного ­ мира… (репродукция «Данте и Вергилий» Уильяма Блейка).  По Данте,  Ад представляет воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земли. Её склоны  опоясаны концентрическими уступами, "кругами" Ада  (гравюра Гюстава Доре). 5. ­ Восставший против бога ангел Люцифер  вместе со своими сторонниками демонами был низвергнут  с девятого неба на Землю и, вонзившись в нее, пробил  впадину­воронку до самого центра Земли, Вселенной. И  застыл там в вечных льдах. Образовавшаяся воронка ­  подземное царство ­ это и есть Ад, ждущий грешников,  которые по ту пору еще и не родились, поскольку Земля  была безжизненной. Зияющая рана Земли тут же  затянулась. Сдвинутая в результате столкновения,  вызванного падением Люцифера, земная кора закрыла  основание конусообразной воронки, вспучившись в  середине этого основания горой Голгофой, а с  противоположной стороны воронки ­ горой Чистилища.  Стражи Ада – падшие ангелы, ставшие демонами (гравюра  Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия  Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия Учитель использует  экстралингвистические  средства воздействия и  вербальные средства общения. Уч­ся используют  нерефлексивное слушание и  ведут конспект. Учитель использует  экстралингвистические  средства воздействия и  вербальные средства общения. Уч­ся используют  нерефлексивное слушание и  ведут конспект. Учитель использует вербальные  средства общения. Уч­ся используют  нерефлексивное слушание и  ведут конспект. Учитель использует  экстралингвистические  средства воздействия. Уч­ся используют  нерефлексивное слушание и  ведут конспект. Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия  Умение слушать и  слышать  Выразительность речи Сочувствие,  сопереживание Гюстава Доре). 6. ­ Реки Ада – Ахерон, Стикс и Флегетон (гравюра  Гюстава Доре, репродукция Эжена Делакруа «Данте и  Вергилий»). 7. ­ Все грехи, наказуемые в аду, влекут за собой форму кары, аллегорически изображающую душевное состояние  людей, подверженных данному пороку. Сладострастные  осуждены вечно кружиться в адском вихре их страсти. Уч­ся читает отрывок. ­  В третьем круге вечный дождь иссекает тела обжор и чревоугодников. В пятом круге злобно дерутся толпы  гневливых. За каменистым и смрадным валом начинается  седьмой круг ада, в котором наказывается насилие.  Внешний пояс круга образован кипящей и кровавой водой  реки Флегетон, куда  погружены убийцы и тираны.  Кентавры поражают стрелой всякого, кто пытается   вынырнуть из «алого кипятка».  Убийцы и тираны,  совершившие насилие над другими,  в аду раздирают на части себя. Самоубийцы, совершившие  насилие над собой, теряют тела и  превращаются в лес.  Уч­ся читает отрывок. ­ На Герионе Данте и Вергилий спускаются в восьмой круг Ада. Все виды обмана и лицемерия караются в этом  круге. Данте и Вергилий видят огни, которые движутся по  дну долины. В каждом из огней сжигаются обманщики,  коварные советчики, лицемеры, льстецы. Грешники  заточены в каменных огненных гробах. Но самый страшный круг – девятый, в котором  терзаются предатели. Изменники и предатели подвергнуты  различным пыткам холода, символизирующим их холодное  сердце. Внизу расположено гладкое ледяное озеро Коцит.  Вмерзшие в него, томятся предавшие родных, изменившие  своим единомышленникам или своей Родине, предатели  друзей. В самый страшный пояс озера вмёрзли те, кто  изменил благодетелям. Они плачут, но слёзы замерзают  прямо в глазах. Ледяной ветер исходит от центра озера,  где, закованный в лёд по грудь, машет шестью крыльями  Люцифер. По­латински Lucifer означает Светоносец.  Прекраснейший из ангелов, он за мятеж против Бога был  наказан уродством. В пасти Люцифера три самых гнусных  предателя: предатель Христа Иуда и предатели Цезаря  Брут и Кассий (гравюры Гюстава Доре). Уч­ся читает отрывок. 8. ­ Во втором круге из вихря, в котором вечно  кружатся грешники плоти, отделились две тени, и Данте  узнал горестную историю их запретной и страстной любви.  Данте с горячим сочувствием выслушивает рассказ  Франчески о ее грешной любви к брату мужа Паоло,  которая привела их обоих, заколотых ножом,  в ад (гравюра Гюстава Доре). Уч­ся читает отрывок. ­ Как вы думаете, почему Данте сочувствует этим  грешникам? Аудиальный и  визуальный каналы  восприятия  Умение слушать и  слышать  Выразительность речи Умение  аргументировать Внимание, память Учителем предлагается вопросно­ ответный ход рассуждения. Учащиеся, опираясь на сведения,  полученные ранее, отвечают на  вопрос.  9. ­ Вспомним строение Ада. Почему обманщики в аду  низвергнуты ниже, чем убийцы?  ­ Почему убийцы и самоубийцы оказались в одном –  седьмом – круге ада? ­ Почему, по мнению Данте, самый страшный грех –  предательство?  ­ Зло в человеке или вне его? Как, по вашему мнению,  отвечает Данте на этот вопрос? Аудиальный канал  восприятия Обращение к  социально­значимому  опыту уч­ся  Внимание, память Умение  аргументировать Учитель использует вопросно­ ответный ход рассуждения и  приглашает вступить в диалог,  высказав и доказав своё мнение. Учащиеся, отвечают на вопросы  и вступают в диалог с учителем и  друг другом, высказывая своё  мнение. Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия  Умение анализировать Внимание, память Учитель использует вербальные  средства общения. Уч­ся используют рефлексивное  слушание (отвечают на вопрос)  и ведут конспект. 10.  ­ Пройдя через девять кругов Ада и центр  Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на  поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной  в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима  крае Земли. Восходя на гору Чистилища, где на семи  уступах искупаются семь смертных грехов, Данте  очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в  земном Раю. С этого момента проводником Данте  становится Беатриче ­  небесная мудрость и земная любовь  поэта. С Беатриче Данте поднимается сквозь девять  небесных сфер, где обитают души праведных, к десятой –  Эмпирею, обители Господа.  Третий проводник Данте – святой Бернард Клервоский. Бернард ­ французский аристократ. В возрасте 22 лет,  решив отречься от мирской жизни,  основал монастырь в  Клерво. Проповедовал во Франции, Италии, Германии.  Был советником королей. Объявлен Учителем Церкви. Святой Бернард показывает поэту святых и ангелов,  вкушающих высшее блаженство: непосредственное  созерцание Господа, утоляющее все желания.  Итак, у Данте три проводника: какую закономерность  вы ощутили? (Аллегорический смысл образов  проводников Данте: считалось, что на пути к Богу разум  проходит три стадии, ведомый тремя различными видами  света:  • Светом Естественного Разума,  • Светом Милости, • Светом Славы.) 11. ­ Данте – поэт рубежа эпох – средневековья и  Возрождения.  Как это отразилось в «Божественной комедии»? (В своей поэме Данте отразил  средневековые  представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и  наказании. Напряжённый интерес к земному миру и человеку,  попытка понять природу добра и зла в самом человеке –  это связывает «Божественную комедию» с  миром  нравственных ценностей Ренессанса.) Умение  систематизировать   Используя вопросно­ответный  ход рассуждения, учитель  предлагает вспомнить основные  моменты «Комедии», а также  традиции средневековья и  Возрождения. Учащиеся, отвечая на вопрос,  пытаются вписать «Комедию» в  систему литературных традиций. 12. Вывод: суровость и страстная взволнованность, гнев и сопереживание – основа стиля «Божественной  комедии». Умение делать  выводы Учитель совместно с уч­ся делает  вывод по всей лекции. Человек  у Данте даже в аду является прежде всего  личностью ­  со своим голосом, историей, мнением,  судьбой. В этом – истоки света и гуманизма Данте. 13. Домашнее задание: 1) прочитать «Комедию»; 2) ответить на вопросы в учебнике; Свобода выбора Учителем предлагаются 3  задания: 1) обязательное для всех, 3) написать мини­сочинение «Зло в человеке или  вне его?». 14. Чтение и обсуждение тезиса: «Кто без греха, пусть бросит в меня камень».  Самостоятельность  мышления 15. Рефлексия:  Кто в ответе за поступки, совершённые человеком:  Бог или он сам? Почему мы такие, от кого это зависит? Умение  аргументировать Рефлексивность  мышления 2) дополнительное на  отдельную оценку, 3) по желанию. Учащиеся выбирают задание в  соответствии со своим  желанием. Учитель обращает внимание  учащихся на тезис и предлагает  раскрыть его смысл. Учащиеся доказывают свою  точку зрения. Учащиеся оценивают степень  полезности урока и своё  состояние на нём.

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018