Урок по литературе "Божественная комедия" Данте Алигьери

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок побуждает учащихся задуматься над тем, откуда берётся зло в человеке. Учит ответственности за свои поступки, развивает чувство эмпатии. Также на уроке идёт работа с такими литературоведческими понятиями, как "символ" и "аллегория". "Божественная комедия" без подробного анализа и кропотливой работы над текстом сложна для понимания подростков.
Иконка файла материала Урок литературы Божественная комедия.doc
Урок литературы в 9 классе учителя Владычных С. В.  МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»  Карагайского района Пермского края Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально­ чувственной сферы. Аудитория: 9 класс. Тема урока: «Божественная комедия» Данте Алигьери. Вид урока: урок­лекция. Оборудование и материалы: медиапректор, экран; компьютерная презентация. Стратегическая цель: развитие чувства эмпатии, ответственности за свои поступки. Задачи: 1. Учить конспектировать самое важное. 2. Закрепить понятия «символ» и «аллегория». 3. Обучать интерпретации текста. Проблема: человек не безгрешен.  Проблемный вопрос: Зло в человеке или вне его? Варианты решения:  1)  зло в человеке; 2)  зло вне его. Оптимальный вариант: Зло существует помимо человека, вне его. Но если он откроет свою душу злу,  оно будет жить в нём. Тезис: «Кто без греха, пусть бросит в меня камень».Комментарий  хода  урока Развитие личностных  качеств и психических  процессов Способы развитияУчитель нацеливает уч­ся на  работу. Уч­ся принимают данный план  урока. Учитель использует  экстралингвистические  средства воздействия (тембр  голоса, интонация) и вербальные  средства общения (текст  лекции). Уч­ся используют  нерефлексивное слушание  (слушают и понимают смысл  информации) и ведут конспект. Учитель использует вербальные  средства общения. Учащиеся проявляют  эмпатическое (сопереживающее)  слушание по отношению к  главному герою и ведут конспект. 1. Учитель приветствует детей, сообщает тему и цель  урока: провести обзорное знакомство с комедией Данте. Аудиальный канал 2. ­ Данте – последний поэт средних веков и первый  поэт Возрождения (на слайде – портрет). Любовь всей  своей жизни – Беатриче Портинари, умершую в 25 лет, ­  Данте называл Госпожой Любви…(репродукция «Беатриче  на колеснице» Уильяма Блейка). Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия 3. ­ Свою поэму Данте назвал «Комедией», поскольку  она имеет мрачное начало ­ Ад и радостный конец ­ Рай.  Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не  Данте,  он утвердился за поэмой уже после смерти поэта   как выражение ее поэтического совершенства.  В основе структуры поэмы лежит число три,  удивительная симметричность ее строения коренится в  подражании мере и порядку, которые Господь придал всем  вещам.  Данте представлен в поэме как человек,  удостоившийся особой Божьей милости – совершить  путешествие к Господу через три царства загробного мира:  Ад, Чистилище и Рай.  Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия  Умение слушать и  слышать Эмоциональность Эмпатия Выразительность речи Дремучий лес, в котором заблудился поэт и чуть не  был растерзан тремя страшными зверями – львом, волчицейи пантерой ­ символизирует земное существование  человека, полное греховных заблуждений, а три зверя – три главных порока: гордость (лев), алчность (волчица),  сладострастие (пантера). (На слайде гравюра Гюстава  Доре).  Один из учеников читает отрывок. 4. ­ Проводником Данте в потусторонний мир выбран  древнеримский поэт Вергилий, поскольку именно поэту  открыт способ выражения высшего – духовного ­ мира… (репродукция «Данте и Вергилий» Уильяма Блейка).  По Данте,  Ад представляет воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земли. Её склоны  опоясаны концентрическими уступами, "кругами" Ада  (гравюра Гюстава Доре). 5. ­ Восставший против бога ангел Люцифер  вместе со своими сторонниками демонами был низвергнут  с девятого неба на Землю и, вонзившись в нее, пробил  впадину­воронку до самого центра Земли, Вселенной. И  застыл там в вечных льдах. Образовавшаяся воронка ­  подземное царство ­ это и есть Ад, ждущий грешников,  которые по ту пору еще и не родились, поскольку Земля  была безжизненной. Зияющая рана Земли тут же  затянулась. Сдвинутая в результате столкновения,  вызванного падением Люцифера, земная кора закрыла  основание конусообразной воронки, вспучившись в  середине этого основания горой Голгофой, а с  противоположной стороны воронки ­ горой Чистилища.  Стражи Ада – падшие ангелы, ставшие демонами (гравюра  Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия  Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия Учитель использует  экстралингвистические  средства воздействия и  вербальные средства общения. Уч­ся используют  нерефлексивное слушание и  ведут конспект. Учитель использует  экстралингвистические  средства воздействия и  вербальные средства общения. Уч­ся используют  нерефлексивное слушание и  ведут конспект.Учитель использует вербальные  средства общения. Уч­ся используют  нерефлексивное слушание и  ведут конспект. Учитель использует  экстралингвистические  средства воздействия. Уч­ся используют  нерефлексивное слушание и  ведут конспект. Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия  Умение слушать и  слышать  Выразительность речи Сочувствие,  сопереживание Гюстава Доре). 6. ­ Реки Ада – Ахерон, Стикс и Флегетон (гравюра  Гюстава Доре, репродукция Эжена Делакруа «Данте и  Вергилий»). 7. ­ Все грехи, наказуемые в аду, влекут за собой форму кары, аллегорически изображающую душевное состояние  людей, подверженных данному пороку. Сладострастные  осуждены вечно кружиться в адском вихре их страсти. Уч­ся читает отрывок. ­  В третьем круге вечный дождь иссекает тела обжор и чревоугодников. В пятом круге злобно дерутся толпы  гневливых. За каменистым и смрадным валом начинается  седьмой круг ада, в котором наказывается насилие.  Внешний пояс круга образован кипящей и кровавой водой  реки Флегетон, куда  погружены убийцы и тираны.  Кентавры поражают стрелой всякого, кто пытается   вынырнуть из «алого кипятка».  Убийцы и тираны,  совершившие насилие над другими,  в аду раздирают на части себя. Самоубийцы, совершившие  насилие над собой, теряют тела и  превращаются в лес.  Уч­ся читает отрывок. ­ На Герионе Данте и Вергилий спускаются в восьмой круг Ада. Все виды обмана и лицемерия караются в этом  круге. Данте и Вергилий видят огни, которые движутся по  дну долины. В каждом из огней сжигаются обманщики,  коварные советчики, лицемеры, льстецы. Грешники  заточены в каменных огненных гробах. Носамый страшный круг – девятый, в котором  терзаются предатели. Изменники и предатели подвергнуты  различным пыткам холода, символизирующим их холодное  сердце. Внизу расположено гладкое ледяное озеро Коцит.  Вмерзшие в него, томятся предавшие родных, изменившие  своим единомышленникам или своей Родине, предатели  друзей. В самый страшный пояс озера вмёрзли те, кто  изменил благодетелям. Они плачут, но слёзы замерзают  прямо в глазах. Ледяной ветер исходит от центра озера,  где, закованный в лёд по грудь, машет шестью крыльями  Люцифер. По­латински Lucifer означает Светоносец.  Прекраснейший из ангелов, он за мятеж против Бога был  наказан уродством. В пасти Люцифера три самых гнусных  предателя: предатель Христа Иуда и предатели Цезаря  Брут и Кассий (гравюры Гюстава Доре). Уч­ся читает отрывок.8. ­ Во втором круге из вихря, в котором вечно  кружатся грешники плоти, отделились две тени, и Данте  узнал горестную историю их запретной и страстной любви.  Данте с горячим сочувствием выслушивает рассказ  Франчески о ее грешной любви к брату мужа Паоло,  которая привела их обоих, заколотых ножом,  в ад (гравюра Гюстава Доре). Уч­ся читает отрывок. ­ Как вы думаете, почему Данте сочувствует этим  грешникам? Аудиальный и  визуальный каналы  восприятия  Умение слушать и  слышать  Выразительность речи Умение  аргументировать Внимание, память Учителем предлагается вопросно­ ответный ход рассуждения. Учащиеся, опираясь на сведения,  полученные ранее, отвечают на  вопрос.  9. ­ Вспомним строение Ада. Почему обманщики в аду  низвергнуты ниже, чем убийцы?  ­ Почему убийцы и самоубийцы оказались в одном –  седьмом – круге ада? ­ Почему, по мнению Данте, самый страшный грех –  предательство?  ­ Зло в человеке или вне его? Как, по вашему мнению,  отвечает Данте на этот вопрос? Аудиальный канал  восприятия Обращение к  социально­значимому  опыту уч­ся  Внимание, память Умение  аргументировать Учитель использует вопросно­ ответный ход рассуждения и  приглашает вступить в диалог,  высказав и доказав своё мнение. Учащиеся, отвечают на вопросы  и вступают в диалог с учителем и  друг другом, высказывая своё  мнение.Аудиальный,  визуальный и  кинестетический  каналы восприятия  Умение анализировать Внимание, память Учитель использует вербальные  средства общения. Уч­ся используют рефлексивное  слушание (отвечают на вопрос)  и ведут конспект. 10.  ­ Пройдя через девять кругов Ада и центр  Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на  поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной  в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима  крае Земли. Восходя на гору Чистилища, где на семи  уступах искупаются семь смертных грехов, Данте  очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в  земном Раю. С этого момента проводником Данте  становится Беатриче ­  небесная мудрость и земная любовь  поэта. С Беатриче Данте поднимается сквозь девять  небесных сфер, где обитают души праведных, к десятой –  Эмпирею, обители Господа.  Третий проводник Данте – святой Бернард Клервоский. Бернард ­ французский аристократ. В возрасте 22 лет,  решив отречься от мирской жизни,  основал монастырь в  Клерво. Проповедовал во Франции, Италии, Германии.  Был советником королей. Объявлен Учителем Церкви. Святой Бернард показывает поэту святых и ангелов,  вкушающих высшее блаженство: непосредственное  созерцание Господа, утоляющее все желания.  Итак, у Данте три проводника: какую закономерность  вы ощутили? (Аллегорический смысл образов  проводников Данте: считалось, что на пути к Богу разум  проходит три стадии, ведомый тремя различными видами  света:  • Светом Естественного Разума,  • Светом Милости,• Светом Славы.) 11. ­ Данте – поэт рубежа эпох – средневековья и  Возрождения.  Как это отразилось в «Божественной комедии»? (В своей поэме Данте отразил  средневековые  представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и  наказании. Напряжённый интерес к земному миру и человеку,  попытка понять природу добра и зла в самом человеке –  это связывает «Божественную комедию» с  миром  нравственных ценностей Ренессанса.) Умение  систематизировать   Используя вопросно­ответный  ход рассуждения, учитель  предлагает вспомнить основные  моменты «Комедии», а также  традиции средневековья и  Возрождения. Учащиеся, отвечая на вопрос,  пытаются вписать «Комедию» в  систему литературных традиций. 12. Вывод: суровость и страстная взволнованность, гнев и сопереживание – основа стиля «Божественной  комедии». Умение делать  выводы Учитель совместно с уч­ся делает  вывод по всей лекции. Человек  у Данте даже в аду является прежде всего  личностью ­  со своим голосом, историей, мнением,  судьбой. В этом – истоки света и гуманизма Данте. 13. Домашнее задание: 1) прочитать «Комедию»; 2) ответить на вопросы в учебнике; Свобода выбора Учителем предлагаются 3  задания: 1) обязательное для всех,3) написать мини­сочинение «Зло в человеке или  вне его?». 14. Чтение и обсуждение тезиса: «Кто без греха, пусть бросит в меня камень».  Самостоятельность  мышления 15. Рефлексия:  Кто в ответе за поступки, совершённые человеком:  Бог или он сам? Почему мы такие, от кого это зависит? Умение  аргументировать Рефлексивность  мышления 2) дополнительное на  отдельную оценку, 3) по желанию. Учащиеся выбирают задание в  соответствии со своим  желанием. Учитель обращает внимание  учащихся на тезис и предлагает  раскрыть его смысл. Учащиеся доказывают свою  точку зрения. Учащиеся оценивают степень  полезности урока и своё  состояние на нём.

Посмотрите также