Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"
Оценка 5

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
06.04.2017
Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"
В данной разработке используется стратегия идеи семи модулей "Шесть шляп " Эдварда де Боно, которая позволяет раскрыть образ главного героя поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души". На уроке проводится исследовательская работа, учащиеся полностью вовлечены в самостоятельную групповую работу. Результат говорит сам о себе.
урок литературы 9 класс.doc
Класс 9 Урок  курса № 44 Изучаемая тема: Н.В.Гоголь Урок темы № 5 Тема урока: Образ Чичикова. Чичиков – подлец или предприниматель? Цель урока: продолжить изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», повторить  содержание поэмы через ее поэтическое восприятие; определить идейно – смысловую  нагрузку образа Чичикова в произведении; развивать навыки работы в группе, а также  навыки связной, логически выстроенной устной речи; акцентировать внимание на  нравственном аспекте поэмы. Тип урока: урок­исследование. Оборудование: мультимедийный проектор, «шляпы», текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые                                души», словарь. Форма работы: групповая. Ход урока. I. II. Орг. момент. Вводно – разъяснительная часть. 1. Объявление темы урока (фамилия героя в теме пропущена).                                      Определите героя по визитной карточке, для того, чтобы узнать, о ком идет                      речь: «Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и                    обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком                    толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб                    молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо                    Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам                    Антихрист.                                      Так о ком же пойдет речь сегодня на нашем уроке. Конечно, речь пойдет о                       главном герое поэмы ­ П.И.Чичикове. Как вы думаете, какую проблему, связанную с этим героем в поэме, мы  будем сегодня обсуждать?  Итак, проблемный вопрос урока: «…он все же подлец какой­то странный»? (критик Игорь Залотусский) 2. Объявление целей урока.                   3. Актуализация знаний по изученному материалу.                    Давайте вспомним основной сюжет произведения, через его поэтическое                     восприятие: (выразительное чтение учащимися). В губернский город Н Приехал на бричке один господин. С виду  чистый, опрятный, Словом, очень приятный. Не теряя даром времени, Он начал свои посещения. Осчастливил визитом Манилова, Человека очень милого. Чичиков был очень хитер, Деликатно начал разговор. Расспросил про крепостных, Много ли умирает их у них? Манилов их продать не пожелал, А так запросто отдал. Затем наш герой поехал к другому, Необычному в округе господину, К его величеству Плюшкину. Просьба Чичикова его удивила И даже как­то воодушевила. С продажи мертвых душ Он ожидал  большой куш. Предложил он гостю Даже отобедать, Ликерчику с мухами отведать. Но Чичиков быстро распрощался И к другому помещику собрался. Собакевичем его звали, Такого героя вы еще не видали. Был он  крупным, толстым, В два метра ростом. Смотрел на всех недоверчиво, Рассчитывать на такого было нечего.   Но Чичиков и его ловко провел­ Мертвых душ без труда приобрел. Следующий визит был к Ноздреву, Известному драчуну, мошеннику и лгуну. Ноздрев гостю был очень рад,  Словно к нему приехал брат. Чичикова он обнял, расцеловал, И на прогулку с собой позвал. Борзыми своими хвастался И все менять их на что­то пытался. Но гостя борзые не привлекали,  А больше мертвые интересовали. Чичиков задал  о мертвых вопрос­ Ноздрев ему устроил целый допрос. Замахал на него кулаком, Обозвал  его дураком. Даже полез было в драку, Нагоняя на Чичикова страху. Неизвестно, чем бы окончилось дело, Но  полиция Ноздрева уже уводила. Но Чичикова и это не  остановило. Его уже к Коробочке тянуло. Помещица Коробочка,  Весьма своенравная дамочка. Своею тупостью она  Чичикова сильно удивила, Но с товаром своим не продешевила. Так Чичиков новый способ наживы  нашел­ За бесценок мертвых душ приобрел. Гоголь описал необычный сюжет­ Мертвая душа в каждом его герое живет! 4. Для того, чтобы вы полностью осознали с каким материалом вы будете                 работать, мы должны определиться с основными, значимыми словами нашей                   темы:                  Подлец ­  подлый человек, негодяй (С.И.Ожегов); (разг. бран.). Низкий, подлый                  Человек (Ушаков). Так же по словарю синонимов: подонок, прохвост,                  проходимец, дрянцо, сквернавец, паршивец, мерзавец, гниль, поганка.                     Предприниматель ­  лицо, занимающееся собственным                     бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной                             формой создания торговли (Википедия – 21 век); по Владимиру Далю;                     « предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам,                         смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек»; "человек                     определенного личностного склада, который в своем стремлении к                     получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической                               деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на                     первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала,                     наемного управляющего и работника" (учебник "Психология                             предпринимательства и бизнеса"); лицо, которое занимается                     предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для                     организации предприятия и тем самым берет на себя                            предпринимательский риск (Большой экономический словарь); Говард Х.                     Стивенсон, профессор Гарвардского университета, в статье «Взгляд на                     предпринимательство» писал: «Предпринимательство — это наука управлять,                     суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за                     возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент                      находятся у нас под контролем». III. Обучающе – развивающая часть. РАБОТА В ГРУППАХ                    1. Учитель напоминает правила работы «в шляпах»:                        «Белая шляпа»: факты, информация.                        «Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.                        «Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.                        «Красная шляпа» чувства, эмоции.                         Выбор спикера и хранителя времени.                    2. «Белая шляпа»:  информация о Чичикове.                        «Жёлтая шляпа»: Чичиков – предприниматель (положительные черты                         характера, действия).                        «Чёрная шляпа»:  Чичиков – подлец (только отрицательные качества), как                         добивался всего?                        «Красная шляпа»: Какие чувства способен проявлять Чичиков? Какие                         чувства вызывает у вас Чичиков? IV. Закрепительно – коррекционная часть. Итог урока: можем ли мы прийти к единому мнению по образу Чичикова?  Почему? Вспомним о первоначальной задумке автора: сколько частей данного  произведения должно было быть? (три: 1.ад, 2­чистилище, 3­ рай). Надеялся ли  Гоголь на исправление своего героя? Автор, несмотря ни на что, все­таки верил  в лучшее.  Заключительное слово учителя: Итак, спорить по этому поводу можно долго и много. Даже критики того времени не могли прийти к единому мнению. Но ясно  одно, что не зря Гоголь хотел создать 3 части своей поэмы и дать возможность  своему герою переродиться, так как считал, что Чичиков способен на это. И  подтверждением является, во­ первых, выбор имени – Павел (апостол Павел,  который вначале был ярым противником Христа, но потом переродился); во –  вторых, Чичиков совершил выезд в воскресенье, а это приобретает особый  смысл: воскрешение заблудшего человека, блудного сына человечества, ожидает его в конце всех странствий. И все же, для чего, с какой целью затеял эту аферу  Чичиков? Домашнее задание. V.                    Поразмышлять над высказыванием, которое принадлежит иезуиту Эекобару и                  является девизом ордена иезуитов и соответственно основой их морали: «Цель              оправдывает средства?» (форму выбрать самим). VI. Контрольно­оценивающая часть. Анализ работы групп и выставление оценок. VII. Рефлексия.             «Острова».                  На доске висит карта настроения. Приклей стикер на тот остров, на котором                    ты сегодня пребывал: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки,                   Радости, Новизны. «Белая шляпа»: информация о Чичикове    . Родителям – дворянам принадлежала одна крепостная семья. Жил Чичиков с больным  отцом в маленькой горенке, где отец учил его грамоте. Позже отец увёз сына в город и  определил в классы городского училища. При расставании дал сыну полтину меди и  «умное наставление». По окончании училища получил аттестат и книгу с золотыми буквами «за примерное  прилежание и благонадёжное поведение». Устроился в Казённую палату на место с  жалованием 30 ­40 руб. в год. Вскоре стал повытчиком (чиновником Казённой палаты, заведовавшей сбором податей) Позже работал в должности члена комиссии для построения казённого строения. Карьера  потерпела крах. Переехав в другой город, переменил 2­3 должности. Перешёл в службу при таможне. Совершил сделку с контрабандистами. Разоблачён. Занимался делами поверенного. В этой должности пришла идея о скупке « мёртвых душ».  Воплощая идею в жизнь, оказался в городе №. _____________________________________________________________________________ «Чёрная шляпа»: Чичиков – подлец 1.Ни друга, ни товарища в детстве. 2.Через спекуляцию, обман строил свой капитал: 1)продал выполненного из воска снегиря;  2)спекулировал в классе съестным; 3) продал выдрессированную мышь. 3.Лесть перед учителем. 4.Учитель был 1­ым человеком, которого Павел «надул». Учитель был уволен, обнищал.  Все ученики класса, кроме Чичикова, помогли ему. 5.После училища устроился в Казённую палату, имитируя интерес к зрелой дочери  начальника, вскоре занял место своего начальника, а о «невесте» забыл. 6.В должности члена комиссии для построения казённого капитального строения приобрёл себе красивый дом, хотя за 6 лет из казённого строения  был возведён только фундамент. 7. Зарекомендовав себя на таможне, вошёл в сговор с контрабандистами. 8. В интересах дела на таможне Чичиков склонил к нечестной сделке пожилого чиновника. 9.Сумел увернуться от уголовного суда и утаил 10 000. После крушения карьеры на  таможне вновь начинает путь с обмана, преступления ­ скупки « мёртвых душ». 10. Автор сравнивает Чичикова с Наполеоном и антихристом. 11. У Чичикова есть шкатулка с двойным дном. В шкатулке, как в зеркале, отражается весь Чичиков – плут, человек с двойным дном. Шкатулка – символ души героя. ___________________________________________________________________________ «Жёлтая шляпа»: Чичиков – делец, предприниматель? 1.В его облике поражает изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. 2.Много терпения, выдержки, силы показал главный герой поэмы, стремясь обогатиться.  Уже в детстве он умел отказывать себе во всём ради «копейки» 3.Среди других героев выделяется практической хваткой, умением экономить,  общительностью, железной волей. 4.Потеряв одну работу, вооружившись терпением, «сызнова начинает карьеру». Служа на  таможне рвением, тщательностью заслужил безупречную репутацию. 5.Доносчик из­за которого пострадал Чичиков – запил, а Чичиков – устоял. 6.В ожидании лучшего готов был заниматься делами поверенного, мелкими по сравнению с  прежними должностями. 7.Льстив, услужлив, где надо и с кем надо. 8.Хорошо разбирается в людях, видит все их слабые места и использует это в своих целях. _____________________________________________________________________________ «Красная шляпа»: На какие чувства способен Чичиков? Какие  чувства вызывает у вас Чичиков? 1.Чичиков способен на любовь. Девушка (причём Чичиков ещё не знает о том, что она  губернаторская дочка) поразила этого прожжённого афериста наивностью,  естественностью, простотой. А это важная человеческая характеристика у Гоголя. 2. «немая сцена» произошла и на балу, когда герой во второй раз забыл всё окружающее,  пренебрёг пошлым дамским окружением. 3.Отметил Гоголь и « странное чувство» Чичикова, которое испытал он над списком  мёртвых крестьян. Это было что­то вроде умиления. По характеристикам, данным  Собакевичем, житейски опытный и чудесно просветлённый Чичиков дополнил биографии  этих забубенных русских людей, мастеровитых, талантливых, но горячих, удалых,  непутёвых. 4.Негодование балом, где он нагляделся на разодетых дам, в то время как кругом был  неурожай, голод. 5.Любовь Чичикова к быстрой езде ­ черта чисто русская. Жалость:  1)воспитывал Чичикова отец, о матери ничего не сказано; 2) отец больно наказывал за  шалости; 3) тяжело жить без друзей, товарищей; 4)отказывал себе во всём ради «копейки» Негодование, Возмущение: 1) имитировал интерес к зрелой дочке начальника­ повытчика (тем самым играл на  чувствах начальника и его дочери) 2)спекуляция съестным; 3)отказал в помощи учителю; 4) обогащение обманным путём.5) склонил к нечестной сделке пожилого  чиновника.6)Чичиков, работая на таможне, попал под суд, но не раскаялся :сумел  увернуться от уголовного суда и утаить тысяч десять.7)небрежение душой. Восхищение терпением, выдержкой, железной волей, общительностью, трудолюбием,  целеустремлённостью, умением экономить 1)выдрессировал мышь; 2)потеряв работу,  карьеру начинает с нуля; 3)о чём бы ни заходила речь, он всегда умел поддержать разговор, сообщая дельные замечания. Радость: Прожжённый аферист оказался способен на любовь СЛОВАРЬ                 Подлец ­  подлый человек, негодяй (С.И.Ожегов); (разг. бран.). Низкий,                  подлый                     Человек (Ушаков). Так же по словарю синонимов: подонок, прохвост,                  проходимец, дрянцо, сквернавец, паршивец, мерзавец, гниль, поганка.                     Предприниматель ­  лицо, занимающееся собственным                     бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной                             формой создания торговли (Википедия – 21 век); по Владимиру Далю;                     « предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам,                         смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек»; "человек                     определенного личностного склада, который в своем стремлении к                     получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической                               деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на                     первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала,                     наемного управляющего и работника" (учебник "Психология                             предпринимательства и бизнеса"); лицо, которое занимается                     предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для                     организации предприятия и тем самым берет на себя                            предпринимательский риск (Большой экономический словарь); Говард Х.                     Стивенсон, профессор Гарвардского университета, в статье «Взгляд на                     предпринимательство» писал: «Предпринимательство — это наука управлять,                     суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за                     возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент                      находятся у нас под контролем». Правила работы «в шляпах»:                        «Белая шляпа»: факты,                                        информация. «Жёлтая шляпа»: плюсы,  преимущества, только  положительные стороны. «Чёрная шляпа»: минусы,  только отрицательные  стороны.                         «Красная шляпа»: чувства,                                      эмоции. ЗАДАНИЕ «Белая шляпа»:  информация о Чичикове. ________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ «Жёлтая шляпа»: Чичиков – предприниматель (положительные черты  характера, действия). __________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ «Чёрная шляпа»:  Чичиков – подлец (только отрицательные качества), как добивался всего? _____________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ «Красная шляпа»: Какие чувства способен проявлять Чичиков? Какие  чувства вызывает у вас Чичиков? __________________________________________________________________

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"

Урок на тему: "Образ Чичикова. Чичиков - подлец или предприниматель?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017