Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
27.05.2018
Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)
Разработка представляет собой урок-диспут, проводимый в нетрадиционной форме (ток-шоу). В ходе урока учащимся предстоит раскрыть образ Павла Ивановича Чичикова, примерив на себя "роли" помещиков поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", отвечая на вопросы по содержанию текста, делая выводы и обобщения.Конспект урока
Урок-диспут. Чичиков. Новый герой эпохи или апнтигерой.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" ТОК ­ ШОУ "ЧИЧИКОВ. Новый герой эпохи или антигерой?" (Урок­диспут по литературе литературы в 9 классе с использованием игровых технологий) О.А.Новичкова,  учитель русского языка и литературы. Цели:  в   игровой   форме   раскрыть   отношение   писателя   к   современной   ему действительности, раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность, научить школьников вести литературный диспут 2018 Опережающее задание: подготовить сообщения (биография Чичикова; мастерство писателя в обличении правителей и чиновников губернского города;  эпоха, в которую жил Чичиков, распределить роли и подготовить пересказ от имени персонажа) При подготовке сообщений учащиеся пользуются текстом произведения, материалом в учебнике, статьями В.Г.Белинского,   Ю.Манна,   слабым   учащимся   раздаются   готовые   сообщения,   которые необходимо пересказать. Оборудование: иллюстрации к произведению (Чичиков), компьютер или магнитофон. План урока. 1.Оргмомент. Начало ток­шоу. 2. Выступления "жителей города и помещиков" (вопросы из зала) 3. Сообщение неизвестного о биографии Чичикова. 4. Сообщения подготовленных учеников. 5. Итоговый диспут. 6.Домашнее задание. Ход урока. (Парты   расставлены   в   два   ряда   вдоль   противоположных   стен,   учащиеся рассаживаются в зависимости от точки зрения на Чичикова (антигерой или новый тип.) Важную   роль   в   проведении   играет   интонация   учителя,   на   протяжении   всего   урока поддерживающего диспут класса. 1. Звучит музыкальная заставка ток­шоу "Пусть говорят". Учитель:  Здравствуйте!   Павел   Чичиков   приехал   в   губернский   город  N  и   сразу   душевно полюбился его жителям. Никто не предполагал, что перед ними не порядочный человек ­ владелец   нескольких   тысяч   душ,   а   скупщик   крестьян,   умерших,   но   не   занесенных   в ревизскую сказку. Так кто же перед нами: новый герой эпохи или антигерой?  Это мы сегодня и выясним. Мы, к сожалению, не смогли пригласить в нашу студию самого Павла Ивановича, он умчался на птице­тройке в неизвестном направлении. Обсуждать проблему будем по рассказам очевидцев этой истории.  Я приглашаю в студию губернатора города N. 2. Выступления "жителей города и помещиков" Ученик с сообщением "Чичиков в губернском городе" выходит к доске. Наводящие вопросы учителя и класса: Как Чичиков появляется в Вашем  городе?  Как он выглядит? Знаете ли Вы, с какой целью Чичиков заехал в этот город? Какое впечатление Павел Иванович производит на жителей города? Может, Вы заметили что­то странное в его речах, поведении? О чем Вы беседовали и о чем Чичиков разговаривал с другими жителями? Чем интересовался Чичиков? Учитель: Спасибо. Мы знаем, что постепенно перед  жителями города N открывается другая   сторона   Чичикова,   посещающего   помещиков.   У   нас   в   студии   первый,   у   кого побывал знаменитый плут. Приглашаем Манилова. Манилов (ученик). Пересказывает визит к нему Чичикова. Вопросы участников ток­шоу. Как Чичиков заводит речь о покупке мертвых душ? За сколько Вы сторговались? Не заподозрили Вы чего­нибудь странного в том, что Павел Иванович хочет купить именно мертвые души? Учитель:   Нам   удалось   также   найти   помещицу   Настасью   Петровну   Коробочку. Сегодня   она   здесь,   расскажет   свою   историю   знакомства   с   Чичиковым.   При   каких обстоятельствах, Настасья Петровна, вы познакомились с Павлом Ивановичем? Что собирался приобрести у Вас Чичиков? За какую сумму?  Показался ли Вам странным этот человек? Учитель: Нам известно, что в одном из трактиров произошла встреча Чичикова с Ноздревым. Узнаем из первых уст. Приглашаем помещика Ноздрева. Вопросы из зала. Обращался ли Чичиков к Вам с какой­либо просьбой? Продали ли Вы ему что­нибудь? Как вы попрощались с Павлом Ивановичем? Учитель:   Следующим,   кого   посетил   наш   мошенник,   был   Михаил   Семенович Собакевич. (Выходит) Что хотел приобрести у Вас Чичиков? Как он объяснил свое намерение? Расскажите о торгах! Смутило ли Вас что­нибудь в действиях Чичикова? Упоминали ли Вы в беседе о других помещиках? Учитель:   Нам   также   удалось   разыскать   и   последнего   помещика,   богача   Степана Плюшкина. С большой неохотой из­за расходов на дорогу он согласился приехать к нам в студию. Встречаем. Расскажите, как ваш дом посетил Чичиков? С какой целью? Как Вы отнеслись к тому, что Павел Иванович хочет купить у Вас мертвые души? Учитель:   События   далее   развивались   таким   образом.   В   соответствии   с оформленными купчими крепостями Чичиков является владельцем четырехсот мертвых душ.  На улице встречает Манилова. Вместе они идут совершать купчую (список Манилова изящно оформлен: по краешку рукой жены нарисована каемка). В канцелярии Чичиков дает чиновнику по имени Иван Антонович Кувшинное Рыло взятку для ускорения дела, но дача взятки происходит как бы незаметно: Иван Антонович накрывает «бумажку» книгой, и   ассигнация   исчезает.   У   начальника   сидит   Собакевич.   Чичиков   договаривается   о совершении   купчей   в   течение   одного   дня,   объясняя   спешку   тем,   что   ему   необходимо срочно уехать. Чичиков передает председателю письмо Плюшкина, в котором тот просит его быть поверенным в его деле, и председатель охотно соглашается. Приходят свидетели, документы оформляются, Чичиков платит в казну только половину пошлины («другую половину   отнесли   каким­то   непонятным   образом   на   счет   другого   просителя»).   После удачного   совершения   дела   все   отправляются   на   обед   к   полицмейстеру   (по   слухам, полицмейстеру достаточно только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему обеспечен роскошный обед и обилие рыбных деликатесов). За столом подвыпившие и подобревшие гости просят Чичикова остаться подольше, решают его женить. Сам Чичиков навеселе, уверяет собравшихся, что покупает крестьян на вывод в Херсонскую губернию, где уже обзавелся имением, и сам верит во все, что говорит. В   это   время   жители   города   вовсю   обсуждают   покупки   Чичикова.   На   балу   у губернатора Ноздрев пытался обличить нашего мошенника. Ноздрев (ученик пересказывает эпизод на балу у губернатора). Коробочка (ученик пересказывает о своем ночном приезде). Учитель:   Губернатор,   расскажите,   пожалуйста,   что   происходило   в   Вашем   городе после таких событий, какие ходили слухи? (Выступления Губернатора и Ноздрева). Ноздрев, вы последний, кто видел Чичикова в городе, как это произошло? 3. Выступление неизвестного о биографии Чичикова. Учитель: у нас в студии человек (пожелал остаться неизвестным), знающий Павла Ивановича лучше других. (Сообщение ученика о биографии Чичикова). Вопросы ко всем участникам ток­шоу. Какими чертами наделен герой?  Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной? При каких условиях могла появиться такая личность? Насколько интересен этот герой современному читателю? Учитель:  У нас есть информация,  что Чичиков  впоследствии  должен  измениться, переродиться.   Кто   согласен   с   такой   точкой   зрения?   (аргументированные   мнения учащихся). 4. Сообщения подготовленных учеников. 1).  Чтобы  ответить,  кто такой  Чичиков  и  каково  отношение  к  нему автора поэмы "Мертвые души", приглядимся к названию произведения Н.В.гоголя ­ "Мертвые души" и подзаголовку ­ "поэма". Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь   тем,   что   до   новой   переписи   умершие   крепостные   документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет "на бумаге" вступить во владение ими для различных   махинаций   ­  в   частности,  для   получения   денег   под   залог   из  опекунского совета. Исходя из этого смысла названия, Чичиков ­ плут, герой плутовского романа; цель   произведения   в   таком   случае   ­   сатирическая,   а   главный   герой   ­   инструмент сатиры.   Так   сюжет,   подсказанный   автору,   по   его   собственному   свидетельству, Пушкиным, действительно предоставлял большие возможности для сатирического обобщения.   Во­первых,   это   возможность   показать   Русь   с   одного   боку:   через путешествующего   плута   можно   дать   масштабную   картину   русской   жизни,   типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во­вторых, это возможность создать   концентрированный   образ   российской   бюрократической   системы,   где   все ирреально и фиктивно, где бумажные "мнимости" замещают человека. Если перед нами плутовской роман с уклоном в сатиру, то Чичиков ­ всего лишь пошляк (правда, "гигантского калибра), "подлец", попавший в глупое положение. Так о нем   и   пишет   В.Набоков:   "Колоссальный   шарообразный   пошляк   Павел   Чичиков, который   вытаскивает   пальцем   фигу   из   молока,   чтобы   смягчить   глотку,   или отплясывает   в   ночной   рубашке,   отчего   вещи   на   полках   содрогаются   в   такт   этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому заду, то есть по своему подлинному   лицу,   босой   розовой   пяткой,   тем   самым   словно   проталкивая   себя   в подлинный рай мертвых душ) ­ эти видения царят над более   мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как   Чичиков, непременно имеет какой­то изъян, дыру, через   которую   виден   червяк,   мизерный   ссохшийся   дурачок,   который   лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума". 2). Так что же? Чичиков пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически бездушного значения   слова   "душа"   (некая   абстрактная   человеческая   единица,   за   которую   с помещика   взимается   налог)   выглядывает   прямое   значение   ­   "душа   человека",   в бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, ­ сказали Гоголю, ­ не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться   читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти   (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, которого "Интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность­ "смерть". Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые   же   расспросы   Чичикова   в   городе  NN  фиксируют   необыкновенное умонастроение,   превышающее   степень   традиционного   интереса   к   скрытой   стороне жизни:   приезжий   "расспросил   внимательно   о   состоянии   края:   не   было   ли   каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких­нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более   чем   одно   любопытство".   В   дальнейшем   "странное"   направление   интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется" (Ю.Манн).   Тема   пошлости, В этом контексте "пошлость" выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут  "смерти" (в предельном смысле этого слова ­ "смерть души").   удвоенная   ("пошлость   пошлого   человека")   и абсолютизированная   (еще   о   "Ревизоре"   Гоголь   говорил,   будто   публику   испугала "пошлость   всего   вместе"),   ведет   человека   вниз   по   лестнице   мироздания:   лица превращаются в животные "рыла", "рыла" ­ в бездушные вещи. А самый "низ" этой лестницы ­ в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец ("пора припрячь и подлеца"), а еще и мелкий бес, адский прислужник. Ассоциация   с   адом   возникает   не   случайно.   Вдумаемся:   "Мертвые   души"   ­   не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: "Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман… Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение". Почему   поэма?   "Мертвые   души"   задумывалась   по   аналогии   с   "Божественной комедией" Данте ­ в трех частях: первая часть ­ "Ад", вторая ­ "Чистилище", третья часть     ­   "Рай".   Замысел,   таким   образом,   не   ограничивался   изображением   "ада", "пошлости пошлого человека", предел его ­ в спасении этого самого "пошлого человека". 3). Кого же Гоголь готовит к спасению ­ еще в первой части "Мертвых душ"? Чичикова,   прежде   всего.   Что   указывает   на   это   в   тексте?   Первое,   что   отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого ­ биографии. Биография Чичикова (так же, как и Плюшкина) ­ это история "падения   души";   но   если   душа   "пала",   значит,   была   когда­то   чистой,   значит, возможно ее возрождение ­ через покаяние. Что   необходимо   для   покаяния,   для   очищения   я   души?   Внутреннее   "я", внутренний   голос.   Право   на   душевную   жизнь,   на   "чувства"   и   "раздумья"№   тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). "С каким­ то неопределенным чувством глядел он на домы…"; "неприятно, смутно было у него на   сердце…",   "какое­то   страшное,   непонятное   ему   саму   чувство   овладело   им",   ­ фиксирует Гоголь моменты "интроспекции" (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или   сливается   с   ним   в   знаменитых   поэтических   отступлениях.   Так,   герой   поэмы Чичиков   перестает   быть   одномерным.   В   пошлости   и   мелком   бесовстве   "подлеца" мерцают   блики   "живой   души",   для   которой   возможно   возрождение,   ­   которая готовится   к   возрождению.   Обратим   внимание   на   то,   как   автор   "Мертвых   душ" переходит к знаменитому отступлению о "птице­тройке", завершающему первый том "Мертвых душ". Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, "ибо любил быструю езду"; и тут же следует  авторское обобщение: "И какой же русский не любит быстрой езды?".   Далее:   "Эх,   тройка!   Птица­тройка,   кто   тебя   выдумал?"   и,   наконец, предельный, под стать грандиозной поэме, масштаб обобщения: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?" от Чичикова с его бричкой ­ к таинственно­патетическкому вопрошанию: Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Нет ответа". Получается, что и Чичиков причастен к этому "полету", а значит, и к "тайне"; он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать. 4). После покупки Чичиковым "мертвых душ" жители города N рассуждали:" ..это правда, никто не продаст хороших людей, и мужики Чичикова пьяницы, но нужно принять во внимание, что вот тут­то и есть мораль, тут­то и заключена мораль: они теперь негодяи, а, переселившись на новую землю, вдруг могут сделаться отличными подданными.   Уж   было   немало   таких   примеров:   просто   в   мире,   да   и   по   истории тоже". Итак, души людей могут преобразиться. Гоголь и сам намеревался в третьем томе вывести новые, полностью преображенные души Плюшкина и Чичикова. Главный   персонаж   ­   Чичиков   ­   в   конце   концов   должен   был   превратиться   в идеальное   лицо,   героя   без   страха   и   упрека.   Преобразование   предполагало перевоспитание и самовоспитание. Во втором томе у Чичикова появлялись учителя­ воспитатели, которые облегчали ему дорогу нравственного перерождения, и сам он, раскаиваясь и страдая, постепенно перевоспитывает себя.  Если   Чичиков   копит   копейку   и   стремится   разбогатеть,   то   он   мыслит   как буржуа,   как   капиталист?   А   хочет   ли   Чичиков   пустить   деньги   в   рост   и   стать ростовщиком? Мечтает  ли он о заводе,  о фабрике, допускает  ли он мысль стать промышленником   и   открыть   свое   дело?   Нет.   Чичиков   надеется   купить   сельцо Павловское в Херсонской губернии, стать помещиком и жить обеспеченно, в достатке. Он по своему сознанию не буржуа, не капиталист. Накопительская и буржуазная идея входит в голову помещика, феодала. Второй   вопрос   состоит   в   том,   кто   же   такой   Чичиков,   если   он   не   наделен сознанием   буржуа,   но   все   же   является   "приобретателем"   и   в   будущем   мечтает стать помещиком? Понять, почему Гоголь выбрал для своего антигероя первого тома среднего, ничем не заметного человека, помогает "Повесть о капитане Копейкине".   Чичиков   ­   человек   новый,   буржуазной   эпохи   и   дышит   ее   атмосферой.   Идеи буржуазной   эпохи   своеобразно   преломляются   в   его   уме   и   характере,   во   всей   его личности. В буржуазную эпоху всеобщим кумиром становятся деньги, капитал. Всякие родственные,   дружественные,   любовные   связи   существуют   постольку,   поскольку держатся  на денежном  интересе,   выгодном  для  обеих  сторон. Чичиков  однажды увидел шестнадцатилетнюю девушку с золотыми волосами и нежным овалом лица, но его   мысли   тут   же   свернули   на   приданое   в   двести   тысяч   рублей.   Иначе   говоря, буржуазная эпоха производит зло, но зло незаметное, угнездившееся в людях, подобных Чичикову,   "средних,   ничем   не   примечательных.   Чичиков   ­   рыцарь   копейки.   Отец завещал   ему   копить   копейку.   Из   фольклора   известен   герой   народных   песен   "вор Копейкин". Чичиков в смысловом отношении связан с капитаном Копейкине, и с его прототипом "вором Копейкиным". История капитана Копейкина относится к славной героической эпохе 1812 года. В   новую,   буржуазную   эпоху   торжествует   Павел   Иванович   Чичиков,   который олицетворяет   антихриста   незаметного,   мелкого,   предприимчивого,   пронырливого, почитающего копейку и весьма изобретательного по части ее добычи. Нынешний антихрист  страшнее очевидного антихриста прежних времен. А для измельчавшего мира он тем более опасен. Опасен, потому что тих, аккуратен, ласков, обходителен, способен втереться в душу любого человека, совсем как Павел Иванович Чичиков. Не случайно Чичиков не любил говорить о себе и употреблял большей частью книжные   обороты,   вроде   "незначущий   червь   мира   сего".   Единственная   примета, которая выдает в нем антихриста, злой дух, ­ его фрак брусничного цвета с искрой. Гоголь   в   конце   первого   тома,   описывая   среднего,   ничтожного   Чичикова, посвящает несколько страниц его биографии, превращает бричку Чичикова в небесную огненную   колесницу,   а   ухабистая,   тряская   русская   дорога,   по   которой   едет чичиковская бричка, вдруг обретает значение символического пути, который приведет к спасению России. 5. Итоговый диспут. Учитель: Итак. Мы выслушали всех, кто, так или иначе, был знаком с Чичиковым. Кем же он является на самом деле? Плут, подлец, мошенник? Или новый герой эпохи? (Мнения учащихся, заключительное слово учителя). Учитель:   Спасибо   всем,   кто   сообщил   важную   информацию   о   Павле   Ивановиче Чичикове.  6. Домашнее задание:  1. Отметить особенности композиции "Мертвых душ". 2. Конспект статьи В.Г.Белинского "Похождения Чичикова или Мертвые души".

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)

Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018