Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
02.04.2017
Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»
Данный урок помогает раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», формирует умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь. Урок построен на технологии: сотрудничество «учитель-ученик» , использованы элементы критического мышления. В ходе урока учащиеся работают в группе. Основной метод- частично-поисковый.
Урок литературы по повести Карамзина Бедная Лиза.doc
Урока литературы в 9 классе  Тема: Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста» Выполнила: Клочкова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 с. Александров­Гай Саратовской области Цели: 1. Раскрыть идейно­художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 2. Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев;  развивать устную речь. 3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать  собственное отношение к окружающему миру. Технологии: сотрудничество «учитель­ученик», элементы критического мышления Ход урока Ход урока 1.Организационный момент. Ребята, сейчас вы послушаете притчу о любви. Никто не достоин слёз     Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И  могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел!      Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он  заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а  на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его,  и вновь пропадал! И так история продолжалась...      Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, "что никто не достоин  её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать". После чего она  переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И  пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть  человек, который "не заставит её плакать"...  ­Какое отношение имеет эта притча  к произведению, о котором мы будем сегодня  говорить? ­Какие выводы вы сделали для себя? Любовь удивительна. Она умет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду,  разочарование. Но самый страшный враг чувств – равнодушие. И мы не останемся  равнодушными к судьбе Лизы из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой известной повести  Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».  2. Формулировка проблемы.  Учитель: С этим произведением вы познакомились дома, поделитесь своими  впечатлениями о прочитанном, продолжая фразы: Могу сказать, что… Захватывает… Хочется понять… Можно предположить… Учитель: Сформулируйте проблему произведения: Почему не состоялась любовь Лизы и  Эраста? Учитель: Обратите внимание на эпиграф, в качестве которого взято стихотворение  Карамзина. По мнению автора, любовь – начало жизни, сказки. Почему печальной оказалась сказка Лизы и Эраста? 3.  Сообщение темы урока учащимися «Печальная сказка Лизы и Эраста» Учитель: Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать тему урока сами. 4.  Сообщение целей урока  Учитель: Попытайтесь сформулировать цели урока. 5.Работа над названием произведения. Учитель: Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней  связана основная мысль повести) ­Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает  Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная) ­Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь) 6. Мозговая атака. Составление кластера к понятию «любовь». Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное  чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся  разобраться. 7.  Работа на осмысление содержания произведения.   Блиц­опрос: 1.В каком году написано произведение?(1792) 2.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть) 3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой) 4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы). 5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин) 6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора). 7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала  ягоды). 8.А почему Лизе пришлось работать? 9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши) 10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль) 11.Что случилось с главной героиней? 12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют.. 8.Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи. Учитель: Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и  развиваются чувства между молодыми людьми.  Каждой группе дается инструкция для выполнения творческого проекта, ватман,  карандаши. Инструкция  для группы №1. Лиза:(ландыш) С чем приходят друг к другу Лиза и Эраст? Какой символ своего мира они дарят  друг другу? 1. Как зарождается и развивается любовь Лизы? 2. Какие чувства переполняют ее душу? 3. Помогают ли ей доводы рассудка? 4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? 5. Какими чертами характера автор наделил Лизу? 6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не  брать даром». 7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы? 8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет  предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена 9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста? Сообщения учащихся о философском значении ландышей в литературе. Лиза приходит в Москву с ландышами. Ландыши в немецком предании связаны с весной, в русской легенде ландыши – это слезы  Любавы, возлюбленной Садко. Ландыши – олицетворение чистоты, нежности, любви и боли девичьего сердца. Инструкция для группы №2. Эраст: (деньги) С чем приходят друг к другу Лиза и Эраст? Какой символ своего мира они дарят  друг другу? 1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?. 2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах? 3. Что привлекло Эраста в Лизе? 4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? 5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? 6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? 7. Какими чертами характера автор наделил Эраста? 8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста? 9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста? Рассказать о губительной силе денег.  При первой встрече Эраст протягивает Лизе деньги. Сообщения учащихся о философском значении денег в литературе. Эраст всегда стремится за все заплатить, причем дороже цены. Платит за хорошее и  плохое: за цветы, за любовь, за отказ от любви. В итоге закладывает свою душу пожилой  вдове за деньги. В мировой литературе, начиная с библейских тридцати серебряников,  деньги олицетворяли предательство, зло. Таким образом, в первой же встрече Лизы и  Эраста можно увидеть столкновение двух миров: мир денег Эраста погубит ландышевый  мир Лизы. Здесь прослеживается философский мотив столкновения природы и  цивилизации, где гибнет природа. 9.Защита проектов учащимися.  После защиты проектов  группы оценивают друг друга 10. Физминутка. 11.Работа с текстом.  Учитель:Найдите ключевые слова, которые помогут вам раскрыть образ Лизы.  Зачитайте. 1 группа ­ докажите, что Лиза – положительный образ. 2 группа ­ докажите, что Лиза ­ отрицательный образ. (Совершила великий грех: потеряла невинность, обманула мать, не сказала про Эраста, бросилась в пруд, эгоистка, думает только о себе, а не о старенькой больной матери) Учитель: Попробуйте сформулировать советы девушкам нашего времени. Какими  качествами должна обладать девушка? Что бы вы посоветовали девушкам в наше время?  Могут ли современные молодые люди извлечь из повести нравственные уроки ? Если да, то  какие? 10 Обобщение: На примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль  играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о  необходимости рассудка в любви. Человек должен строить своё счастье на гармонии  чувства и разума. 11 Рефлексия   Групповая работа. Учитель: Составьте синквейн: 1 группа­Лиза 2 группа­Эраст 12. Домашнее задание 1. Составить синквейн повесть «Бедная Лиза» 2. Напишите сочинение­предположение «Если бы Лиза осталась жива…»  «Бедная Лиза» Сентиментальная, захватывающая, Учит, увлекает, наставляет В жизни правит любовь Сентиментализм

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»

Методическая разработка урока литературы по теме:"Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» «Печальная сказка Лизы и Эраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017