Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"
Оценка 4.9

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
27.03.2017
Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"
Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей" разработан на основе изучения библейской истории воскресения Иисуса Христа. Учащимся предлагается к анализу рассказ А. И Куприна «Пасхальные колокола» и лирические произведения: А. Майков «Христос воскрес!», И. Бунин «Христос воскрес!», А. Н. Плещеев «Он шел безропотно тернистою дорогой…», «Как солнце блещет ярко…», Я. Полонский «Пасхальные вести», П. Потехин «Все лица радостью сияют», «Христос воскрес! — всего два слова…», В. Ладыженский «Христос Воскрес! В любви лучах…», «Христос Воскрес! Скворцы поют…» Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
ПАСХАЛЬНЫЙ УРОК.doc
УРОК  Направление: духовно­нравственное воспитание. Класс: 9 Тема: Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей. Цель: проследить, как отразились в русской  литературе идеалы Веры  ­величайшей ценности нации; Задачи:    личностные   вдумчивому чтению; воспитать  уважение к идеалам православной культуры.   : вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к  ­   метапредметные  : обучить отбирать материал текста для работы над темой;    развить навыки сравнительного анализа; развить навыки групповой работы и  работы со словарем; развитие монологической речи; ­ предметные   Пасхи; определить особенности стиля.  : познакомить с произведениями, посвященными празднованию  Ход урока: I. Актуализация знаний.  1. Слово учителя . Гиацинтами пахло в столовой, Ветчиной, куличом и мадерой, Пахло вешнею Пасхой Христовой, Православной русскою верой. Что значит слово Пасха для каждого православного человека? Почему  столь велик этот праздник? Почему он захватывает воображение людей  искусства? Почему становится темой многих литературных произведений?  Сегодня мы попробуем найти ответы на эти и другие вопросы. Прежде всего  давайте проверим себя: многое ли известно нам об этом  празднике? 2. Обучающимся предлагаются высказывания (на  бланках или слайдах).  Необходимо согласие или несогласие с высказыванием. Воскресение – издавна самый лучший день в неделе, т. к. что­то (кто­то)  возродился в этот день. Пасхальная неделя называется Светлой. Пасха Христова – то же, что и Воскресение («Пасха Христова» ­ то же самое,  что «Воскресение Христово») Символ Пасхи – цветы  Казнь Христа произошла в Страстную пятницу.  В русской литературе мало произведений, где отражено или упоминается  празднование пасхи. II. Изучение нового материала. 1. Слово учителя: Всякую весну к нам приходит праздник Пасхи и что всю эту неделю пасхальные торжества продолжаются, а сама неделя называется  Святой, Великой, Светлой. Воскресенье ­ это день отдыха и праздника. Но  почему именно в этот день было решено отвлекаться от обычных забот? Ответ дается в самом названии этого дня. Вос­кресенье. Приставка «вос» означает  повтор, восстановление. А древний славянский корень «крес» означает жить,  сиять, сверкать. Воскресение – день возобновления жизни. Значит, кто­то накануне ушел из жизни, но в этот день вырвался от смерти и вернулся в мир  живых. В памяти многих народов нашей Земли таким «победителем смерти»  стал человек, которого зовут Иисус Христос. Ученики Христа зовутся  «христиане». У разных людей и народов разные праздники. У христианских  народов всего мира главный ежегодный весенний праздник – Пасха Христова.  «Пасха Христова» ­ то же самое, что «Воскресение Христово». Весть о  воскресении Христа как основу своей надежды приняли многие народы и  миллионы людей. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой  еженедельный праздничный день. 2. Сообщение учащегося.  Новозаветная Пасха получила название Праздник праздников, Царь дней или Велик день. Иудейские племена отмечали её весной как праздник отела скота, затем   Пасху   связывали   с   началом   жатвы,   позднее   ­   с   исходом   евреев   из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа, называя Светлое Христово Воскресение. В Библии рассказывается  о  том,  что "приближался  праздник  Пасхи, и  паломники  со всего   света   направились   в   Иерусалим.   Собрался   в   Иерусалим   и   Иисус.   В город он въехал на осле, как было сказано в псалмах Давида. Затем Иисус с учениками   направились   к   главному   храму,   во   дворе   которого   шла   бойкая торговля. Возмущённый Учитель разогнал торговцев и, войдя в храм, стал проповедовать   царство   Божие.   В   этот   же   день   фарисеи   решили   тайно арестовать Иисуса. Эта задача была бы невыполнима, если бы против Иисуса не дал согласия свидетельствовать один из его учеников ­ Иуда. В четверг на Тайной вечере Учитель сказал ученикам своим, что время его истекает, и внимательно   посмотрел   на   Иуду,   который   понял,   что   предательство   его известно   Иисусу.   Поздно   вечером   Иисус   с   учениками   вышли   из   города   и пошли в Гефсиманский сад, что был расположен у подножия Масличной горы. Здесь Иисус попросил учеников подождать его, а сам пошел в глубину сада. Долго Иисус молился и просил у Бога пощады, он глядел в небо с надеждой, но звезды и луна были холодны и мертвы. Он просил прощения у Бога за все грехи этого мира, которые он хотел взять на себя. Под утро Иисус отправился к   ученикам,   которые   мирно   проспали   всю   ночь   и   тут   же   был   арестован, преданный поцелуем Иуды. Утром, в пятницу, в канун великого праздника Пасхи,   Иисус   был   осужден.   В   день   казни   воины   глумились   над   Христом: надели   на   него   царскую   мантию,   венок   и   низко   кланялись   ему.   Затем   на Христа взвалили крест и повели по улицам города к месту казни. Под крики и вопли   он   вышел   из   города   и   поднялся   на   Голгофу,   где   и   был   распят. Убедившись,  что   Иисус   мертв,   его   завернули   в  полотно   и   увезли   в   рощу, лежавшую неподалеку. В этой роще была одна незанятая гробница, в которую решили   положить   тело   Иисуса.   К   гробнице   первосвященник   приставил охрану, так как опасался, что фанатики могут выкрасть тело Иисуса, чтобы потом   рассказывать   всем,   что   Иисус   воскрес.   В   ночь   с   субботы   на воскресенье, в полночь, из гробницы донесся гул, затем неведомая сила вдруг отбросила   камень   далеко   от   входа   и   вокруг   разлилось   голубое   сияние. Стражники   в   ужасе   убежали   прочь.   На   рассвете   одна   из   учениц   Иисуса, Мария Магдалина, пришла в рощу, чтобы поклониться гробнице Иисуса. Она увидела  камень, отваленный от входа, и вошла в склеп, который оказался пуст. Она испугалась и хотела убежать, но увидела на краю гроба ангела. ­Что ты ищешь живого посреди мёртвых? ­ спросил он. ­ Не бойся. Пойди к  ученикам Иисуса и расскажи о том, что видела.  Так, согласно Библии, произошло чудо воскресения Иисуса Христа.  III. Работа с текстами Каждому ученику выдаётся  таблица А.И.Куприн   «Пасхальные  колокола» Стихотворение Произведение  живописи Я вижу Я слышу Я чувствую 1. Работа по рассказу А. И Куприна «Пасхальные колокола». А) Чтение  рассказа А.И.Куприна  «Пасхальные колокола» (подготовленное  выразительное чтение обучающегося). Б) Беседа. ­ Какое настроение рождает рассказ? ­ Почему воскрешение Христа вызывает восторг автора? ­ С помощью каких средств автор создает приподнятое настроение? ­Какие эпитеты использованы автором при создании образа великого  колокола? ­ Определите  изобразительно­выразительное средство языка: «Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и  колокольного звона». «острые детские крики» «колокола совсем маленькие: это дети; есть побольше — юноши и молодые  люди, незрелые» «восторженное пение хора», «подвижная, радостная служба», «светлых  сияющих парчовых ризах», «сияющие лица, «чудесная дорога», «добрый  смех» «погружаешься в сон, как камень падает в воду» «пухлые серьезные белые облака» «нежно сливаются в душе усталость и блаженство» «Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев» ­ С какой целью они использованы автором? ­ Предложите собственные изобразительно­выразительные средства,  которыми можно было бы дополнить этот рассказ. В) Выполнение задания. Заполните в таблице графы в соответствии с эмоциями, рожденными у вас  рассказом А. И. Куприна «Пасхальные колокола». 2.  Работа с поэтическими текстами.   А) Обучающимся предлагается ознакомиться с текстами стихотворений,  посвященных пасхе, подготовить развернутый ответ на вопросы:  Какие чувства и мысли рождает праздник Пасхи у  поэта? Совпадает ли его  ощущения праздника с вашими? Каковы для вас идеалы Веры? Какие приемы  и средства использовал автор? (Групповая  работа) Тексты для анализа: . Аполлон Майков «Христос воскрес!»,  И. Бунин  «Христос воскрес!», Алексей Николаевич Плещеев  «Он шел безропотно  тернистою дорогой…», «Как солнце блещет ярко…», Я. Полонский  «Пасхальные вести», Павел Потехин «Все лица радостью сияют», «Христос  воскрес! — всего два слова…», Владимир Ладыженский «Христос Воскрес! В любви лучах…», «Христос Воскрес! Скворцы поют…» Б) Выступление групп.  Перед выступлением каждой группы остальным ученикам предлагается  стихотворение для чтения и осмысления, после выступления группы  предлагается выразить собственное мнение. В) Запись в таблице 3. Работа с картинами.  А) Слово учителя: Великий день Воскресения Христова не отразился в  сердцах всех людей. Поэты и писатели отразили его в своем творчестве. Не  могли остаться равнодушными к этому событию и художники. Приглашаем  вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть Пасху в изображении  разных авторов. Вам необходимо выбрать ту, которая, на ваш взгляд,  соответствует тематике и настроению  указанных стихотворений.  Выберите  ту картину, которая вам больше всего понравилась, и на планшете в графе «Я  чувствую» опишите свои эмоции. Б) Заполнение таблицы. IV. Составление словесной зарисовки.  В группе составляется одна общая  словесная  картина «Пасха». Один человек от группы зачитывает работу. V. Подведение итогов. Составление синквейна . VI. Домашнее задание. Прочитать рассказ А. И. Солженицына «Пасхальный Крестный ход», ответить  на вопрос «Почему автор выбрал для рассказа именно такое название»?

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах произведений русских поэтов и писателей"

Урок по литературе "Светлый праздник Пасхи на страницах  произведений  русских поэтов и писателей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017