Программа разработана для изучения предмета "Литература" в 9 классе основной общеобразовательной школы. Программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной по литературе для 9 класса и основного образовательного стандарта 2004 года, а также авторской программы по литературе В.Я.Коровиной. Программа содержит все разделы в соответствии с требованиями к изучению предмета.
ЛИТЕРАТУРА 9 класс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курьяновская основная общеобразовательная школа
Согласовано Утверждено
Заместитель директора Директор школы
_________ /Е.В.Викторова/ __________ /Н.А.Крылова/
Приказ № от
Рабочая программа
по литературе
для 9 класса
Составила
учитель русского языка
и литературы
Обухова Оксана Владимировна Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7е издание, М. Просвещение, 2014 Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета
в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами,
проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовноэстетическая ценность, освоение идейноэстетического
богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историколитературных сведений и теоретико
литературных понятий;
•
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания; грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 59 классов готовит школьников к восприятию линейного историколитературного курса 1011 классов формирует грамотного читателя.
Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика
литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение
на литературную и историколитературную темы, презентации проектов
итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
•
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
•
авторов и содержание изученных произведений;
•
•
основные теоретиколитературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр
лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления),
роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе,
реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное
представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии:
(развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность,
фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений),
философскодраматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоциональнообразного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее
и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. Содержание тем учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...»
для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении
собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение
российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное
наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные
герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике,
публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»
— пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов
классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил:
любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная
линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в
судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейнокомпозиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная
критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика
начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в
двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие
понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть
«Фаталист» и ее философскокомпозиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в
критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так
пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый
герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романомпутешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина
в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе,
иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,
ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя
— положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным
фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному
обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом.
Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного
чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и
негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное
богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная,
духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгаковасатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого
человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия
идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа
притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов
лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических
интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в
есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковскогопоэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,
«С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Гдето в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе.
Философская глубина обобщений поэтамыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация
и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка»
(«Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр,
посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и
падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение
идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира),
моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии
как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсальнофилософский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1й акт), сцены первой (3й акт),
сцены четвертой
(4й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина
трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад»,
«Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития,
динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного
смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и
схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии
«Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философскодраматическая поэма.
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина»
(по выбору). Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Гдето в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по
выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…»
(по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Список литературы для самостоятельного чтения
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения. Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова,
Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.Б. Мольер. Комедии.
ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
№
п/п
Тема урока
Сроки
Тематическое планирование
Требования к
уровню подготовки
обучающихся
Элементы
содержания
1 четверть – 27 часов
Контроль
Примечание
1.
Литература и ее роль в
1 неделя
рассказывать о
Шедевры родной
Сочинение 2.
3.
4.
жизни человека.
сентября
роли литературы в
литературы
миниатюра
жизни человека
Из древнерусской литературы
знать особенности,
Самобытный характер
древнерусской
литературы
Художественные
особенности
произведения
Значение
произведения для
русской литературы
Слово как жанр
древнерусской
литературы
Чтение отрывка
наизусть
Выборочный
пересказ
Литература Древней
Руси. Богатство и
разнообразие жанров.
1 неделя
сентября
жанры
древнерусской
литературы
«Слово о полку Игореве»
величайший памятник
древнерусской
литературы.
Художественные
особенности «Слова о
полку Игореве».
1 неделя
сентября
знать историю
открытия «Слова…»
2 неделя
сентября
называть
особенности
«Слова…»:
самобытность
содержания,
специфику жанра,
образов, языка.
5.
Классицизм в русском и
мировом искусстве.
2 неделя
сентября
давать общую
характеристику
Характеристика
русской литературы
Конспект статьи
Из литературы 18 века
6. М.В.Ломоносов.
Особенности
содержания «Вечернего
размышления…»
2 неделя
сентября
русской литературы
18 века;
характеристику
русского
классицизма
знать основные
вехи жизни и
творчества автора;
называть
особенности
содержания
18 века
Жизнь и творчество
Выразительное
автора.
Прославление
чтение
стихотворения
Родины, мира, науки в
лирике 7. М.В.Ломоносов «Ода на
день восшествия…» Ода
как жанр лирической
поэзии.
Г.Р.Державин.
Обличение
несправедливости в
стихотворении
«Властителям и судиям»
8.
9.
Тема поэта и поэзии в
лирике Державина.
«Памятник».
10. А.Н.Радищев
«Путешествие из
Петербурга в Москву».
11. Особенности
повествования в
«Путешествии…».
12. Изображение
российской
действительности.
Критика
крепостничества.
3 неделя
сентября
3 неделя
сентября
4 неделя
сентября
4 неделя
сентября
4 неделя
сентября
13. Н.М.Карамзин. Понятие
о сентиментализме.
1 неделя
октября
стихотворения
3 неделя
сентября
характеризовать оду
как жанр
Ода как жанр
литературы
Чтение отрывка
наизусть
литературы
знать основные
вехи жизни и
творчества автора;
рассказывать об
обличении
несправедливости в
стихотворении
называть
характерные черты
темы поэта и поэзии
в лирике автора
знать основные
вехи жизни и
творчества автора;
знать основное
содержание
произведения
называть
особенности
повествования в
произведении
Жизнь и творчество
автора
Выразительное
чтение
стихотворения
Особенности лирики
Державина
Чтение наизусть
стихотворения
Жизнь и творчество
автора.
Особенности
повествования
Жанр путешествия
Выборочный
пересказ
объяснять сущность
Широкое изображение
российской
действительности,
критику
крепостничества
знать основные
вехи жизни и
российской
действительности
Критика
крепостничества
Жизнь и творчество
автора. «Бедная Лиза».
14.
«Бедная Лиза» как
произведение
сентиментализма.
1 неделя
октября
15. Главные герои повести
"Бедная Лиза".
1 неделя
октября
16. Понятие о романтизме
и реализме.
2 неделя
октября
17. В.А.Жуковский. Жизнь
и творчество (обзор).
Лирика.
2 неделя
октября
18. Баллада Жуковского
«Светлана».
Нравственный мир
героини баллады.
2 неделя
октября
творчества автора;
объяснять понятие
сентиментализм и
называть его
особенности
называть
особенности
произведения
характеризовать
героев повести;
иметь общее
представление о
произведении
Сентиментализм.
Утверждение
общечеловеческих
ценностей в повести.
Внимание писателя к
внутреннему миру
героини.
Из русской литературы 19 века
давать общую
характеристику
Характеристика
русской литературы
19 века. Романтизм.
русской литературы
19 века;
характеристику
романтизма и
реализма
знать основные
вехи жизни и
творчества автора;
называть
особенности лирика
автора
называть
особенности жанра
баллады;
рассказывать о
Реализм.
Жизнь и творчество
автора. Особенности
Выразительное
чтение
лирики.
Жанр баллады.
Чтение отрывка
наизусть 19. А.С.Грибоедов:
личность и судьба
драматурга.
20. Комедия «Горе от ума».
Обзор содержания.
3 неделя
октября
3 неделя
октября
21. Фамусовская Москва в
комедии «Горе от ума».
3 неделя
октября
22. Чацкий в системе
образов комедии.
23. Язык комедии «Горе от
ума».
24. Анализ эпизода
комедии «Горе от ума».
4 неделя
октября
4 неделя
октября
4 неделя
октября
нравственном мире
героини
знать основные
Жизнь и творчество
Доклад
вехи жизни и
творчества автора
знать основное
содержание комедии,
автора.
Обзор содержания
комедии.
ее героев
характеризовать
Герои комедии
Фамусовское
общество
характеризовать
Чацкого
пояснять
особенности языка
комедии
уметь
анализировать
эпизод
драматического
произведения
Монолог
Чтение монолога
наизусть
Меткий
афористический язык
Драма
Комедия
25. И.А.Гончаров «Мильон
терзаний». Анализ
статьи.
26. Развитие речи № 1.
Подготовка к
сочинению по комедии
«Горе от ума».
27. Развитие речи № 2.
Написание сочинения
«Век нынешний» и «век
минувший» в комедии
1 неделя
ноября
анализировать
критическую статью
Критика о комедии
Конспект
1 неделя
ноября
составлять план
сочинения
План
Характеристика
1 неделя
ноября
писать сочинение
на заданную тему
Сочинение А.С. Грибоедова «Горе
от ума».
28. А.С.Пушкин: жизнь и
творчество.
29. Лицейская лирика.
Дружба в лирике
А.С.Пушкина.
2 четверть – 21 час
2 неделя
ноября
2 неделя
ноября
знать основные
вехи жизни и
творчества автора
называть
особенности
лицейской лирики;
рассказывать о
дружбе и друзьях в
лирике автора
Жизнь и творчество
Сообщения о вехах
автора.
Особенности лирики
жизни и
творчества
Чтение
стихотворения
наизусть
Выразительное
чтение
стихотворения
Выразительное
чтение
стихотворения
Чтение
стихотворения
наизусть
30. Лирика петербургского
периода. Тема свободы
и власти в лирике.
2 неделя
ноября
характеризовать
лирику
петербургского
периода;
31. Любовь как гармония
душ в интимной лирике
А.С.Пушкина.
3 неделя
ноября
32. Тема поэта и поэзии в
лирике А.С.Пушкина.
3 неделя
ноября
объяснять сущность
темы свободы и
власти в лирике
знать адресатов
любовной лирики;
называть ее
особенности
характеризовать
тему поэта и поэзии
в лирике
33. Внеклассное чтение.
А.С.Пушкин. «Цыганы»
как романтическая
поэма.
3 неделя
ноября
знать содержание
произведения, его
Герои поэмы
героев;
характеризовать
Алеко
34. Роман А.С.Пушкина
4 неделя
знать историю
Роман в стихах «Евгений Онегин».
Сюжет.
ноября
создания, замысел и
композицию, сюжет
произведения
Сюжет
Онегинская строфа
35. Типическое и
индивидуальное в
образах Онегина и
Ленского.
36. Татьяна Ларина –
нравственный идеал
Пушкина. Татьяна и
Ольга.
37. Эволюция
взаимоотношений
Татьяны и Онегина.
Анализ двух писем.
38. Автор как идейно
композиционный и
лирический герой
романа.
«Евгений Онегин» как
энциклопедия русской
жизни.
39.
1 неделя
декабря
1 неделя
декабря
4 неделя
ноября
давать развернутую
характеристику
героев
4 неделя
ноября
давать развернутую
характеристику
героинь
1 неделя
декабря
рассказывать об
эволюции
взаимоотношений
Татьяны и Онегина;
уметь
анализировать
письма
рассказывать об
образе автора в
произведении
рассказывать о
пушкинской эпохе в
романе, о реализме
романа
Характеристика
героев
Характеристика
Татьяны
Чтение отрывка
наизусть
Лирическое
отступление
Реализм
Выразительное
чтение
лирического
отступления
40. Пушкинский роман в
зеркале критики.
2 неделя
декабря
анализировать
критическую статью
Критика о романе
41. Развитие речи № 3.
Подготовка к
сочинению по роману
«Евгений Онегин»
2 неделя
декабря
уметь писать
сочинение на
заданную тему
Анализ
критической
статьи
Домашнее
сочинение 42. Внеклассное чтение.
А.С.Пушкин «Моцарт и
Сальери». Проблема
«гения и злодейства».
43. М.Ю.Лермонтов: жизнь
и творчество.
44. Мотивы вольности и
одиночества в лирике
М.Ю.Лермонтова.
45. Образ поэтапророка в
лирике
М.Ю.Лермонтова.
46. Адресаты любовной
лирики Лермонтова и
послания к ним.
47. Эпоха безвременья и
тема России в лирике
Лермонтова.
«Герой нашего времени»
роман о незаурядной
личности.
48.
2 неделя
декабря
3 неделя
декабря
3 неделя
декабря
3 неделя
декабря
4 неделя
декабря
4 неделя
декабря
4 неделя
декабря
49. Печорин как
представитель
«портрета поколений».
2 неделя
января
знать о проблеме
«гения и злодея»,
объяснять ее смысл
Трагедия как жанр
драмы
знать основные
Жизнь и творчество
Сообщения о вехах
вехи жизни и
творчества автора
рассказывать о
мотивах вольности и
одиночества в
лирике
объяснять образ
поэтапророка в
лирике
знать адресатов
любовной лирики;
называть ее
особенности
раскрывать тему
Родины в лирике
знать содержание
произведения, его
композицию
автора.
Основные мотивы
лирики
Обзор содержания
Особенности
композиции
Романтизм
3 четверть – 30 часов
давать
характеристику
Психологизм
художественной
Печорина
литературы
жизни и
творчества
Чтение
стихотворения
наизусть
Выразительное
чтение
стихотворения
Выразительное
чтение
стихотворения
Чтение
стихотворения
наизусть
Характеристика
Печорина
50.
«Журнал Печорина» как
средство
2 неделя
января
объяснять
особенность
Психологический
роман
Выборочный
пересказ самораскрытия его
характера.
51. Печорин в системе
мужских образов.
Дружба в жизни
Печорина.
52. Печорин в системе
женских образов.
Любовь в жизни
Печорина.
53. Роман «Герой нашего
времени» в оценке
В.Г.Белинского.
54. Поэзия Лермонтова и
роман «Герой нашего
времени» в оценке
критиков.
55. Развитие речи № 4.
Подготовка к
сочинению по роману
М.Ю.Лермонтова «Герой
нашего времени».
2 неделя
января
3 неделя
января
самовыражения
характера героя
рассказывать о
дружбе в жизни
Печорина
рассказывать о
любви в жизни
Печорина
3 неделя
января
анализировать
критическую статью
Критика о романе
3 неделя
января
анализировать
критическую статью
Критика о романе
4 неделя
января
уметь писать
сочинение на
заданную тему
Анализ
критической
статьи
Доклад
Домашнее
сочинение
56. Н.В.Гоголь: страницы
жизни и творчества.
«Мертвые души».
4 неделя
января
57. Система образов поэмы
«Мертвые души».
58. Образ города в поэме
«Мертвые души».
4 неделя
января
1 неделя
февраля
знать основные
Жизнь и творчество
Сообщения о вехах
вехи жизни и
творчества автора;
знать основное
содержание поэмы
характеризовать
героев поэмы
рассказывать об
образе города в
поэме
автора.
жизни и
творчества
Мертвые и живые
души
Выборочный
пересказ 59. Чичиков как новый
герой эпохи и как
антигерой.
1 неделя
февраля
60.
«Мёртвые души» поэма
о величии России.
1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
2 неделя
февраля
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
61. Поэма "Мёртвые души"
в оценках
В.Г.Белинского
62. Развитие речи № 5.
Подготовка к
сочинению по поэме
«Мертвые души».
63. А.Н.Островский.
«Бедность не порок».
Сюжет.
64. Любовь в
патриархальном мире и
ее влияние на героев
пьесы.
65. Ф.М.Достоевский. Тип
«петербургского
мечтателя» в повести
«Белые ночи».
66. Роль истории
Настеньки в повести
«Белые ночи».
67. Л.Н.Толстой.
3 неделя
февраля
4 неделя
давать
характеристику
Чичикова,
рассказывать об
эволюции его образа
уметь
анализировать
содержание поэмы,
ее героев.
уметь
анализировать
критические статьи
уметь писать
сочинение на
заданную тему
знать основные
вехи жизни и
творчества автора
рассказывать о
влиянии любви на
героев пьесы
творчества автора;
объяснять черты
внутреннего мира
героя
объяснять смысл
«сентиментальности»
в понимании автора
знать основные
Герой и антигерой
Литературный тип
Характеристика
героя
Критика о поэме
Конспект
критической
статьи
Домашнее
сочинение
Жизнь и творчество
автора.
Выразительное
чтение в лицах
Комедия как жанр
драматургии
Жизнь и творчество
автора.
Повесть
Выборочный
пересказ
Жизнь и творчество
3 неделя
февраля
знать основные
вехи жизни и Формирование
личности героя в
повести «Юность».
68. Особенности поэтики
Л.Н.Толстого в повести
«Юность».
69. А.П.Чехов «Смерть
чиновника». Боль и
негодование автора.
70. А.П.Чехов «Тоска». Тема
одиночества человека в
мире.
71. Русская литература 20
века: многообразие
жанров.
72. И.А.Бунин. История
любви Надежды и
Николая Алексеевича в
рассказе «Темные
аллеи».
73. Мастерство Бунина в
рассказе «Темные
аллеи».
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта
1 неделя
марта
1 неделя
марта
вехи жизни и
творчества автора;
рассказывать о
формировании
личности героя
называть
особенности поэтики
в повести
знать основные
вехи жизни и
творчества автора
автора.
Жизнь и творчество
автора.
особенности рассказа
Жанровые
рассказывать о
теме одиночества
человека в мире
Из русской литературы 20 века
давать общую
характеристику
Богатство и
разнообразие жанров
русской литературы
20 века
знать основные
Жизнь и творчество
вехи жизни и
творчества автора;
рассуждать на тему
любви в рассказе
автора.
Сочинение
миниатюра
Пересказ
Конспект
2 неделя
марта
рассказывать о
мастерстве Бунина
Выразительное
чтение отрывка
74. М.А.Булгаков. Система
образов повести
2 неделя
марта
знать основные
вехи жизни и
Жизнь и творчество
автора. «Собачье сердце».
75. Поэтика повести
«Собачье сердце».
Смысл названия
рассказа.
76. М.А.Шолохов «Судьба
человека». Смысл
названия рассказа.
77. Композиция рассказа
«Судьба человека».
78. А.И.Солженицын
«Матренин двор». Образ
рассказчика.
2 неделя
марта
3 неделя
марта
3 неделя
марта
3 неделя
марта
79. Образ праведницы в
рассказе «Матренин
двор».
80. Русская поэзия
Серебряного века.
1 неделя
апреля
1 неделя
апреля
81. А.А.Блок. Своеобразие
лирики поэта.
1 неделя
апреля
творчества автора;
знать систему
образов повести
называть
Художественная
особенности поэтики
в повести, объяснять
смысл названия
рассказа
знать основные
вехи жизни и
творчества автора
условность
Сатира
Жизнь и творчество
автора.
Реализм
знать особенности
композиции рассказа
Реалистическая
типизация
Ответы на
вопросы по
содержанию
Выборочный
пересказ
знать основные
вехи жизни и
творчества автора;
характеризовать
образ рассказчика
Жизнь и творчество
автора.
Притча
Доклад
4 четверть – 24 часа
характеризовать
образ героини
давать общую
характеристику
поэзии Серебряного
века
знать основные
вехи жизни и
творчества поэта;
особенности его
Многообразие
направлений, жанров,
видов лирики
Жизнь и творчество
автора.
Образы и ритмы
поэта
Краткий пересказ
Чтение
стихотворения
наизусть 82. С.А.Есенин. Тема
Родины в лирике поэта.
2 неделя
апреля
83. Размышления о любви,
жизни, природе в
лирике Есенина.
84. В.В.Маяковский.
Новаторство поэзии.
2 неделя
апреля
2 неделя
апреля
85. М.И.Цветаева. Стихи о
поэзии, о любви, жизни
и смерти.
86. Образ Родины в
лирическом цикле
М.И.Цветаевой.
87. Н.А.Заболоцкий.
Лирика поэта.
88. А.А.Ахматова.
Трагические интонации
в любовной лирике.
3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя
апреля
лирики
знать основные
вехи жизни и
творчества поэта;
рассказывать о
теме Родины в
лирике
объяснять
рассуждения автора
о любви, жизни…
знать основные
вехи жизни и
творчества автора;
называть
особенности поэзии
автора
вехи жизни и
творчества автора;
рассказывать о
теме Родины в
лирике
знать основные
вехи жизни и
творчества автора
знать основные
вехи жизни и
творчества поэтессы;
называть
особенности лирики
знать основные
Жизнь и творчество
Жизнь и творчество
автора.
Выразительное
чтение
стихотворения
Сквозные образы в
лирике
Чтение
стихотворения
наизусть
Жизнь и творчество
Выразительное
автора.
Своеобразие стиха,
ритма,
словотворческтва
автора.
Традиции и
новаторство в
творчестве
Жизнь и творчество
автора.
чтение
стихотворения
Чтение
стихотворения
наизусть
Выразительное
чтение
стихотворения
Жизнь и творчество
Выразительное
автора.
чтение
стихотворения
89. Стихи А.А.Ахматовой о
4 неделя
характеризовать
Особенности поэтики
Чтение поэте и поэзии.
апреля
лирику поэтессы
автора
стихотворения
наизусть
90. Б.Л.Пастернак. Лирика
поэта.
4 неделя
апреля
91. А.Т.Твардовский. Стихи
о Родине и о природе.
1 неделя
мая
знать основные
Жизнь и творчество
Выразительное
вехи жизни и
творчества автора;
особенности лирики
знать основные
вехи жизни и
творчества автора
автора.
чтение
стихотворения
Жизнь и творчество
автора.
92. Проблемы и интонации
стихов о войне
Твардовского.
93. Внеклассное чтение.
Песни и романсы на
стихи русских поэтов
1920 веков.
94. Внеклассное чтение.
Античная лирика.
Любовная лирика
Катулла.
95. Внеклассное чтение.
Гораций. Поэтическое
творчество.
96. Данте Алигьери
«Божественная комедия»
(фрагмент).
1 неделя
мая
знать особенности
лирики о войне
1 неделя
мая
иметь
представление о
песнях и романсах
Виды рифм
Способы рифмовки
Из зарубежной литературы
Чтение
стихотворения
наизусть
Выразительное
чтение
стихотворения
2 неделя
мая
2 неделя
мая
2 неделя
мая
знать основные
вехи жизни и
творчества автора,
особенности лирики
знать основные
вехи жизни и
творчества автора,
особенности лирики
знать основные
вехи жизни и
творчества автора;
основное содержание
произведения
Множественность
смыслов поэмы 97.
У.Шекспир «Гамлет»
(обзор с чтением
отдельных глав).
3 неделя
мая
98. Одиночество Гамлета и
его конфликт с миром.
3 неделя
мая
99. Трагизм любви Гамлета
3 неделя
и Офелии.
100. И.В.Гете «Фауст» (обзор
с чтением отдельных
сцен). «Фауст» как
философская трагедия.
101. Поиски справедливости
и смысла человеческой
жизни в трагедии
«Фауст».
102. Итоговый урок по курсу
«Литература. 9 класс.»
мая
4 неделя
мая
4 неделя
мая
знать основные
Жизнь и творчество
автора.
Выборочный
пересказ
Трагедия как
драматический жанр
Выразительное
чтение в лицах
Жизнь и творчество
автора.
вехи жизни и
творчества автора;
основное содержание
произведения
давать
характеристику
героя
рассказывать о
трагизме любви
главных героев
знать основные
вехи жизни и
творчества автора;
основное содержание
произведения
называть
особенности
произведения
4 неделя
мая
знать основные
понятия курса
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.