Программа по литературе 9 класс 1 часть

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская программа по литературе для общеобразовательного 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В календарно-тематическом плане прописаны все универсальные учебные действия для каждого урока с учётом особенностей учебника Коровиной, отражены компетенции, которые формируются при освоении учащимися 9 класса материалов уроков.
Иконка файла материала Рабочая программа по литературе 9 класс ФГОС.doc

государственное образовательное учреждениедополнительного образования (повышения квалификации) Московской области

Педагогическая Академия последипломного образования

русский язык и литература

 

 

учебный модуль: «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы

 (в условиях реализации фгос)»

Рабочая программа по литературе

 [9 класс, 1 часть, по учебнику Коровиной]

 

 

 

Составитель:  учитель русского языка и литературы

Краснопахорской СОШ

Пыткина Марина Ильинична

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока

Тема урока.  Решаемые проблемы.

Кол-во часов

Понятия

Предметные результаты

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

дата

1

Введение. Литература как искусство слова. Её роль в духовной жизни человека.

1

Образ, герой, характер.

Вымысел.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни

Умение аргументированно отвечать на поставленный вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература даёт понимание себя»?

Формировать представление о человеке как о «главном предмете искусства». Мотивация на основе внутренней позиции.

Умение формулировать учебную проблему, строить и оценивать монологическое высказывание.

Уметь строить учебную деятельность с учителем.

 

2

Самобытный характер древне – русской литературы. «Слово о полку Игореве».

1

Жанры литературы Древней Руси

Уяснить самобытный характер жанров древне –  русской литературы

Умение характеризовать данный период развития литературы. Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.

Формировать национальное самоопределение – чувство гордости за свою историю и свой народ.

Умение составлять план, выполнять учебные действия в умственной форме.

Умение коммуникации со сверстниками.

 

3

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения.

1

Жанр, композиция, язык произведения, понятие образа.

Раскрыть художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, проанализировать жизнь «Слова»  в искусстве. Комментировать текст, установить ассоциативные связи «Слова..»  и гравюр Фаворского, картин Васнецова.

Умение формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Выделять смысловые части текста, анализировать их по вопросам и заданиям.

Формирование ценностного отношения к родной литературе и родному языку.

Коррекция – умение определять пути исправления ошибок.

Умение работать в группах, корректно отстаивать свою точку зрения.

 

4

Образ Русской земли в «Слове…», основные идеи произведения.

1

Идея произведения

Понятие образности.

Знать нравственно – патриотическую идею «Слова», как она проявляется в «Золотом слове» Святослава., в чём заключается патриотизм произведения. Выявить роль изобразительно – выразительных средств в создании образа Родины.

Умение выразительно читать и воспринимать текст, формулировать идею произведения.

Воспитание гражданского самосознания, гордость за историческое знание национальной культуры.

Определять и формулировать цель, находить конкретную задачу для реализации цели.

Умение доказывать правильность своего выбора и принятого решения.

 

5

Характеристика русской литературы 18 века.

1

Основные черты классицизма как литературного направления.

Знать исторические факты 18 века, повлиявшие на развитие литературы, писателей, внёсших особый вклад в литературу 18 века

Сопоставлять исторические факты и литературные традиции. «Презентация «Русская литература 18 века».

Формирование адекватной самооценки.

Выстраивание алгоритма дальнейшей работы.

Умение строить совместную учебную деятельность.

 

6

М.В.Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в оде «На день восшествия…»

1

Теория трёх «штилей», теория стихосложения, особенности жанра оды.

Знать биографию Ломоносова, основные направления его творчества. Пересказ прочитан статьи о поэте. Какие приметы классицизма можно отметить в оде?

Анализ стихотворного произведения с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно – выразительных средств.

Формирование национального самосознания. Какие строки привлекли внимание и почему?

Выполнение учебного вида деятельности в громкоречевой форме.

Умение проявлять речевые и коммуникативные качества в пересказе и ответе на поставленный вопрос.

 

7

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям» , стихотворение «Памятник»).

1

Жанр «гневная ода», тема поэта и поэзии, жанр, композиция произведения классицизма.

Знать новаторство Державина, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти, роль поэта и поэзии.

Умение анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

Формирование национального самосознания; Почему автора волнует позиция власти, её отношения к народу и положение народа?

Умение понимать и воспринимать текст через собственный алгоритм его восприятия.

Умение вести дискуссию, корректно отстаивать свою позицию.

 

8

Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе бытия.

1

Античная лирика, стихотворный размер.

Знать особенности взглядов римлян на человека и эпоху. Сообщение о поэте с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Мотивация на основе социолизации.

Умение оценивать результаты собственной деятельности.

Умение адекватно реагировать на замечания и корректно отвечать на них.

 

9

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Воспитание истинного гражданина.

1

Каноны классицизма, жанр комедии, приёмы создания образа.

Основные каноны классицизма в творчестве Фонвизина. Противостояние героев в комедии.

Анализ главных героев комедии, их жизненных установок и идеалов. Инсценирование.

Формирование гражданской позиции, ценности чувств дружбы, любви, справедливости.

Выполнение учебных видов деятельности в наглядно – языковой форме.

Умение взаимодействовать со сверстниками в нестандартной ситуации.

 

10

А.Н.Радищев. Главы из «Путешествия из Петербурга в Москву». Взгляды Радищева на крепостное право и самодержавие.

1

Сентиментализм и классицизм. Жанр путешествие, особенности повествован, проблематика, произведения.

Содержательное наполнение жанра путешествие и черты сентиментализма в нём. Знать биографию Радищева и его взгляды на крепостное право.

Умение формулировать идею, проблематику изучаемого произведения сентиментализма, давать характеристику героев, выявлять авторскую позицию.

Формировать ценность человеческой свободы: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

Умение формулировать учебную проблему, выявлять средства осуществления цели.

Умение осуществлять коммуникацию с текстом, проявлять уважение к чужой позиции, выстраивать собственную точку зрения на основе полученных знаний.

 

11

Н.М.Карамзин – писатель и историк..

1

Литературное направление сентиментализм.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарём. Презентация «Карамзин Николай Михайлович – российский историк, писатель».

Формировать целостный взгляд на мир

Выполнение учебных действий в гипермедийной форме.

Умение проявлять лидерские качества в разных видах  общения.

 

12

Н.М.Карамзин. «Осень», «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека

1

Черты сентиментализма, характеристика героя, особенности  сюжета, композиции, изобразит – выразит средства, авторская позиция.

Знать содержание произв., его особенности,  авторскую позицию.

Умение короткого пересказа содержания, формулирования идеи, анализа стихотворения, монологического ответа на вопросы.

Домашнее сочинение: «Почему ускользает от человека счастье?»

Умение формулировать решение учебной проблемы и грамотное  оформление собственного высказывания.

Умение совместной деятельности с учителем.

 

13

Золотой век русской литературы (обзор).

1

Отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Общая характеристика русской литературы. Знать положения статьи  «Шедевры русской литературы».

Умение давать развёрнутый ответ на вопрос: Как вы понимаете слова С- Щедрина, что литература – «сокращённая вселенная»?

Формирование, гордости за великую русскую литературу, воспитание подлинной литературной образованности.

Умение постановки цели и  выбора конкретной задачи для выполнения данной цели.

Умение общения с учителем и со сверстниками при подготовке презентации «Золотой век русской литературы».

 

14

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1

Элегия, баллада, лирический герой. Жанры стихотворений, композиция, изобразит – выразит средства.

Знать биографию поэта. Восприятие и понимание образа моря в стихах Жуковского. Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо в стихах»?

Умение составлять таблицу по биографии поэта, выразительного чтения стихотворения, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, отвечать на вопросы на уровне восприятия и понимания.

Мотивация к творческому труду.

Умение оценивать результаты собственной деятельности.

Умение строить коммуникацию на разных уровнях общения.

 

15

В.А.Жуковский «Баллада Светлана». Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады.

1

Жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Знать статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» , балладу «Светлана», презентация «Здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробужденье».

Умение воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение, отвечать на вопросы учебника. Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье»?

Бережное отношение к духовным ценностям.

Выполнение учебных действий в громко речевой форме.

Умение работать в группе над общим результатом.

 

16

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество.

1

Хронология, монологические высказывания.

Презентация «Жизнь и деяния».

Умение создавать хронологическую канву прочитанного, строить монологическое высказывание «Портрет писателя».

Умение уважительно относиться к иному мнению.

Формирование умения составлять последовательность действий (в виде таблицы).

Формировать умение слушать мнение оппонента и высказывать своё суждение по услышанному.

 

17

«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями.

1

Комедия как жанр. Экспозиция, завязка, конфликт.

Анализ 1 действия комедии «Горе от ума». Презентации «Теоретическая преамбула», «Поэтика заглавия пьесы».

Умение отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Формирование ценностных установок к миру, человеку, семье.

Умение выявлять средства осуществления цели (выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом по плану).

Формировать умение совместной учебной деятельности, коммуникация в группах (урок – мастерская).

 

18

«Век нынешний и век минувший». Идейное содержание и внутренний конфликт пьесы.

1

Проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Анализ 2 действия комедии. Сопоставительный анализ монологов (по плану).

Умение определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Осознание себя как успешной личности, формирование гражданского самосознания.

Осуществлять пошаговый контроль по способам действия.

Умение доказывать правильность своего выбора и принятого решения.

 

19

«Можно ль против всех!» Образы аристократов, их понимание «ума».

1

Речевая характеристика, авторская позиция.

Анализ 3 действия. Выразит чтение и комментирование монологов, сравнительная с Чацким характеристика персонажей.

Умение выявлять авторскую позицию, давать развёрнутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал, каковы их взгляды?

Формирование внешней мотивации и самооценки.

Умение сличать способ действия и результат с заданным эталоном.

Умение корректно и убедительно отстаивать свою позицию.

 

20

«Не образумлюсь, виноват…» В чём драма Чацкого?

1

Развязка действия, открытый финал.

Знать текст комедии, выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.

Умение отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты, давать развёрнутые ответы на вопросы: как понимают «ум» представители барской Москвы и Чацкий, в чём горе, которое приносит Чацкому ум?

Формирование гражданского самосознания.

Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки.

Умение доказывать свою точку зрения, чётко формулируя аргументы.

 

21-22

Семинарское занятие «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова».

2

Речевая характеристика, образ, герой, характер., внесценический персонаж

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.

Умение давать характеристику персонажей, составлять цитатный рассказ, отвечать на вопрос, почему критики называют финал комедии открытым?

Воспитание лучших черт характера: дисциплины., ответственности, правдивости.

Умение выдвигать гипотезу и составлять последовательность действий.

Умение строить совместную деятельность, создавать стратегию взаимодействия.

 

23

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Основные положения статьи.

1

План – конспект.

Чтение статьи, запись основных положений (конспект или план – конспект).

Умение отбирать материал из статьи, из заметок Пушкина о Чацком.

Формирование мировоззренческой позиции.

Умение осуществлять операции с текстом: анализ и синтез.

Умение осуществлять коммуникацию с чужим текстом, воспринимать и оценивать его.

 

24

Р.р. классное сочинение обучающего характера «Горе от ума».

1

Тема, основная мысль. Эпизод. Композиция сочинения.

 

 

Осознание себя как успешной личности.

Составлении плана в соответствии с выбранной темой, логическое выстраивание материала.

Умение аргументированно отстаивать свою позицию.

 

25

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика о дружбе и друзьях.

1

Реализм. Лирика, лирический герой.

Знать по статье учебника основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Презентация.

Умение создавать презентацию информационного проекта, презентовать его с комментариями и обоснованными суждениями.

Воспитывать ценностные установки дружбы, сотрудничества, взаимопомощи.

Умение предвидеть результат деятельности и работать на него, используя гипермедийный способ.

Умение взаимодействовать в группе с учётом интересов и возможностей каждого.

 

26

Лирика А.С.Пушкина. Философские и христианские мотивы.

1

Мотив, жанр, идея, композиция, тропы и фигуры.

Выразит чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно – худ своеобразия. Презентация «Анализ стихотворения «Анчар».

Умение выразительного чтения стихотворений с выявлением идейно – художественного своеобразия.

Формирование ценностных установок свободы, гуманизма, милосердия. Воспитывать любовь к родному слову.

Умение предвидеть уровень усвоения знания, проводить пошаговую коррекцию результатов.

Формирование личностной позиции  и её соответствие общепринятым нормам.

 

27

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина. Свобода как поэтический, нравственный, гражданский идеал.

1

Основы стихосложения, философский, нравственный, политический пафос. Авторский идеал.

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», Выразит чтение стихотворений наизусть «Анчар», «Чаадаеву», К морю».

Умение пересказывать статью учебника, давать развёрнутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта, какие мотивы объединяют эти стихотворения?

Формирование гордости за национальную культуру и язык, бережного отношения к духовным ценностям.

Умение формулировать ответ на вопрос по представленному алгоритму.

Умение находить выходы из затруднительной ситуации, используя предложенные приёмы коммуникации.

 

28

Адресаты дружеской и любовной лирики А.С.Пушкина. История создания стихотворений.

1

Лирический герой, послание, тема, идея, композиция, изобразительно – выразительные средства.

Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразит чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина».

Умение давать развёрнутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика, иметь представление о друзьях Пушкина.

Формирование нравственных ориентиров в дружбе, бережное отношение к человеку.

Умение формировать учебную проблему.

Умение доказывать свои предположения, уверенно общаться со сверстниками.

 

29

Любовная лирика А.С.Пушкина. Образно – стилистическое богатство стихов о любви.

1

Образно – стилистические особенности лирики.

Знать адресаты любовной лирики Пушкина, выразит чтение стихотворений.

Умение выразительно читать стихотворения, отвечать на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает её?

Формировать ценностное отношение к красоте и гармонии.

Умение давать развёрнутый ответ на вопрос по собственному плану и самооценку ответа.

Строить стратегию взаимодействия в группах.

 

30

Тема поэта и поэзии. Взгляды А.С. Пушкина на назначение поэта и поэзии.

1

Тема, идея, композиция стихотворения.

Обучение анализу одного стихотворения.

Умение анализировать стихотворение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ивс.

Умение строить ответ на проблемный вопрос, подбирать необходимые действия  для выполнения поставленной задачи.

Формировать адекватную самооценку.

Умение взаимодействовать с учителем.

 

31

РР Диалог с Пушкиным. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся).

1

План. Диалог. Монолог. Анализ образа.

Анализ стихотворения по предложенному плану.

Отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

Формирование внутренней мотивации через презентацию «Монолог с Пушкиным. Урок – экскурсия на художественную выставку».

Умение выстраивать логически и стилистически нормированный текст.

Формировать навыки общения в нестандартной обстановке с использованием учебного материала.

 

32

КР Урок контроля по романтической лирике начала 19 века.

1

Содержание произведения

Тестовые задания

Уметь находить объяснение фактам, выбирать обоснование, давать ответ на вопрос

 

Оценивать результаты деятельности.

 

 

33

«Цыганы» как романтическая поэма. Особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Романтизм. Сюжет поэмы, композиция, система образов, язык.

Знать отличительные жанровые признаки, художественные особенности поэмы.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Формирование ценностных качеств: умения любить, прощать, ценить свободу и выбор другого человека.

Умение выстраивать алгоритм дальнейшее работы.

Умение адекватно оценивать текст и выстраивать коммуникацию с ним.

 

34

«Собранье пёстрых глав».

Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Роман. «Онегинская строфа».

Знать жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Умение связывать творческую историю романа с авторским замыслом.

Формировать аккуратность, обязательность при выполнении заданной работы.

Уметь выделять смысловые части, формулировать короткие, ёмкие и точные ответы на вопросы.

Умение строить учебную деятельность с учителем.

 

35

Онегин и столичное дворянское общество. Что такое «тип лишнего человека»?

1

Характеристика героя. «Лишний человек». Типичность.

Знать содержание 1-5 глав романа, давать характеристику герою.

Умение давать характеристику герою, давать ответ на вопрос: как Пушкин характеризует столичное дворянство?

Высказывать собственные суждения о прочитанном.

Составлять план учебных действий.

Умение доказывать правильность своих суждений.

 

36

Онегин и поместное дворянство. Как воплощается тип лишнего человека?

1

Тип «лишнего человека», его черты.

Какой предстаёт в романе жизнь поместного дворянства. Как воплощается тип «лишнего человека в литературе.

Уметь отличать жизнь поместного дворянства в романе, как это отличие отражается в проблематике произведения.

Формирование социально ориентированного взгляда на жизнь.

Умение владеть навыками синтеза и анализа.

Умение находить выход из затруднительного общения.

 

37

Онегин и Ленский. Типичное и индивидуальное в образах.

1

Образ. Типическое и индивидуальное. Литературный герой.

Сравнительный анализ героев и авторское отношение к ним.

Умение давать характеристику литературному герою

Формировать наличие мотивации работы на результат.

Умение составлять план  выполнения задачи.

Умение развивать в себе положительные мотивы общения.

 

38

Татьяна и Ольга Ларины. Нравственный женский идеал Пушкина.

1

Сравнительная характеристика. Цитирование.

Авторское отношение к героиням, оценка Татьяны Белинским.

Умение давать сравнительную характеристику героев.

Формирование личностной позиции.

Умение давать монологический ответ с цитированием.

Развивать умение вести диалог во время общения.

 

39

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас». Татьяна и Онегин.

1

Композиция. Приёмы создания образа.

Знать текст произведения и воплощение идейного содержания в героях.

Умение логично, в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения.

Формирование нравственных ориентаций порядочности, преданности, верности.

Умение формулировать учебную проблему.

Умение отстаивать свою позицию.

 

40

Образ автора и герой романа. «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни.

1

Лирические отступления. Авторская позиция

Анализировать идею произведения, лирические отступления, авторскую позицию.

Умение рассматривать образ автора как композиционный центр романа. Почему без лирических отступлений невозможно понять произведение?

Преодолевать в себе неорганизованность, безразличие, лень.

Умение выполнять учебные действия в словесной форме.

Проявлять внимание и терпимость к проявлениям иного мнения.

 

41

РР Сочинение по роману «Евгений Онегин».

1

Тема, идея, нормы языка.

 

Умение составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учётом норм русского литературного языка.

Формировать наличие мотивации к творческому труду.

Умение выбирать средства и способы действия при выполнении учебной задачи.

Умение доказывать правильность своего выбора и принятого решения.

 

42

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

Трагедия, основная проблема. Рассуждение.

Знать содержание трагедии, основную проблему: талант, труд, вдохновение.

Умение рассуждать по поднятым в произведении проблемам.

Формирование самосознания, мировоззренческой позиции.

Выявлять средства осуществления цели.

Умение строить совместную учебную деятельность.