государственное образовательное учреждениедополнительного образования (повышения квалификации) Московской области Педагогическая Академия последипломного образования русский язык и литература
учебный модуль: «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы (в условиях реализации фгос)» |
Рабочая программа по литературе |
[9 класс, 1 часть, по учебнику Коровиной] |
Составитель: учитель русского языка и литературы Краснопахорской СОШ Пыткина Марина Ильинична |
|
|
№ урока |
Тема урока. Решаемые проблемы. |
Кол-во часов |
Понятия |
Предметные результаты |
Познавательные УУД |
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
дата |
1 |
Введение. Литература как искусство слова. Её роль в духовной жизни человека. |
1 |
Образ, герой, характер. Вымысел. |
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни |
Умение аргументированно отвечать на поставленный вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература даёт понимание себя»? |
Формировать представление о человеке как о «главном предмете искусства». Мотивация на основе внутренней позиции. |
Умение формулировать учебную проблему, строить и оценивать монологическое высказывание. |
Уметь строить учебную деятельность с учителем. |
|
2 |
Самобытный характер древне – русской литературы. «Слово о полку Игореве». |
1 |
Жанры литературы Древней Руси |
Уяснить самобытный характер жанров древне – русской литературы |
Умение характеризовать данный период развития литературы. Сопоставление с летописным источником: сходства и различия. |
Формировать национальное самоопределение – чувство гордости за свою историю и свой народ. |
Умение составлять план, выполнять учебные действия в умственной форме. |
Умение коммуникации со сверстниками. |
|
3 |
Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. |
1 |
Жанр, композиция, язык произведения, понятие образа. |
Раскрыть художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, проанализировать жизнь «Слова» в искусстве. Комментировать текст, установить ассоциативные связи «Слова..» и гравюр Фаворского, картин Васнецова. |
Умение формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Выделять смысловые части текста, анализировать их по вопросам и заданиям. |
Формирование ценностного отношения к родной литературе и родному языку. |
Коррекция – умение определять пути исправления ошибок. |
Умение работать в группах, корректно отстаивать свою точку зрения. |
|
4 |
Образ Русской земли в «Слове…», основные идеи произведения. |
1 |
Идея произведения Понятие образности. |
Знать нравственно – патриотическую идею «Слова», как она проявляется в «Золотом слове» Святослава., в чём заключается патриотизм произведения. Выявить роль изобразительно – выразительных средств в создании образа Родины. |
Умение выразительно читать и воспринимать текст, формулировать идею произведения. |
Воспитание гражданского самосознания, гордость за историческое знание национальной культуры. |
Определять и формулировать цель, находить конкретную задачу для реализации цели. |
Умение доказывать правильность своего выбора и принятого решения. |
|
5 |
Характеристика русской литературы 18 века. |
1 |
Основные черты классицизма как литературного направления. |
Знать исторические факты 18 века, повлиявшие на развитие литературы, писателей, внёсших особый вклад в литературу 18 века |
Сопоставлять исторические факты и литературные традиции. «Презентация «Русская литература 18 века». |
Формирование адекватной самооценки. |
Выстраивание алгоритма дальнейшей работы. |
Умение строить совместную учебную деятельность. |
|
6 |
М.В.Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в оде «На день восшествия…» |
1 |
Теория трёх «штилей», теория стихосложения, особенности жанра оды. |
Знать биографию Ломоносова, основные направления его творчества. Пересказ прочитан статьи о поэте. Какие приметы классицизма можно отметить в оде? |
Анализ стихотворного произведения с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно – выразительных средств. |
Формирование национального самосознания. Какие строки привлекли внимание и почему? |
Выполнение учебного вида деятельности в громкоречевой форме. |
Умение проявлять речевые и коммуникативные качества в пересказе и ответе на поставленный вопрос. |
|
7 |
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям» , стихотворение «Памятник»). |
1 |
Жанр «гневная ода», тема поэта и поэзии, жанр, композиция произведения классицизма. |
Знать новаторство Державина, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти, роль поэта и поэзии. |
Умение анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. |
Формирование национального самосознания; Почему автора волнует позиция власти, её отношения к народу и положение народа? |
Умение понимать и воспринимать текст через собственный алгоритм его восприятия. |
Умение вести дискуссию, корректно отстаивать свою позицию. |
|
8 |
Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе бытия. |
1 |
Античная лирика, стихотворный размер. |
Знать особенности взглядов римлян на человека и эпоху. Сообщение о поэте с презентацией. |
Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
Мотивация на основе социолизации. |
Умение оценивать результаты собственной деятельности. |
Умение адекватно реагировать на замечания и корректно отвечать на них. |
|
9 |
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Воспитание истинного гражданина. |
1 |
Каноны классицизма, жанр комедии, приёмы создания образа. |
Основные каноны классицизма в творчестве Фонвизина. Противостояние героев в комедии. |
Анализ главных героев комедии, их жизненных установок и идеалов. Инсценирование. |
Формирование гражданской позиции, ценности чувств дружбы, любви, справедливости. |
Выполнение учебных видов деятельности в наглядно – языковой форме. |
Умение взаимодействовать со сверстниками в нестандартной ситуации. |
|
10 |
А.Н.Радищев. Главы из «Путешествия из Петербурга в Москву». Взгляды Радищева на крепостное право и самодержавие. |
1 |
Сентиментализм и классицизм. Жанр путешествие, особенности повествован, проблематика, произведения. |
Содержательное наполнение жанра путешествие и черты сентиментализма в нём. Знать биографию Радищева и его взгляды на крепостное право. |
Умение формулировать идею, проблематику изучаемого произведения сентиментализма, давать характеристику героев, выявлять авторскую позицию. |
Формировать ценность человеческой свободы: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? |
Умение формулировать учебную проблему, выявлять средства осуществления цели. |
Умение осуществлять коммуникацию с текстом, проявлять уважение к чужой позиции, выстраивать собственную точку зрения на основе полученных знаний. |
|
11 |
Н.М.Карамзин – писатель и историк.. |
1 |
Литературное направление сентиментализм. |
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества. |
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарём. Презентация «Карамзин Николай Михайлович – российский историк, писатель». |
Формировать целостный взгляд на мир |
Выполнение учебных действий в гипермедийной форме. |
Умение проявлять лидерские качества в разных видах общения. |
|
12 |
Н.М.Карамзин. «Осень», «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека |
1 |
Черты сентиментализма, характеристика героя, особенности сюжета, композиции, изобразит – выразит средства, авторская позиция. |
Знать содержание произв., его особенности, авторскую позицию. |
Умение короткого пересказа содержания, формулирования идеи, анализа стихотворения, монологического ответа на вопросы. |
Домашнее сочинение: «Почему ускользает от человека счастье?» |
Умение формулировать решение учебной проблемы и грамотное оформление собственного высказывания. |
Умение совместной деятельности с учителем. |
|
13 |
Золотой век русской литературы (обзор). |
1 |
Отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. |
Общая характеристика русской литературы. Знать положения статьи «Шедевры русской литературы». |
Умение давать развёрнутый ответ на вопрос: Как вы понимаете слова С- Щедрина, что литература – «сокращённая вселенная»? |
Формирование, гордости за великую русскую литературу, воспитание подлинной литературной образованности. |
Умение постановки цели и выбора конкретной задачи для выполнения данной цели. |
Умение общения с учителем и со сверстниками при подготовке презентации «Золотой век русской литературы». |
|
14 |
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. |
1 |
Элегия, баллада, лирический герой. Жанры стихотворений, композиция, изобразит – выразит средства. |
Знать биографию поэта. Восприятие и понимание образа моря в стихах Жуковского. Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо в стихах»? |
Умение составлять таблицу по биографии поэта, выразительного чтения стихотворения, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, отвечать на вопросы на уровне восприятия и понимания. |
Мотивация к творческому труду. |
Умение оценивать результаты собственной деятельности. |
Умение строить коммуникацию на разных уровнях общения. |
|
15 |
В.А.Жуковский «Баллада Светлана». Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады. |
1 |
Жанровые особенности баллады, сюжет произведения. |
Знать статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» , балладу «Светлана», презентация «Здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробужденье». |
Умение воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение, отвечать на вопросы учебника. Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье»? |
Бережное отношение к духовным ценностям. |
Выполнение учебных действий в громко речевой форме. |
Умение работать в группе над общим результатом. |
|
16 |
А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. |
1 |
Хронология, монологические высказывания. |
Презентация «Жизнь и деяния». |
Умение создавать хронологическую канву прочитанного, строить монологическое высказывание «Портрет писателя». |
Умение уважительно относиться к иному мнению. |
Формирование умения составлять последовательность действий (в виде таблицы). |
Формировать умение слушать мнение оппонента и высказывать своё суждение по услышанному. |
|
17 |
«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями. |
1 |
Комедия как жанр. Экспозиция, завязка, конфликт. |
Анализ 1 действия комедии «Горе от ума». Презентации «Теоретическая преамбула», «Поэтика заглавия пьесы». |
Умение отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. |
Формирование ценностных установок к миру, человеку, семье. |
Умение выявлять средства осуществления цели (выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом по плану). |
Формировать умение совместной учебной деятельности, коммуникация в группах (урок – мастерская). |
|
18 |
«Век нынешний и век минувший». Идейное содержание и внутренний конфликт пьесы. |
1 |
Проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. |
Анализ 2 действия комедии. Сопоставительный анализ монологов (по плану). |
Умение определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. |
Осознание себя как успешной личности, формирование гражданского самосознания. |
Осуществлять пошаговый контроль по способам действия. |
Умение доказывать правильность своего выбора и принятого решения. |
|
19 |
«Можно ль против всех!» Образы аристократов, их понимание «ума». |
1 |
Речевая характеристика, авторская позиция. |
Анализ 3 действия. Выразит чтение и комментирование монологов, сравнительная с Чацким характеристика персонажей. |
Умение выявлять авторскую позицию, давать развёрнутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал, каковы их взгляды? |
Формирование внешней мотивации и самооценки. |
Умение сличать способ действия и результат с заданным эталоном. |
Умение корректно и убедительно отстаивать свою позицию. |
|
20 |
«Не образумлюсь, виноват…» В чём драма Чацкого? |
1 |
Развязка действия, открытый финал. |
Знать текст комедии, выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. |
Умение отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты, давать развёрнутые ответы на вопросы: как понимают «ум» представители барской Москвы и Чацкий, в чём горе, которое приносит Чацкому ум? |
Формирование гражданского самосознания. |
Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки. |
Умение доказывать свою точку зрения, чётко формулируя аргументы. |
|
21-22 |
Семинарское занятие «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова». |
2 |
Речевая характеристика, образ, герой, характер., внесценический персонаж |
Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. |
Умение давать характеристику персонажей, составлять цитатный рассказ, отвечать на вопрос, почему критики называют финал комедии открытым? |
Воспитание лучших черт характера: дисциплины., ответственности, правдивости. |
Умение выдвигать гипотезу и составлять последовательность действий. |
Умение строить совместную деятельность, создавать стратегию взаимодействия. |
|
23 |
И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Основные положения статьи. |
1 |
План – конспект. |
Чтение статьи, запись основных положений (конспект или план – конспект). |
Умение отбирать материал из статьи, из заметок Пушкина о Чацком. |
Формирование мировоззренческой позиции. |
Умение осуществлять операции с текстом: анализ и синтез. |
Умение осуществлять коммуникацию с чужим текстом, воспринимать и оценивать его. |
|
24 |
Р.р. классное сочинение обучающего характера «Горе от ума». |
1 |
Тема, основная мысль. Эпизод. Композиция сочинения. |
|
|
Осознание себя как успешной личности. |
Составлении плана в соответствии с выбранной темой, логическое выстраивание материала. |
Умение аргументированно отстаивать свою позицию. |
|
25 |
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика о дружбе и друзьях. |
1 |
Реализм. Лирика, лирический герой. |
Знать по статье учебника основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Презентация. |
Умение создавать презентацию информационного проекта, презентовать его с комментариями и обоснованными суждениями. |
Воспитывать ценностные установки дружбы, сотрудничества, взаимопомощи. |
Умение предвидеть результат деятельности и работать на него, используя гипермедийный способ. |
Умение взаимодействовать в группе с учётом интересов и возможностей каждого. |
|
26 |
Лирика А.С.Пушкина. Философские и христианские мотивы. |
1 |
Мотив, жанр, идея, композиция, тропы и фигуры. |
Выразит чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно – худ своеобразия. Презентация «Анализ стихотворения «Анчар». |
Умение выразительного чтения стихотворений с выявлением идейно – художественного своеобразия. |
Формирование ценностных установок свободы, гуманизма, милосердия. Воспитывать любовь к родному слову. |
Умение предвидеть уровень усвоения знания, проводить пошаговую коррекцию результатов. |
Формирование личностной позиции и её соответствие общепринятым нормам. |
|
27 |
Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина. Свобода как поэтический, нравственный, гражданский идеал. |
1 |
Основы стихосложения, философский, нравственный, политический пафос. Авторский идеал. |
Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», Выразит чтение стихотворений наизусть «Анчар», «Чаадаеву», К морю». |
Умение пересказывать статью учебника, давать развёрнутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта, какие мотивы объединяют эти стихотворения? |
Формирование гордости за национальную культуру и язык, бережного отношения к духовным ценностям. |
Умение формулировать ответ на вопрос по представленному алгоритму. |
Умение находить выходы из затруднительной ситуации, используя предложенные приёмы коммуникации. |
|
28 |
Адресаты дружеской и любовной лирики А.С.Пушкина. История создания стихотворений. |
1 |
Лирический герой, послание, тема, идея, композиция, изобразительно – выразительные средства. |
Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразит чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина». |
Умение давать развёрнутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика, иметь представление о друзьях Пушкина. |
Формирование нравственных ориентиров в дружбе, бережное отношение к человеку. |
Умение формировать учебную проблему. |
Умение доказывать свои предположения, уверенно общаться со сверстниками. |
|
29 |
Любовная лирика А.С.Пушкина. Образно – стилистическое богатство стихов о любви. |
1 |
Образно – стилистические особенности лирики. |
Знать адресаты любовной лирики Пушкина, выразит чтение стихотворений. |
Умение выразительно читать стихотворения, отвечать на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает её? |
Формировать ценностное отношение к красоте и гармонии. |
Умение давать развёрнутый ответ на вопрос по собственному плану и самооценку ответа. |
Строить стратегию взаимодействия в группах. |
|
30 |
Тема поэта и поэзии. Взгляды А.С. Пушкина на назначение поэта и поэзии. |
1 |
Тема, идея, композиция стихотворения. |
Обучение анализу одного стихотворения. |
Умение анализировать стихотворение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ивс. |
Умение строить ответ на проблемный вопрос, подбирать необходимые действия для выполнения поставленной задачи. |
Формировать адекватную самооценку. |
Умение взаимодействовать с учителем. |
|
31 |
РР Диалог с Пушкиным. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся). |
1 |
План. Диалог. Монолог. Анализ образа. |
Анализ стихотворения по предложенному плану. |
Отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст |
Формирование внутренней мотивации через презентацию «Монолог с Пушкиным. Урок – экскурсия на художественную выставку». |
Умение выстраивать логически и стилистически нормированный текст. |
Формировать навыки общения в нестандартной обстановке с использованием учебного материала. |
|
32 |
КР Урок контроля по романтической лирике начала 19 века. |
1 |
Содержание произведения |
Тестовые задания |
Уметь находить объяснение фактам, выбирать обоснование, давать ответ на вопрос |
|
Оценивать результаты деятельности. |
|
|
33 |
«Цыганы» как романтическая поэма. Особенности композиции, образной системы, содержания, языка. |
1 |
Романтизм. Сюжет поэмы, композиция, система образов, язык. |
Знать отличительные жанровые признаки, художественные особенности поэмы. |
Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. |
Формирование ценностных качеств: умения любить, прощать, ценить свободу и выбор другого человека. |
Умение выстраивать алгоритм дальнейшее работы. |
Умение адекватно оценивать текст и выстраивать коммуникацию с ним. |
|
34 |
«Собранье пёстрых глав». Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
1 |
Роман. «Онегинская строфа». |
Знать жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. |
Умение связывать творческую историю романа с авторским замыслом. |
Формировать аккуратность, обязательность при выполнении заданной работы. |
Уметь выделять смысловые части, формулировать короткие, ёмкие и точные ответы на вопросы. |
Умение строить учебную деятельность с учителем. |
|
35 |
Онегин и столичное дворянское общество. Что такое «тип лишнего человека»? |
1 |
Характеристика героя. «Лишний человек». Типичность. |
Знать содержание 1-5 глав романа, давать характеристику герою. |
Умение давать характеристику герою, давать ответ на вопрос: как Пушкин характеризует столичное дворянство? |
Высказывать собственные суждения о прочитанном. |
Составлять план учебных действий. |
Умение доказывать правильность своих суждений. |
|
36 |
Онегин и поместное дворянство. Как воплощается тип лишнего человека? |
1 |
Тип «лишнего человека», его черты. |
Какой предстаёт в романе жизнь поместного дворянства. Как воплощается тип «лишнего человека в литературе. |
Уметь отличать жизнь поместного дворянства в романе, как это отличие отражается в проблематике произведения. |
Формирование социально ориентированного взгляда на жизнь. |
Умение владеть навыками синтеза и анализа. |
Умение находить выход из затруднительного общения. |
|
37 |
Онегин и Ленский. Типичное и индивидуальное в образах. |
1 |
Образ. Типическое и индивидуальное. Литературный герой. |
Сравнительный анализ героев и авторское отношение к ним. |
Умение давать характеристику литературному герою |
Формировать наличие мотивации работы на результат. |
Умение составлять план выполнения задачи. |
Умение развивать в себе положительные мотивы общения. |
|
38 |
Татьяна и Ольга Ларины. Нравственный женский идеал Пушкина. |
1 |
Сравнительная характеристика. Цитирование. |
Авторское отношение к героиням, оценка Татьяны Белинским. |
Умение давать сравнительную характеристику героев. |
Формирование личностной позиции. |
Умение давать монологический ответ с цитированием. |
Развивать умение вести диалог во время общения. |
|
39 |
«Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас». Татьяна и Онегин. |
1 |
Композиция. Приёмы создания образа. |
Знать текст произведения и воплощение идейного содержания в героях. |
Умение логично, в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения. |
Формирование нравственных ориентаций порядочности, преданности, верности. |
Умение формулировать учебную проблему. |
Умение отстаивать свою позицию. |
|
40 |
Образ автора и герой романа. «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни. |
1 |
Лирические отступления. Авторская позиция |
Анализировать идею произведения, лирические отступления, авторскую позицию. |
Умение рассматривать образ автора как композиционный центр романа. Почему без лирических отступлений невозможно понять произведение? |
Преодолевать в себе неорганизованность, безразличие, лень. |
Умение выполнять учебные действия в словесной форме. |
Проявлять внимание и терпимость к проявлениям иного мнения. |
|
41 |
РР Сочинение по роману «Евгений Онегин». |
1 |
Тема, идея, нормы языка. |
|
Умение составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учётом норм русского литературного языка. |
Формировать наличие мотивации к творческому труду. |
Умение выбирать средства и способы действия при выполнении учебной задачи. |
Умение доказывать правильность своего выбора и принятого решения. |
|
42 |
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». |
1 |
Трагедия, основная проблема. Рассуждение. |
Знать содержание трагедии, основную проблему: талант, труд, вдохновение. |
Умение рассуждать по поднятым в произведении проблемам. |
Формирование самосознания, мировоззренческой позиции. |
Выявлять средства осуществления цели. |
Умение строить совместную учебную деятельность. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.