Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература
Оценка 4.9

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
27.03.2017
Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература
Урок с методическими комментариями, презентацией, раздаточным материалом
Публикация является частью публикации:
Ломоносов проект.doc
Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. «М.В. Ломоносов ­ великий сын России».  Историко­литературный курс в старших классах не может быть усвоен без основательной теоретико­ литературной   подготовки   учеников.   Усвоение   теоретико­литературных   понятий   способствует воспитанию   творческого   читателя,   способного   глубоко   воспринимать   литературное   произведение, сопереживать авторской мысли и чувству, понимать специфику и закономерности литературы как искусства слова.       В 9 классе знакомству с литературой русского классицизма уделяется особое внимание. На мой взгляд, целесообразно провести занятия, посвящённые изучению классицизма как художественного метода и произведениям одного из величайших его представителей – М.В.Ломоносова.      В   русской   литературе   издавна   существует   богатая   традиция   обращения   к   духовной   поэзии. Потребность открываться Всевышнему в том или ином душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам.       Духовная   ода   занимает   в   поэтическом   наследии   М.В.Ломоносова   не   столь   значительное,   как торжественная ода, но всё же очень важное место. В этих текстах ломоносовское «Я» становится полновесным лирическим воплощением индивидуальной авторской эмоции. Духовная ода является формой выражения высокой лирической страсти. Стилистика и образность духовной оды тяготеют к понятийно­абстрактной,   нематериально­символической   образности   высокого   идеологического мирообраза русской литературной традиции (Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века).      В   поэтическом   наследии   Ломоносова   собраны   стихотворения   1739­1751   гг.,   «Оды   духовные» составляют преложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 143, 145, «Ода, выбранная из Иова», «Утреннее размышление   о   Божием   Величестве»,   «Вечернее   размышление   о   Божием   Величестве   при   случае великого   северного   сияния».   «В   известном   смысле   оды   духовные   –   это   пушкинский   «Пророк», развёрнутый на пространстве более чем в 700 строк» (Лебедев Е.Н. Ломоносов). Предлагаю на уроках литературы проанализировать две духовные оды Ломоносова.   Тема и цели урока – слайд №2.   Слово учителя. 1 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г.    Михаил Васильевич Ломоносов. Много сказано о многогранности талантов и вкладе этого великого  человека. Однако очень важным дополнением к пушкинской формуле о его универсализме является  характеристика Ломоносова как «отца» русского самосознания, воплотившего в своей деятельности  патриотические, философские и духовные начала. Константин Аксаков писал об этом так:  «Колоссальное лицо Ломоносова…является не формальною, но живою точкою начала, вся наша  деятельность…примыкает к нему, как к своему источнику… Развитие двинулось и пошло своим  путем… и как бы ни пошло развитие, он является, как давший его».  Среди многочисленных и разнообразных проявлений его гения не последнее место занимает  поэзия.  И при знакомстве с важнейшими его поэтическими созданиями сразу становится отчетливо ясна  нелепость того противопоставления научного познания и духовных исканий («науки и религии»),  какие навязывались атеистическим мировоззрением, столь распространенным в эпоху Просвещения.  Ломоносов сделал научное познание формою религиозного опыта. «Правда и вера суть две сестры  родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю придти не могут, разве  кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрствования на них вражду всклепнет», ­ так ясно  выразил он смысл своего научного мировоззрения. Постигая законы и гармонию мироздания,  Ломоносов делал единственно разумный естественнонаучный вывод: «Скажите ж, коль велик  Творец?». И стоит вдуматься в само название оды, из которой взяты эти слова: «Вечернее  размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».  http://www.knls.net/rus/transcripts/lomonosov.htm Научная проблема (по мнению учёных) – слайд №3. Слово учителя. Утреннее   размышление   о   Божием   Величестве.   Впервые   ­   Изд.   1751,   с. 41­43.   Зрелище   красоты пробуждающегося   мира   вызывает   в   лирическом   герое непобедимое   стремление   "творит",   то   есть 2 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. стремление   повторить   (пусть   в  пределах   доступной   ему   сферы)   подвиг   творца,   создавшего   мир. Картину,  нарисованную   Ломоносовым,   иначе   как   величественной   не   назовешь:   люди   еще  спят, лирический   герой   ясным   взором   встречает   дневное   светило.   Душа   его, прошедшая   через   горнило испытаний, изнемогает в жажде подвига во имя истины и во благо пробуждающегося человечества. Среди ученых существует мнение, что эти стихи излагают научную трактовку физических процессов, происходящих   на Солнце.   Естественнонаучная   основа   поэтического   образа   здесь   очевидна. Однако было бы неверно считать, что "Утреннее размышление" является рифмованным  трактатом по физике Солнца. Научная картина солнечной активности с самого начала "растворена" в эмоции поэта: здесь мы имеем дело не с научным изложением определенной концепции, но именно с лирическим переживанием истины: "Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь..." Поэту одиноко на той высоте, на которую он поднялся силою своей фантазии. Он хочет поделиться со всеми людьми тайной, пока что доступной только ему. По Ломоносову, быть человеком в полном смысле слова ­ значит   быть   творцом, приумножающим   красоту   и   богатство   окружающего   мира,   стремящимся в исчерпывающей   полноте   постичь   мир   и   себя   в   нем.   По   сути   дела,   эти   стихи говорят   о необходимости "божия величества" в каждом человеке.   не     и   которые   которыми   их   наделяет   природа Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния. Впервые ­ Риторика, 1748, с. 252­254. Если рассматривать это стихотворение вне контекста "Од духовных", то оно предстает выдающимся образцом так называемой "научной поэзии", и только. Но здесь так же, как в "Утреннем размышлении", научная проблема (физическая природа северных сияний) служит только поводом для взволнованного поэтического монолога о "чудесах натуры" и не менее взволнованного диалога   с   представителями "книжной"   науки,   чьи   умозрительные   гипотезы   Ломоносов   разбивает, опираясь  не на формальную логику,  а на логику самого явления, на те характеристики полярных сияний, соответствуют  "смутным   грезам   вымыслов"   кабинетных   ученых:   именно   этим   определяется   пафос строк, обращенных к ним, ­ "О вы, которых быстрый зрак..." и т. д. Замечательное по своим художественным достоинствам   описание   северного сияния   содержится   в   научной   работе   Ломоносова   "Слово   о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих" (1753): "По прошествии шести часов после полудни и по вскрытии вечерней зари показалось тотчас на севере порядочное сияние весьма ясно. Над мрачною хлябию белая дуга сияла, над которою, за синею полосою неба, появилась другая дуга того же с нижнею центра, цвету алого, весьма чистого. От горизонта, что к летнему западу, поднялся   столп того   же   цвету   и   простирался   близко   к   зениту.   Между   тем   все   небо светлыми полосами горело. Но, как я взглянул на полдень, равную дугу на противной стороне севера увидел с такою разностию, что на алой верхней полосе розовые столпы возвышались, которые сперва на востоке, после на западе многочисленнее были. Вскоре после того между белою и алою дугою южного сияния   небо   покрылось   траве   подобною   зеленью   и   приятный   вид   наподобие радуги представлялся;   после   чего   алые   столпы   помалу   исчезли,   дуги   еще   сияли   и  неподалеку от зенита белое сияние величиною с солнце расходящиеся лучи испускало, к которому от летнего запада вставали столпы и почти оного касались. После сего между лучами оного сияния к западу алое пятно появилось. Между сим временем осьмь часов било, и небо алыми и мурового  цвету полосами беспорядочной фигуры горело; мурового цвету больше было, нежели алого. В зените вместо лучи испускающего сияния две дуги показались, одна другую взаимно пересекающие. Которая вогнутою  стороною  стояла   на  север, имела  струи   поперечные,  к  центру  склоняющиеся;  а   та,  что вогнутою   стороною обращена   была   на   полдень,   имела   струи   продольные,   параллельные   с  3 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. перифериею... Все сии перемены с девятым часом кончились, и осталось одно порядочное сияние на севере..."(http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00019301189502227368/page/10/) Слово учителя. В «Утреннем размышлении о Божием величестве» поэт вдохновенно соединяет свои научные  познания, воплощенные в мощном поэтическом образе, с религиозным благоговением перед величием  Зиждителя и с молитвенной хвалою Его произволению:                            Когда бы смертным толь высоко                            Возможно было возлететь,                            Чтоб к солнцу бренно наше око                            Могло приблизившись воззреть,                            Тогда б со всех открылся стран                            Горящий вечно океан.                            Там огненны валы стремятся                            И не находят берегов;                            Там вихри пламенны крутятся,                            Борющись множество веков;                            Там камни, как вода, кипят,                            Горящи там дожди шумят.                            Сия ужасная громада                            Как искра пред Тобой одна.                            О коль пресветная лампада                            Тобою, боже, возжена                            Для наших повседневных дел,                            Что Ты творить нам повелел!    Солнечный свет становится для Ломоносова символом просветления всего мироздания лучами божественной   премудрости,   которая   смиренно   сознается   им   как   единственный   источник просвещения:                            Творец! Покрытому мне тьмою 4 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г.                            Прости премудрости лучи                            И что угодно пред Тобою                            Всегда творити научи,                            И на Твою взирая тварь,                            Хвалить Тебя, бессмертный Царь. Можно утверждать, что Ломоносов противостал в этих строках всей концепции европейского Просвещения,   которое   видело   необходимость   в   насыщении   и   просвещении   разума   человека достижениями земной премудрости, добытыми собственными усилиями его. Научное знание виделось большинству просветителей самодостаточной силой, возвеличивающей человека и обожествляющей его, так что отпадает необходимость говорить о самом Творце. Интересно, что Ломоносов поверял свои научные представления трудами святых отцов. Так, он со вниманием отнесся к рассуждениям Василия Великого о возможности многих миров. Несомненно, создавая строфы «Вечернего размышления» Ломоносов не мог не опираться на мысли святителя:                            Открылась бездна звезд полна;                            Звездам числа нет, бездне дна...                              Уста премудрых нам гласят:                            Там разных множество светов;                            Несчетны солнца там горят,                            Народы там и круг веков:                            Для общей славы Божества                            Там равна сила естества. Поэтические  создания Ломоносова поражают единством  неколебимой  веры в непостижимую мудрость Творца, совершенство Его творения и пламенной жажды знания, творчества, счастливого сознания силы и благотворности человеческого разума. В   науке   Ломоносов   видел   помощницу   и   союзницу   богословия   в   познании   «премудрости   и могущества   Божия»,   а   понятие   божества   включал   в   решение   вопроса   о   конечных   причинах возникновения мира. «У   многих,   ­   писал   он,   ­   глубоко   укоренилось   убеждение,   что   метод   философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает  Бога­творца.  И в  том, и  в  другом они,  конечно,  глубоко  ошибаются,  ибо  нет никаких природных   начал,   которые   могли   бы   яснее   и   полнее   объяснить   сущность   материи   и   всеобщего 5 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя». Однако надо отметить, что в мировоззрении Ломоносова­ученого присутствуют элементы деизма,  свойственного естествознанию 17­18 веков. В основе деистического понимания мироустройства лежит идея Бога как первотолчка, перводвигателя Вселенной. Такой взгляд ограничивал роль Бога актом  творения мира, а точнее, ролью источника перводвижения. http://readr.ru/evgeniy-lebedev- lomonosov.html?page=44##ixzz1dzu4rDQn Словарная работа – слайд №4. Анализ духовной оды «Утреннее размышление» ­ слайды №5­№11. 6 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. 7 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. Ломоносовский поэтический космос явился следствием его деистических воззрений. Сугубо научные  представления о мироздании Ломоносова­астронома сопутствуют его "верующему я". Отсюда и  проистекает глубина данной философской концепции о божественном происхождении мира и о  возможности объяснения закономерностей этого мира.  http://knowledge.allbest.ru/literature/2c0a65625b3bd68b5c43b89521216c27_0.html 8 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. Вопрос о соотношении образа солнца и образа Творца необходимо раскрывать в следующих ключах­ антитезах: 1) большого и малого ("... Сия ужасная громада ­ / Как искра пред тобой одна…"); 2) поверхностного и глубокого ("…Светило дневное блистает лишь только на поверхность тел, / Но взор твой в бездну проницает, / Не зная никаких предел…"). В первой антитезе звучит мотив большого и малого, характерного также понятию макрокосмоса и микрокосмоса, составляющего вообще сам космос; во второй ­ мотив поверхностного и глубокого, выражающего взаимоотношения человека и бога, творений и творца и имеющегоиерархический подтекст. Высокая символическая риторичность поэтики   оды   несёт   в   себе   вненациональные,   общечеловечески   бытийные   понятия   жизни,   что   и составляет   высшую   лирическую   эмоцию   Ломоносова.   Подобно   торжественной   оде,   в   которой Ломоносов   предстаёт   как   собирательный   россиянин,   духовная   лирика   отражает   так   же   более внеличностные аспекты (но всё же в рамках личной субъективной эмоции) человеческого бытия и бытования, учитывая также натуралистические мотивы оды. Как видно, мирообраз его поэтического космоса имеет лирическую мотивацию, непосредственно отражающую его мировоззренческие грани сознания,   что   в   совокупности   позволяет   выделять   универсальную   всеохваченность   его   тематики, название   которой поэтический   космос. Вышеприведённые   мотивы­антитезы   ­   большого   и   малого, поверхностного   и   глубокого   составляют   концепцию   этого   космоса   и   как   элемент   "Утреннего размышления"   являются   как   бы   "квинтэссенцией"   деистического   мировоззрения   личности Ломоносова. Внутри же "Утреннего размышления" как целостного произведения ­ это лейтмотивы, концентрирующие   сами   по   себе   весь   характер   изложения   оды   и   составляющие   её   идейно­ тематическую основу. 9 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. Итак,   поэтический   космос   Ломоносова   ­   это   мирообраз   не   просто   естества,   не   просто натурфилософская категория, но и размах объёмного ­диалектического мирообраза, включающего как высокие понятийные линии, так и натуралистические компоненты, которые отождествлены и в совокупности и в противоположности с иерархической системой живых существ Вселенной. Кроме того, композиционным завершением "Утреннего размышления" является тот же мотив бесконечности, выраженный   лексическим   наполнением   эпитета   "бессмертный",   относящегося   к   Творцу,   который перифразирован   Ломоносовым   с   прописной   буквы   словом   Царь,   ­   опять­таки,   композиционно 10 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. завершающим иерархическую лестницу, где образ Творца является непосредственно организующим началом беспредельности одического космоса. Высокая эмоция лирического героя Ломоносова насчёт взаимоотношений человека и бога пребывает в рамках  общего  и  личного, причём  без национального  колорита,  что идеализирует   и абстрагирует созданный таким образом космический мирообраз, придавая ему возвышенный пафос свободного от ограничений   одной   нации   лирического   героя­космополита,   но,   правда,   в   сугубо утончённом, именно художественном смысле произведения. Слово учителя. "Вечернее размышление о божием величестве" отличается от "Утреннего" конкретностью впечатления и свежестью красок, причём оно отличается и проблематичностью тематики, содержащей в своей риторической форме научно­полемические вкрапления в целостную композицию оды. Познаниемира и его   закономерностей   становится   двигателем   не   только   всего   произведения,   но   и   эмоции   самого лирического   героя   Ломоносова.   Категория   познания   в   таком   случае   ­   взгляд   в   бесконечность Вселенной. Обе оды, что очевидно, являются единой композицией, как параллель друг к другу. Обе оды объединяет также и мотив света: утро как время пейзажной лирики и как его объект; северное сияние как явление вечера. Отсюда и логика рассмотрения их как параллели друг к другу. Анализ духовной оды «Вечернее размышление…» ­ слайды №12­№16. 11 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. Во второй строфе звучит мотив познания мира, звучит целая гамма представлений о бытие: мотив бесконечности, мотив­антитеза малого и большого; в конце концов, эмоция "утомлённого мыслями человека".   Эта   строфа   представляет   собой   огромный   сравнительный   оборот,   состоящий   из   ряда однородных частей и необходимый для отображения беспредельности космического пространства и являющийся натуралистической   аллегорией.   Как   видно,   каждый   из   однородных   сравнительных оборотов в отдельности представляет собой антитезу малого и большого или, во всяком случае, имеет такой   акцент   в   оттенке   тропа.   Окраска   художественного   слова   в   этой   строфе   характеризуется сосуществованием образно­аллегорического   и   конкретно­материального планов,   что   позволяет выделить в рамках мотива­антитезы большого и малого две параллели в идейно­смысловой структуре оды: макрокосмическую и микрокосмическую. Как учёный Ломоносов воплощает в художественном слове оды научные понятия малого и большого: если большое ­ это звёзды, светила, то малое ­ это понятия   об   атомах   и   молекулах.   Метафоричность   "песчинки",   "малой   искры",   "тонкого   праха" отражает   эту   идею,   показывая   различные   формы   проявления   натуры.   Композиционно   они противополагаются звёздам из первой строфы, формируя такой структурой образ макрокосмической и   микрокосмической Вселенной.   Вообще   натурализм,   проникший   в   оттенок   значения   слов   этой строфы, непосредственно и создаёт такой акцент художественного космоса, где понятие о материи имеет   научную   эстетику,   отчего   и   поэтика   оды   специфична   проникновением   науки   в   мир художественной словесности. Отсюда налицо и натурфилософия оды: осознание лирическим героем беспредельности той материи, то есть "бездны", в которую он "погружён". Развертывая этот огромный сравнительный оборот, Ломоносов словно хочет объять необъятное мироздание Вселенной. Интересно отметить в отдельности сравнительный оборот "В свирепом как перо огне", тропообразующая база которого является метонимизированным сравнением, где перо параллельно с моментом творчества, моментом написания оды и является сиюминутной ассоциацией процесса творчества. Таким образом, этот троп является не только аллегорией, но и символом познания и творчества: перо символизирует процесс человеческого познания, творческую жизнь человека, его искания. 12 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. Итак, эти строфы отражают концепцию космоса, наделённого мыслями и понятиями Ломоносова­ учёного,   для   которого   астрономия   является   наукой,   показывающей   "порядок   течения   светил небесных" и говорящей о "могуществе и величестве бога". Ломоносов   выдвигает   смелую   и   передовую   для   своего   времени   гипотезу,   принадлежащую знаменитому   Джордано   Бруно,   которого   за   его   научные   убеждения   предала   сожжению   церковь. Просветительские   идеи   Ломоносова   очень   характерно   воплотились   в   "Вечернем   размышлении", отчего   художественность   оды   полностью   подчинена   миру   науки   и   подспудна   "верующему   я" Ломоносова,  объединяющего   подчас  антагонистские   начала   своего  мировоззрения. В  этой  строфе звучит   и мотив естественной   закономерности,   сосуществующий   с мотивом   бесконечности времени и пространства, которые в совокупности формируют абстрактную модель космического мирообраза. Мотив "естества" подан автором в религиозном ключе: "…Для общей славы божества/ Там равна сила естества…", что продолжает концепцию образа космоса "Утреннего размышления": закономерность здесь непосредственный синоним к мотивирующему образу творца; бесконечность же космоса ­ предпосылка к определению его величества.3 строфа, представляющая собой вкраплённую гипотезу, является завершающим элементом целостной композиционной части оды и дополняет её идеологически.   Сверх   того,   эта   часть   оды   (3   первые   строфы),   словно   математически   выверена: каждый мотив, каждый художественный элемент оды коротко и ясно формирует именно космический мирообраз;   точность  и  лаконичность   мысли  только  и   способствует  к  его   чёткой   художественной выверенности; причём мужские рифмы придают динамику к его мирообразу. Последний тезис оды содержит   мотив   закономерности,   который   композиционно   завершает   предшествующие   тезисы, заключающие в себе мотив бесконечности, познания и гипотетический план, как бы обрамляя всё вышестоящее,   завершая   бесконечность   одического   космоса   и   определяя   его   следственную закономерность   в   этом.   Тем   более   что   эта   часть   композиции   является   несущей,   как   основной развёрнутой   космической   панорамой,   что   и   позволяет   говорить   о   ней   как   об отдельной композиционной части целой оды. 13 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. В   рамки   вопросительной   и   восклицательной   риторики   строфы   включена   общая   для   всего   её тона оксюморонная семантика не только в тропах, но и в не имеющих характер троп предложениях. Конечно,   общее   впечатление   северного   сияния   смешивается   с   его   научной   полемичностью,   что относительно первого случая, таким образом, также и просто поэтизирует его в ключе оксюморона как прекрасное и достойное описания явление природы. Причём необходимо отметить, что обе оды, как   уже   было   сказано,   объединяет   сквозной   мотив   света.   В   этой   оде   таким   мотивом   является северное сияние, которое так же параллельно к образу творца, как и в "Утреннем размышлении", только   параллель   эта   основана   не   на   сопоставлении,   а   на   ассоциации   этого   явления   как раскрывающего "Божие величество". Обе оды, по сути, основываются на параллели бога и природы и, наоборот,   природы   и   бога.   В   5   строфе   учёные   представлены   Ломоносовым   как   категория возвышенная, они даже окрашены им, строго говоря, гиперболично, что, конечно, не лишает оду от предустановленного для её жанра нарочито­возвышенного пафоса. Следующая 6 строфа продолжает риторику предшествующей 5 строфы и имеет научно­полемический характер. Частое употребление в 7 строфе анафоры на "иль" создаёт атмосферу неопределённости относительно северного сияния, но последнее   двустишие   этой   строфы   является   теорией   самого   Ломоносова,   которое,   как   видно, композиционно завершает остальные варианты теорий и раскрывает электрическую природу этого явления. Этим и заканчивается 2 композиционная часть "Вечернего размышления".  14 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. Как последняя композиционная часть 8 строфа завершает одический мотив беспредельности  пространства, к чему добавляется риторичность поставленных автором вопросов и мотив  познания. Частное в данном случае, то есть явление северного сияния, становится фокусом общего,  порождая таким образом более глобальные, космогонические размышления и акценты на них. Как и  в "Утреннем размышлении", всю композицию оды завершает мотивирующий образ Творца, который  параллелен своему бесконечному миру. Живая мысль подмечает в окружающем мире такие чудеса, такие парадоксы, такие соотношения, перед которыми схоластика и рассудочность просто бессильны. Вот почему не к простым смертным обращена ирония Ломоносова, а, прежде всего, к тем из  людей, которые, по общему признанию, являются носителями земной мудрости, а с высоты, открывшейся ему, представляются ни больше ни меньше как сухими «книжниками», безнадежно далекими от действительной, живой истины: О вы, которых быстрый зрак Пронзает книгу вечных прав, Которым малой вещи знак Являет естества устав: Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятет? Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар 15 Среди зимы рождал пожар? Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд?.. Эти   вопросы   из   «Вечернего   размышления   о   Божием   величестве   при   случае   великого   северного сияния» (1743) обращены к представителям западноевропейской натурфилософии, весьма падким на умозрительные   гипотезы   относительно   всевозможных   явлений   природы   (здесь:   северных   сияний). Критика Ломоносова тем убедительнее, что основана на более полном и глубоком знании предмета. Он,   еще   с   детства   знакомый   с   «пазорями»   (так   поморы   называли   полярные   сияния),   идет   от наблюдений к обобщениям, от практики к теории, а не наоборот. Так, например, гипотезу своего марбургского учителя Христиана Вольфа, видевшего причину загадочного явления в образующихся глубоко под землей сернистых и селитряных «тонких испарениях», которые, поднимаясь, начинают ярко полыхать в верхних слоях атмосферы — гипотезу наивную, но поддержанную многими учеными, Ломоносов   разбивает   искренне   недоуменным   и   замечательно   здравомысленным   вопросом:   «Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?» В его сознании уже забрезжила догадка об истинной природе северных сияний — догадка, основанная на многочисленных наблюдениях и личном опыте: как помор он знал, что «матка» (компас) всегда «дурит» на «пазорях», как ученый он склонен был объяснять это колебаниями атмосферного электричества. В «Вечернем размышлении» он как бы невзначай, среди чужих ответов на поставленные им вопросы, предлагает и свой собственный: Иль в море дуть престал зефир: И гладки волны бьют в эфир. Отчетливое   понимание   ошибочности   гипотез   и   мощное   предчувствие   своей   правоты   как   раз   и составляет эмоциональный пафос «Вечернего размышления». Слово учителя. Самое замечательное в приведенных стихах Ломоносова о Солнце и северном сиянии не собственно­ научная их сторона. Ломоносов мог и ошибаться в своих догадках, а наука могла не подтвердить его идей. В науке сплошь да рядом случается такое: сегодня та или иная теория деспотически повелевает умами,   она   —   монархиня,   а   завтра   происходит   научная   революция,   и   новые   «гвардейцы»   науки возводят на престол новую царицу — но не навсегда, а всего лишь до следующего переворота. Вот почему   гораздо   важнее   подчеркнуть   ту   поэтическую   непосредственность,   с   которой   Ломоносов выражал (а не формулировал) новые истины. Ломоносов интересен тем, что в его сознании наука и поэзия   не   были   антагонистически   разорваны.   В   стихах   его   выражено   прежде   всего   лирическое переживание истины, явившейся ему, пронизавшей все его существо, — истины, облеченной не в понятие, а в художественный образ. Причем этот образ истины сразу начинает жить своею жизнью, управляет   всем   произведением.   Ведь   строго   рассуждая,   в   «Утреннем   размышлении»   физическая 16 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. картина   состояния   солнечного   вещества   вовсе   даже   и   не   аргументирована   научно,   а   угадана художественно. Здесь не гипотеза, а образ. Точно так же и в «Вечернем размышлении» не разбор различных   ученых   мнений   о   природе   северных   сияний   лежит   в   основе   произведения,   но,   говоря словами Ломоносова, «священный ужас» перед неисчислимым разнообразием таинственных, еще не объясненных явлений природы. Рефлексия – слайд №17­№19. Восстановить одический космос (диалектическую систему образов) «Утреннего размышления…». Восстановить мотивы «Вечернего размышления…» 17 Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.  Синквейн – это пятистрочная строфа. Например: Ломоносов.  Учёный, талантливый. Думает, страдает, пробивается. Чувства духовные пробуждает. Гений. Интернет ресурсы – слайд №19. 18 PS/ Анимацию слайдов предлагаю учителям самостоятельно провести в зависимости от подготовки Вабищевич Людмила Михайловна МБОУ Калининская СОШ 2017 г. учащихся в том или ином классе. 19

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература

Духовная ода как лирический жанр, 9 класс, литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017