Конспект урока: «Что написано пером».
Оценка 4.9

Конспект урока: «Что написано пером».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл
15.01.2019
Конспект урока:  «Что написано пером».
На уроке ученики научатся: 1) давать характеристику письменным источникам, находить общее и отличия между различными группами письменных источников; 2) работать с письменными историческими документами, исследовать и комментировать их; 3) высказывать суждения относительно роли архивов и библиотек в деле сохранении памяти о прошлом. Без слов, без письменности и книг не было бы никакой истории, и не может быть никакого понятия о человечестве. Немецкий писатель и художник Герман Гессе
Что написано пером.doc
Что написано пером… 1. Какими бывают письменные источники. 2. Роль письменных источников в изучении истории родного края. 3. Что такое архивы 4.   Библиотеки   –   хранилища   книг.  Донецкая   республиканская универсальная научная библиотека имени Н.К.Крупской.  Без слов, без письменности и книг не было бы никакой истории,   и   не   может   быть   никакого   понятия   о человечестве. Немецкий   писатель   и   художник   Герман Гессе На этом уроке вы научитесь: 1) давать   характеристику   письменным   источникам,   находить   общее   и   отличия   между различными группами письменных источников; 2) работать с письменными историческими документами, исследовать и комментировать их; 3) высказывать   суждения   относительно   роли   архивов   и   библиотек   в   деле   сохранении памяти о прошлом.           Рассмотрите изображения. Подумайте, что их объединяет, а что отличает?  Могут ли представленные на изображениях предметы помочь в изучении истории? 1. Какими бывают письменные источники. Что   такое   письменные   источники,   как   они   изменялись   со временем? Среди   разнообразных   исторических   источников   значительное   место занимают  письменные   источники,  появившиеся   с   возникновением письменности,   благодаря   которой   люди   смогли   подробно   записывать   все события, происходящие с ними и вокруг них. Исторический словарь Письменные источники – тексты, записанные на бумаге или других материалах.  В   древности   письменности   не   было.   Первобытные   жители   вначале просто рисовали то, о чем желали сказать. По этим рисункам другие люди разгадывали содержание.  Первым материалом, на котором люди стали высекать изображения, был камень.   Древнеегипетские   мастера   выбивали   на   каменных   обелисках заточенными   зубилами  не  только рисунки,  но и  иероглифы  – письменные знаки, обозначающие, как отдельные звуки и слоги, так и целые слова. Постепенно   для   письма   начали   использовать   и   другие   материалы. Писали   на   коже,   бамбуковых   дощечках,   черепашьих   панцирях,   даже   на глиняных табличках.  Шумерская письменность – клинопись             Древнекитайские гадальные кости Одним   из   наиболее   распространенных   материалов   был  папирус.  Его изготавливали   из   стебля   тростника.   Папирус   напоминал   тонкий   сероватый картон.   Длинные   исписанные   листы   папируса   скручивали   и   укладывали   в круглые коробки­пеналы.  Позже для самых важных документов стали применять  пергамент  – обработанную особым способом кожу телят или овец. Пергамент был очень дорогим материалом, ведь на одну книгу требовались шкуры сотен животных. Поэтому книги писали в единственном экземпляре. В   Древней   Руси   писали  на   бересте  –   верхнем   слое   коры.   Такие письменные источники называют берестяными грамотами. Только   после   изобретения   дешевой   бумаги   письменных   источников становится значительно больше.  Это интересно Бумага была изобретена в Китае около 2000 лет тому назад. Все исторические источники, написанные от руки, а также напечатанные на пишущей машинке или компьютере, называют рукописями. Около 1445 г.  немец  Иоганн Гутенберг  изобрел  книгопечатание  – изготовление книг механическим способом, благодаря которому количество письменных источников резко возросло. Вместо символов и знаков большинство народов перешли на буквенные алфавиты,   благодаря   которым   обучаться   грамоте   стало   легче.   Ведь   в алфавитах всего лишь от 20 до 40 букв. Там, где пользовались буквами, стало гораздо больше грамотных людей. Постепенно   возникла   даже   специальная   историческая   наука, занимающаяся изучением письменности и истории письма – палеография.  Подумайте, почему до наших дней дошло немного письменных источников, повествующих о далеком прошлом? 2. Роль письменных источников в изучении истории родного края. Исследуя   письменные   исторические   источники,   содержащие информацию,   связанную   с   нашим   краем   –   книги,   журналы,   газеты, воспоминания, дневники, письма, ­ можно глубже и детальнее узнать о своём городе, людях, прославивших его своими подвигами, трудом и творчеством, памятниках, сооруженных в вашем населенном пункте.  Однако,   любой   исследователь,   приступая   к   работе   над   письменным источником, должен твердо помнить: документы составляли  живые люди, они могли   в   чем­то   заблуждаться,   воспользоваться   недостоверным   источником информации   и   даже,   умышленно   что­то   исказить   в   угоду   своим   личным пристрастиям или определенным обстоятельствам. Поэтому ни один документ, даже, казалось бы, самый надежный, нельзя принимать за абсолютную истину. Необходимо сравнить разные источники, сопоставить и проанализировать их. А   для   этого   необходимо   знать   правила   работы   с   письменным историческим источником. Памятка для работы с письменным историческим источником 1.  Происхождение   источника:   автор;   время   издания;   тип   источника   (документ, письмо, дневник...); полный текст или отрывок. 2.   Кратко   изложите   содержание   прочитанного   и   сформулируйте   основные   идеи   и факты. Объясните непонятные слова, используя словари. 3.   Установите   ­   автор   сам   был   свидетелем   событий   или   пересказывает   чей­то рассказ. 4. Были ли у автора особые симпатии или антипатии к событию или его участникам? 5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному источнику. Как   вам   уже   известно,   территория   Донбасса   была   заселена   еще   в глубокой   древности.   Об   этом   свидетельствуют   многие   вещественные источники, добытые археологами. Но только письменные источники дают нам ответ на вопрос: какие народы заселяли донецкие степи много веков назад? Здесь жили в основном кочевые народы: скифы, сарматы, печенеги, половцы. Они не имели письменности, поэтому сведения о них оставили их соседи: греки, персы, арабы, римляне.  Одним   из   первых   собственных   письменных   источников   о   событиях, происходящих на территории края, является художественное произведение неизвестного автора  «Слово о полку Игореве»,  описывающее поход князя Игоря   в   1185   году   на   половецких   кочевников,   грабивших   русские   земли: «Быть  грому   великому!   Идти   дождю   стрелами   с   Дону  Великого!   Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на   Каяле   у   Дона   Великого.   О,   Русская   земля,   а   ты   уже   скрылась   за холмом!» Это интересно Ученые считают, что автор «Слова» называл «Доном Великим» речку Северский Донец.  Прочитав текст отрывка, ответьте на вопрос: по каким деталям мы можем судить о том, что описываемые события происходили в нашем крае?  Какие еще письменные источники, описывающие жизнь людей нашего края, вам известны?  Почему информацию, содержащуюся в письменном источнике, нужно обязательно проверять? 2. Что такое архивы Почему архивы называют «хранилищами сокровищ»? Дошедшие до нашего времени памятники прошлого ученые стараются сохранить и сберечь. Эта важная задача во всех государствах мира возложена на специальные учреждения ­ архивы.  Исторический словарь Архив – учреждение, в которых осуществляется сбор, хранение, комплектование, учёт и использование важных документов. Историки   называют   архивы  «нитями, связывающими   день   сегодняшний   с   ушедшим». Сотрудники   архива   –  архивариусы  –   изучают происхождение   и   достоверность   документов, систематизируют   их,   сравнивают   информацию   из разных источников.  Историк не может написать работу без архивов. Но архивами могут пользоваться не только ученые. Строители,   чтобы   восстановить   разрушенное когда­то   здание   обращаются   в   архив   за   его чертежами.   Любой   человек   для   создания   своей родословной может обратиться в архив. Архивы   есть   при   университетах,   школах, заводах, научных лабораториях, театрах и т.п. Во многих   семьях   есть   свои   домашние   архивы,   в которых   бережно   хранятся   семейные   документы,   письма   и   фотографии, грамоты и награды. Наверняка есть такой домашний архив и в вашей семье. Это интересно Архивные хранилища существовали и в давние времена ­ в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме. Для современных архивов строят специальные помещения с узкими окнами, не   пропускающими   прямых   солнечных   лучей:   от   солнца   печатная   краска выгорает,   линяет,   а   бумага   желтеет   и   портится.   Чтобы   документы   лучше сохранялись, их кладут в закрытые коробки и размещают на полках­стеллажах. Самые ценные документы переснимают на пленку и делают диафильмы с очень маленькими кадрами –  микрофильмы, сохраняют отдельно от документов на случай, если оригинал будет поврежден или потерян.  Как вы думаете, будут ли существовать архивы в будущем? Придумайте и опишите свою модель архива будущего.  Какие документы из архива вашей семьи являются частью твоей личной истории? Какие свидетельства они содержат? 3. Библиотеки – хранилища книг Что представляют собой современные библиотеки? Записки  путешественников, воспоминания, научные  труды, переписка между людьми и другие свидетельства прошлого содержатся в книгах – самых распространенных   письменных   источниках.   Для   хранения   книг   создаются библиотеки.  Исторический словарь Библиотека  –  учреждение,   собирающее   и   хранящее   книги   для   общественного пользования.  В   Древнем   Египте   создаваемые   при   дворцах   и   храмах   библиотеки, называли «Домами жизни», а выдающийся  немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц называл их «сокровищницами богатств человеческого духа». Нет человека, который в своей жизни ни разу не пользовался библиотекой. Это интересно: Первой библиотекой считают собрание глиняных табличек (приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. Крупнейшим центром  античной книжности  стала  Александрийская  библиотека, созданная была создана в III в. до н. э. Птолемеем I. В   общественных   библиотеках   средневековой   Европы   книги,   из­за   огромной   их   стоимости, приковывали   к   полкам   специальными   цепями,   дающими   возможность   читать,   но   не позволяющими вынести книги из библиотек. Первая   библиотека   на   Руси   была   основана   во   времена   правления киевского князя Ярослава Мудрого. Об этом рассказал один из древнейших письменных источников Руси ­ «Повесть временных лет»: «Заложил Ярослав церковь святой Софии…, и любил Ярослав церковные уставы, и книги любил, читая их часто и ночью и днем… и, много их написав, положил в церкви святой Софии».  Самой   большой   в   нашем   крае   является республиканская Донецкая универсальная   научная  библиотека имени   Н.К.Крупской,  основанная   в   1926 году как центральная городская библиотека.   Донецкая научная библиотека  имени Н.К.Крупской  (фото 1957 года) В 1932 году после создания Донецкой области, она стала областной. В 1936 году   библиотеке   было   присвоено   имя  Н.К.Крупской,  оказавшей   большую помощь местным властям при строительстве книжного хранилища. Фонд библиотеки составляет около 1млн 700 тыс. экземпляров книг. Уникальность   библиотеки   заключается   в   том,   что   в   ее   фондах содержится огромное количество исторических документов. Так что, ни один исследователь истории края не обошелся без помощи этого учреждения. Ежедневно библиотеку посещают более тысячи жителей Донбасса.  Какую литературу вы можете найти в библиотеке?  Чем, на ваш взгляд, библиотеки отличаются от архивов?  Можно ли архивы и библиотеки считать хранилищами сокровищ? Своё мнение обоснуйте. Задания для самоконтроля 1. Тексты, написанные на бумаге или других материалах ­ это: а) вещественные источники; б) визуальные источники; в) письменные источники;  г) устные источники. 2. Наука, которая изучает историю письма, носит название: а) палеография; б) археология; в) этнология; г) нумизматика. 3. Сборники документов, а также учреждения, где сохраняют, упорядочивают и изучают письменные документы, именуют: а) библиотеками; б) музеями; в) архивами; г) институтами. 4. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования ­ это: а) библиотека; б) архив; в) канцелярия; г) музей. 5. Среди представленного перечня выберите письменные источники: а) мемуары; б) басни; в) легенды; г) украшения; д) летописи; е) записки путешественников. 6. Перечислите известные вам виды письменных источников. 7. Как вы думаете, можно ли считать письменные источники самыми важными среди других источников? Почему? 8. Каким образом историки проверят подлинность и достоверность (правдивость) письменных источников? 9. Предположите, можно ли отнести  Интернет  к письменным  источникам? Почему вы так думаете?  10.   Опишите   свои   впечатления   от   визита   в   школьную   или   любую   другую библиотеку. 2000 лет тому назад – изобретена бумага  Это нужно запомнить История   древнего   Востока.   От   ранних   государственных   образований   до древних империй. Под ред. А. В. Седова. М., 2004. Рекомендуем почитать Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. – СПб.: Профессия, 2004. –  464 с.

Конспект урока: «Что написано пером».

Конспект урока:  «Что написано пером».

Конспект урока: «Что написано пером».

Конспект урока:  «Что написано пером».

Конспект урока: «Что написано пером».

Конспект урока:  «Что написано пером».

Конспект урока: «Что написано пером».

Конспект урока:  «Что написано пером».

Конспект урока: «Что написано пером».

Конспект урока:  «Что написано пером».

Конспект урока: «Что написано пером».

Конспект урока:  «Что написано пером».

Конспект урока: «Что написано пером».

Конспект урока:  «Что написано пером».
Скачать файл