Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
экология
8 кл
01.06.2018
Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс
Тема урока. Чужеродные примеси пищи (второй урок в теме пищеварительная система) Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, формировать умения заботиться о своём питании. Задачи урока: Образовательные: обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»; сформировать у учащихся знания о чужеродных примесях пищи. Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, ини-циативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, личностно - значимое содержание учеб-ного материала, выполнение практической работы, развивать умения уча-щихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).урок
конспект.docx
КОНСПЕКТ УРОКА ЧУЖЕРОДНЫЕ ПРИМЕСИ ПИЩИ  ( экология 8 класс) Тема урока. Чужеродные примеси пищи (второй урок в теме пищеварительная система) Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни,  формировать умения заботиться о своём питании. Задачи урока: Образовательные: обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия  «продукты питания» и «питательные вещества»; сформировать у учащихся знания о чужеродных примесях пищи.  Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, ини­ циативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать  внутреннюю мотивацию к учению,  личностно ­ значимое содержание учеб­ного  материала, выполнение практической работы, развивать умения уча­щихся  работать с различными источниками информации, умения выделять главное,  сравнивать, обобщать, делать выводы.  Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему  здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за  качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).  Планируемые результаты обучения. В ходе занятия учащиеся будут знать:  определение понятий: чужеродные примеси пищи, вредные вещества,  болезнетворные организмы, пищевые добавки о нежелательных последстви­ях  применения некоторых пищевых добавок; о профилактике заболеваний,  вызываемых чужеродными примесями пищи;  Учащиеся будут уметь: используя таблицу, расшифровывать коды некото­рых  пищевых добавок; уменьшать содержание нитратов при использовании овощей.  Оборудование: Мультимедиа, экран, компьютер, презентация Microsoft Power Point , Тетради, учебники, таблица кодов пищевых добавок и их воздействия на организм человека, алгоритм выполнения практической работы  Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонст­рация  презентации, упаковок продуктов питании); частично ­ поисковый (работа с  учебником, дополнительным материалом), проблемный (поста­новка проблемных  вопросов);  Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная работа, взаимо­контроль. Основные понятия и термины урока: Вредные вещества: нитриты, нитра­ты,  пестициды, тяжелые металлы. Заболевания, вызываемые болезнетворны­ми  организмами: сальмониёз, ботулизм. Ход урока I. Организационный момент.  1мин Учитель: Здравствуйте, ребята! Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!». Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень  рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здо­рово!».  Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности,  умеет по­настоящему работать и отдыхать. II. Проверка знаний учащихся. 5 мин Учитель: Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания  предыдущего урока. (Презентация, Слайд 1) Задание 1. Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями  «пищевые продукты» и «питательные вещества»? Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества:  а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба. Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и. Задание 2. В продукте питания обычно преобладает одно кокое­либо питательное ве­щество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к  белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю 1  варианту из списка выбрать продукты с наибольшим содержанием жиров, а 2  варианту – углеводов: а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана,  и) орехи, к) картофель. Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к. Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по  слайду. (Слайд 2) III. Актуализация знаний. 5мин Игра «Третий лишний». Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие.  (Приложение 1, Слайд 3) БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ. (Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи,  пищевые добавки – лишнее.) Растительные волокна, молочнокислые бактерии, вода (природные пищевые  компоненты) Белки, жиры, чужеродные примеси (– отрицательное влияние на организм) Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Чужеродные примеси  пищи». Попробуйте  сформулировать вопросы, на которые мы должны ответить в  конце урока. ( Слайд 4) Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока.  ( Слайд 6) Учитель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а  едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами. Я хочу напомнить одну притчу: «Когда­то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной  ответил, что он съел на обед горелые корки, то Насреддин прописал ему глазные  капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если  болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»». Есть или не есть? А почему? – вот в чём вопрос. Постановка проблемы урока. (Слайд 7)  Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание? (Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.) Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что  продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным  нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать  полезные для человека питательные вещества Слайд 8. IV. Изучение нового материала. 20 мин ЧУЖЕРОДНЫЕ ПРИМЕСИ – это вещества не свойственные пище, попавшие в  неё случайно или включенные преднамеренно. К ним относятся: загрязнители,  попадающие из окружающей среды, в основном через почву, воду или осаждение  из воздуха; остаточные вещества, применяемые при выращивании  сельскохозяйственных культур, скота и птицы (удобрения, пестициды и т.д.);  вещества­добавки, появляющиеся в продуктах питания при их приготовлении с  целью их сохранности (консерванты), улучшения товарного вида (красители) и  т.д. При небольших количествах Ч.п. человеческий организм выводит их, но если  масса Ч.п. значительна, то организм не в состоянии справиться, и в этом случае  они причиняют ущерб здоровью. (Слайд 9) Вопрос классу: Знаете ли вы, какие вещества называются вредными?  (Предполагаемый ответ: химические вещества) Задание. Откройте учебник на с. 76 найдите определение «Вредные вещества»  запишите в тетрадь. Самостоятельная работа с учебником  на с.77, используя текст учебника  заполнить таблицу  «Вредные вещества» 1 ряд –нитраты, нитриты 2 абзац                                      2 ряд­ пестициды 3 абзац                                   3 ряд – тяжелые металлы 4­5 абзац   Время 5 мин Пестициды (от лат. pestis — зараза и caedo — убиваю), химические средства,  используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорняками,  вредителями зерна и зернопродуктов, древесины, изделий из хлопка, шерсти,  кожи, с эктопаразитами домашних животных, а также с переносчиками опасных  заболеваний человека и животных. К тяжелым металлам относится свинец, кадмий  (Слайд 10­12) Учитель:Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый  вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения  новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные  консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения. Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители  вкуса и т.д.) Учитель: ( Слайд 17) Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не  употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при  изготовлении. История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально  это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и  пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых  добавок.  Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи ( Слайд 17):  увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их  транспортировки и хранения;  придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет,  привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.  На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных  товаров. (Слайд 18) Первая категория. В этих товарах количество и типы спецдобавок строго  контролируется.  Вторая категория. Качество товаров контролируется менее строго. Они  производятся с учетом требований страны­импортера.  Третья категория. На эти товары не распространяются многие ограничения на  использование спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее.  Указывая наличие добавок на упаковке, производитель как бы предупреждает  потребителя: «вы сами вольны решать, покупать этот товар, который стоит  дешевле, или предпочесть ему товар безупречный, но дороже». К этой категории  относится 80% продуктов питания поставляемых на мировой рынок.  Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего­нибудь вкуснень­кого, каким продуктам вы отдаете предпочтение? ( Слайд 19) (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или  коробки.) Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в  данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.) Учитель: (Слайд 20) Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляю­щих  можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые  добавки: те, что в народе называют «ешками». ( Слайд 21) Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и  трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д.  говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители,  усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок,  применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом  увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их  содержащих. Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны? (Слайд 22) Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов); Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта); Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя  продукты от порчи);  Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию  продуктов);  Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру  продуктов питания); Е600–Е599 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА. Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье  человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых  добавок для здоровья? ( Слайд 23) Учитель: Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются  бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической  активности пищевых добавок, количества поступления, быстроты выведения,  способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда  малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более  опасными для организма, чем большие, но редко поступающие.  Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут  взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так,  например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых  добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола. Вопрос классу: чем опасен бензол? (Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак,  заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.) VI. Закрепление. Вернись к кластеру Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Учащимся предлагается,  работая в парах, попробуйте сформулировать рекомендации по употреблению  продуктов питания. Для того чтобы избежать отравления чужеродными  примесями необходимо… После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду. Рекомендации по употреблению продуктов питания (Слайд 23): Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.  Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.  Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.  Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.  Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.  Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.  Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов,  таких как колбаса, сосиски, тушенка. В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.  VII. Подведение итогов урока. Учитель: Итак, мы познакомились с чужеродными примесями  продуктов  питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от  состава употребляемых им продуктов питания?”. (Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство  пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.) Выставление оценок за урок. VIII. Домашнее задание.  § 17, ответить на вопросы на с 79  ; выполнить практическую работу на с.79 по  желанию (Слайд 24) Использованные ресурсы: ­ru.wikipedia.org/wiki/ ­festival.1september.ru/articles/518780/ ­www.ntv.ru/novosti ­Федорова М.З.,Кучменко В.С.,Воронина Г.А. Экология человека: Культура  здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных  учреждений.­ М.: Вентана­Граф,2007. ­slovari.yandex.ru БСЭ

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс

Конспект урока "Чужеродные примеси пищи" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018