Конспект урока "Девочка, которая стала храмом" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по курсу «Основы православной культуры» в 4 классе Тема: Девочка, которая стала храмом Тип урока: урок первичного изучения новых знаний и закрепления с мультимедийной презентацией Цель урока: познакомить учащихся с преданием о Рождестве и детстве Богородицы, библейским повествованием о Благовещении Задачи: Учебные: дать представление об основных событиях, связанных с жизнью Богородицы, библейским повествованием о Благовещении. Воспитательные: способствовать формированию личностного отношения школьников к ценностям православной культуры, уважения к семейным ценностям. Развитие универсальных учебных действий: развитие навыка смыслового чтения, поиска и выделения необходимой информации, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, вывода следствий, установления аналогий, выделения морального содержания действия.Конспект урока "Девочка, которая стала храмом" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по курсу «Основы православной культуры» в 4 классе Тема: Девочка, которая стала храмом Тип урока:  урок первичного изучения новых знаний и закрепления с мультимедийной  презентацией Цель  урока:  познакомить   учащихся   с   преданием   о   Рождестве   и   детстве   Богородицы, библейским повествованием о Благовещении Задачи: Учебные: дать представление об основных событиях, связанных с жизнью Богородицы,  библейским повествованием о Благовещении. Воспитательные: способствовать формированию личностного отношения школьников к  ценностям православной культуры, уважения к семейным ценностям. Развитие универсальных учебных действий: развитие навыка смыслового чтения, поиска и выделения необходимой информации, нравственно­этического оценивания усваиваемого  содержания, вывода следствий, установления аналогий, выделения морального содержания действия. Методы обучения: ­ Проблемно­поисковые ­ Практические ­ Словесные Формы организации познавательной деятельности: ­ Фронтальная ­ Индивидуальная ­ Групповая Оборудование: 1.Мультимедийнаяпрезентация (MicrosoftOfficePowerPoint2010). 1.Компьютер 3.Интерактивная доска SMART Board 4.Учебник  «Основы православной  культуры», 4 класс Основные понятия: Иоаким и Анна, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение  пресвятой Богородицы Этапы урока 1.Актуализация (Слайд 1) Ход урока 1знаний Учитель: ­ Сегодня мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать  2. Создание  проблемной ситуации нравственными людьми (Слайд 2) Учитель: — События рождества Пресвятой Богородицы, согласно Преданию, произошли в небольшом городе Назарете, где жили Ее престарелые родители: Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона.      Иоаким   и   Анна   любили   Господа   всем   сердцем.   Это   были   очень   добрые,   скромные, пожилые люди, которые с полным правом могли бы быть в почете у людей, если б у них были дети. Но бездетность считалась в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые   и   праведные   Иоаким   и   Анна   терпели   несправедливые   поношения   от   своих соотечественников.  Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря,   что   Богу   все   возможно. Испрашивая   у   Бога   рождение   ребенка, Анна дали обещание – посвятить родившееся у них дитя на служение Господу. праздников   старец   Иоаким   принес   в   Иерусалимский   храм   свою   жертву   в   дар   Богу,   но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бездетности. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании чада. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.      По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Архангела Гавриила, что услышана их молитва. Спустя некоторое время у них родилась Дочь, которую они назвали Марией. Произошло это 21 сентября. В этот день отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. (Слайд 3) ­ Что это за дочь, которую назвали Марией?  ­ Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? ­ Определите тему сегодняшнего урока. ­ Тема нашего урока – «Девочка, которую назвали Храмом»  (Слайд 4) ­ Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания  детей)  1)Беседа. Учитель: ­ Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познание о Рождестве и детстве Богородицы закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее  настроение. (Слайд 5) ­ Посмотрите на картину Франциско де Сурбарана «Отрочество Богоматери» (один из  шедевров в музее Эрмитажа). Попробуйте понять, куда обращен взор этой Девочки.  2 3.Решение проблемы,  открытие новых  знаний. Выполнение  продуктивных  заданий по темеОтветы учащихся. Учитель: — Мы только что говорили о силе молитвы. Мария с детства жила молитвой к Богу, а  поэтому в Ее жизни не могло быть… Чего? Учащиеся пытаются продолжить. Учитель:  — …«праздных слов». Человек, по­настоящему обращенный к Богу, не может говорить  ненужные, легкомысленные, часто вредные слова. Такие слова из пустых  часто становятся  жестокими. Вспомните, есть ли в нашем классе обзывание, ссоры, неуважительное отношение  к одноклассникам? Как же избавиться от них?  Учащиеся обсуждают в классе. Учитель: — Есть «Три золотых правила речи». (Слайд 6) 1) Думай, что говоришь. (Взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего  языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь). 2) Не говори того, чего не думаешь. (Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, чем  сказать неправду). 3) Не все, что думаешь, говори. (Это правило не призывает нас к лицемерию, а советует  правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесет ли ему пользу то,  что ты хочешь сказать? Не подведешь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну своим  неосторожным словом?) ­ Давайте обсудим их. Беседа с учащимися по трем правилам. 2) Работа с учебником. Учитель: ­ А сейчас давайте прочитаем, что нам рассказывает автор про Марию. Дети читают текст учебника, с. 52 – 55. Беседа по прочитанному. ­ Почему в древнееврейском народе осуждались бездетные семьи? ­ В какой день отмечают праздник Благовещения? ­ Кто принес Марии благую весть и как Она ее приняла? ­ Есть обычай на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпускать на волю птиц.  Найдите объяснение этой традиции. ­ На Руси праздник Благовещения очень почитают. В этот день православные люди идут в  храм и стараются не заниматься никакими хозяйственными делами. Существует обычай в  этот праздник отпускать на волю из клетки птичку.  ­ Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина на эту тему:  В чужбине свято наблюдаю  Родной обычай старины:  На волю птичку выпускаю  При светлом празднике весны.  ­ Птичка ­ символ нашей души. Клетка ­ символ грехов, которые лишают нас свободы. Если  3человек совершает грехи, ему плохо на душе, его душа как бы в клетке. Наши скверные  привычки держат нас в своей клетке. Кто­то, например, привык произносить скверные слова.  А кто­то привык воровать, кто­то привык драться. Как живется таким людям? Ответы учащихся. ­ А можно ли из этой клетки выбраться? Ответы учащихся. ­ Правильно. Нужно для этого собрать свои силы и постараться в дальнейшем никаких плохих поступков не совершать. Если вам захочется сказать резкое слово другу или повернуться  спиной к родителям ­ вспомните Пресвятую Деву. Пусть Ее образ хранит вас от всякого зла. Встаньте ровно. Потянитесь к солнышку. Покачайтесь на ветру, как березки. Наклонитесь к  роднику, попейте воды, умойтесь. Поднимите головы к солнцу. Прислушайтесь, как поют  4.Физкультурная минутка птички. Улыбнитесь замечательному дню!!! Спасибо. Садитесь. 3) Обсуждение проблемного задания «О каком событии идет речь».  Учитель: ­ Прослушайте стихотворение Николая Гурьянова. В неизвестности, смиренно В Назарете ты цвела, Средь молитв уединенно Мирно жизнь твоя текла. Но святой своей десницей Бог тебя приосенил И небесною Царицей Кроткой Деве быть судил. Безызвестную обитель Свет небесный осиял.  Пред тобою небожитель С вестью радостной предстал. Благовестнику внимала Ты с смущенною душой, ­  Но с покорностью сказала: «Воля Бога будь со Мной!» Все сбылось – Твоя Порфира Краше всех земных порфир! Сын твой – Бог, Спаситель мира! Пред тобой склонился мир! Учитель: ­ Почему автор использует выражение  «И небесною Царицей»? ­ О каком же событии идет речь в этих строчках «Пред тобою небожитель с вестью радостной предстал»? Ответы учащихся. 4) Беседа. (Слайд 7) Прослушивание песнопений праздника Благовещения. Рассматривание и пояснение  изображения на иконе Благовещения.  4Учитель: ­ Архангел провозгласил Марии Божественную волю. Но Дева не молчит в ответ. Она  отвечает на призыв Бога, отвечает с верой и смирением. Она приняла решение Бога и  откликнулась на Его зов. Этот ответ человека Богу чрезвычайно важен. Святая Дева от лица  всех людей дала согласие на благодатный союз с Богом, который когда­то был прерван  первыми людьми. Это смиренное послушание Девы Марии открыло дверь спасения  человеческому роду. Как вы думаете, могла ли Мария сказать ангелу «нет»?  Ответы учащихся. Обсуждение в классе. ­ Попробуйте определить, от какого слова происходит слово «послушание» Ответы учащихся. (Слайд 8) Учитель:  ­ Послушание (от слова «слушание») — это готовность прислушиваться к Богу и готовность  оставить свои собственные привычки, суждения и чувства для того, чтобы с помощью Бога  совершить то, что одному человеку не по силам. Есть духовный закон: послушание добру =  непослушание злу (и наоборот). Как вы это понимаете? Можем ли мы слушаться зло и как  этому противостоять? Ответы учащихся. Обсуждение в классе. 5) Работа в группах. Учитель: ­ Я предлагаю вам поработать в группах. Для этого я приготовила вам задание, которое вы выполните, а затем мы проверим.  (Задание на листочках) Задание  1.  Пронумеруй  события  в   последовательности,  в  которой  они  происходили. Подчеркни события, являющиеся праздниками в Православной Церкви. □ □ □ □ □ □ Задание 2. Отметь правильные ответы на вопросы.  Иоаким и Анна просят Бога о даровании им ребенка  Благовещение  Жизнь Богородицы в Иерусалимском храме  Рождество Пресвятой Богородицы  Дева Мария живет в доме Иосифа  Рождество Иисуса Христа  Семье без детей давалось меньше земли. 1) Почему в Древнем Израиле так важно для семьи было иметь ребенка? □ □ □ пустыне.  Люди надеялись, что именно в их семье родится обещанный Богом Спаситель.  Бездетные семьи должны были покинуть свой город и обрекались на одинокую жизнь в 2) Какое имя было у явившегося Деве Марии архангела? 5Михаил □ □ □ Задание 3. Заполни пропуски в тексте.  Гавриил  Серафим Дева   Мария   родилась   у   Своих   родителей   _______________   и   __________________   .   Это событие в церкви отмечается в праздник ______________________ Пресвятой Богородицы. Он празднуется ______ сентября.  Ответы учащихся.  Проверка ответов с обсуждением. 6) Закрепление. ­ На доске вы видите несколько разных качеств человека. Какие из них подойдут Деве  Марии? В чем они проявлялись? Учащиеся подходят к доске, перемещают карточки к изображению Девы Марии. Объясняют  свой выбор. послушная обидчивая кроткая заносчивая добрая злая жадная верующая горделивая смиренная  5. Подведение итога  урока. Рефлексия ­ Кто такая девочка, которая стала Храмом? ­ С какими тремя золотыми правилами  речи вы познакомились? ­ Что за праздник Благовещение Пресвятой Богородицы? ­ Над чем вам пришлось задуматься? ­Над чем еще нам надо поработать? ­ В каждом человеке важны не только его поступки, но еще и его….  Учащиеся продолжают.  Учитель: ­ Правильно ­ мысли и слова.  ­ Вы все сегодня были молодцы! Спасибо за хорошую работу. Домашнее задание: прочитать текст на с. 52 – 55. Ответить на вопрос  № 4. 67