Конспект урока "Естественные и искусственные экосистемы" 9 класс.Урок №22 Тема.Естественные и искусственные экосистемы
Раздел I. Классическая экология. Глава 3. Экология сообществ (синэкология)
Урок с видеоматериалами разработан на основе учебного пособия Алексеева С.В. 9 класс.
В видеоматериалах освещены основные вопросы направлений современной экологии, основы классической, глобальной и социальной экологии.
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про¬блемного изложения, репродуктивный, объясни¬тельно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
конспект.docx
Урок №22 Тема.Естественные и искусственные экосистемы
Раздел I. Классическая экология. Глава 3. Экология сообществ (синэкология)
Урок с видеоматериалами разработан на основе учебного пособия Алексеева С.В. 9 класс.
В видеоматериалах освещены основные вопросы направлений современной экологии,
основы классической, глобальной и социальной экологии.
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока комбинированный
Методы: частичнопоисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно
иллюстративный.
Цель:
осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои
отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как
уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в
природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни
на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды
обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать
знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать
информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать
интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к
каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения
знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения
естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом
оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре
образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию,
делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать
правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя,
товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное
оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их
влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь определять понятие
«биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные:
анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика,
1
высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;география. Планировать действия с поставленной целью; находить
необходимую
информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы;
делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядноиллюстративный, объяснительноиллюстративный, частично
поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой,
обобщение.
Изучение нового материала
Естественные и искусственные экосистемы
Термин «экосистема» применим к биоценозам и биотопам самого различного размера. Можно
выделить:
♦ микроэкосистемы (например, ствол погибшего дерева);
♦ мезоэкосистемы (например, лес или пруд);
♦ макроэкосистемы (например, океан).
это
Все
экосистемы.
естественной,
экосистемы
стему
можно
нескольких
естественные,
В качестве примера
сравнительно простой
рассмотрим экоси
небольшого пруда.
Экосистему пруда
представить в виде
основных
компонентов.
2♦
компонент.
Это основные
газ,
соли
неорганические
углекислый
кальция,
кислот,
гуминовые кислоты,
воздуха и воды и ее
время
года,
давление и др.
Абиотический
и
органические
соединения вода,
кислород,
соли
азотной и фосфорной
аминокислоты,
а также температура
перепады в разное
плотность
воды,
♦
Биотический компонент.
3Продуценты.
♦
В пруду они представлены в виде крупных растений, обычно обитающих только на
мелководье, мелких плавающих растений (водорослей), называемых фитопланктоном, и
наконец, донной флоры фитобентоса, также представленной в основном водорослями. При
изобилии фитопланктона вода приобретает зеленоватый цвет
Консументы.
Сапротрофы.
♦
К этой группе относятся животные (личинки насекомых, ракообразные, рыбы).
Первичные консументы (растительноядные) питаются непосредственно живыми растениями
или растительными остатками. Они подразделяются на два типа: зоопланктон и зообентос.
Вторичные консументы (плотоядные), такие, как хищные насекомые и хищные рыбы,
питаются первичными кон сументами или друг другом.
♦
Водные бактерии, жгутиковые и грибы распространены в пруду повсеместно, но
особенно они обильны на дне, на границе между водой и илом, где накапливаются мертвые
растения и животные.
и
экосистемы
сложны,
помощью
научного
и контроля»
Поэтому
используют
искусственные
Естественные
достаточно
изучать их с
традиционного
приема «опыта
очень трудно.
ученыеэкологи
лабораторные
микроэкосистемы, моделирующие процессы, протекающие в естественных условиях. На
следующей странице показаны два примера лабораторных микроэкосистем. Попытайтесь
объяснить механизм их функционирования.
4Существует
Достигнуть
заблуждение,
риуме.
касающееся
«равновесия» в аква
в
аквариуме приблизительного равновесия в отношении газового и пищевого режима возможно лишь при ус
ловии, что рыб в нем будет мало, а воды и растений много. Еще в1857 году Дж. Уоррингтон установил «это
удивительное и восхитительное равновесие между животными и растительным царством» в аквариуме объемом
12 галлонов (54,6 л), поселив в нем несколько золотых рыбок и улиток. Кроме того, он посадил большое
количество многолетних водных растений валлиснерий, служащих кормом для рыб. Дж. Уоррингтон правильно
оценил не только взаимодействие рыб и растений, но и значение детритояд ных улиток «для разложения
остатков растений и слизи», в результате чего «то, что могло бы действовать как ядовитое начало, пре
вращалось в плодородную среду для роста растений». Большинство попыток любителей добиться равновесия в
аквариуме оканчивается неудачей изза того, что в аквариум помещают слишком много рыб (элементарный
случай перенаселения). Поэтому любителям аквариумистам приходится периодически искусственно
поддерживать равновесие в аквариуме (дополнительное питание, аэрация, периодическая чистка аквариума).
Различают открытый и закрытый типы космического корабля.
В открытой системе (без регенерации) поток веществ и энергии идет в одном
направлении, и жизнь системы будет зависеть от запасов воды, пищи и кислорода.
Использованные материалы и отходы хранятся на космическом корабле до возвращения на
землю или выбрасываются в космос (!).
В замкнутой по всем параметрам (кроме энергии) системе происходит круговорот
5веществ, который так же, как и поток энергии, можно регулировать при помощи внешних
механизмов. Сегодня практически во всех космических кораблях используется система
открытого типа с разными степенями регенерации.
Вопросы и задания
Расскажите об экосистеме пруда
2. Как в экологических исследованиях используются лабораторные искусственные
экосистемы?
2. Какие бывают типы космических кораблей?
Захаренко Г.П. Естественные и искусственные сети и системы
Управление населением копытных животных в естественных и искусственных
экосистемах
Искусственные и естественные экосистемы реферат
6Искусственные или природные образования. Алтайский край
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных
учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
http://ppt4web.ru/nachalnajashkola/prezentacijakurokuokruzhajushhegomiravoklassechtotakoe
ehkonomika.html
7
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.