Конспект урока "Естественные и искусственные экосистемы" 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Естественные и искусственные экосистемы" 9 класс.Урок №22 Тема.Естественные и искусственные экосистемы Раздел I. Классическая экология. Глава 3. Экология сообществ (синэкология) Урок с видеоматериалами разработан на основе учебного пособия Алексеева С.В. 9 класс. В видеоматериалах освещены основные вопросы направлений современной экологии, основы классической, глобальной и социальной экологии. Методическое пособие уроков с видеоматериалами Тип урока - комбинированный Методы: частично-поисковый, про¬блемного изложения, репродуктивный, объясни¬тельно-иллюстративный. Цель: - осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Иконка файла материала конспект.docx
Урок №22 Тема.Естественные и искусственные экосистемы Раздел I. Классическая экология. Глава 3. Экология сообществ (синэкология) Урок с видеоматериалами разработан на основе учебного пособия Алексеева С.В. 9 класс.  В видеоматериалах  освещены основные вопросы направлений современной  экологии, основы классической, глобальной и социальной экологии.  Методическое пособие уроков с видеоматериалами Тип урока ­ комбинированный Методы: частично­поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно­ иллюстративный. Цель: ­   осознание   учащимися   значимости   всех   обсуждаемых   вопросов,   умение   строить   свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы; Задачи: Образовательные:  показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.   Развивающие: развивать   коммуникативные   навыки,   умения   самостоятельно   добывать знания   и   стимулировать   свою   познавательную   активность;   умения   анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.  Воспитательные:  Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное. УУД Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний   о   многообразии   биотических   связей   в   природных   сообществах   для   сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях   и   поступках   по   отношению   к   живой   природе.   Потребность   в   справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Познавательные: умение   работать   с   различными   источниками   информации,   пре­ образовывать   её   из   одной   формы   в   другую,   сравнивать   и   анализировать   информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение   организовать   самостоятельно   выполнение   заданий,   оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.   Коммуникативные: участвовать   в   диалоге   на   уроке;   отвечать   на   вопросы   учителя, товарищей   по   классу,   выступать   перед   аудиторией,   используя   мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации Планируемые результаты Предметные: знать ­ понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь ­ определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры. Личностные: анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, 1  высказывать   суждения,   осуществлять   поиск   и   отбор   информации;география.  Планировать   действия   с   поставленной   целью;   находить     необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая Методы обучения: наглядно­иллюстративный, объяснительно­иллюстративный, частично­ поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение. Изучение нового материала Естественные и искусственные экосистемы Термин «экосистема» применим к биоценозам и биотопам самого различного размера. Можно выделить: ♦ микроэкосистемы (например, ствол погибшего дерева); ♦ мезоэкосистемы (например, лес или пруд); ♦ макроэкосистемы (например, океан).   это Все экосистемы. естественной, экосистемы стему можно нескольких естественные, В   качестве   примера сравнительно   простой рассмотрим   экоси­ небольшого пруда. Экосистему   пруда представить   в   виде основных компонентов. 2♦ компонент. Это   основные   газ, соли неорганические углекислый   кальция, кислот, гуминовые   кислоты, воздуха и воды и ее время года, давление и др.   Абиотический     и органические соединения   ­   вода, кислород, соли азотной   и   фосфорной аминокислоты, а   также   температура перепады   в   разное плотность воды,   ♦ Биотический компонент. 3Продуценты. ♦ В   пруду   они   представлены   в   виде   крупных   растений,   обычно   обитающих   только   на мелководье,   мелких   плавающих   растений   (водорослей),   называемых   фитопланктоном,   и наконец, донной флоры ­ фитобентоса, также представленной в основном водорослями. При изобилии фитопланктона вода приобретает зеленоватый цвет Консументы. Сапротрофы. ♦ К   этой   группе   относятся   животные   (личинки   насекомых,   ракообразные,   рыбы). Первичные консументы (растительноядные) питаются непосредственно ­живыми растениями или растительными остатками. Они подразделяются на два типа: зоопланктон и зообентос. Вторичные   консументы   (плотоядные),   такие,   как   хищные   насекомые   и   хищные   рыбы, питаются первичными кон­ сументами или друг другом. ♦ Водные   бактерии,   жгутиковые   и   грибы   распространены   в   пруду   повсеместно,   но особенно они обильны на дне, на границе между водой и илом, где накапливаются мертвые растения и животные. и экосистемы сложны,   помощью научного и   контроля» Поэтому используют искусственные Естественные достаточно изучать   их   с традиционного приема   «опыта очень   трудно. ученые­экологи лабораторные микроэкосистемы,   моделирующие   процессы,   протекающие   в   естественных   условиях.   На следующей   странице   показаны   два   примера   лабораторных   микроэкосистем.   Попытайтесь объяснить механизм их функционирования. 4Существует   Достигнуть заблуждение, риуме.   касающееся «равновесия»   в   аква­   в аквариуме  приблизительного  равновесия  в отношении  газового  и пищевого  режима  возможно  лишь  при ус­ ловии, что рыб в нем будет мало, а воды и растений много. Еще в1857 году Дж. Уоррингтон установил «это удивительное и восхитительное равновесие между животными и растительным царством» в аквариуме объемом 12  галлонов  (54,6   л),  поселив  в нем  несколько  золотых  рыбок  и улиток.  Кроме того,  он  посадил  большое количество многолетних водных растений валлиснерий, служащих кормом для рыб. Дж. Уоррингтон правильно оценил   не  только  взаимодействие   рыб   и  растений,   но  и   значение   детритояд­   ных  улиток  «для  разложения остатков   растений   и   слизи»,   в   результате   чего   «то,   что   могло   бы   действовать   как   ядовитое   начало,   пре­ вращалось в плодородную среду для роста растений». Большинство попыток любителей добиться равновесия в аквариуме оканчивается неудачей из­за того, что в аквариум  помещают слишком много рыб (элементарный случай   перенаселения).   Поэтому   любителям­   аквариумистам   приходится   периодически   искусственно поддерживать равновесие в аквариуме (дополнительное питание, аэрация, периодическая чистка аквариума). Различают открытый и закрытый типы космического корабля. В  открытой   системе    (без   регенерации)   поток   веществ   и   энергии   идет   в   одном направлении,   и   жизнь   системы   будет   зависеть   от   запасов   воды,   пищи   и   кислорода. Использованные материалы и отходы хранятся на космическом корабле до возвращения на землю или выбрасываются в космос (!). В  замкнутой    по   всем   параметрам   (кроме   энергии)   системе   происходит   круговорот 5веществ, который так же, как и поток энергии, можно регулировать при помощи внешних механизмов.   Сегодня   практически   во   всех   космических   кораблях   используется   система открытого типа с разными степенями регенерации. Вопросы и задания Расскажите об экосистеме пруда 2. Как в экологических исследованиях используются лабораторные искусственные экосистемы? 2. Какие бывают типы космических кораблей? Захаренко Г.П. Естественные и искусственные сети и системы Управление населением копытных животных в естественных и искусственных  экосистемах Искусственные и естественные экосистемы реферат 6Искусственные или природные образования. Алтайский край Ресурсы: С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. ­ 320 с Сайт YouTube: https://www.youtube.com / Хостинг презентаций ­ http://ppt4web.ru/nachalnaja­shkola/prezentacija­k­uroku­okruzhajushhego­mira­vo­klasse­chto­takoe­ ehkonomika.html 7