Название предмета |
Физика |
Класс |
11 |
УМК (название учебника, автор, год издания) |
Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чагурин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. - 19-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 399 с., [4] л. ил. – (Классический курс). – ISBN 978-5-09-022777-3. |
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) |
Базовый |
Тема урока |
Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна». |
Общее количество часов, отведенное на изучение темы |
5 |
Место урока в системе уроков |
2 |
Цель урока |
Вспомнить строение солнечной системы и углубить знания о понятие системы Земля-Луна. |
Задачи урока |
образовательные: сформировать понятия о планетах, астероидах, метеорах, метеоритах, кометах; добиться усвоения представления о строении солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы; изучить их некоторые характеристики; дать характеристику Луне и системе Луна-Земля объяснить фазы луны; повторить и конкретизировать понятия о затмениях; ввести и объяснить приливные явления. развивающие: развитие логического мышления путём систематизации фактов, развитие наблюдательности, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности, умений делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений. воспитательные: развитие коммуникационных компетенций, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. |
Планируемые результаты |
Уметь извлекать из данного материала необходимую информацию чтоб объяснить понять по данной теме |
Техническое обеспечение урока |
мультимедиапроектор, компьютер |
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы) |
|
Содержание урока |
|
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Как плоская истёртая монета,
на трёх китах покоилась планета.
И жгли учёных-умников в кострах,
тех, что твердили «дело не в китах»
Наум Олев
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Легко ли познать себя? Мы это делаем всю нашу жизнь, и порой усилия наши остаются напрасными. А легко ли познать окружающий нас мир, Вселенную???? (Нет!). Какая наука изучает Вселенную? (Астрономия). На уроках астрономии мы говорим о познании Вселенной. Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: Приложение 1
Что может быть общего между такими различными объектами? |
Они составляют Солнечную систему |
Можно ли сказать, что Солнечная система состоит из однородных тел? |
Нет, тела различаются по размерам, массе, форме, химическому составу, траекториям движения. |
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? |
Строение Солнечной системы.
|
Какие цели мы можем перед собой поставить? |
Узнать строение Солнечной системы, ее состав и характеристику компонентов. |
3.Объяснение нового материала. Ребята! Задумывались ли вы, что скрывается там, за «скорлупой» неба? Что происходит здесь, на Земле, внутри физических тел, которые нас окружают, и в атомах, из которых они состоят? И что такое природа? А ведь эти вопросы всегда волновали думающего человека. Человек размышляющий – это всегда человек сомневающийся. Не сомневается лишь тот, кто ничего не хочет знать, ни о чем не задумывается. Существует старинная притча о мудреце и юноше. Юноша спросил мудреца: «Ты знаешь много больше меня: почему же отвечая на вопросы, ты сомневаешься гораздо чаще, чем я?» И тогда мудрец нарисовал палкой на песке два круга: малый внутри большого. «Посмотри, - сказал он юноше, - внутри малого круга заключено все, что знаешь ты, а внутри большого все, что знаю я. Разве не ясно, что чем больше круг, тем длиннее ограничивающая его окружность, а значит, и больше соприкосновение с областью непознанного?». Хочется продолжить притчу известным афоризмом: Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Ребята! Вы согласны с этим афоризмом? Не только поэты, но и физики сомневались временами в познаваемости природы. Однако подобные кризисы неизбежно преодолевались, завершаясь, всякий раз новым качественным скачком в процессе научного познания. Так давайте выясним, из чего состоит Солнечная система. Слайд №3
(Беседа) Солнечная система – это система космических тел, которая кроме центрального светила – Солнца, включает в себя восемь планет, их спутники, множество маленьких планет, кометы, космическую пыль и мелкие метеорные тела. Радиус около двух световых лет. В средине XVI века польским астрономом Николаем Коперником была раскрыта общая структура строения Солнечной системы. Он опровергнул представление того, что Земля – это центр Вселенной и обосновал движение планет вокруг Солнца. Какое название получила такая модель Солнечной системы? (гелиоцентрическая).
Кто в XVII веке открыл законы движения планет? (Кеплер), а кто сформулировал закон всемирного притяжения? (Ньютон). Но только после того, как Галилей в 1609 году изобрел телескоп, стало возможным изучение физических характеристик космических тел, входящих в состав Солнечной системы. Так Галилей, наблюдая за солнечными пятнами, впервые открыл вращение Солнца вокруг своей оси. Для того чтобы изучить движение тел, мы должны сначала определиться с характеристиками, описывающими это движение. Самыми главными орбитальными характеристиками движения космических тел являются сидерический и синодический периоды обращения.
Сидерический период обращения — промежуток времени, в течение которого какое-либо небесное тело-спутник совершает вокруг главного тела полный оборот относительно звёзд.
Синодический период обращения (от греч. соединение) — промежуток времени между двумя последовательными соединениями Луны или какой-нибудь планеты Солнечной системы с Солнцем при наблюдении за ними с Земли.
По современным данным, вокруг Солнца обращаются восемь крупных шарообразных тел, называемых планетами. Наряду с планетами и их спутниками вокруг Солнца обращаются планеты-карлики, тысячи малых планет, называемых астероидами, а также кометы и частички пыли. Планеты вращаются вокруг Солнца в том же направлении, что и Солнце вокруг своей оси, и удалены от Солнца в следующем порядке:
Меркурий(0,4а.е), Венера, Земля, Марс, пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (по современным данным Плутон (40а.е.) относят к планетам-карликам), за орбитой Нептуна находится пояс Койпера,а за поясом Койпера, вероятно, расположено облако Оорта.
Но физическим характеристикам их объединяют в две группы, разграниченные в пространстве поясом астероидов (ширина 3 а.е.).
Планеты земной группы. Планеты, движутся внутри пояса астероидов (Меркурий, Венера, Земля и Марс), принадлежат к земной группе, так как имеют много общего.
Все эти планеты, небольшие по размерам и массе (самая крупная из них — Земля).
Они имеют твердую поверхность, сравнительно высокую среднюю плотность, близкую к плотности Земли (5,5 г/см3), и обладают атмосферами (кроме Меркурия).
Планеты земной группы состоят из тяжелых химических элементов.
Планеты-гиганты. Планеты, движущиеся за кольцом астероидов, образуют группу планет-гигантов, возглавляемую Юпитером — самой крупной и массивной планетой Солнечной системы. Его диаметр в 11 раз превышает диаметр Земли и составляет 142 800 км. К этой группе относятся также Сатурн, Уран и Нептун. Слайды 4-7
Название планет |
Экваториальный диаметр |
Среднее расстояние от Солнца |
Количест-во спутников |
Сидери-ческий период |
Средняя плотность |
||
км |
в диаметрах Земли |
млн. км |
а. е. |
годы |
1000 кг/м3 |
||
Меркурий |
4900 |
0,38 |
58 |
0,387 |
- |
0,24 |
5,5 |
Венера |
12100 |
0,95 |
108 |
0,723 |
- |
0,61 |
5,2 |
Земля |
12756 |
1,00 |
150 |
1,000 |
1 |
1,00 |
5,5 |
Марс |
6800 |
0,53 |
228 |
1,524 |
2 |
1,88 |
3,9 |
Юпитер |
142000 |
11,2 |
778 |
5,203 |
63 |
11,86 |
1,3 |
Сатурн |
120000 |
9,5 |
1426 |
9,539 |
62 |
29,46 |
0,7 |
Уран |
50000 |
3,9 |
2869 |
19,18 |
27 |
84,02 |
1,4 |
Нептун |
50000 |
3,9 |
4496 |
30,06 |
13 |
164,8 |
1,6 |
Плутон |
2800 |
0,2 |
5900 |
39,44 |
1 |
247,7 |
2,0 |
Слайд 8
Сначала обратим внимание на расположение планет от Солнца, единственной звезды в Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Чтобы сравнить размеры планет, попробуем ввести масштаб. Есть ли у вас какие-нибудь предложения?
В результате обсуждения приходим к выводу: нарисуем круг в клеточке тетрадного листа – это будет Земля, а далее используя второй столбец таблицы, нарисуем все остальные планеты в выбранном масштабе.. Итак, примерно полклеточки в диаметре – Меркурий и Марс, в одну клеточку в диаметре – Венера, 11 клеточек в диаметре – Юпитер, 9,5 клеточек – Сатурн, по 4 клеточки – Уран и Нептун. Почти точкой будет нарисован Плутон. Проанализируем.
Ваши предложения? После обсуждения делаем вывод: очень похожи по размерам Меркурий, Венера, Земля, Марс. Это планеты земного типа.
Гораздо большие по размерам Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это планеты – гиганты. Надо заметить, что самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер. Сейчас Плутон не относят не к планетам земного типа, ни к планетам- гигантам. Астрономы предлагают отнести эту планету к астероидам. Надо отметить, если бы нам пришлось в нашем масштабе нарисовать Солнце, то нам пришлось бы нарисовать круг в 109 клеток. Вот во сколько раз Солнце больше по диаметру Земли!
Сопоставляя количество спутников, среднюю плотность планет дадим общую характеристику этим группам планет. После обсуждения приходим к выводу. Планеты земной группы небольшие по размерам и массе, имеют высокую среднюю плотность, они имеют твердую поверхность и состоят из тяжелых химических элементов, имеют атмосферы, кроме Меркурия, имеют малое количество естественных спутников, медленно по сравнению с планетами – гигантами вращаются вокруг собственной оси.
Планеты – гиганты обладают значительными размерами, малой средней плотностью, (состоят из газов и соответственно не имеют твердой поверхности), быстрым вращением вокруг собственной оси, протяженными атмосферами, огромным количеством спутников. Планеты – гиганты окружены кольцами, состоящими из мелких твердых частиц.
Теперь проанализируем расположение планет. Введем масштаб. Какие будут предложения? Пусть 1 а.е. будет равна 1 см или 2 тетрадным клеткам, и начинаем отмечать по таблице с самого левого края тетради расположение планет. На 4 мм от Солнца располагаем Меркурий, на 7 мм от Солнца – Венера, на 1 см – Земля и т.д. Все планеты, траектория которых находится внутри земной, называются внутренними, за пределами – внешними. Делаем вывод, какие планеты относятся к внутренним, а какие к внешним?
К внутренним – Меркурий, Венера, к внешним – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- Сообщение ученика о спутнике Земли Луне.
Основные выводы:
– Луна – это единственный естественный спутник нашей планеты – Земли.
– Звезда – это массивный газовый шар, излучающий свет и тепло в результате протекания реакций термоядерного синтеза в его недрах.
– Планета – это небесное тело, вращающееся вокруг звезды (или её остатков), достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции.
– Спутник – это любое небесное тело, вращающееся по определенной орбите вокруг другого объекта (например, планеты).
– Синодический период Луны – это промежуток времени между двумя последовательными новолуниями. Сидерический период Луны – это период её обращения вокруг Земли.
– С Луной связаны солнечные и лунные затмения, а также приливы и отливы.
4. Итог урока. И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.
5. Первичное закрепление: Составить схему «Солнечная система»(Слайд 16). Итоговый тест Приложение 1 и взаимопроверка ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ №15
6. Домашнее задание. §115 - 119, , использую Интернет, подготовить сообщения о звездах.
На этом наш урок закончен. Спасибо вам за урок. До свидания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.