Конспект урока физики 11 класс. Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна».
Оценка 4.7

Конспект урока физики 11 класс. Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
11 кл
27.04.2017
Конспект урока физики 11 класс. Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна».
Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна»..docx

Название предмета

Физика

Класс

11

УМК (название учебника, автор, год издания)

Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чагурин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. - 19-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 399 с., [4] л. ил. – (Классический курс). – ISBN 978-5-09-022777-3.

Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)

Базовый

Тема урока

Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы

5

Место урока в системе уроков

2

Цель урока

Вспомнить строение солнечной системы и углубить знания о понятие системы Земля-Луна.

Задачи урока

образовательные: сформировать понятия о планетах, астероидах, метеорах, метеоритах, кометах; добиться усвоения представления о строении солнечной системы, об общих свойствах планет земной группы и планет – гигантов, о природе тел Солнечной системы; изучить их некоторые характеристики; дать характеристику Луне и системе Луна-Земля объяснить фазы луны; повторить и конкретизировать понятия о затмениях; ввести и объяснить приливные явления.

развивающие: развитие логического мышления путём систематизации фактов, развитие наблюдательности, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности, умений делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений.

воспитательные: развитие коммуникационных компетенций, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Планируемые результаты

Уметь извлекать из данного материала необходимую информацию чтоб объяснить понять по данной теме

Техническое обеспечение урока

мультимедиапроектор, компьютер

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы)

 

Содержание урока

 

1. Организационный момент.

2. Мотивация.                                                                                      Как плоская истёртая монета,

на трёх китах покоилась планета.

И жгли учёных-умников в кострах,

тех, что твердили «дело не в китах»

Наум Олев

 Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.  Легко ли познать себя? Мы это делаем всю нашу жизнь, и порой усилия наши остаются напрасными. А легко ли познать окружающий нас мир, Вселенную???? (Нет!).  Какая наука изучает Вселенную? (Астрономия). На уроках астрономии мы говорим о познании Вселенной. Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:                           Приложение 1

Что может быть общего между такими различными объектами? 

Они составляют Солнечную систему

Можно ли сказать, что Солнечная система состоит из однородных тел?

Нет, тела различаются по размерам, массе, форме, химическому составу, траекториям движения.

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Строение Солнечной системы.

 

Какие цели мы можем перед собой поставить?

Узнать строение Солнечной системы, ее состав и характеристику компонентов.

  3.Объяснение нового материала. Ребята! Задумывались ли вы, что скрывается там, за «скорлупой» неба? Что происходит здесь, на Земле, внутри физических тел, которые нас окружают, и в атомах, из которых они состоят? И что такое природа? А ведь эти вопросы всегда волновали думающего человека. Человек размышляющий – это всегда человек сомневающийся. Не сомневается лишь тот, кто ничего не хочет знать, ни о чем не задумывается. Существует старинная притча о мудреце и юноше. Юноша спросил мудреца: «Ты знаешь много больше меня: почему же отвечая на вопросы, ты сомневаешься гораздо чаще, чем я?» И тогда мудрец нарисовал палкой на песке два круга: малый внутри большого. «Посмотри, - сказал он юноше, - внутри малого круга заключено все, что знаешь ты, а внутри большого все, что знаю я. Разве не ясно, что чем больше круг, тем длиннее ограничивающая его окружность, а значит, и больше соприкосновение с областью непознанного?». Хочется продолжить притчу известным афоризмом: Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Ребята! Вы согласны с этим афоризмом? Не только поэты, но и физики сомневались временами в познаваемости природы. Однако подобные кризисы неизбежно преодолевались, завершаясь, всякий раз новым качественным скачком в процессе научного познания. Так давайте выясним, из чего состоит Солнечная система.                                  Слайд №3

(Беседа) Солнечная система – это система космических тел, которая кроме центрального светила – Солнца, включает в себя восемь планет, их спутники, множество маленьких планет, кометы, космическую пыль и мелкие метеорные тела. Радиус около двух световых лет.  В средине XVI века польским астрономом Николаем Коперником была раскрыта общая структура строения Солнечной системы. Он опровергнул представление того, что Земля – это центр Вселенной и обосновал движение планет вокруг Солнца. Какое название получила такая модель Солнечной системы? (гелиоцентрическая).

Кто в XVII веке открыл законы движения планет? (Кеплер), а кто сформулировал закон всемирного притяжения? (Ньютон)Но только после того, как Галилей в 1609 году изобрел телескоп, стало возможным изучение физических характеристик космических тел, входящих в состав Солнечной системы. Так Галилей, наблюдая за солнечными пятнами, впервые открыл вращение Солнца вокруг своей оси. Для того чтобы изучить движение тел, мы должны сначала определиться с характеристиками, описывающими это движение. Самыми главными орбитальными характеристиками движения космических тел являются сидерический и синодический периоды обращения.

Сидерический период обращения — промежуток времени, в течение которого какое-либо небесное тело-спутник совершает вокруг главного тела полный оборот относительно звёзд.

Синодический период обращения (от греч. соединение) — промежуток времени между двумя последовательными соединениями Луны или какой-нибудь планеты Солнечной системы с Солнцем при наблюдении за ними с Земли.

По современным данным, вокруг Солнца обращаются восемь крупных шарообразных тел, называемых планетами. Наряду с планетами и их спутниками вокруг Солнца обращаются планеты-карлики, тысячи малых планет, называемых астероидами, а также кометы и частички пыли. Планеты вращаются вокруг Солнца в том же направлении, что и Солнце вокруг своей оси, и удалены от Солнца в следующем порядке:

Меркурий(0,4а.е), Венера, Земля, Марс, пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (по современным данным Плутон (40а.е.) относят к планетам-карликам), за орбитой Нептуна находится пояс Койпера,а за поясом Койпера, вероятно, расположено облако Оорта.

Но физическим характеристикам их объединяют в две группы, разграниченные в пространстве поясом астероидов (ширина 3 а.е.).

Планеты земной группы. Планеты, движутся внутри пояса астероидов (Меркурий, Венера, Земля и Марс), принадлежат к земной группе, так как имеют много общего.

Все эти планеты, небольшие по размерам и массе (самая крупная из них — Земля).

 Они имеют твердую поверхность, сравнительно высокую среднюю плотность, близкую к плотности Земли (5,5 г/см3), и обладают атмосферами (кроме Меркурия).

Планеты земной группы состоят из тяжелых химических элементов.

Планеты-гиганты. Планеты, движущиеся за кольцом астероидов, образуют группу планет-гигантов, возглавляемую Юпитером — самой крупной и массивной планетой Солнечной системы. Его диаметр в 11 раз превышает диаметр Земли и составляет 142 800 км. К этой группе относятся также Сатурн, Уран и Нептун.                     Слайды 4-7

Название

планет

Экваториальный диаметр

Среднее расстояние от Солнца

Количест-во

спутников

Сидери-ческий период

Средняя плотность

км

в диаметрах Земли

млн. км

а. е.

годы

1000 кг/м3

Меркурий

4900

0,38

58

0,387

-

0,24

5,5

Венера

12100

0,95

108

0,723

-

0,61

5,2

Земля

12756

1,00

150

1,000

1

1,00

5,5

Марс

6800

0,53

228

1,524

2

1,88

3,9

Юпитер

142000

11,2

778

5,203

63

11,86

1,3

Сатурн

120000

9,5

1426

9,539

62

29,46

0,7

Уран

50000

3,9

2869

19,18

27

84,02

1,4

Нептун

50000

3,9

4496

30,06

13

164,8

1,6

Плутон

2800

0,2

5900

39,44

1

247,7

2,0

Слайд 8

Сначала обратим внимание  на расположение планет от Солнца, единственной звезды в Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Чтобы сравнить размеры планет, попробуем ввести масштаб. Есть ли у вас какие-нибудь предложения?

В результате обсуждения приходим к выводу: нарисуем круг в  клеточке тетрадного листа – это будет Земля, а далее  используя второй столбец таблицы, нарисуем все остальные планеты в выбранном масштабе.. Итак, примерно полклеточки в диаметре – Меркурий и Марс, в одну клеточку в диаметре – Венера, 11 клеточек в диаметре – Юпитер, 9,5 клеточек – Сатурн, по 4 клеточки – Уран и Нептун. Почти точкой будет нарисован Плутон. Проанализируем.

Ваши предложения? После обсуждения делаем вывод: очень похожи по размерам Меркурий, Венера, Земля, Марс. Это планеты земного типа.

Гораздо большие по размерам Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это планеты – гиганты. Надо заметить, что самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер. Сейчас  Плутон не относят не к планетам земного типа, ни к планетам- гигантам. Астрономы предлагают отнести эту планету к астероидам. Надо отметить, если бы нам пришлось в нашем масштабе нарисовать Солнце, то нам пришлось бы нарисовать круг в 109 клеток. Вот во сколько раз Солнце больше по диаметру Земли!

Сопоставляя количество спутников, среднюю плотность планет дадим общую характеристику этим группам планет. После обсуждения приходим к выводу. Планеты земной группы небольшие  по размерам и массе, имеют высокую среднюю плотность,   они имеют твердую поверхность и состоят из тяжелых химических элементов, имеют атмосферы, кроме Меркурия, имеют  малое количество естественных спутников, медленно по сравнению с планетами – гигантами вращаются вокруг собственной оси.  

Планеты – гиганты обладают значительными размерами, малой средней плотностью,  (состоят из газов и соответственно не имеют твердой поверхности), быстрым вращением вокруг собственной оси, протяженными атмосферами, огромным количеством спутников. Планеты – гиганты окружены кольцами, состоящими из мелких твердых частиц.

Теперь проанализируем расположение планет. Введем масштаб. Какие будут предложения? Пусть 1 а.е. будет равна 1 см или 2 тетрадным клеткам, и начинаем отмечать по таблице с самого левого края тетради расположение планет. На 4 мм от Солнца располагаем Меркурий, на 7 мм от Солнца – Венера, на 1 см – Земля и т.д.  Все планеты, траектория которых находится внутри земной, называются внутренними, за пределами – внешними. Делаем вывод, какие планеты относятся к внутренним, а какие к внешним?

К внутренним – Меркурий, Венера, к внешним – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

- Сообщение ученика о спутнике Земли Луне.

Основные выводы:

 Луна – это единственный естественный спутник нашей планеты – Земли.

 Звезда – это массивный газовый шар, излучающий свет и тепло в результате протекания реакций термоядерного синтеза в его недрах.

 Планета – это небесное тело, вращающееся вокруг звезды (или её остатков), достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции.

 Спутник – это любое небесное тело, вращающееся по определенной орбите вокруг другого объекта (например, планеты).

 Синодический период Луны – это промежуток времени между двумя последовательными новолуниями. Сидерический период Луны – это период её обращения вокруг Земли.

– С Луной связаны солнечные и лунные затмения, а также приливы и отливы.

 

4. Итог урока. И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

5. Первичное закрепление: Составить схему «Солнечная система»(Слайд 16). Итоговый тест Приложение 1 и взаимопроверка ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ №15

6. Домашнее задание. §115 - 119, , использую Интернет, подготовить сообщения о звездах.

На этом наш урок закончен. Спасибо вам за урок. До свидания.


 

Скачано с www.znanio.ru

Название предмета Физика

Название предмета Физика

Содержание урока 1

Содержание урока 1

Самыми главными орбитальными характеристиками движения космических тел являются сидерический и синодический периоды обращения

Самыми главными орбитальными характеристиками движения космических тел являются сидерический и синодический периоды обращения

В результате обсуждения приходим к выводу: нарисуем круг в клеточке тетрадного листа – это будет

В результате обсуждения приходим к выводу: нарисуем круг в клеточке тетрадного листа – это будет

Первичное закрепление : Составить схему «Солнечная система»(Слайд 16)

Первичное закрепление : Составить схему «Солнечная система»(Слайд 16)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017