Конспект урока физики по теме:" Реостаты" (8 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
29.01.2017
Цель урока: познакомить учащихся с новым электрическим прибором - реостатом, научить основам работы с ним, умению регулировать с помощью него силу тока в электрической цепи.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
Развивающие: развивать практические навыки сборки электрической цепи, умение использовать электрические приборы, умение логически мыслить.
Воспитательные: прививать любовь и интерес к предмету, воспитывать сдержанность, тактичность, умение слушать товарищей, воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.Конспект урока физики по теме;"Реостаты" (8 класс)
реостаты 8 класс.docx
Урок физики в 8 классе по теме: Реостаты. Регулирование силы тока реостатом.
Цель урока: познакомить учащихся с реостатом, научить основам работы с ним, умению
регулировать с помощью него силу тока в электрической цепи.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
Развивающие: развивать практические навыки сборки электрической цепи, умение использовать
электрические приборы, умение логически мыслить.
Воспитательные: прививать любовь и интерес к предмету, воспитывать сдержанность, тактичность,
умение слушать товарищей, воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя: Cегодня на уроке мы продолжаем изучение темы:
«электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором.
Давайте вспомним Пушкина: « Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и …
перед началом спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале.
Как же это происходит?
Внимание! Черный ящик.
На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на
подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение
лампочки с помощью ключа, а затем реостата. Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же
медленно, как и лампы в кинотеатре.
Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот вопрос учитель предлагает учащимся получить
ключевое слово урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и выбрать в слове
нужную букву, номер которой указан в скобках.
1. Физическая величина, характеризующая свойство проводников ограничивать силу тока в цепи (4)
2. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепи (3)
3. Ученый, открывший очень важный закон электричества (1)
4. Проводник, имеющий определенное сопротивление (5)
5. Слово, означающее движение или течение чегото (1)
6. Прибор для измерения силы тока в цепи (1)
7. Единица измерения напряжения (5)
В ходе работы учитель задает дополнительные вопросы для подготовки к хорошему восприятию
новой темы, при этом ученик получает жетон за правильный ответ, в конце урока это учитывается
при выставлении оценок
Вопросы:
К №1 а) От каких величин и как зависит сопротивление проводника?
б) Длину проводника увеличили в 2 раза, что произошло с сопротивлением проводника и с силой
тока в нем?
в) В электроплитке перегорела спираль, нашли точно такую же, из такого же материала и той же
длины, но в 2 раза меньшего сечения, что нужно сделать, чтобы сопротивление новой было равно
сопротивлению прежней?
К №4. Как обозначается на схемах резистор?
К №5. Как направлен ток в электрической цепи? К №6. Как включается амперметр в электрическую цепь?
К №7 Напряжение на лампочке карманного фонарика 6,3 В. Что это значит?
На доске заранее заготовлена табличка, в которую ребята по очереди вписывают необходимые
буквы
Р
Е
О
С
Т
А
Т
1 2 3 4 5 6
Учитель: На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в
зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно
увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в
динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя
швейной машины также изменяется при изменении силы тока. Для уменьшения или увеличения
силы тока служат приборы называемые реостатами (открыть черный ящик и показать реостат)
III. Объявляется тема и цель урока.
Ученики делают записи в тетради/
Учитель: Простейшим реостатом может служить простая проволока с очень большим удельным
сопротивлением. Для выяснения, что же лежит в основе принципа действия реостата, обратимся к
опыту.
Просмотр фрагмента №4 фильма «Постоянный электрический ток», «Зависимость
сопротивления проводника от его длины».
Комментарий учителя: при помощи подвижного контакта можно уменьшать или увеличивать
длину включенного в цепь участка проволоки, тем самым, изменяя сопротивление цепи, а значит и
силу тока в ней. Однако такой реостат неудобен в обращении изза больших размеров. Догадались
уменьшить размеры прибора и сделали его компактным.
Просмотр фрагмента №5 фильма «Постоянный электрический ток». «Устройство и
действие реостата».
Сообщить ребятам, что дома они должны будут приготовить рассказ о реостате, напомнить
уже известный план.
План рассказа о физическом приборе:
1. Историческая справка
2. Название и назначение
3. Устройство
4. Принцип действия
5. Условное изображение на схемах
6. Применение
По первому вопросу учитель сообщает, что слово реостат произошло от греческого реос – течение,
поток, статос – неподвижный.
1840 год Б.С.Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении
регулятора силы тока.
Определение: Устройство для регулирования и ограничения силы тока в электрической цепи
называютреостатом.
Применение реостатов: Различают реостаты пусковые, пускорегулировочные, нагрузочные,
реостаты возбуждения.
Реостаты бывают жидкостными и угольными. В старших классах мы будем изучать реостаты,
являющиеся делителями напряжения потенциометры
Сегодня на уроке познакомимся с ползунковым и ступенчатым реостатом. Знакомство со ступенчатым реостатом
На раме из изолятора укреплены проволочные спирали. Нижние концы спиралей закреплены на
контактах и расположены по дуге окружности. Металлический рычаг может касаться любого из
этих контактов и включать в цепь то или иное количество спиралей. Сопротивление при этом
изменяется как бы ступенями. Это не очень удобно, т к сопротивление меняется рывками.
При работе реостаты нагреваются, допустимое нагревание на 7080 °С над окружающей
температурой, при сильных токах применяют реостаты из толстой проволоки, никогда обмотку не
делают в несколько рядов. Иногда применяется не круглая проволока, а плоская лента, при той же
площади сечения поверхность соприкосновения с воздухом будет больше и охлаждение лучше.
IV Знакомство с устройством реостата
Порядок выполнения работы
1. Ознакомься с устройством лабораторного реостата. Найди у реостата керамический цилиндр,
никелиновую проволоку, присоединение ее концов к зажимам, металлический стержень, ползун.
2. Запишите паспортные данные реостата
3. Ответьте на вопросы:
Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?
Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?
Какова роль ползуна реостата?
Что означают числа в паспорте реостата?
Как включается реостат в электрическую цепь?
Учитель предлагает учащимся изучить ползунковый реостат, пользуясь § 47 учебника
(стр109) (на каждой парте лабораторный реостат). Обратить внимание ребят на то, что на
каждом реостате имеется надпись, где указаны сопротивление обмотки и максимально
допустимая сила тока, которую она может выдержать .
V. Практическое задание: Регулирование силы тока реостатом.
Задание выполняется по указаниям к лабораторной работе №5 на странице 173. обратить внимание
на правила пользования реостатом см стр. 174, а также технику безопасности при работе с
электрическими цепями. Изобразить в рабочих тетрадях схему электрической цепи по рисунку на
стр. 173. Работа с рисунком 76а, где стрелками показано направление тока, протекающего через
реостат и со схемой:
Укажите положение ползунка реостата, если сопротивление реостата:
Полностью выведено
Полностью введено
Введено наполовину
VI. Домашнее задание § 47 Л. №1350, 1356 (п), № 1338, 1342 (у).
Конспект урока физики по теме:" Реостаты" (8 класс)
Конспект урока физики по теме:" Реостаты" (8 класс)
Конспект урока физики по теме:" Реостаты" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.