Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс
Оценка 4.6

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
6 кл
03.06.2018
Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс
Конспект урока географии 6 класс Тема урока: "Воды суши. Подземные воды" Тема урока: "Воды суши. Подземные воды" Цели урока: 1. Предметные – познакомить с основными понятиями темы, происхождением подземных вод, их видами; 2. Регулятивные – закрепить умение планировать свою деятельность на уроке, осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. Личностные – развивать умение четко и грамотно формулировать и излагать свои мысли, работать в группе.конспект
конспект.docx
Конспект  урока географии  6 класс Тема урока:  "Воды суши. Подземные воды" Тема урока:  "Воды суши. Подземные воды" Цели урока:  1. Предметные – познакомить с основными понятиями темы, происхождением подземных вод,  их видами; 2. Регулятивные – закрепить умение планировать свою деятельность на уроке, осуществлять  самоконтроль и самооценку; 3. Личностные – развивать умение четко и грамотно формулировать и излагать свои мысли,  работать в группе.  Оборудование:   учебники,   учебная   литература,   карты   урока,   инструктивные   карточки,   карточки ответов, атласы, контурные карты, презентация,  стаканы для опытов, образцы горных пород,  воронки для опытов. 1. Организация класса Ход урока:  Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Лариса Геннадиевна. Сегодня я проведу у вас урок  географии.  Проверьте своё рабочее место. Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что  сегодняшний день нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно,  я помогу. 2.   Изучение нового материала 1.         Вводное слово. ­Без чего человек не может жить? (без воздуха, без пищи, без воды) ­А где мы берем воду? (в кране, из колонки, из водопровода) ­Откуда попадает вода в водопровод? ­А если отключат воду, где тогда  вы берете воду? (в колодце, в роднике) ­Почему не берем воду в речке? (вода грязная) ­Какая вода в реке? А в роднике? Что вы знаете о роднике? Какая вода в роднике?  ­Почему вода в роднике или в колодце чистая, холодная? (на глубине солнце не проникает, не  нагревает воду;  вода проходит через горные породы, например, песок, как через фильтр)  ­А на самом деле, как вода попала под землю? (просочилась) ­Откуда появляется вода в роднике? (поднимается из­под земли) ­Как вы думаете, о чем сегодня  пойдет речь на уроке? (о воде, находящейся в земле, под землей).    Правильно! ­Итак, тема сегодняшнего урока «Подземные воды». ­Какие существуют доказательства того, что в зеле находится вода? ­ Что мы должны сегодня узнать на уроке? 2.  (Постановка целей урока) ­ определение (что такое подземные воды) ­ происхождение (как они появились под землей) ­ виды подземных вод ­ использование человеком, охрана 3.Я предлагаю вам сегодня, работая  в группах, ответить на эти вопросы.  Первой группе я предлагаю изучить образование подземных вод, провести опыт. Группа 1 «Образование подземных вод» Прочитайте текст учебника § 29, стр. 83 пункт 1 «Образование подземных вод». Ответьте на вопросы: 1. Какая вода называется «подземной водой»? 2. Что является основным источником пополнения подземных вод? 3. При каком условии происходит просачивание воды с поверхности суши? 4. Что такое «поры»? 5. Какие горные породы называются водопроницаемыми? 6. Какие горные породы называются водоупорными? 2.Проведите опыт  Посмотрите, что лучше пропускает воду – песок или глина.  Перед вами 2 емкости, 2 воронки, вода. В одной воронке – песок, в другой – глина. Наливаем воду и  наблюдаем, где вода быстрее просочится.     ­ Что  быстро пропускает воду, а что  медленно?     ­Почему?  Сделайте вывод. Опыт2.  Выберите и выпишите водопроницаемые и водонепроницаемые (водоупорные) горные породы:   галька, глина, щебень, базальт, песок, гранит. ­Почему галька, щебень пропускают воду, а глина, гранит, базальт нет? Сделайте вывод:   Как образуются пещеры? 3. 4. Что может образовываться в крупных пещерах? 5. За счет чего еще пополняются подземные воды? ­Вторая группа изучает грунтовые и межпластовые воды. Группа 2 «Грунтовые и межпластовые воды»  Прочитайте   текст учебника  §  29,   стр.   83 пункт 1 «Образование подземных вод». Ответьте на вопросы: 1. Что такое «водоносный слой»? 2. Как он образуется? 3. Что такое «грунтовые воды»? 4. Что такое «уровень грунтовых вод»? 5. От чего зависит уровень грунтовых вод? 6. Как используют грунтовые воды? 7. Что такое «источник» («родник»)? Как он образуется? 8. Что такое «межпластовые воды»?  9. Как они образуются? 10. Почему межпластовые воды пополняются медленнее грунтовых? Третья группа будет изучать использование и охрану подземных вод. Группа 3 «Использование и охрана подземных вод»  Прочитайте текст учебника § 29, стр. 85­86 пункт 3 «Использование и охрана подземных вод». Ответьте на вопросы: 1. как использует человек грунтовые и межпластовые воды в своей хозяйственной деятельности? 2. Какие важные функции выполняют подземные воды?  3. Что такое минеральная вода? 4. Использование минеральных вод. 5. Почему не следует думать, что запасы подземных вод неисчерпаемы? 6. В результате чего представляет особую опасность загрязнение подземных вод? 7. Как нужно расходовать эти воды? 8. Можно ли каким­то образом очищать эти воды?            ­У вас на столах у каждой группы инструктивная карточка, согласно которой вам необходимо выполнить ваше задание. Распределитесь в группах по 2 человека. У вас есть карточки по цветам. 2 человека выполняют свой вид задания. Изучите и начинайте работать. Свои выводы внесите в листы – ответов. Приступаем к работе. В вашем распоряжении 15 минут.          ­Итак, мы слушаем отчеты групп и ваша задача по ходу заслушивания ответов ваших товарищей заполнить листы урока. Отчет групп.   1 группа Мы узнали, что: Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре. Основной  источник  пополнения подземных вод: атмосферные осадки. Вода просачивается с поверхности суши при условии, если есть поры. Поры – это промежутки между частицами горной породы. Чем крупнее и   больше  поры и  тем легче через породу проходит вода. Водопроницаемые горные породы – это горные породы, пропускающие воду. Водоупорные горные породы – это  горные породы, не пропускающие воду. Заполните схему ГОРНЫЕ ПОРОДЫ Водопроницаемые Водоупорные (пропускают воду) (не пропускают воду)             песок                                                                                 глина             гравий                                                                               гранит             щебень                                                                              мрамор Вывод: через гравий вода просачивается  быстрее, т.к. гравий состоит из частиц более чем песок.  И у гравия   больше  частицы  и крупнее  поры между частицами. Посмотрите, что лучше пропускает воду – песок или глина.  Опыт 1. 2 емкости, 2 воронки, вода. В одной воронке – песок, в другой – глина. Наливаем воду и наблюдаем, где  вода быстрее просочится. ­ Песок быстро пропускает воду, а глина очень медленно. Это происходит потому, что частицы песка крупнее, между ними крупнее промежутки, поэтому вода  быстрее просачивается. Вывод: есть горные породы, которые не пропускают воду, они называются водонепроницаемыми  или водоупорными горные породами (глина), а есть,  которые пропускают воду (песок) –  водопроницаемые горные породы. Давайте запишем в тетради небольшую схему.  Опыт2.  ­Водопроницаемые: галька, щебень,  песок. ­Водонепроницаемые или водоупорные: глина,  базальт,  гранит.   Вывод:    1.Галька, щебень,  песок  пропускают воду, потому что они состоят из крупных частиц и между  ними есть поры, через которые просачивается вода. 2. Глина,  базальт,  гранит  не пропускают воду, потому что они плотные, состоят из мельчайших  частиц и у них нет пор, пустот и трещин. ­Кто из вас отдыхал летом на море? Представьте два пляжа: один галечный, а другой – песчаный. Но если пройдет даже небольшой дождик, какой пляж высохнет быстрее?     (там, где  ?(быстрее просачивается вода, потому что галька крупнее и поры больше)  галька)   Почему     В легкорастворимых   породах  (например, солях, гипсе, известняках) вода  вымывает пустоты –    пещеры. Это явление называется карст. В крупных пещерах иногда образуются подземные озера и реки. Подземные воды пополняются также за счет: 1.         пара, поднимающегося из глубинных слоев Земли. 2.         при извержении вулканов. ­А есть ли у нас в крае такие озера?       Мы ездили в город Пятигорск и были на озере Провал.  Озеро Провал — естественная пещера на южном   склоне   горы Машук   в   виде   конусообразной воронки  высотой   41 м,   на   дне   которой находится карстовое озеро минеральной   воды чистого   голубого   цвета.   Глубина   озера   11 м,   диаметр 15 м. Температура воды от 26° до 42 °C. Голубой цвет воде придают содержащиеся в ней сероводороди особые бактерии. ­Посмотрите на  рис. 54. Что это за интересные сосульки свисают? Сталактиты и сталагмиты.             В пещере вода приходит сквозь толщи горных пород очень медленно ­ буквально редкими  каплями. Эти капельки воды по чуть­чуть вымывают из горной породы кальций ­ так получаются  сталактиты.          Капая на пол пещеры, вода приносит с собой кристалики кальция, которые начинают складываться в "горку" ­ сталагмит.         И сталактиты, и сталагмиты растут очень медленно ­ сотни и тысячи лет.  Если пещера не очень высокая, то сталагмиты  и сталактиты со временем срастаются. Кстати, есть очень простой метод, как запомнить, что называть сталактитом, а что сталагмитом ­ в слове "сталагмит" есть  буква М, как и в слове "земля". Значит, сталагмит ­ это то, что растёт на земле! 2 группа  Водоносный слой – это слой, насыщенный влагой. Водоносный слой образуется так: Местность   сложена   крупнозернистым  песком,   который   лежит   на   слое   плотной   водоупорной  глины. Когда в этой местности выпадает дождь, вода быстро просачивается через песок, но задерживается над слоем глины. Грунтовые воды – воды, содержащиеся в водоносном слое, неприкрытом сверху водоупорными породами.   Уровень грунтовых вод – это глубина, на которой залегают грунтовые воды.   Уровень грунтовых вод выше  весной после таяния снега, а ниже в конце сухого лета.  В местах, где   грунтовые воды залегают неглубоко, люди выкапывают колодцы, чтобы  добыть  питьевую воду.   Вода, просочившаяся через поры горных пород, чище, чем в реке или озере.   На изменение уровня грунтовых вод влияет: 1.         Количество осадков, 2.         Таяние снега, 3.         Рельеф, 4. Близость рек и озер. Источник – это выход грунтовых вод на поверхность.     ­Почему колодцы копают зимой?   ( в зимнее время года уровень грунтовых вод весьма низок по отношению с летом и весной,  по­этому копать колодцы в этот период удобнее всего). ­Почему в пустыне колодцы очень глубокие 200­250 м глубиной?  ( глубоко залегают грунтовые воды, из­за сухости климата, редких осадков). Межпластовые воды – это воды, находящиеся между двумя водоупорными слоями. Если водоносный слой оказывается между двумя водоупорными слоями, образуются межпластовые  воды. Вода может попасть в такой водоносный слой только там, где он выходит на поверхность.  Поэтому межпластовые воды пополняются очень медленно  . ­Почему источник артезианских вод выходит наружу в виде фонтана?    Если слои горных пород залегают чашеобразно, вода под напором поднимается по скважине и иногда бьёт фонтаном. Так образуются артезианские воды.   А что вы знаете о гейзерах?          Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в районах,  где есть действующие вулканы.   Горячие подземные воды используются человеком для обогревания  помещений, теплиц, оранжерей. РАБОТА В КОНТУРНОЙ КАРТЕ «Найдите адресата» 1. По заданным координатам найдите адресатов. 550 с.ш., 730 в.д. ­ __?__ (г. Омск) 570с.ш., 840в.д. ­ __?__ (г. Томск) 560с.ш.,780в.д. ­ __?__ (г.Новосибирск)  2. Задание: Отметить точки адресатов на контурной карте, соединить их. Полученный ареал закрасить  голубым цветом. Мы с вами изобразили на контурной карте один из 5 крупнейших артезианских бассейнов. Это  Иртышский бассейн, расположенный на глубине 1,5 тыс. метров, температура воды 350, содержит  гидрокарбонатно­натриевые соли с содержанием сульфатов. Это одно из многочисленных богатств Западной Сибири, которым мы должны гордиться и беречь. Работа с атласом: найти на карте полушарий Большой артезианский бассейн в Австралии. Почему здесь образовались крупные запасы подземных вод? ­ О каких источниках у нас   в селе вы можете рассказать? Родник, источник Святой Троицы           В лесу в долине речки Томузловка, на окраине села Александровское из самой скалы бьет этот источник. За водой сюда приезжают люди даже из других районов. Некоторые это место называют "храм под открытым небом", ведь иконы развешены прямо на деревьях. Источник известен еще с конца 18 века с начала основания села. Исцеления у источника первыми заметили казаки. Вернувшиеся из похода, они  спешили к источнику омыть водой раны и многие получали исцеление. Вдовин колодец.      А еще, к северу от села, на горе Голубинке есть ещё один источник ­ Вдовин колодец. Легенда гласит, что одна вдова проходила как то со своими тремя детьми теми местами.  Они были очень бедны и есть  им было нечего, кроме высохшего хлеба. Женщина, обнаружив родник, размочила в воде  хлеб и  накормила детей. Вот так с тех пор и зовется этот Вдовьиным колодцем. ­А что вам известно о горячих источниках, расположенных в крае? КАЗЬМИНКА        ­Целебная сила Казьминских горячих источников славится на всю Россию. Сюда приезжают что бы  лечить заболевания опорно­двигательного аппарата, позвоночника, суставов, кожных покровов,  преждевременное старение кожи, периферическую нервную систему. Большая концентрация кремниевой кислоты и слабая минерализация придают воде в этой местности  особый оздоровительный эффект.  Орфография Водоносный, водопроницаемые, водоупорные. ­ как называются в русском языке слова с одинаковым корнем? (однокоренные) ­ Каким способом образованы эти слова? (способ сложения при помощи соединительной «о») ­Итак, что нового узнали участники 3 группы? Группа 3.             Грунтовые   и   межпластовые   воды  человек   широко   использует   в   хозяйственной   деятельности. Особенно   артезианских поступает скважин. вода   чистая       из     Подземные воды выполняют очень важные функции: 1.       Регулируют уровень воды в реках и озерах. 2.       Используются для питьевого водоснабжения 3.       Для промышленных предприятий 4. Орошения полей.        ­У вас на столах 2 стакана с водой. Кто­то один из группы  попробуйте воду одного стакана, потом из другого.         ­В чем отличие? (в одном стакане вода обычная, а в другом – минеральная). А почему её называют минеральной? (в ней растворены минеральные вещества и газы). Минеральные воды – это  подземные воды, содержащие минеральные вещества и газы, которые  используются для лечебных целей.  Не следует думать, что запасы подземных вод неисчерпаемы. Они пополняются  водой атмосферных   осадков, но это происходит только там, где водоносные слои не прикрыты водоупорными горными  породами. Пополнение подземных вод, особенно межпластовых, происходит    крайне медленно. Особую опасность представляет загрязнение подземных вод в результате:  Просачивания сточных вод,  Попадания нефти при ее добычи из скважин.       Расходовать подземные воды надо экономно.  Очищать эти воды невозможно, поэтому главное – строго следить за тем, чтобы загрязняющие вещества  в них не попадали.   ­ О каких курортах вам известно?   ­ Первый в России курорт “Марциальные воды” был открыт в 1719 г. вблизи Петрозаводска  в Карелии. Знаменит и район Кавказских Минеральных Вод. Название воды нередко  является названием места её залегания, например минеральная вода “Ессентуки” и город­ курорт Ессентуки, вода “Боржоми” и одноимённый город­курорт Боржоми,  Карлови—Вари в Чехии, Полюстрово в С – Петербурге.    ­А может ли вода влиять на здоровье нас с вами?             От качества воды зависит и наше с вами здоровье. Качество воды оказывает влияние на сердечно­сосудистую и эндокринные системы человека, органы  пищеварения, на заболевания зубов, состояние костей, а так же может вызвать снижение защитных  функций организма и появление аллергических состояний. Работа с атласом: найти на карте полушарий Большой артезианский бассейн в Австралии. Почему здесь образовались крупные запасы подземных вод? 1. Закрепление изученного материала  Давайте вспомним все новые понятия, которые мы узнали сегодня на уроке: Найди соответствие 1. Водоупорные породы 2. Грунтовые воды 3. Артезианские воды 4. Подземные воды 5. Источник 6. Минеральные воды 7. Водопроницаемые породы 8. Межпластовые воды 9. Водоносный слой Н) вода, находящаяся в земной коры. В) горные породы, пропускающие воду Г) горные породы, не пропускающие воду. Е) слой, насыщенный водой Р) подземные воды, образующие водоносный  горизонт над первым от поверхности  водоупорным слоем. Ы) воды, расположенные между двумя  водоупорными слоями. Т) выход подземных вод на земную поверхность О) подземные воды, насыщенные газами У) самофонтанирующие подземные воды 1 2 3 4 5 6 7 8 9 №  термина Буква  Рефлексия:  Сегодня на уроке я узнал…  Мне удалось….  Мне было интересно…  Мне было трудно…   Мне не понравилось…  Еще я хотел бы узнать…….  Достигли ли мы цели урока?  Пригодятся ли полученные знания?  Каким образом можно узнать непонятное. 3. Итог урока         Мне сегодня было интересно работать с вами. Спасибо, ребята, за ваши ответы и работу на уроке. Я считаю, что урок у нас прошел хорошо. Урок окончен, можете быть свободны.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. §29 Ребята, давайте познакомимся с домашним заданием, оно будет не обычное, а творческое. Мне известно, что вы все очень талантливые и я предлагаю вам выполнить  задание на тему:  «Береги воду» (стихи, плакаты, презентации) Сообщение о сталактитах, сталагмитах. Литература 1. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова «Начальный курс географии, 6 класс». – М.: Дрофа, 2013 2. И.Ю. Алексашина и др. «Естествознание, 6 класс». – Спб.: СпецЛит, 2003. 3. Т. В. Иванова «Тематическое и поурочное планирование по географии: 6­й кл.: к учебнику Т. П. Герасимовой,   Н.   П.   Неклюковой   "Начальный   курс   географии,   6   класс":   Метод.   пособие   –   М.: Издательство "Экзамен", 2006. 4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2007. 1. “Методическое пособие по физической географии”. Н.А. Максимов. Москва. “Просвещение”, 1987 г. 3. “Учитель проектирует компьютерный урок”. Герман Селевко. журнал “Народное образование” № 8,  2005 г. 4. “Современные информационные технологии”. Свириденко С.С. Москва. “Радио и связь” 1999 г. 5. “Поэзия на уроках географии”. Л.С. Ульченко. Журнал “География в школе” № 7, 1997 г. 6. “Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием  детей и подростков”. Под ред. Е.В. Веницианова. М. РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2001 г. Приложение :. карточки  «Подумайте и скажите».               Ситуация 1.   «Уже более суток наша колонна бронетранспортёров двигается в Каракумах. Привал сделали у колодца. Солдаты заглянули в колодец и не увидели дна, проверили по карте его глубину –  250 метров! ­ Вот это да! – ахнули они. Расскажи о такой глубине где­нибудь в Тверской области­ не поверят.» Почему вода в колодцах имеет разную глубину? От чего зависит уровень грунтовых вод? (Уровень воды в колодцах зависит от количества осадков, в пустыне их мало. Поэтому вода в колодце  на большой глубине.) Ситуация 2. ­ Вы пошли в поход. Вода, которую вы взяли с собой, закончилась. Где вы будете искать родник?  (В  походных условия родник следует искать в низинах, оврагах, ложбинах, т.е. в понижениях рельефа.  В  этих местах грунтовые воды могут выходить на поверхность).

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс

Конспект урока географии "Воды суши. Подземные воды" 6 класс
Скачать файл