Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс
Оценка 5

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
6 кл
03.06.2018
 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс
Тема урока «Состав и строение гидросферы» Из раздела: Гидросфера – водная оболочка Земли Тип урока: Урок-путешествие. Цель: продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой. Познавательная задача - раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и круговорот воды по рисунку, диаграммам. Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий) Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс
конспект.docx
Урок – путешествие    «Состав и строение гидросферы»  Системно – деятельностный  Тема урока  «Состав и строение гидросферы» Из раздела: Гидросфера – водная оболочка Земли Тип урока: Урок­путешествие. Цель:  продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой. Познавательная задача ­ раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов  гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о  круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и  круговорот воды по рисунку, диаграммам. Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого  материала (выделять главное, существенные признаки понятий) Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого  человека; продолжить развитие учебно­коммуникативных умений и навыков:  участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.  Планируемые результаты: Предметные: ­ сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по  диаграмме. ­ объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения. ­ объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека. Метапредметные: умение ­ организовывать свою деятельность, определять её  цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,  умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать  суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими  умениями работы с учебником для исследования, сравнивать соотношение  отдельных частей гидросферы по диаграмме Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.  Объяснять значение круговорота воды на  Земле и причины его возникновения Понятийно­категориальный аппарат  усвоения: Гидросфера. Мировой  круговорот воды в природе. Охрана гидросферы. Способы действий учащихся: выявить причинно­следственные связи между  гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека;  выявить свойства воды.        Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на  планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на  необходимость охраны гидросферы.        Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с  вопросами и заданиями. Методы: кластер, Сенквей Наглядные пособия:  физическая карта полушарий, компьютер с  мультимедийным проектором,  фрагмент мультфильма «Капитошка» . Формы обучения:  Системно – деятельностный подход.  Формы организации учащихся: Фронтальная, коллективная (групповая работа, дискуссия). Ход урока: Деятельность  учителя. Деятельность учащихся. I. Организационный  момент (5­7 мин) ­ Ребята! Проверьте свою готовность к уроку – наличие  учебников, тетрадей, атласов. Сегодня у нас с вами  открытый урок и я хочу предложить  провести его под девизом:  Знать, искать и ошибаться, Чтобы снова подниматься, Своей цели добиваться, Не лениться, не сдаваться! Согласны? Тогда в путь! 1. Актуализация знаний.  Стадия вызова Вступительное слово учителя:  (зачитывает отрывок из произведения Антуана де Сент Экзюпери  «Маленький принц» и ответить на вопрос: ) Ответы детей.    Сегодня мы будем говорить о вечном путешественнике: самом  привычном, но при этом самом удивительном веществе на  Земле    Учащиеся  определяю  тему урока Записывают в  тетради Учащиеся  участвуют в  постановке  цели  Рисуют схему  кластера  Вот что писал о нем Антуан де Сент Экзюпери в своем  произведении «Маленький принц»:                                                  «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно  описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!                  Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыносимой радостью…                                Ты – самое большое богатство на свете»   Вы узнали это вещество?   Что это за вещество?  Оно легко переходит из одного состояния в другое:  испаряется, замерзает, плавится.  Как оно называется?  Как называется водная оболочка Земли? Вопрос ­ Как вы думаете, о чём сегодня пойдет разговор на  уроке? Называют тему урока «Состав и строение гидросферы». / таблички: Знаю. Хочу знать. Узнал./­ заполняют табличку  Эпиграфом к сегодняшнему уроку у нас будут слова Аксакова С. Т. «  Все хорошо в природе, но вода ­ красота всей  жизни»     записать на доске/ 2. Сформулируем цель  урока.  (Цель:  иметь представление о гидросфере,  выяснить ее состав,  сформировать  представление о мировом круговороте воды,   раскрыть значение воды в природе и жизни человека))    Строим кластер: Сколько воды на Земле Что такое гидросфера?  Состав гидросферы? Вода в природе? Мировой круговорот воды? Значение воды?                             /слова крепятся на доске/ ­ На эти и другие вопросы мы ответим  на сегодняшнем уроке.    ­ Знать такие понятия: Гидросфера. Мировой круговорот воды  в природе. Охрана гидросферы.                                             /открыть слова­ «Сегодня на уроке»/ ­ Отправляемся с вам в путешествие вместе с Капитошкой, посмотрим кто больше наберет капелек и к кому,  в конце урока  придет в гости «Капитошка».   /фрагмент – начала мультфильма «Капитошка»­ рисунок на  доску/ II. Основная часть(25 мин.) 1.Сколько воды на Земле? ­Мы с вами живем на суше. На твердой земной поверхности  растут леса, и колосится хлеб на полях. Построены города и сёла, проложены дороги.  Но если мы посмотрим  из космоса на нашу  планету, то увидим, что она голубая.  Посмотрите на карту  полушарий, основная часть  карты синего цвета­цвета воды.    Мировой океан, занимающий ¾ площади поверхности Земли. А  сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен» Это большие и  малые  реки, озера и водохранилища, вода в болотах и ледниках,  под землёй; небольшой процент воды содержится в атмосфере.  ……………………………………………………………..…… Слайд №1 2. Задание классу :  ­Используя  текст учебника (с. 100) установить, сколько воды на  Земле, и сделать вывод.                                                                         Вывод: основная часть нашей жизни протекает на суше,  однако  ¾ поверхности земного шара занято водой. ………………… Слайд №2 ­ Что такое гидросфера?                                                                    / Вся вода, окружающая нас образует единую водную оболочку  Земли и называется она гидросфера. /   …………………………………………………………. Слайд №3 /дается капелька за быстрый ответ/ 2.Из чего состоит гидросфера? ­ Итак гидросфера включает в себя воды океанов и морей,  пресные и соленые воды суши и воду, содержащую в атмосфере и в жизни организмах.                                                                               К водам суши относят поверхностные воды (реки, озера, болота),  ледники подземные воды Ответы  учащихся                        Ответы  учащихся.  Записывают  определение Задание №1: «Определить, какую долю занимает вода в морях и (работа с океанах, на суше, в живых организмах и атмосфере?»        (раздается схема,  учащиеся ее заполняют по тексту и по рис. 71.) …………………………………………………………………………………… ……………………….. Слайд №4  Проверим схему,  как вы ее заполнили:              ­ Вывешивается таблица на доске (см. приложение) /проверка задания, учащиеся ставят себе отметку в шкале  оценивания. Кто правильно сделал – получают капельку/ текстом­ стр.101­ по  рис.71.) Проверяют  задание,  ставят себе  оценку в  оценочный  лист Ответы  учащихся Вывод: Только 3% жидкой воды на Земле является пресной,  остальная вода соленая,  в ней растворены химические  соединения…. Слайд №5 3. Вода в природе ­ Скажите, а в каком виде нам встречается вода в природе  ( летом, зимой)?      …………………………………………………….  Слайд №6 ­ И так вода в природе встречается  в 3­х состояниях  (твёрдом, жидком и газообразном)   Схема на доске  и   в презентации Ответы  учащихся Делают вывод Ответы  учащихся Ответы  учащихся Записывают  определение ­  В  жидком  состоянии  воды  на  Земле  более 98%  гидросферы, твердая   вода   (снег   или   лёд)   2%   массы   гидросферы,   а газообразная (водяные пары) всего доли процента. ­ Какие ещё свойства воды вам известны?       ­ за ответы  «капелька» ­(Ученики говорят, что  вода чистая, прозрачная, без запаха.   Вода медленно нагревается и медленно остывает (приводят  пример с водой летом в нашей реке днем и вечером).  ­ Почему лед не тонет?     (Делают вывод,  что при замерзании вода увеличивается в объёме и лед легче воды.                                                                                    И  могут сказать, что  вода хороший растворитель. Поэтому в  природе встречается вода минерализованная и даже с  содержанием газов.)          ­ А как вы думаете, как появились пещеры?           В природе всё взаимосвязано.                                                              Как сказал  известный географ А. А. Григорьев: «… Вода не  только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер  Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу,  атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее  соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную  гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер  свойств».                                                                                                – Не случайно поэт А. Дитрих писал: В звонкой льдинке и слезинке И в дождинке и росинке Нам откликнется всегда Океанская вода! Почему?                 – за правильный ответ «капелька»              (отвечают, что это мировой круговорот воды в  природе)   ­Запишите  определение  в  тетрадь. ­ Что происходит с водой в природе? Вывод: (вода играет важнейшую роль в строении и развитии  земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав,  свойства и движение воды.)                                                ­ за ответ  «капелька» По шкале  оценивают друг друга. 4. Круговорот воды в природе. ­ Рассмотрите  рисунок 72  в учебнике.  Итак: слово «круговорот» означает «вращение по кругу,  возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда  началось движение……  …………………………………………………….....................Слай д №7 Задание №2         Работа в группах: 1 группа: «Какую роль играют облака (осадки, испарение)? (Легкие водяные поднимаются вверх, охлаждаются и формируют  облака. Одна часть атмосферных осадков возвращается в океан.  Другая часть вместе с облаками воздушные потоки переносят в  области над континентами. На суше осадки выпадают в виде  дождя или снега. Часть воды испаряясь, возвращается в  атмосферу, часть просачивается в грунт. Остальная вода  пополняет реки, озера, ледники. Наконец, вместе с речными и  подземными  стоками возвращается обратно в океан.) 2 группа: «Кто участвует в мировом круговороте и где  медленнее  всех идет «обновление»?» (Участвуют живые организмы и человек. В разных частях  гидросферы вода проходит круговорот, «обновляется», с  различной скоростью. Медленнее всего этот процесс идет в  подземных водах и материковых ледниках полярных широт –  тысячи и десятки тысяч лет., глубоких подземных водах – до  несколько миллионов лет) 3 группа: «За сколько лет вода «обновляется» в океанах,  болотах , ледниках, озерах,  реках, атмосфере, живых  организмах?».  ( Вода океанов проходит круговорот примерно за 3 тысячи лет, вода болот и горных ледников  ­ за несколько сотен лет, вода озер – за  десятки и сотни лет. Гораздо быстрее  самоочищаются реки – от  недель до несколько месяцев. Вода в атмосфере «оборачивается» за 7­9 дней, а в живых организмах – обычно за несколько часов.)  …………………………………………………………..……. Слайд №7 Делаем вывод: Мировой круговорот воды в природе приводит в  движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении  тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений  и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и  обмен минеральных веществ. ( оцените «Своего товарища» ­ 1 группа оценочный лист передает второй группе, вторая группа – третье, треть – первой.) 5. Значение воды.                                                                                     О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В.  Петряков: «разве вода – это та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю  нашу планету, всю чудесную  Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, ­  это вода. Тучи, облака, туман – это тоже вода…   Безгранично  разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть  там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды». ­ Вода незаменима. Нет такого вещества во вселенной, которое  могло бы заменить этот удивительный материал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды.  Воду  потребляют на орошение тысячи гектаров полей.  Чтобы  вырастить килограмм растительной пищи, необходимо около 2  тысяч литров воды. Очень много воды потребляют фабрики и  заводы по всему миру. Например, в Москве расход воды в  среднем на человека составляет 500 литров в сутки.  Вся  использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу  и включается в Мировой круговорот. III . Практическая работа (6 мин). 6.  Почему мы заботимся о качестве воды?  Задание №3  Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа  стр. 103­104, составляют и заполняют схему.   Работа с  текстом Заполняют  таблицу Оценивают себя  по  шкале,  подсчитайте  средний балл. проверка таблицы­ опрос частичный) ­  Только на суше сейчас загрязнена почти пятая часть  поверхностных водоемов, а ведь эту воду мы пьём! Врачи  считают, что 80% всех болезней в мире связано с  неудовлетворительным качеством питьевой воды. Конечно,  существуют очистительные станции, но  и мы должны  заботиться о чистоте воды в наших водоемах и реках, экономно  использовать пресную воду. Поэтому охрана гидросферы­ это  забота всех людей. ……………………………………………………………. Слайд  №8 Выводы:  ­ Загрязнение гидросферы возрастает из­за деятельности  человека, это создает опасность для жизни. ……………………………………………………………. Слайд  №9 («Капитошка» сегодня в гости отправляется, как вы думаете к кому…? Ребята сами подводят итог.­ вручается рисунок «Капитошки» ……………………………………………………………. Слайд  №10 IV. Закрепление  материала (3 мин).  ­ стр104  Ответьте на вопрос №3, 4, 5, 6.7, 8. ……………………………………………………………. Слайд  №11 Ответы  учащихся V. Домашнее  задание  (2 мин). Проведите маленькое исследование. Предложите своим родным  и друзьям, знакомым закончит предложение: «Вода для меня –  это…. (вопрос 9­читай далее). Учащиеся   записывают   задание  в   дневник. VI. Итоги  урока  (2 мин). ­Что новое вы узнали?  Ответы детей. ……………………………………………………………….  Слайд №12 Рефлексия. Прикрепить рисунки на доску:

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

 Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018