Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении урока по соответствующей теме в курсе физики 9 класса. Указаны цели и задачи урока, необходимое оборудование к уроку и демонстрации. Подробно описаны все этапы урока. Материал полностью готов к распечатке.
Конспект урока по физике 9 класс
Величины, характеризующие колебательное движение
познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение, выяснить от чего зависит период
колебаний;
развить умения применять знания на практике, включать в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать
логическое мышление;
воспитать познавательный интерес, активность, интерес к познанию нового учебного материала.
Цели:
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.
Демонстрации: маятник пружинный, маятник нитяной.
Объявление темы и цели урока (формулирование вместе с учениками).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос: продолжите фразу:
1.Движение, при котором тело отклоняется то в одну то в другую сторону, называется … (колебательным)…
2.Основной признак, по которому можно отличить колебательное движение от других видов движения, является …
(периодичность) …
3.Математическим маятником называется … (тело, закреплённое на невесомой нерастяжимой нити) …
4.Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются …(свободными или затухающими)
5. Свободно колеблющиеся тела взаимодействуют с другими телами и вместе с ними образуют систему тел, которая
называется … (колебательной)…
6. Одно из основных общих свойств колебательных систем заключается в …(возникновении в них силы, возвращающей
систему в положение устойчивого равновесия)
Выберите правильный ответ:
1. Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями?
А. Движение качелей.
Б. Движение мяча, падающего на землю.
В. Движение звучащей струны гитары
2. Свободными называют колебания, которые происходят под действием…
А. … силы трения
Б. … внешних сил
В. … внутренних сил
Беседа
1. Как вы понимаете утверждение, что колебательное движение периодично? (движение тела повторяется через
определённый промежуток времени – период)
2. Какие тела входят в колебательную систему, называемую пружинным маятником? нитяным маятником?
III. Основная часть. Изучение нового материала
Демонстрации колебаний тела на пружине и на нити. Введем основные характеристики колебательного движения:
амплитуда, период, частота и фаза колебаний:
Амплитуда – максимальное отклонение относительно положения равновесия (А, м)
Период – время полного колебания (Т, с)
Частота – число колебаний за единицу времени (v, Гц)
Фаза колебания – угловая мера времени
Формулы:
Т = 1/v; Т = t/n – период { с }
v = 1/Т; v = n/t – частота { Гц }
А – амплитуда { м }
– фаза { рад }
1. Определить период и частоту материальной точки, совершающей 50полных колебаний за 20 с.
2. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц.
IV. Закрепление:
Перед классом ставится задача: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника.
Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание:Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период
колебаний математического
массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.
маятника
его
от
№ опыта длина, м амплитуда, м период, с
1
2
1
1
Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний
математического маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир,
секундомер.
№ опыта длина, м масса, кг период, с
1
2
1
1
Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний
математического маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая
лента, секундомер.
№ опыта длина, м масса, кг период, с
1
2
0,1
0,1
Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в
таблицу:
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: период колебаний математического маятника не зависит от массы
тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит только от длины математического маятника.
V. Обобщение:
От чего зависит период колебаний математического маятника: только от длины нити
Подвешенный на нити груз совершает малые колебания. Укажите все правильные утверждения:
А. Чем длиннее нить, тем больше период колебаний.
Б. Частота колебаний зависит от массы груза.
В. Груз проходит положение равновесия через равные интервалы времени
Подвешенный на нити груз совершает малые незатухающие колебания, укажите все правильные утверждения
А. Чем длиннее нить, тем больше частота колебаний
Б. При прохождении грузом положения равновесия скорость груза максимальна
В. Груз совершает периодическое движение
Характеристики колебательного движения: амплитуда, период и частота.
Период колебаний математического маятника не зависит ни от амплитуды, ни от массы груза, а зависит от длины нити и
ускорения свободного падения
Подготовить доклад или сообщение на тему «Как используется в геологоразведке зависимость периода колебаний
математического маятникам от ускорения свободного падения?»
VI. Домашнее задание:
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока:
Ваше настроение на уроке:
1. Нет впечатлений
2. Хорошее
3. Плохое