Конспект урока закрепления по химии для обучающихся 9 класса ГБОУ "Специальная школа-интернат г.Грязи" для детей с ОВЗ на тему "Металлы".
Цели:
Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.
Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).
Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
усов урок 9 класс.docx
Обобщающий урок по теме «Металлы»
Дата:
Предмет: химия
Класс: 9
Учитель: Усов Юрий Валентинович.
Цели:
Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов
металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.
Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий
загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к
собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в
организм некоторых металлов).
Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать
химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять
практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать
межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать
мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Оборудование: Компьютер, коллекция металлов, раствор CuSO4, HCl, Al, Na, Zn,
железный гвоздь, вода.
Класс делиться на две команды.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обученя:
словесные (беседа, рассказ);
практические;
наглядные (таблицы, картинки).
Ход урока:
Орг. начало и постановка целей урока. Слайд 2.
Учитель. Девиз алхимиков XVIII в. совпадает с девизом нашего урока:
Семь металлов создал свет По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Помни! Сера им отец.
И спеши мой друг узнать
Всем им ртуть родная мать!
1 Конкурс “Разминка” (На сколько вопросов ответит команда 1 минуту.
Каждый вопрос – 1балл)
Ответьте на предложенные вопросы.
1. Пули для ружей и пистолетов изготавливаются из этого металла (свинец)
2. Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (цезий)
3. Самый распространённый металл в земной коре (алюминий)
4. От соединений какого металла зависит красный цвет крови? (железо)
5. Химический элемент, названный в честь нашей планеты (теллур)
6. Этот металл называют крылатым (алюминий)
7. Свойство атома химического элемента образовывать несколько простых
веществ (аллотропия)
8. Металл "консервной банки" (олово)
9. Этилированный бензин содержит органическое соединение этого металла
(свинец)
10. Металл, входящий в состав нержавеющих и жаропрочных сталей (хром)
11. Какой металл принесён в жертву "рыжему дьяволу"? (железо)
12. Без какого металла невозможна фотография? (серебро)
13. Какие металлы можно зажечь холодной водой? (щелочные)
14. Металл, входящий в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы (алюминий)
15. Название металла происходит от латинского слова, которое в переводе
означает "известь" (кальций)
16. Название металла в переводе с шумерского языка означает "капнувший с
неба" (железо)
17. Ядро атома металла содержит 80 протонов (ртуть)
18. От соединений какого металла зависит зелёная окраска растений? (магний)
19. Атом какого металла содержит 12 электронов? (магний)
20. Самый тугоплавкий металл (вольфрам)
21. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg,
Au, Ag)
22. Какие металлы называют черными, какие цветными?
(Черные железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
23. Самый легкий металл? (Литий)
24. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций,
магний. (Английский химик Деви)
25.Самый твердый металл. (Хром)
26.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
27. Самый тяжелый металл (Осмий)
28.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят?
(Алюминий)
29.Металл жидкость. ( Ртуть)
30. Самый используемый металл в мире. (Железо)
31. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)
32. Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)
33. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
34. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)
35.Самый пластичный металл. (Золото).
36. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).
Ну чтож, разминка закончена – приступаем к игре!
2. Достаточно внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома
или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество
металлов трудится вокруг нас и для нас.
На экран выводится слайд “Положение металлов в Периодической системе Д.И.
Менделеева». Слайд 3
1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева.
(фронтальный опрос)
2. Что такое металлы?
3. Какие группы металлов мы изучили?
4. Что общего у всех металлов в строении атома?
5. Металлы какой группы ( I или II ) сильные восстановители и почему?
Слайд 4. 6.Перечислите физические свойства металлов.
2. Физические свойства металлов
агрегатное состояние;
температура плавления (390 ртуть, 34100 вольфрам) В зависимости от
температуры плавления какие виды металлов выделяют;
плотность (?) Легкий0,505 г/см3, тяжелые 522,5 г/см3) Литий и осмий
(иридий22,6 оба)
Как зависит положение металла в ПСХЭ и плотность?
Слайд 5
пластичность (золото, медь, серебро) Из золота можно изготовить фольгу
толщиной 0.003 мм, которую используют для золочения изделий. Однако не все
металлы пластичны. Проволока из цинка или олова хрустит при сгибании;
марганец и висмут при деформации вообще почти не сгибаются, а сразу
ломаются. Пластичность зависит и от чистоты металла; так, очень чистый хром
весьма пластичен, но, загрязнённый даже незначительными примесями,
становится хрупким и более твёрдым.
электропроводность обусловлено наличием в их кристаллических решётках
подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля.
Серебро, медь и алюминий имеют наибольшую электропроводность;
теплопроводность металлов также зависит от подвижности свободных
электронов. Поэтому ряд теплопроводностей похож на ряд
электропроводностей; металлический блеск однако в порошкообразном состоянии большинство
металлов теряют свой блеск; алюминий и магний, тем не менее, сохраняют свой
блеск и в порошке. Наиболее хорошо отражают свет алюминий, серебро и
палладий.
6. Почему металлы хорошо проводят тепло и ток?
7. Какой тип кристаллической решетки у металлов?
Слайд 6
Подвести итог вышесказанному мы можем с помощью этой схемы Слайд 7
Конкурс 3. Выполнение тестов. Каждому игроку выдается свой тест (6
вариантов). За правильный ответ 1 балл.
4. Ну а теперь давайте повторим химические свойства металлов
Слайды8,10,11,12 Слайд 8
Какие основные выводы об активности металлов можно сделать на основе изучения
этого ряда?(
Ожидаемые ответы: А). Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным
восстановителем он является. Б). Каждый металл способен вытеснять
(восстанавливать из растворов солей те металлы, которые в ряду напряжений
металлов стоят после него (правее)
Учитель: Итак, как вы считаете, связаны ли с активностью металлов
нахождение их в природе в виде простых веществ (в самородном состоянии)
или в виде соединений? Подумайте и сделайте вывод (Металлы, завершающие
электрохимический ряд напряжений (золото, платина) – только в самородном виде.
Более активные, чем золото и платина, но также стоящие в электрохимическом
ряду после водорода, обычно встречаются в природе в виде соединений или в
самородном виде (серебро, медь – часто, ртуть, олово – редко). Металлы, стоящие в
ряду напряжения до водорода встречаются в природе только в виде соединений с
другими элементами.)
Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11
Конкурс 5. Допишите уравнения реакций. Слайд 12.
(команды дописывают уравнения, групповая работа)
1команда
2команда
K + O2 =
Ba + H2O =
K + Cl2 =
Mg + S =
CaO + HCl=
Al + FeCl2=
Ba + O2 =
K + H2O =
Ca + Cl2 =
K + S =
MgO + HCl =
Ca+ ZnCl2 =
Конкурс 6. Экспериментальный.
От каждой команды вызывается по одному ученику. Используя предложенные
реактивы нужно провести химическую реакцию. (пока ученик выполняет
опыт, команда пишет уравнение реакции)
Ученикам, выполняющим демонстрационные опыты, напоминаю правила техники
безопасности.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально
внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя,
соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
2. При выполнении практических работ учащиеся должны неукоснительно
соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на
кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых
оболочек.
3. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!Нюхать вещества
можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением
руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
4. запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости. 5. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно
сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать
любые вещества.
3 → Cu + Fe2 (SO4)3 (пробирка, сульфат меди, железный
1 команда: 3 CuSO4 + 2 Fe
гвоздь)
2 команда: Zn+ 2 HCI
→ ZnCI2 + H2
↑
(стакан, соляная кислота, цинк гранулы)
Слайд 13.
1 команда
Получить медь
2 команда
Получить водород
Вещества: рр сульфата меди(CuSO4),
гидроксид натрия (рр)(NaOH), железный
гвоздь (Fe), рр серной кислоты(H2SO4),
медная проволока (Cu)
Вещества: медная проволока (Cu),
цинк(Zn), рр соляной кислоты (HCl), р
р сульфата меди (CuSO4), рр хлорида
железа (FeCl3)
Конкурс 7. Разгадай ребус. В этих буквенных ребусах зашифрованы названия
шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства.
Слайд 14.
1) Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми
числами от 112 до 124. (Олово.)
2) Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого
имеет период полураспада 54 с. (Астат.)
3) Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве
серной кислоты. (Ванадий.)
4) Химический элемент V группы периодической системы. (Висмут.)
5) Щелочной металл. (Натрий.) 6) Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной
техники, судостроения. (Титан.)
7. Конкурс 8. Переведите с химического языка на общепринятый следующие
выражения:
а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)
б) в) Феррумный характер.(Железный характер.)
в) Слово аргентум, а молчание – аурум.(Словосеребро , а молчание – золото.)
г) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)
Пока жюри подводит итоги нашего соревнования – задание на дом:
Если останется время: загадки
3. Загадки:
(за правильный ответ 1 балл)
1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)
2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)
3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии, А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)
4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)
5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)
6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)
7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)
8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций) 9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)
10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)
11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)
12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)
13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Конспект урока химии "Металлы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.