Конспект урока и презентация на тему "Семейный бюджет" (3 класс, окружающий мир)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок Семейный бюджет.docx
Технологическая карта урока УМК: «Школа России» Предмет: Окружающий мир Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир», 3 класс Класс: 3Д Тема: Семейный бюджет Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: способствовать формированию первичного представления о семейном бюджете Задачи: Образовательная: формирование представления о структуре семейного бюджета Развивающая: поиск и выделение необходимой информации; развитие коммуникации как кооперации, умение слушать  собеседника, речи, логического мышления Воспитательная: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития  познавательных интересов, учебных мотивов, развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в  ней нуждается. Методы: репродуктивный, частично­поисковый (Лернер­Скаткин); по виду источника информации: словесные (объяснение,  беседа с обучающими); наглядные (демонстрация фрагмента м/ф, мультимедийная презентация), кейс­технология. ФОПД: фронтальная, групповая Материально­техническое обеспечение: учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир», 3 класс, компьютер, проектор,  презентация, раздаточный материал (карточки­помощники, таблицы для заполнения, тесты) Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ с УИОП №66» города КироваУчитель: Ворожцова Е.В. Личностные результаты: учится выстраивать добропорядочные отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим  товарищам и учителю. Метапредметные результаты:  Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения, общения в группе и следовать им.Методы, приемы, ФОПД фронтальная Фронтальная Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обуч­ся Формирование УУД 1.Орг.м. Самопор­е к деят­ти (1 мин) 2.Актуал­я знаний. (3 мин)       вас ­Здравствуйте,   ребята, дорогие   гости.   Я   очень рада видеть. Ребятки,   давайте,   мы   с вами выдохнем, улыбнёмся   и   начнём нашу работу. ­–Какой   большой   раздел мы изучаем? (Слайд 1) ­Что   такое   экономика, какие у неё задачи?     (Слайд 2) –Что такое государственный   бюджет? –Из   чего   складываются доходы? – На что идут расходы? (активизирует   имеющиеся ЗУН) Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Волевая саморегуляция как способность   к мобилизации сил и энергии   Логические: анализ   объектов с целью выделения признаков. ­ структурировани е знаний ­РО   выделение и   осознание учащимися того,   что   уже усвоено   и   что ещё   подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. и     Планирование учебного сотрудничества   с учителем   и сверстниками. рефлексия 4.1 своих   своих действий как достаточно   полное отображение предметного содержания условий осуществляемых действий. и     Настраиваютс я на урок ­Экономика ­Экономика­ это хозяйство. Задача: удовлетворят ь   различные потребности людей.   план   и ­Это доходов расходов. ­Доходы­ налоги   заработной платы   людей и предприятий ­Расходы… от3.  Постановк а учебной  задачи (5 мин)   ­Разгадайте   кроссворд. (Слайд 3) ­Что такое семья? ­Может   ли   у   семьи   быть свой бюджет? (Слайд 4) ­  Чтобы   правильно   вести семейное хозяйство, нужен   план   расходов   и доходов,   а   это   и   есть   … семейный бюджет. (Слайд 5) ­Назовите тему урока –Для   чего   нужно изучать   эту   тему? –Чему   мы   должны научиться   на   уроке? (Слайд 6). – Вы уже знаете, из чего складывается государственный   а   как   вы бюджет, думаете,   чего складывается   семейный бюджет? (Слайд 7) из   –Почему происходит   так:   порой   одни Целеполагание РВС   волевая саморегуляция как способность   к мобилизации сил и энергии   ПО1 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ПО3 структурировани е знаний ПО4   осознанное и   произвольное построение речевого высказывания   в устной форме ­Работают   в группах. ­Группа людей, живущих вместе. ­Семейный бюджет. Знать: из чего складывается доход   семьи; на что расходуется бюджет семьи. Уметь: планировать семейный бюджет. ­   Из   доходов и расходов.   ­  Не   умеют планировать свой семейный   умение в   Работа группе. Частично­ поисковый метод   умение   общее Коммуникация (кооперация) 3.1 договариваться, находить решение 3.2   аргументировать своё   предложение, убеждать и уступать 3.3   сохранять доброжелательное отношение   друг   к другу   в   ситуации конфликта интересов 3.4  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу   выполнения задания. способность4. Посторенн ие проекта выхода   из затруднен ия. (10 мин)       мы   должны получают работают, приличный   доход,   но живут,   так,   что   порой   не хватает   до   зарплаты.   А другие   вроде   бы   и получают   меньше,   но всегда при деньгах? ­  Хотели бы вы научиться планировать свой бюджет? Желающие   поднимите зелёную карточку. ­Тогда объединиться в семьи. ­ На уроке у нас 4 группы –   4   семьи:   Ивановы, Кузнецовы,   Петровы, Васильевы. (Слайд 8) ­  Семья   состоит   из   6 человек. ­Давайте   познакомимся   с правилами, которые должны   выполнятся   в каждой семье. (Слайд 9) ­На   уроке   мы   должны заполнить   эту   таблицу   и   чего разобраться   из состоят в семейном   бюджете   и расходы. (Слайд 10) ­  Обсудите   в   группах, какие   доходы   будут   в семье.   В   этом   вам поможет учебник с. 76­77 Впишите   доходы   в   доходы     бюджет. Делятся   на   4 группы. Заполняют таблицу 2.1 формирован ие ценностных ориентиров и   смыслов учебной деятельност и   на   основе: развития познавательн ых интересов, учебных мотивов 3.6 развитие готовности к сотрудничес тву   и дружбе, оказанию помощи тем, кто   в   ней нуждается. ПО2   Поиск   и выделение необходимой информации ПО4   осознанное и   произвольное построение речевого высказывания   в устной форме ПО8 моделирование – преобразование объекта модель, выявлены существенные характеристики объекта. в где     Групповая работа, игровая технология.   Коммуникация (кооперация) 1.4   Ориентация   на партнёра по общению 1.5 умение слушать собеседника Инициативное сотрудничество   в поиске   и   выборе информации РПл Определение последовательн ости промежуточны х   целей   с учётом конечного результата РПр прогнозировани е – предвосхищени е   результата   и уровня усвоения, временных характеристик.   еготаблицу. –О   каких   ещё   видах дохода узнали? (Слайд 11) ­Проверьте так   ли заполнена   ваша   таблица. (Слайд 12) ­Так   что   такое   доход семьи?                                 ­Мы рассмотрели, из чего состоит   доход   семьи,   но нам   предстоит   выяснить: куда   тратится   семейный бюджет. (Слайд 13) ­Давайте таблицу. (Слайд 14) заполним     ­ Кто на ваш взгляд более богат?  ­Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным   сундуком   денег, или   пенсионер,   живущий в   городе   и   получающий свою скромную пенсию? ­Тот, кто   имеет достаточно   денег,   но ничего не может купить, так   как   на   прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а   прилавки   магазинов ломятся от товаров?    за На   вес   золота, бесценок,   по   божеской   ­Проценты   от сбережений, гонорар, прибыль. ­Сумма, заработанная членами семьи месяц   за 3.3   развитие основных моральных норм (справедлив ое распределен ие, взаимопомо щь, ответственн ость)   ­Когда на деньги   ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность ­Оба персонажа одинаково бедны (Дорого   – прыгаем Физкульт минутка(1 мин) 5. Первичное закреплен ие (10 мин) вверх, дёшево – прыгаем на корточках). ­Нужно подсчитать доходы   расходы семьи. и   Рассказывают о своих месячных расходах Предполагают   цене,   не   подступиться,   цена как   задаром, кусается,   не   по карману,   по   сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.   ПРОБЛЕМА Однажды   брат   с   сестрой пришли   к   родителям   и попросили новый велосипед и новую куклу. (Слайд 15) –   Как   вы   думаете,   что ответили им родители?   –   Что   сначала   нужно сделать,   чтобы   узнать смогут   ли   родители сделать эти покупки. ­У вас, у каждой семьи, на партах   лежат   листочки   с названиями   товаров   и услуг. Выберете то, на что потратите   свой   месячный бюджет. (Слайд 16) –А что из всего перечня должно стоять на первом месте? ­Добропорядочные граждане   в   первую очередь   должны   оплатить все налоги, платежи  ­ А сейчас я выдам другие листочки,   и   подсчитайте, НЭО 3.6   развитие готовности к сотрудничес тву   и дружбе, оказанию помощи тем, кто   в   ней нуждается. 3.3   развитие основных моральных норм (справедлив ое распределен ие, взаимопомо щь, ответственн ость) выбор ПО3 структурировани е знаний ПО5   наиболее эффективных способов решения   задач   в зависимости   от конкретных условий ПО4   осознанное и   произвольное построение речевого высказывания   в устной форме ПО6   рефлексия способов и условий действия         с – в РКон контроль форме сличения способа действия   и   его результата   с заданным эталоном   целью обнаружения отклонений   и различий РО   оценка­ выделение   и осознание учащимися того,   что   уже усвоено   и   что ещё   подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения РКор   коррекция и – Групповая работа, фронтальная беседа, проблемная ситуация. Управление поведением партнёра, контроль, коррекция. Коммуникация (кооперация) 1.5 умение слушать собеседника Инициативное сотрудничество   в поиске   и   выборе информации 2.2   ориентация   на позицию   других людей, отличную от собственной, уважение   точки зрения 2.4   учёт   разных мнений   и   умение обосновывать собственное. инойситуация   в   ваших   бюджетах? какая   сумма   расходов   у вас получилась. (Слайд 17) –   Но   я   вас   забыла предупредить, что бюджет вашей   семьи   в   месяц составляет 1000 монет.  ­Какая сложилась семейных (Слайд 18) –Какая   формула   будет наилучшей? Доходы = расходы Доходы > расходы (экон) Доходы< (дефиц)       –В   вашем   семейном бюджете образовался дефицит   или   экономия? –Что   в   этом   случае делать? –   На   чём   мы   можем сэкономить? (Слайд 19) –   А   теперь   вы   можете сказать,   в   каком   случае родители   смогут   купить детям подарки?     расходы   –А   могут   ли   в   семье появиться незапланированные доходы? Стр. 79 Подумай. (Слайд 20) внесение необходимых дополнений   и корректив   в план   и   способ действия в случае расхождения эталона.   Если экономия– отложим сбережения, Если дефицит –нужно   на чём­то сэкономить. Вывод: чтобы доходы   не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. ­Лотерея, выигрыши, премия. ­Если   кто­то заболел,­А расходы? (Слайд 21) непредвиденные   –   И   так,   что   мы   сейчас составили? –   Вот   примерно   такой план   доходов   и  расходов должен быть в каждой семье. –   А   для   чего   он   нужен? Иначе   в   семье   могут произойти разные неприятности. ­ Все мы должны помнить, что семейная экономика – это   правильное   ведение семейного хозяйства. ­Вот   об   одной   такой неприятности   мы   с   вами посмотрим   фрагмент   из мультфильма. (Слайд 22) ­Ответьте   на   вопрос Почему   Матроскин поссорился с Шариком? ­Матроскин   жадный   или экономный? ­   У нас с вами уже есть небольшой опыт бюджета. составления     испорченная вещь:   обувь, техника, мебель, подарок.   на План   доходов и расходов, т. е.   семейный бюджет.)    ­А   нужен   он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Смотрят м/ф ­Шарик израсходовал деньги   не   по назначению. ­Матроскин   – экономный. НЭО 3.6   развитие готовности к сотрудничес тву и   дружбе, оказанию помощи тем, кто   в   ней нуждается. 3.3   развитие основных ПО3 структурировани е знаний ПО2   Поиск   и выделение необходимой информации ПО6   рефлексия способов и условий действия   ПО5 выбор     РКонтроль, Ркоррекция, Роценка – РВС саморегуляция к   выбору   в ситуации мотивационног о   конфликта   к преодолению препятствий. Управление поведением партнёра, контроль, коррекция. Коммуникация (кооперация) 1.5 умение слушать собеседника Инициативное сотрудничество   в поиске   и   выборе информации Кейс­метод —   это   метод интерактивног о обучения на основе реальных ситуаций. (мультфильм) Фронтальная, групповая работа. 6. Самостоят ельная работа (7 мин)Работают   с карточкой. наиболее эффективных способов решения   задач   в зависимости   от конкретных условий моральных норм (справедлив ое распределен ие, взаимопомо щь, ответственн ость) 2.2   ориентация   на позицию   других людей, отличную от собственной, уважение   точки зрения 2.4   учёт   разных мнений   и   умение обосновывать собственное. иной ­Выполняют тест. ­ Бюджет             вы Вместе   мы   заполнили таблицу основных доходов и   расходов   семейного бюджета. ­   Какие   советы   для семейного экономии бюджета бы предложили? (Слайд 23) ­Замечательные ваши советы, но, чтобы доходы семейного   бюджета   были больше расходов, нужно… трудиться.   Ведь   недаром говорят:   «Без   труда   –   не выловишь   и   рыбку   из пруда». ­ Сейчас   вам   предстоит выполнить тест. Обведите верный   на   ваш   взгляд, вариант ответа на каждый вопрос. ­ Теперь   обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? Молодцы! –   На   наш   электронный адрес   пришло   сообщение «Прошу   помощи»   (Слайд 24) +срочно   нужна   помощь маленькой   Вере   на дорогостоящую операцию; +талантливому   скрипачуДети   в ­ группах выполняют задание, комментируя свой выбор. на покупку скрипки; +врачу   ­   ветеринару   для открытия   приюта   для бездомных собак; +спортсменам   лыжникам для поездки на окружные соревнования. ­   Обсудите   в   своей «семье»,   согласны   ли   вы помочь   кому­либо   из нуждающихся. ­ Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты   помог,   а   завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется   в   деньгах. Главное… Больше   работаешь   – лучше живёшь, Лучше живёшь – больше людям даёшь, Старым   и   малым,   и тем, кто в нужде. А   будет   нужно   – помогут тебе. Помни,   мой   друг,   –   в делах не зевай, Прибыль   свою   и   страны умножай. Прибыль   –   трудам   и7. Рефлексия деятельно сти. (2 мин)   уменью награда. Как   получить Думать тут надо.   её? Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В   жизни   у   нас   нет другого пути. ­Вы   хорошо   потрудились, и   каждая   «семья» заработала   монетки.   У кого­то их чуть больше, у кого ­то чуть меньше. ­ Почему так произошло? Желаю   вам,   чтобы   ваша жизненная активность была всегда на высоте. Рефлексия:  поднимите… ­Красную   карточку,   для кого это материал остался не понятен, не нужен. ­Поднимите зелёную карточку   те,   для   кого материал урока полезен и пригодится в жизни. Ребята,     8.Домашн ее   задание (1 мин) Представь,   что   ты   на   день рождения   получил   большую сумму денег. Составьте план своих расходов. Т. с.50 №6 ­Ребята,   спасибо   за   вашу работу. Молодцы! РОценка ПО6   рефлексия способов и условий действия   ­Хорошо трудились ­получили высокую зарплату,   кто был   менее активен получил меньше Смыслообра зование формирован ие   мотива, реализующег о потребность в   социально значимой   и социально оцениваемой деятельност и.   Коммуникация   как интериоризация. Рефлексия   своих действий как полное отображение предметного содержания условий осуществляемых действий. и