Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"
Оценка 4.7

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
9 кл
25.06.2019
Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"
Материал предназначен для изучения темы "Индустриализация и коллективизация" в 9 кл. Цель урока – изучить сущность процесса индустриализации и коллективизации в стране. Задачи: Обучающие: - раскрыть причины и предпосылки перехода к индустриализации и коллективизации - изучить основные документы: выдержки из статьи «Год великого перелома» (Решающая победа одержана) и «Головокружение от успехов» - сделать вывод об основных итогах и последствиях индустриализации и коллективизации. Развивающие: Сформировать речевые (письменные и устные) умения анализировать экономическую и политическую ситуацию в СССР, аргументировать, доказывать и объяснять свою точку зрения, умение работать с документами, изобразительной наглядность, аудиозаписями. Воспитательные: воспитать чувство патриотизма и любви к родине, уважительное и терпимое отношение к своим одноклассникам.
Индустриализация и коллективизация.doc
Тема урока: «Стратегия форсированного социально­ экономического развития: индустриализация и коллективизация» Цель – изучить сущность процесса индустриализации и коллективизации в стране. Задачи: Обучающие:  ­ раскрыть причины и предпосылки перехода к  индустриализации и коллективизации  ­ изучить основные документы: выдержки из статьи «Год великого перелома» (Решающая  победа одержана) и «Головокружение от успехов»  ­ сделать вывод об основных итогах и последствиях индустриализации и коллективизации. Развивающие:  Сформировать речевые (письменные и устные) умения  анализировать экономическую и  политическую ситуацию в СССР, аргументировать, доказывать и объяснять свою точку  зрения, умение работать с документами, изобразительной наглядность, аудиозаписями. Воспитательные: воспитать чувство патриотизма и любви к родине, уважительное и  терпимое отношение к своим одноклассникам. Оборудования урока – документы, фотографии, аудиозапись, карикатуры Ход урока: Организационный момент  2 мин Проверка домашнего задания – 15 мин Изучение нового материала 20 мин Закрепление       6 мин Домашнее задание  2 мин Тест (Приложение 1) Проверка домашнего задания Рассказ учителя о Хлебозаготовительном кризисе 1927 г. Изучение нового материала: 1 Анализ причин хлебозаготовительного кризиса привели к формированию двух точек зрения на происходящее. Сущность политического подхода Оценка кризиса Пути преодоления Позиция Сталина Позиция Бухарина Кризис носит структурный  характер, так как  недостаточно быстрое  развитие индустриализации  порождает товарный голод,  а мелкотоварное  крестьянское хозяйство  неспособно обеспечить  промышленность. Кризис  носит классовый характер,  так как “кулаки”  сознательно тормозят  социалистические перемены  в стране.    Форсированная  индустриализация и  коллективизация  крестьянских хозяйств,  сопровождающиеся  “раскулачиванием”, чтобы  взять под партийно­ государственный контроль  крестьянство. К кризису привели чисто  субъективные моменты: не  был создан резервный фонд  промтоваров, рост денежных доходов деревни не был  сбалансирован налогами, что обострило товарный голод,  были установлены низкие  закупочные цены на хлеб Не замедляя темпы  индустриализации,  увеличивать выпуск  промышленных товаров,  сбалансировать цены на  зерно и технические  культуры, усилить  налогообложение кулаков. Можно создавать  коллективные хозяйства, но  основой аграрного сектора  еще длительное время  должны оставаться  индивидуальные  крестьянские хозяйства Какая точка зрения кажется вам наиболее верной и почему? Индустриализация Задачи индустриализации являлись первоочередными: Цели: 2 ­ ликвидация технико­экономической отсталости страны ­ достижение экономической независимости ­ создание мощной оборонной промышленности ­ первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной,  металлургической, химической, машиностроения) Первые пятилетки: Сравнение годы 1­ая пятилетка 1928/1929 – 1932/1933 Основные задачи Главная задача — превращение  страны из аграрной в  индустриальную Мероприятия Важнейшими стройками первой  пятилетки были Магнитогорский и Кузнецкий металлургические  комбинаты, Сталинградский и  Харьковский тракторные  заводы, автомобильные заводы в  Москве и Нижнем Новгороде и  Днепрогэс, крупные угольные  шахты в Донбассе и Кузбассе,  Московский и Горьковский  автомобильные заводы,  открылось движение на   Туркестано­Сибирской железной дороге. ( в Ярославле началось  строительство промышленных  предприятий: резинокомбината,  завод синтетического каучука,  асбестового, судоверфи,  планировалось  реконструировать махорочную  фабрику, фабрику «Красный  перекоп» 2­ая пятилетка 1933­ 1937 лозунг «Кадры, овладевшие техникой решают все» Главная экономическая задача —  завершение технической  реконструкции экономики на  основе овладения новой техникой и повышения производительности труда. 1. Завершение строительства  Урало­Кузнецкого комбината  Создавались новые  промышленные районы в  Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Уральский Крамоторский заводы  тяжелого машиностроения,  Челябинский тракторный и  уральский вагоностроительный  заводы, металлургические заводы  «Азовсталь»и «Запорожсталь»,  авиационные заводы в Москве,  Харькове, Куйбышеве. 2. «Стахановское движение» Он в ночную смену с 30 на 31  августа 1935 года вырубил  отбойным молотком 102 тонны  угля, превысив сменное задание в  14,5 раза.  Рекорд Стаханова был вскоре  перекрыт его последователями.  Наибольшей выработки в  Донбассе достиг Н. А. Изотов,  добывший 1 февраля 1936 на  шахте № 1 «Кочегарка»  (Горловка) 607 т угля за смену.  Зачинателями С. д. были в  автомобильной промышленности  А. Х. Бусыгин, в обувной — Н. С. Сметанин, в текстильной — Е. В.  3 Итоги Большинство заданий пятилетки  не было выполнено, но развитие  тяжелой промышленности  выросло в 2,8 р.  Машиностроения в 4 р. и М. И. Виноградовы, в  станкостроительной — И. И.  Гудов, в лесной — В. С.  Мусинский, на ж.­д. транспорте  — П. Ф. Кривонос, в сельском  хозяйстве — П. Н. Ангелина, К.  А. Борин, М. С. Демченко и др.  14—17 ноября 1935 состоялось  Первое Всесоюзное совещание  стахановцев в Кремле Но по ряду показателей вторая  пятилетка не была выполнена: по  производству металла и  энергетического оборудования,  добыче угля и строительству  электростанций, и, что особенно  важно, были провалены многие  плановые задания по группе «Б».  Было построено 4,5 тыс.  промышленных предприятий 3 пятилетка – 1938­1942 Задача: создание мощного военно­промышленного комплекса. Прослушивание фрагмента записи с речью Стаханова на Всесоюзном совещании  стахановцев. Какие чувства у вас вызывает эта речь? На что делает акцент автор? Кто  такие кривоносцы, бусыгинцы… Репортаж строительницы Днепрогэс: Какие чувства выражает у вас запись? Как вы  можете описать эту женщину? Что она получила за строительство? О чем свидетельствует  этот репортаж?  “Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм  вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”. И.Эренбург Все держалось на самоотверженном и энтузиазме людей, строителей пятилеток! Как вы можете объяснить эти слова писателя? Коллективизация: Основные цели коллективизации: перестройка аграрного сектора на нужды  индустриализации: она рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как  важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации. 7 ноября 1929 г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год Великого перелома»    (документ Приложение 2) О чем говорится в документе? К какому пути необходимо повернуть крестьянство? Почему именно на середняка равнялось правительство? (представление карикатуры «Те же годы, да разные погоды» Приложение 3.   Вопросы: Что изображено на карикатуре? 4 С помощью каких приемов автор создает образ карикатуры? Какой смысл  вкладывал автор в это изображение? (сравнение капиталистических стран и СССР – кризис и процветание)) Что именно говорилось о создании коллективных хозяйств? На что делает акцент  автор? Основные мероприятия коллективизации: 1.Переход к коллективным хозяйствам – создание  коллективных хозяйств, где  объединяются земельные наделы, средства производства, осуществляется коллективная  обработка земли и ведется общественное животноводство. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ переход к  коллективным хозяйствам был принудительным, те крестьяне, которые не хотели идти в  колхоз, объявлялись врагами; (Документ Динамика коллективизации в СССР Приложение 4 ) На основании  документа  выясните основные район коллективизации? Сравним цифры на 20 января 1930 г. и 1 марта 1930 г. Какой вывод в можете  сделать?                                                                                                                                            2. Раскулачивание – ликвидация кулака как класса (было раскулачено свыше 3,5 до 15  млн. чел) Выдержки из документов о раскулачивании: «Ликвидация кулачества как класса  становится в порядок дня», «Методы раскулачивания» (Приложение 5) Вопросы:  Что предлагал сделать Сталин с кулаками? Почему он не доверял кулакам, предлагал от  них избавиться? Дается ли в документе четкое определение кулака? Кто, по словам Сталина, является опорой пролетариата? (середняки и беднота) Какие методы применялись к кулакам? (конфискация имущества кулака, средств  производства, конфискация скота, инвентарь и корма передавались колхозу, конфискация  земли и перевод кулаков на худшие земли) Политика раскулачивания проводилась только против кулаков или нет? (под них попадал  даже середняк) ( Кулаки первой категории за контрреволюционную деятельность арестовывались и  репрессировались как политические преступники, а их семьи высылались в северные и  отдаленные районы страны) Последствия проведения политики коллективизации Раскулачивание Кулаки усиливали террористические выступления, за январь­март 1930 гг. их состоялось  не менее 2200 Коллективизация – антиколхозные выступления, массовый убой скота из­за нежелания  отдавать скот в коллективную собственность ­­ поголовье крупного рогатого скота в СССР уменьшилось с 29 млн. до 19 млн. Так же это проявилось в уничтожении  инвентаря, в  нарушении агрикультуры, ухудшение качества производительных работ. Привело к необходимости принятия радикальных мер:   5 Временное отступление: статья Сталина 2 марта 1930 в «Правде» «Головокружение от  успехов», всю вину за происходящее он возложил на местных работников, он выступал  против принудительных записей в колхозы «нельзя насаждать колхозы силою – это было  глупо и реакционное» Он утверждал, что «коллективизация развивается успешно, однако у  некоторых товарищей закружилась голова от успехов» Отступление сменилось новой политикой коллективизации: 7 августа 1932 года был принят суровый закон «О пяти колосках». Этот закон  вводил «в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и  кооперативного имущества высшую меру — расстрел с конфискацией всего имущества и с  заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с  конфискацией всего имущества».  Трагической страницей насильственной коллективизации стал голод 1932 — 1933  годов, охвативший ряд сельских районов Украины, Северного Кавказа, Поволжья, Дона,  Южного Урала и Казахстана. Голодало примерно 30 млн. крестьян. Голод не был  следствием неурожая. Он явился результатом принудительного изъятия государством  хлеба в колхозах для его продажи за рубеж и выполнения заданий по индустриализации. Итоги: Валовое производство зерна сократилось на  10% Поголовье крупного рогатого скота  уменьшилось в 2 раза Голод унес свыше 5 млн. жизней, число  крестьян сократилось на 1/3 Государственные поставки увеличились в 2  р. Создала условия для перекачивания средств из деревни в город – темпы роста   промышленности были увеличены в 2 ­3 раза Закрепление материала: Какие задачи были решены в ходе индустриализации в СССР? Какие последствия для деревни, страны в целом имел курс на коллективизацию? Как вы понимаете слова А.И.Солженицина «Это была вторая гражданская война, теперь  против крестьян. Это был Великий Перелом, только чего? Русского хребта». Домашнее задание:  ­ чит. пр. 18 и записи в тетради ­ Представьте себя кулаком Ярославской губернии в период коллективизации. (Вы с  семьей попали под раскулачивание) Напишите отрывок из вашего дневника, охватывающий период с 7 ноября 1929 г. по 2  марта 1930 г. Должно быть отражено не мене 7 важных дат из общественной жизни  СССР (например, постановления правительства, которые прямым образом отразились на  жизни вашей семьи.) ( Будут учитываться достоверность, четкость, отражение главных дат, структурность,  оригинальность представления материала) 6 (Материал в помощь: Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе  коллективизации, 1927­1929 гг. – М.: Политиздат, 1989, с. 271­274, 300­301, 342­345; Трагедия советской деревни: Коллективизация и раскулачивание: Документы и материалы: В 5 т.: 1927 ­ 1939/РАН Ин­т рос. Истории/ ­ М.: РОССПЭН, 1999­2001.) 7

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"

Конспект урока "Индустриализация и коллективизация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2019