Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"
Оценка 4.6

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
9 кл
25.06.2019
Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"
Конспект предназначен для изучения темы "Новая экономическая политика" в 9 кл. Цель урока – усвоить основные причины, сущность и итоги новой экономической политики Задачи: Обучающие: - раскрыть на конкретных примерах причины необходимости введения НЭПа - сравнить политику «военного коммунизма» и НЭПа - сформулировать положительные и отрицательные итоги НЭПа и выяснить причину необходимости его замены другой политикой. Развивающие: Сформировать речевые (письменные и устные) умения анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране в период проведения нэпа, аргументировать, доказывать и объяснять свою точку зрения, умение работать с документами, изобразительной наглядность, вещественными источниками. Воспитательные: воспитать чувство патриотизма и любви к родине, уважительное и терпимое отношение к своим одноклассникам.
Переход к НЭПу.doc
Тема урока: «Переход к Новой экономической политике» Цель – усвоить основные причины, сущность и итоги новой экономической политики Задачи: Обучающие:  ­ раскрыть на конкретных примерах причины необходимости введения НЭПа  ­ сравнить политику «военного коммунизма» и НЭПа ­ сформулировать положительные и отрицательные итоги НЭПа и выяснить причину  необходимости его замены другой политикой. Развивающие:  Сформировать речевые (письменные и устные) умения  анализировать экономическую и  политическую ситуацию в стране в период проведения нэпа, аргументировать, доказывать и объяснять свою точку зрения, умение работать с документами, изобразительной  наглядность, вещественными источниками. Воспитательные: воспитать чувство патриотизма и любви к родине, уважительное и  терпимое отношение к своим одноклассникам. Оборудования урока – документы, карикатуры, вещественный источник Ход урока: Организационный момент  2 мин Изучение нового материала  35 мин Закрепление       6 мин Домашнее задание  2 мин 1) Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку 2) Изучение нового материала: Выяснение предпосылок и причин перехода к НЭПу. Учитель вместе с учениками выясняют, что одной из главных причин введения нэпа–  гражданская война, а именно проведение политики «военного коммунизма» (дать  определение «военного коммунизма» ­ экономическая политика государства в условиях  хозяйственной разрухи и Гражданской войны). Эта политика привела к возникновению  предпосылок введения НЭПа, а именно:  ­ Голод ­ «Малая гражданская война» (крестьянские восстания) ­ восстания в армии и на флоте (Крондштатский мятеж) Учитель раздает каждому ряду документы: (Приложение 1) 1 ряду – о голоде 2 – о «Малой гражданской войне» 3 – о восстаниях в армии и на флоте. На прочтение дается 5 минут, после чего учитель  задает вопросы. 1)   Назовите основные причины возникновения голода (Первая мировая война, затем  гражданская война.Большой урон наносила сельскому хозяйству продразверстка) Какие районы он охватил? (В 1921 году засуха охватила все Поволжье от Астрахани  до Вятки, Причерноморье, Северный Кавказ, юг Украины, Северный Казахстан, некоторые  районы Туркестана)       Что именно описывали в телеграммах?         Как, с помощью каких мер боролись с голодом? (Комитет помощи голодающим  собирал продовольствие и деньги по всей стране, посылал медикаменты и врачей в  Поволжье и Киргизию. Приходила помощь и из­за границы.) 2)  Что такое «Малая гражданская война»? (Период крестьянских выступлений 1920­ 1921 гг. был назван современниками «малой гражданской войной»)        Какие районы она охватила? (Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, в  Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии.)       Назовите чем были недовольны крестьяне? (Основной причиной возникновения  восстаний – ужесточение продразверстки. Крестьяне были возмущены тем, что продотряды отбирали весь хлеб, не считаясь ни с какими нормами, не оставляя даже на еду и семена.        Кто стоял во главе восстания в Тамбовской губернии? (начальник милиции  Кирсановского уезда Тамбовской губернии Александр Степанович Антонов.)       Назовите основные требования крестьян? (Политические требования повстанцев  сводились к следующему – свержение власти большевиков и созыв Учредительного  собрания, введение свободы слова, отмена продразверстки, частичная денационализация  промышленности, привлечение русского и иностранного капитала для восстановления  экономики.) 3)   Назовите основные причины возникновения восстания на флоте? (связь с семьей,  тяжелое положение крестьян)       Где именно вспыхнуло недовольство? (28 февраля 1921 г на линкоре  «Петропавловск» было созвано собрание. Крондштадт)       Кто стоял во главе Кронштадского восстания? (С. Петриченко)       Назовите основные требования восставших (немедленные перевыборы Советов  тайным голосованием, т.к. «настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян»  ­ свобода слова и печати ­ освобождение «политических заключенных – членов социалистических партий» ­ ликвидация продразверстки и продотрядов ­ свобода торговли, свобода для крестьян обрабатывать землю и иметь скот ­ власть Советам, а не партиям       Чем закончилось восстание? (18 марта Кронштадт прекратил сопротивление. Часть  матросов, 6 ­8 тыс. ушли в Финляндию)      Запись на доске: Гражданская война, политика «Военного коммунизма» «Малая гражданская  война» 1920 – 1921 г  крестьянские  выступления Кронштадтское  выступление 28 февраля  – 18  марта 1921 Переход к НЭПу (март 1921 г. ) Исходя из этого на X съезде РКП(б ) в марте 1921 года Ленин вводит новую  экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа – решить продовольственную  проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что “НЭП –  всерьез и надолго, по крайней мере на несколько лет.”  Но в 1922 году нэп – временное отступление от социализма Мероприятия НЭПа Военный коммунизм НЭП Продразверстка Продналог: в 2 раза меньше продразверстки В области сельского хозяйства  (Государственное регулирование планов  снабжения хлебом армии и городского  населения. Каждая губерния получала  определенный план.) 1 часть плана –обязательные  государственные поставки 2 часть – продажа излишек хлеба в  обязательном принудительном плане  (продотряды) Объявлялся заранее (накануне посевной) Не мог быть увеличен в течение года Все излишки, которые оставались,  находились в распоряжении крестьян  Запрет аренды земли Разрешение аренды земли Ускоренная национализация всех  отраслей промышленности Мероприятия в области промышленного производства Отмена национализации:  Денационализация (перевод предприятий в частные руки) Мелкие и часть средних мероприятий предавались в частные руки, а некоторые  крупные предприятия брали в аренду  частным лицам Разрешалось создание концессий (передача  государственных предприятий в руки  иностранных фирм), смешанных  акционерных обществ и совместных  предприятий Мероприятия в области товарно­денежных отношений Исключение из жизни товарно­денежных  отношений Восстановление товарно­денежных  отношений ­ отмена свободной частной торговли и  рынка ­ разрешена частная свободная торговля под контролем государства ­ отсутствие денег (на 1919 год рубль  обесценился в 3 тыс. раз), в 1920 г.  произошла полная отмена денежных знаков,  (показ вещественного источника –  государственный кредитный билет 1000  руб.)  ­натурализация заработной платы ­ разрешен рынок рабочей силы, открытие  банков ­ реформирование денежной системы – в  1923 году был введен в обращение  советский червонец, конвертируемая валюта на Нью­йоркской бирже 1 червонец – 5$, 14,5 центам 1 червонец – обменивался на 60 тыс.  госзнаков, выпускались монеты  достоинством 1, 3,5 червонцев (иллюстрация червонцев Приложение 2) учебник стр. 119 Мероприятия в области трудовых отношений Введение всеобщей трудовой повинности –  «Кто не работает, тот не ест» Отмена всеобщей трудовой повинности,  принудительного труда Натурализация заработной платы Бестоварное производство Командно­административная экономика Реформирование системы заработной платы  (введение тарифной сетки и сдельно­ премиальной системы Рыночная экономика Итоги НЭПа Положительные ­ увеличились объемы с/х; Отрицательные ­ нехватка промышленных товаров; ­ восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г. ­ достигнут довоенный уровень в  животноводстве к 1927г.; ­ рост середняцких хозяйств (60%); ­ достигнут довоенный уровень в  промышленности к 1928г.; ­ улучшилось материальное положение  рабочих, крестьян, служащих (реальная  зарплата рабочих составляла 93,7%  довоенного уровня). ­ увеличение цен – тормозился рост  жизненного уровня населения; Увеличение промтоварного голода, на  вырученные деньги нечего купить ­ безработица; ­ обострение жилищного вопроса; ­ аграрное перенаселение – из деревни в  город Экономика осталась под контролем  государства (в особенности в крупной и  средней промышленности) Существовала драконовская система  налогообложения, население скрывало свои  накопления (они хранили деньги не в  сберегательных кассах, а в кубышках и  тайниках) Возникла новая советская буржуазия –  нэпманы частные предприниматели – они  лишались избирательных прав и не могли  учувствовать в выборах. Их дети не  допускались в высшие учебные заведения. 3) Закрепление материала: Назовите основные мероприятия НЭПа На ваш взгляд введение НЭПа было временным отступлением или оно могло  продолжаться на протяжении долгого времени? 4) Домашнее задание:  ­ пр. 14, запись в тетр.      ­ Описать карикатуру по намеченному плану (Приложение 3)

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"

Конспект урока "Переход к Новой экономической политике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2019