Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"
Оценка 4.7

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
5 кл
06.11.2018
Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"
Конспект содержит тему, цель и задачи в соответствии с ФГОСами. В конспекте предусмотрен опрос учеников по прошлым темам уроков истории. урок составлен на основе методических рекомендаций авторов УМК : доктора исторических наук Ф.А Михайловского и доктора педагогических наук О.Ю. Стреловой.конспект урока с опросом и объяснением материала
Культура Древнего Египта.docx
    2 четверть Урок №1 Тема: Культура Древнего Египта. Цель: рассмотреть понятие "культура", осуществить знакомство  учащихся с культурой  Древнего Египта. Задачи:  создать у школьников представления об архитектуре, религии, науке древних  египтян; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе  разных источников информации, схем, таблиц, плана, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов. Планируемые результаты: Предметные: знание определения понятия «культура», описание памятников  древнеегипетской культуры, выделение существенных признаков древнеегипетской  живописи и скульптуры; знание религиозных верований и мифов древних египтян;  приведение доказательств научных знаний высокого уровня  в Древнем Египте.  Метапредметные:  познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать  определения понятиям, готовить сообщения. Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры; потребность в  справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков  самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассника, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы. Тип урока: комбинированный. Оборудование: компьютер, проектор, карта Древнего Египта, видео иллюстрации,  видеоролик, учебник «Всеобщая истории. История Древнего мира.»Михайловский Ф.А. Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний: 1. Расскажите   о  новом   войске,   созданном  египетскими  фараонами.  2.  Расскажите  о правлении   царицы   Хатшепсут.   3.   Расскажите   о   завоеваниях   Тутмоса   III.   4. Расскажите о борьбе фараона Эхнатона со жречеством. Задания по карточкам могут быть следующими. Карточка   I.  1.   Племена,   из   которых   фараоны   набирали   наемников.   2.   Плата завоеванного народа победителю. 3. Имя главного бога Египта. Карточка II. 1. Кочевые племена, захватившие Египет. 2. Сбор продуктами с населения собственной страны. 3. Имя женщины фараона. (Дополнительный вопрос отвечающим) Назвать и показать на карте моря, омывающие  берега страны, реки. Карточка: Выбрать и выписать на доске понятия и названия, связанные с историей Египта:  зиккурат, дамбы, иероглифы, Тигр, шадуфы, клинопись, ил, Мемфис,  Вавилон, оросительные каналы, Нил, Инд, Ливийская пустыня, Хуанхэ, фараон,  шумеры, саркофаг, Фивы, мумия, Африка, дельта.  III Изучение нового материала. План урока: 1. Искусство Древнего Египта. 2.Религиозные верования египтян. 3.Научные знания египтян. Тема нашего урока: «Культура древнего Египта» ­ А с чем именно мы с вами познакомимся? О чем мы будем говорить на уроке? Чему  хотите научиться? 1.Работа с понятием "культура" Беседа.    ­ Как вы думаете, что означает слово КУЛЬТУРА?  Вы высказали несколько предположений. В них можно найти общее: все это связано с  деятельностью человека. Таким образом, культура – это все то, что создается  человеческим трудом. (На доске крепятся карточки с надписями: архитектура, религия , живопись,  литература, наука ,скульптура). Вот небольшая часть того, что создается человеком. Сегодня на уроке мы познакомимся с  архитектурой, религией и научными познаниями древних египтян. 2.Архитектура Древнего Египта Приступим к изучению. ­Искусство Древнего Египта интересно, загадочно и порой необъяснимо. Безусловно,  самым знаменитым памятником искусства Древнего Египта являются? (дети отвечают  пирамиды). ­Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшое видео о строительстве пирамид. А задание  будет следующим: Внимательно смотрим видео, и  сформулировать  вопросы по материалу видео. ( демонстрируется видео) Учащиеся работают по заданию.(2­3 вопроса) ­ А у меня к вам такой вопрос: какую пирамиду обычно называют “матерью египетских  пирамид” и почему? (пирамиду Джосера, потому что она построена раньше всех остальных пирамид). В конструкции этой пирамиды отражены три основных правила возведения этих  сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как  строительного материала. Эти особенности позднее стали типичными. ­ Давайте продолжим знакомство с архитектурой Древнего Египта. (Чтение стр. 84 со слов  «Все нгарисованное или высеченное из камня…) По окончанию работы убрать карточку с надписью архитектура с доски. 3. Проведение физминутки. 4. Религиозные верования египтян. ­ Ребята, а теперь давайте поговорим о религиозных верованиях египтян. ­ Каких египетских богов вы уже знаете? Как египтяне их изображали? (ответы уч­ся : Бог солнца Амон­Ра, Бог Атон при императоре Эхнатоне,  изображался в виде солнечного диска с лучами. Также дети уже знают, что  египетские боги изображались с головами животных). ­ Какова особенность изображения богов в Древнем Египте, с чем это связано? Стоим перед богом по имени Гор.  С большим удивлением смотрим в упор:  При всем человечьем обличье  Имеет он голову птичью!  Он рядом с богиней стоит львинолицей,  А рядом богиня корова теснится,  И только богиня Исида Похожа на женщину видом.  Мы видели бога по имени Тот,  А также богиню по имени Нут.  Мы помнили точно,  Кто – этот, кто – тот,  Наверное, целых пятнадцать минут. Очень надеюсь, что вы будете о них помнить не 15 минут, потому что о египетских богах  знает любой образованный человек. (Ответы учащихся) ­ Несмотря на все усилия жрецов, упорядочить систему богов не удалось даже в древности. Чтение пункта 2 с пояснением. Запись в тетрадь имен богов. Геродот в своей «Истории» объявил египтян самым набожным народом на свете.  Археологи обнаружили множество известняковых стел, которые египтяне ставили у  подножия статуй богов. На стелах они вырезали изображение уха и глаза — пусть божество увидит и услышит их. Изображения выцарапывались с большим усердием множество раз  (на одной стеле ученые насчитали 378 изображений!). Прочитаем  миф об Осирисе и Исиде. 5.Научные знания египтян. ­ Египтяне добились особых успехов и в науке. Рассказ учителя. Мы уже знаем, что египтяне строили пирамиды, каналы, храмы и т. Д. Как вы думаете, какие науки им необходимо было использовать? (математика. Числа они  обозначали так: черточка – 1, стебель лотоса – 1000, 1000000 – сидящий на корточках  человек с высоко поднятыми от удивления руками. Египтяне умели складывать, вычитать,  умножать, делить, т. е. выполнять арифметические действия. Так же вы знаете, что Египтяне занимались земледелием. Им надо было точно знать, когда  разольется Нил. Они заметили, что, разлив Нила начинается с восходом звезды Сириус. (19  июля) С этого дня они начинали год, который делили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце  добавляли ещё 5 дней. Какая наука развивалась в Египте? (астрономия). Давайте вспомним, как люди мумифицировали фараонов. Развитие какой науки помогло  мумифицирование? (медицина) Египетские врачи были очень известны по всему миру, они  даже делились по специальностям. Стр. 89. Прочти, что об этом говорит Геродот.  Археологи находят в мЕгипте бронзовые медицинские инструменты, в некоторых мумиях  сохранились зубные пломбы. Так же сохранились папирусы по медицине. Какой мы можем сделать вывод? (Египтяне достигли многого в разных науках:  математике, астрономии, медицине)  IV Закрепление изученного: Игра "Что я знаю о Египте". Каждый из вас должен начинать свое предложение со слов: «О  Египте я знаю…» Повторяться нельзя, так что слушайте внимательно своих  одноклассников. Итого   урока:  Понятие   «культура»   не   ограничивается   искусством,   религиозными верованиями  и научными знаниями, к ней относятся  также архитектура, письменность, литература.  Я хочу вас познакомить с литературным произведением древних Египтян. «Сказка о взятии Юпы». Сказка о взятии Юпы. Был некогда в Египте полководец Джехути. Он сопровождал фараона Тутмоса III во всех   походах,   постиг   все   военные   хитрости   и   получил   немало   наград.   И  вот  однажды прибыл к фараону гонец и сообщил: «Побежденный правитель города Юпы восстал против твоего величества. Он истребил твоих людей и колесницы». И сказал тогда Джехути: «О ты,   кому   вся   земля   воздает   почести!   Прикажи   дать   мне   твой   великий   жезл,   войска   и колесницы. Я убью побежденного из Юпы и захвачу его город». И дал ему фараон жезл и солдат.   Прибыл   Джехути   к   стенам   Юпы   и   обратился   к   ее   правителю:   «Я,   Джехути, полководец Египта. Отваге моей стал завидовать сам фараон, но я спасся от него, увел солдат и унес его великий жезл. С моими воинами готов я служить тебе и отдам тебе жезл фараона.  Обрадовался  побежденный  из   Юпы,  сел  пировать в  лагере  Джехути,  а потом сказал: «Хочу увидеть великий жезл фараона, принеси его мне!» Взял Джехути жезл и ударил им в висок побежденного из Юпы. Связал его кожаными ремнями, наложил на него оковы из меди. Приказал Джехути принести двести больших корзин и спрятал в каждой по одному   своему   воину   с   оружием.   А   жителям   города   объявили:   «Вот   приказ   вашего правителя! Открывайте ворота, чтобы внести добычу! Джехути побежден и сдался». Когда же открыли ворота и внесли в город корзины, выскочили из корзин египетские воины с топорами и кинжалами и захватили Юпу. И написал Джехути фараону: «Да возликует сердце твое — отдал в твои руки Амон, твой отец, врага из Юпы, и всех его людей, и город его. Присылай за пленными и добычей, и да наполнишь ты дом отца твоего Амона­Ра, царя богов, рабами и рабынями. И да будут они повержены под стопы твои навеки! «Сказка о взятии Юпы» датируется XIII веком до н.э., но время действия отнесено в памятнике   ко   времени   правления   Тутмоса   III.   Местонахождение   Юпы   не   выяснено. Большинство   исследователей   помещают   Юпу   близ   Дамаска,   некоторые   —   на   месте современного порта Яффы. Домашнее задание:  § 14. Задание: найти имена богов и фараонов в параграфах по Египту и выписать в два столбика. Карточка   I.  1.   Племена,   из   которых   фараоны   набирали наемников.   2.   Плата   завоеванного   народа   победителю.   3.   Имя главного бога Египта. Карточка II.  1. Кочевые племена, захватившие Египет. 2. Сбор продуктами   с   населения   собственной   страны.   3.   Имя   женщины фараона. Карточка 3: Выбрать и выписать на доске понятия и названия,  связанные с историей Египта: зиккурат, дамбы, иероглифы,  Тигр, шадуфы, клинопись, ил, Мемфис, Вавилон, оросительные  каналы, Нил, Инд, Ливийская пустыня, Хуанхэ, фараон,  шумеры, саркофаг, Фивы, мумия, Африка, дельта.

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"

Конспект урока истории 5 класс по теме " Культура Древнего Египта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018