Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)
Оценка 4.8

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
30.10.2018
Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)
Обучающиеся используя ранее изученный материал ставят познавательные задачи урока. В процессе урока обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи событий и раскрывают историческое значение Куликовской битвы. На уроке у обучающихся формируется умения анализировать исторический источник; принимать участие в обсуждении проблемы; выделять главное, делать выводы, работать с исторической картой, схемами, определять ход, последовательность событий, связанных с эпохой борьбы с монголо-татарскими захватчиками. Для оценки своей деятельности на каждом этапе урок ученики использует оценочный лист. Итогом урока является самооценка.Разработка к уроку истории 6 класс.
Урок Куликовская битва.docx
Урок истории в 6 классе Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва Тип урока –   комбинированный Цели и задачи урока: 1. Организовать продуктивную деятельность обучающихся по созданию  представления о личности великого князя Дмитрия Ивановича. 2. Знакомство с историческими процессами Руси – объединением земель и  героической борьбой народа за независимость. 3. Подвести учащихся к пониманию роли Москвы, как центра борьбы с  ордынским владычеством. 4. Продолжить формирование умения анализировать исторический  источник; принимать участие в обсуждении проблемы; выделять  главное, делать выводы, работать с исторической картой, схемами,  определять ход, последовательность событий, связанных с эпохой  борьбы с монголо­татарскими захватчиками.  5. Развивать монологическую речь учащихся, формировать умение  составлять «Я – высказывание» (высказывать свою точку зрения). 6. Развивать умение давать оценку исторических событий, явлений. 7. Продолжить работу над формированием у учащихся чувства  патриотизма и уважения к прошлому своей Родины. 8. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности и  непримиримого отношения к угнетению человека человеком. 9. Показать роль Русской православной церкви в обеспечении победы на  Куликовом поле  10.Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия  исторических фактов; 11.Помочь учащимся ощутить дух Куликовской битвы. Раздел IV. Русские земли в середине XIII – XIVвеков 7 урок. Методический комплект: История России.6 класс.2 Ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под редакцией  А.В.Торкунова, Москва, «Просвещение» 2016г. I. Организационный момент. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем гостей. Я   уверена,   что   все   положительно   настроены   на   работу.   Мне   бы хотелось, чтобы вы на уроке были внимательными, активными и результат на уроке удовлетворили вас и меня. Сегодня на уроке вы будете работать в рабочих листах, а также  оценивать свою работу будете самостоятельно в оценочных листах.  Слайд №1 (портрет Ивана Калиты) Обратите внимание на слайд. II. ? Кто изображен на портрете. Назовите годы правления этого князя. (1325 – 1340гг)  Сейчас выполним задание, в котором вы должны выбрать  правильный ответ о деятельности князя  Ивана Даниловича. «Да» или  «Нет» У каждого на столе лежит карточка, начинаем работать. ? Каких ответов получилось больше положительных или  отрицательных. Слайд №2 (проверка Задания) ? Какой вывод можно сделать о деятельности Ивана Калиты . При Иване Калите Московское княжество стало сильнейшим на Руси,  а также превратилась в духовный центр русских земель. Проверяем!  В оценочных листах выставляем заработанный балл. ? Кто продолжил дело Ивана Даниловича. Его сыновья: Семён Гордый и Иван Красный. Предлагаю вам исторический диктан. У каждого на столе лежат карточки с  датами исторических событий.  Я называю историческое событие, вы  выбираете дату. А теперь сложите картинку, если у вас все ответы верны, то у вас должна получиться вот такая картина.  ? Что изображено на картине  БИТВА Слайд №3 Куликовская битва ? Может вы уже встречались с этой битвой. Куликовская битва. А что  вы о ней знаете. Как будет называться тема сегодняшнего урока. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА ?А все ли вы знаете об этой битве. А что бы вы хотели еще узнать.  Кто собрал русское войско  Как готовились к этой битве  Как располагались наши войска при битве  Почему победили русские войска  Какое значение имела битва для русского народа  Какое княжество сумело объединить вокруг себя князей на борьбу Кто может сформулировать полностью тему урока. Слайд №4 Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Слайд №5 Задачи 1.Выявить роль князя Дмитрия Ивановича как государственного деятеля в  борьбе с ордынским владычеством 2.Показать роль Москвы, как центра объединения Северо­восточных русских  земель. 3.Установить значение Куликовской битвы. Откроем учебник на стр. 48 и посмотрим, какая проблема стоит сегодня  перед нами на уроке. Зачитаем. Слайд № 6  Почему Куликовская битва считается одним из важных  событий в истории нашей страны? В концу урока мы должны решить эту проблему. Слайд № 7  Текст про Дмитрия Ивановича. Выберите ключевые слова из текста. Проверяем вместе.   ?Что вас удивило в характере  Дмитрия Ивановича. Отказался передать владимирский престол тверскому князю и  выплачивать дань Орде. ? Что в политики Князя было важным.  Сделаем вывод: Главная цель политики Дмитрия Ивановича было  объединение Руси для борьбы с Ордой.  Обратим внимание на карту. ? Скажите ребята, а хану Орды понравится такое отношение князя  Дмитрия Ивановича.  НЕТ. Что он предпримет? А князь знал, на что он  идет. А почему Князь так поступил.  Чувствовал что есть силы, что князья, которые присоединились к  Москве, помогут в борьбе с Ордой и народ пойдет за ним. Дмитрий  Иванович начинает готовиться к схватке. ? Какой вопрос нам надо рассмотреть. Русь и Орда накануне Куликовской битвы. Золотая Орда Русские земли Вопросы для сравнения Политическая ситуация Подготовка к сражению Военные события накануне Куликовской битвы Таблица в рабочих листах. Работаем парами. Слайд № 8 Таблица Проверяем ставим баллы Слайд №9 Физминутка Работа с историческим источником « Из летописи о поле Куликовом» «Зазвонили колокола по всей земле русской… И шёл в полки люд  ремесленный, гончары, кузнецы и кровельщики.  Собирались в Москву  князья русские с полками своими. Жены плакали, отдавали последнее  целование. Шли на смерть полки, на бой с Мамаем лютым. Опустела  Москва, обезлюдела… Замерла Москва, закручинилась. Собралось  невиданное до того времени войско(100­150 тыс. человек). От начала  такой силы русской не было». ? Почему в 1380 г. Русь смогла собрать большое и хорошо вооруженное войско Вывод:  Объединение   русских   земель   позволило   объединить   свои   силы,   а успешное   развитие   хозяйства,   быстрый   рост   населения   позволили   собрать большое и хорошо вооруженное войско. Огромную   поддержку   московскому   князю   оказала   Русская   православная церковь. Слайд № 10 Сергий Радонежский В   августе   1380года     русские   выступили   из   Москвы.   Был   договор   с князьями     в   Коломне   встретиться   и   смотр   войск   провести.   Летопись сообщает,   что   перед   походом   Дмитрий   Иванович   посетил   Троицкий монастырь.   Великий   молитвенник,   основатель   и   игумен   Троице­Сергиева монастыря предсказал князю победу, но предупредил, что одержана она будет ценой   многих   жизней.   Слова   старца   окажутся   пророческими.   Сергий благословил   войска   на   битву   и   послал   в   бой   двух   монахов­богатырей Пересвета и Ослябю. Пройдя по Рязанской земле, подошли к берегам Дона. Разведка сообщила, что по ту сторону Дона находится удобное для расположения войск Куликовское поле. 7 сентября русское войско переправилось через Дон и стало готовиться к битве.  Расположение войска – зачитывают стр. 53 карта ­ схема расположения войск перед битвой. Слайд № 11 Картина Куликово поле. Работа с источником. “Где вы , там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать  вам: “Братья! Умрем за отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и  начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.  Дмитрий  Иванович решил принять участие в сражении, и переоделся в одежду простого воина встал во главе  переднего полка, а стяг передал другу своему Михаилу Андреевичу Бренок. 8 сентября 1380  года, как только туман рассеялся на Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение. Дату записываем! ХОД СРАЖЕНИЯ ­ ЗАПИСЬ ?Подумайте,   почему   русское   войско   одержало   победу   в   битве 1.Правильное расположение войска 2.Своевременный удар засадного полка.  3.Умелое руководство войсками. 4.Разведка ?Без   каких   качеств   русского   народа,   русских   воинов   нельзя   было победить врага?  Патриотизм,  мужество,  смелость,  героизм,  умелое владение оружием. Любовь к близким Храбро бились сыны русские, секли злых врагов, точно лес рубили. Да и сами полегли   на   этом   поле.   На   поле,   заваленном   трупами,   с   трудом   нашли Дмитрия. Доспехи на нем были иссечены, но он был жив. Русские люди спасли отчизну.  Но   победу   они   купили   дорогой   ценой.  Меньше   половины   воинов осталось в русском войске. К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Потому что победа далась дорогой ценой, ценой многих жизней. Это так, восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненных. И плач был великий…   В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон  впадает речка Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико». Над обширной  равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его  венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой  славянской вязью сделана надпись: «Победителю татар великому князю  Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство.» Слайд №12 Памятник   Причины победы. 1. Успешное развитие хозяйства, быстрый рост населения способствовали  сбору большого и хорошо вооруженного войска; 2. Полководческое искусство Дмитрия Донского. 3. Патриотизм русских воинов. 4. Объединение части русских княжеств. Обобщение нового материала: Значение  Куликовской битвы  Слайд №13. Почему Куликовская битва считается одним из важных  событий в истории нашей страны? Слайд №14 Набег Хана Тохтамыша на  Москву. Летом 1382 года разори Москву РЕФЛЕКСИЯ Слайд №15 Мне открылись: Три самых важных имени Три самых важных события Три самых важных чувст Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской  доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет  жить наша страна и её народ. Этот день и сегодня, в соответствии с законами Российской Федерации является днем воинской славы! Вовеки славься, Русь, Россия!  И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила!  Никто не справится с тобой!  ИТОГИ ОЦЕНКИ ! Домашнее задание П.21 читать; индивидуальное задание «Найти место современного  расположения Куликова поля, рассказать о памятники на этом месте»;  Задание №4 с.57. Тема урока: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 1. Куликовская битва Дата сражения________ Место сражения_______________________________________________ ______________ Полководцы ____________ ? Что позволило Дмитрию Донскому одержать убедительную победу над  монголами? Перечислить причины победы. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Значение Куликовской битвы: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ В результате урока «Куликовская битва______________________________ МНЕ ОТКРЫЛИСЬ: Три самых важных имени:____________________________________________ Три самых важных события:__________________________________________ Три самых важных чувства:__________________________________________ Что могу рассказать о сегодняшнем уроки близким …… Ф.И.______________________________________________________________ 1.Внутренняя политика Ивана Калиты была связана с накоплением средств и собиранием земель  Приложение №1 2) Собирание земель вокруг Москвы способствовало развитию феодальной раздробленности  3) При Иване Калите Москва становится духовным центром русских земель, а церковная власть начинает действовать в пользу Московского князя  4) Иван Калита оказал открытое сопротивление Золотой Орде  5)   Удержание   за   собой   ярлыка   на   Великое   княжение   и   право   собирать «ордынский выход»­дань для Сарая принадлежала Москве  6) В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды, которое поддержал Иван Калита  7)   Наследники   Ивана   Калиты   –   Симеон   Гордый   и   Иван   Красный   были преемниками политики Ивана Калиты  8) При Иване Калите был построен каменный кремль  9) На поясе князь всегда носил кошель (калиту), откуда и получил прозвище Оценка 9   –   «5» 8­7 –  «4» 6 ­     «3» Приложение №2 Лист самооценки Вид работы Ответ «Да» и «Нет» Диктант Ключевое слово таблица Причины победы в сражении Балл 25 баллов– «5» 24­20баллов – «4» 19 – 15баллов­  «3» Приложение №3 БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ РУССКИХ ВОЙСК Состояли из пяти линий:     1. Сторожевой полк. Командующие: кн. Семен Мелик и кн. Иван  Оболенский Тарусский. Задача сторожевого полка заключалась в завязывании  боя и возвращении в строй. Кроме того под командованием Семена Мелика  был конный отряд разведки (80 чел.);     2. Передовой полк. Командующие: кн. Дмитрий и Владимир Всеволожские. Задача ­ ослабить силу вражеского удара по главным силам.;     3. Большой полк. Командующий боярин Тимофей Васильевич Вельяминов  (московский тысяцкий). В большой полк были сведены все городские  пехотные полки;     4. Полки левой и правой. Командующие: князья Белозерские и кн. Андрей  Ольгердович (тяжеловооруженная псковская и полоцкая конница);     5. Резервы:     а) Частный (конный мобильный резерв, располагался за большим полком).  Командующий кн. Дмитрий Ольгердович;     б) Общий. Засадный полк (конный) ­ был скрытно расположен в лесу за  левым флангом главных сил. Командующие князья Владимир Андреевич  Серпуховский и Дмитрий Боброк­Волынский; Приложение №4 1.«Зазвонили колокола по всей земле русской… И шёл в полки люд  ремесленный, гончары, кузнецы и кровельщики.  Собирались в Москву  князья русские с полками своими. Жены плакали, отдавали последнее  целование. Шли на смерть полки, на бой с Мамаем лютым. Опустела  Москва, обезлюдела… Замерла Москва, закручинилась. Собралось  невиданное до того времени войско(100­150 тыс. человек). От начала  такой силы русской не было». 2. “Где вы , там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья!  Умрем за отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник,  стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.  Дмитрий  Иванович решил принять участие в сражении, и переоделся в одежду простого воина встал во главе  переднего полка, а стяг передал другу своему Михаилу Андреевичу Бренок. 3.Храбро бились сыны русские, секли злых врагов, точно лес рубили. Да и сами полегли на этом поле. На поле, заваленном трупами, с трудом нашли Дмитрия. Доспехи на нем были иссечены, но он был жив. Русские люди спасли отчизну.  Но   победу   они   купили   дорогой   ценой.  Меньше   половины   воинов осталось в русском войске. К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Потому что победа далась дорогой ценой, ценой многих жизней. Это так, восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненных. И плач был великий…

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)

Конспект урока истории по теме: "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" (6 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018