Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
история
4 кл
11.01.2018
Урок изучения нового материала
Цель
1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 1240-1242 гг., с исторической личностью Александра Невского.
2. Развивать устную речь детей, монологическую речь, умение работать с дополнительными материалами.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и героев, живших в разное время.
Александр Невский.Ледовое побоище.docx
Александр Невский. Ледовое побоище
Тема урока
Тип урока
Цель урока
Александр Невский. Ледовое побоище
Урок изучения нового материала
1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 12401242 гг., с исторической личностью
Александра Невского.
2. Учить давать характеристику историческому деятелю.
3. Начать формировать у детей представление о том, что исторические события связаны с деятельностью
исторической личности.
4. Развивать умение детей работать с историческими картамисхемами, контурными картами, атласом.
5. Развивать устную речь детей, монологическую речь, умение работать с дополнительными материалами.
6. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и героев, живших в разное время.
Образовательные ресурсы Чутко, Л. Е. Родионова «Твоя Россия. Учебникхрестоматия по истории.
Личностно значимая
Определить дни славных воинских побед и образы героев, которые освещают исторический путь нашего
проблема
народа
Методы и формы
Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический, контроля.
обучения
Основные понятия
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Орден крестоносцев, ополченцы, «свинья», канонизация, упадок, разорение,
разруха
Планируемые результаты
Предметные
Получат возможность научиться:
рассказывать о Невской битве и Ледовом
Метапредметные УУД
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи
и зависимости между объектами. Получать необходимую
Личностные УУД
Проявляют
заинтересованность
не
побоище с опорой на карту и схему;
информацию, аргументировать свою точку зрения, умение
только в личном успехе, но раскрывать причины победы А. Невского
делать вывод об историческом значении
организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
учителем, другими учениками и работать самостоятельно,
и в решении проблемных
заданий всей группой;
побед А. Невского
научатся определять термины: орден
формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
развитие у учащихся самостоятельности;
развитие
выражают положительное
отношение к процессу
крестоносцев, ополченцы,
научатся определять даты Невской битвы и
Ледового побоища, а также имена соратников
и противников А. Невского.
внимательности при поиске ошибок
Коммуникативные:
взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,
понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,
планируют цели и способы
согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
учитывают выделенные учителем ориентиры действия;
овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения
изученного
познания;
понимают
адекватно
причины
успешности/ неуспешности
деятельности.
учебной
Воспитание чувства само и
взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе
в парах;
воспитание
интереса к истории как
науки. Ход урока:
Этапы
я
м
е
р
урока В
I.
2
Мотив
Деятельность учителя
Деятельность
Создаёт условия для возникновения у
обучающихся внутренней потребности
включения в учебную деятельность,
уточняет
рамки.
тематические
Организует формулировку темы и
постановку цели урока учащимися.
учащихся
Слушают и обсуждают
тему урока, обсуждают
цели урока и пытаются
самостоятельно
их
формулировать
Формы
организаци
и
Фронтальна
я
работа
Универсальные
учебные действия
Личностные:
стремятся
хорошо
и
сориентированы на участие
учиться
в
делах школьника;
правильно идентифицируют
себя с позицией школьника.
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют цели урока
после
предварительного
обсуждения
Познавательные:
Формы
контроля
1. Работа
в тетради
ация
к учеб
ной
деятел
ьности
II.
Актуа
лизаци
я
знаний
7
«Цепь событий»
Отвечают на вопросы,
Фронтальна
Задача – правильно установить
событий,
последовательность
высказывают
собственное мнение,
я работа.
самостоятельно выделяют и
формулируют
расположить предложения в нужном
порядке.
записывают тему урока.
познавательную цель.
Коммуникативные:
Устные
ответы
1. Разобщенность и распри князей.
2. Битва на реке Калке.
3. Начало монголотатарского ига.
4. Гибель русских городов.
Работа
в группах с карточками
проявляют активность во
взаимодействии
для
решения коммуникативных
и познавательных задач, Этапы
я
м
е
р
урока В
Формы
контроля
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
Формы
учащихся
и
учебные действия
ставят вопросы
5. Легенда об озере Светлояр.
6. Стояние на реке Угре.
Объясните взаимосвязь событий.
Какая тема прослеживается в цепи
событий?
Почему монголотатарам удалось
захватить многие русские города?
Каковы последствия монголо
татарского ига?
В ходе нашествия было разрушено
хозяйство страны, резко сократилось
население.
Это вызвало замедление
III.
Изучен
ие
нового
матери
ала
общественного развития Руси.
Русская пословица гласит:
17
Слушают учителя
Фронтальна
«Пришла беда – отворяй ворота»
Нашествие монголотатар с востока
По ходу рассказа
записывают
план
я
работа.
совпадало с натиском на западные рубежи
Руси. В борьбу за новгородские земли
конспект в тетрадь.
вступились немецкие, шведские и датские
рыцари. Теперь и с этой стороны над
Сообщение учащегося.
Александр
Русью нависла серьезная опасность.
В Великом Новгороде на престол
был
Ярославович
сыном великого князя
Индивидуа
льная
работа.
проявляют
Личностные:
интерес к новому учебному
материалу;
выражают
положительное отношение к
процессу познания
Регулятивные: совместно с
учителем обнаруживают и
формулируют выводы
Познавательные: извлекают
Записи в
контурно
й карте
Записи в Этапы
я
м
е
р
урока В
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
Формы
заступил князь Александр Ярославич.
Как вы думаете, почему так горек взгляд
учащихся
Владимирского
Ярослава
и
учебные действия
необходимую информацию
из учебника; дополняют и
контроля
тетради
Устное
Формы
этого сильного,
могучего
человека? Какая тяжелая дума тревожит
умного,
Всеволодовича.
Отец
дал ему в удел
его?
Нам нужно выяснить, где появилось
небольшое
ПереяславльЗалесское
полководческое искусство князя и в чем
оно проявлялось?
княжество. Александру
не было еще и 17ти
1. Невская битва
В 1240 году шведы вторглись в
лет, когда новгородцы
позвали его княжить
новгородские владения. На 55 кораблях
они вошли в Неву и высадились на берег.
вместо старшего брата.
В Новгороде Александр
Их предводитель Биргер направил к
новгородцам послов, велев сказать князю
уже тогда был известен
своим
мужеством,
от имени шведского короля:
«Я пришел положить твою землю и хочу
волей и великим
пониманием
долга
сделать тебя и детей твоих рабами.
Сопротивляйся, если можешь!»
перед родной землей в
годину тяжелых для нее
Как поступил князь Александр, вы
узнаете, прочитав статью.
испытаний.
1. Какой момент выбрали рыцари для
Одновременное
задание
Устные
ответы
расширяют
имеющиеся
знания и представления о
своих предках, о связи
поколениями;
между
ориентируются в своей
знаний:
системе
самостоятельно
предполагают,
какая
информация нужна для
решения учебной задачи;
отбирают необходимые для
решения учебной задачи
источники
среди
учителем.
информации
предложенных Этапы
я
м
е
р
урока В
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
нападения на Русь? Случайно ли это? На
что был их расчет?
учащихся
построение на доске
клина и всей схемы
и
учебные действия
Формы
контроля
Формы
Какие качества проявились у
2.
Александра?
3. В чем проявилось полководческое
искусство князя?
4. Какой награды удостоился Александр?
5. Где же проявилось полководческое
искусство князя?
Молодой русский полководец знал, что
силы врага намного превосходили его
войско. Скрытно подойдя к шведскому
лагерю, русские стремительно атаковали
ошеломленного противника. В итоге
битвы на Неве шведы были на голову
разгромлены, оставшиеся в живых на
кораблях бежали прочь.
Русские потери были совсем невелики.
Александр Ярославович возвратился в
Новгород с великою победою, «славя
Господа Бога и Пречистую Богородицу». Этапы
я
м
е
р
урока В
Формы
контроля
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
Формы
учащихся
и
учебные действия
С той поры князь навеки получил в
народе прозвание Невский.
2. Ледовое побоище
Как вы думаете, оставили рыцари
попытки захватить Русь?
Рыцари не оставили попытки захватить
русские земли. В том же 1240м году
ливонские рыцари с помощью измены
посадника захватили г. Псков. Взяв
вторглись в новгородские
Псков,
владения и построили крепость Копорье.
Между тем, вскоре после битвы на Неве,
Александр рассорился с новгородцами и
ушел в Переяславль. Вече, Видя усиление
немецкой угрозы, вновь пригласило его на
престол.
Весной 1241 года князь
вернулся.
Александр Невский взял штурмом
Копорье, крепость разрушили, рыцарей
пленили, предателей повесили. Зимой
1242 года Александр вместе с братом Этапы
я
м
е
р
урока В
7
IV.
Перви
чное
осмыс
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
Формы
Андреем захватили Псков. Затем русские
войска двинулись в земли Ордена.
Ливонцы,
собрав все свои силы,
выступили им навстречу. Александр стал
готовиться к решающему бою. Он стянул
свои силы к Чудскому озеру и занял
позицию на льду.
Традиционным боевым построением
немецких рыцарей был так называемый
клин или «свинья». В голове и на флангах
длинной и довольно узкой колонны
двигалась тяжеловооруженная рыцарская
конница, защищавшая находившуюся в
середине пехоту. Мало кому удавалось
выдержать удар такой «кабаньей головы».
Ударом прорывалась оборонительная
войско раскалывалось и
линия,
уничтожалось по частям.
Представьте себя на месте Александра
Невского. Как бы вы поступили?
учащихся
и
учебные действия
1.Выполнение заданий в
рабочей тетради
1.Индивиду
альная
Познавательные:
самостоятельно
Зная об этом, Александр основные свои
силы разместил на флангах, в центре
2.Рассуждают,
отвечают на вопросы.
работа.
2.Фронталь
осуществляют
необходимой информации.
поиск
Формы
контроля
Проверка
выполнен
ия
заданий Этапы
я
м
е
р
урока В
ление
и
закреп
ление
изучен
ного
Формы
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
оставил только пешее ополчение, которое
было в тяжелых доспехах, вооруженное
учащихся
Задают друг другу
вопросы
и
ная работа
3.Работа в
учебные действия
Регулятивные:
ориентируются в учебнике
Формы
контроля
мечами, щитами и копьями и отлично
выдерживало удары всадников. Впереди
3. Отмечают битву на
Чудском озере 1242 г.
парах
и рабочей тетради
на контурной карте
всех встали лучники,
издалека
стрелявшие по приближающемуся врагу.
В тылу русского войска, возле крутого
берега, поставили скованные цепями
так,
что и бежать было
телеги,
невозможно, и рыцарским коням было не
проехать.
Сражение произошло 5.04.1242 г. на льду
Чудского озера.
Ливонцы пробили
русский центр и «закружились» перед
телегами. С флангов их начали теснить
полки правой и левой руки, потом
ударила конница. «И была сеча жестокая,
и стоял треск от ломающихся копий», и
звон от ударов мечей, и все замерзшее
озеро покрылось кровью.
Враги не выдержали и побежали. Почти Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
Формы
учащихся
и
учебные действия
Формы
контроля
Этапы
я
м
е
р
урока В
10
V.
Итоги
урока
семь километров преследовали русские
противника. Непрочный апрельский лед
проломился, и тяжелые рыцари, доспехи
которых весили до 50 кг, пошли на дно.
Вскоре от немецких рыцарей, напуганных
таким результатом, явился посол в
Новгород со словами: «Какие земли
от всего
захватили мы мечом,
отступаемся; сколько взяли людей ваших
в плен, теми разменяемся».
Вспомним ваши варианты битвы.
Были ли похожие?
Отвечают на вопросы.
Учащийся
читает:
Война с рыцарями длилась не один год, а
какое событие этой войны было
«Уходя из этого мира,
завещаю детям своим, и
решающим?
Какое значение имели победы
братьям своим, и всей
шведской земле – не
Александра Невского?
Главным итогом Невской битвы 1240 г. и
наступайте на Русь,
заключив с ней мир,
Ледового побоища 1242 г. явилось то, что
Новгородская и Псковская земли
так, как не будет вам
Раньше всех
удачи.
сохранили свою независимость, что было
важно и в то время, когда Русь
князь Биргер пошел на
Русь, и когда он вошел
Фронтальна
я работа
Личностные:
значение
понимают
знаний для
человека и принимают его.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня
усвоения
изучаемого материала
Оцениван
ие
учащихся
за работу
на уроке Этапы
я
м
е
р
урока В
Формы
контроля
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
Формы
и
учебные действия
находилась под игом монголотатарских
ханов.
учащихся
в Неву, встретил его
князь
Александр,
О каких исторических событиях мы
говорили?
прогнал Биргера и
полки его побил. Потом
Какое имя должно у всех возникнуть в
памяти при упоминании этих событий?
мой брат поставил свой
город и был побит
Как думаете, зависят ли события от
человека? Почему?
новгородцами. Потом у
нас было перемирие 40
Кем был Александр Невский?
Какие черты вы читаете наиболее
лет, а после того мы
заключили на Неве
важными для характеристики Невского
как полководца? Выберите.
вечный мир и грамоты
подписали. А потом
(решимость,
мужественность,
трусость,
ум,
смекалка,
равнодушие,
через 30 лет я, князь
Магнус,
с тем не
слабоволие, смелость, настойчивость,
находчивость, нерешительность)
посчитался, и, войдя в
Неву, взял г. Орехов и
Можно ли Александра Невского назвать
героем, выдающейся личностью? Почему?
своих людей посадил.
Пришли новгородцы,
Александр Невский пользовался большой
любовью на Руси. Глубока была скорбь
город свой взяли, а
мужей моих побили. Я
после его смерти. Прожил он всего 43
с тем не посчитался и Этапы
я
м
е
р
урока В
Формы
контроля
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
Формы
и
учебные действия
года. В летописи говорится: «Много
трудился он за Новгород и за Псков, и за
учащихся
снова пошел через год к
Орехову. Но услышав,
всю землю Русскую, жизнь за нее
положил». Имя Александра Невского
что новгородцы идут, я
побежал прочь и
навсегда вошло в историю. Прошло 700
лет со времени Ледового побоища, и в
побежал по морю. Буря
потопила много рати
1942 во время Великой Отечественной
войны учредили боевой орден Александра
моей. То меня бог всем
этим казнил за то, что я
Невского. Этим орденом награждались
команды за личное мужество и военное
пошел на Русь, нарушив
клятву о мире. И ныне
искусство,
проявленные в боевых
операциях против немецкофашистских
приказываю детям и
братьям своим, и всей
захватчиков.
Закончить урок мне бы хотелось
шведской земле – не
наступайте на Русь,
завещанием,
сочинил
новгородский летописец от имени
которое
нарушая мир.
А кто нарушит, того
шведского короля Магнуса Эриксона. В
завещании все факты верны. Только не
постигнет кара, как
меня постигла».
шведы его писали. Нам прочитает ученик
(Ф.И.)
Дома подумайте, что значат слова:
«Беззаветное служение Родине»?
2
Домаш
нее
Записывают домашнее
задание
Индивидуа
льная Этапы
я
м
е
р
урока В
задани
е
Деятельность учителя
Деятельность
организаци
Универсальные
Формы
Какие черты вы считаете наиболее
важными для характеристики Александра
Невского как полководца?
Подчеркните их: решительность, ум,
учащихся
и
работа
учебные действия
Формы
контроля
трусость,
равнодушие,
смекалка,
мужественность,
смелость,
находчивость,
слабоволие,
нерешительность
настойчивость,
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.