Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Оценка 4.9

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
история
4 кл
11.01.2018
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Урок изучения нового материала Цель 1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 1240-1242 гг., с исторической личностью Александра Невского. 2. Развивать устную речь детей, монологическую речь, умение работать с дополнительными материалами. 3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и героев, живших в разное время.
Александр Невский.Ледовое побоище.docx
Александр Невский. Ледовое побоище Тема урока Тип урока Цель урока Александр Невский. Ледовое побоище Урок изучения нового материала 1.   Познакомить   детей   с   историческим   периодом,   событиями   1240­1242   гг.,   с   исторической   личностью Александра Невского. 2. Учить давать характеристику историческому деятелю. 3. Начать формировать у детей представление о том, что исторические события связаны с деятельностью исторической личности. 4. Развивать умение детей работать с историческими картами­схемами, контурными картами, атласом. 5. Развивать устную речь детей, монологическую речь, умение работать с дополнительными материалами.  6. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и героев, живших в разное время. Образовательные ресурсы Чутко, Л. Е. Родионова «Твоя Россия. Учебник­хрестоматия по истории. Личностно значимая Определить дни славных воинских побед и образы героев, которые освещают исторический путь нашего проблема народа Методы и формы  Методы: наглядный, частично­поисковый, практический, контроля. обучения Основные понятия  Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная Орден крестоносцев, ополченцы, «свинья», канонизация, упадок, разорение, разруха Планируемые результаты Предметные Получат возможность научиться: ­   рассказывать   о   Невской   битве   и   Ледовом Метапредметные УУД Познавательные: устанавливают причинно­следственные связи и   зависимости   между   объектами.   Получать   необходимую Личностные УУД Проявляют заинтересованность   не побоище с опорой на карту и схему; информацию,   аргументировать   свою   точку   зрения,   умение только в личном успехе, но ­ раскрывать причины победы А. Невского ­   делать   вывод   об   историческом   значении организовывать   сотрудничество   и  совместную  деятельность  с учителем,   другими   учениками   и   работать   самостоятельно, и   в   решении   проблемных заданий   всей   группой; побед А. Невского ­   научатся   определять   термины:   орден формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие   у   учащихся   самостоятельности;   развитие выражают   положительное отношение   к   процессу крестоносцев, ополченцы,  ­ научатся определять даты Невской битвы и Ледового побоища, а также имена соратников и противников А. Невского. внимательности при поиске ошибок Коммуникативные:  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, планируют   цели   и   способы согласовывают действия с партнером. Регулятивные:  принимают   и   сохраняют   учебную   задачу; учитывают   выделенные   учителем   ориентиры   действия; овладение   приёмами   контроля   и   самоконтроля   усвоения изученного познания; понимают     адекватно причины успешности/   неуспешности деятельности. учебной   Воспитание чувства само­ и взаимоуважения;   развитие сотрудничества при работе в   парах;   воспитание интереса   к   истории   как науки. Ход урока: Этапы я м е р урока В I. 2 Мотив Деятельность учителя Деятельность Создаёт   условия   для   возникновения   у обучающихся   внутренней   потребности включения   в   учебную   деятельность, уточняет рамки. тематические     Организует   формулировку   темы   и постановку цели урока учащимися. учащихся Слушают   и   обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их   формулировать Формы организаци и Фронтальна я работа Универсальные учебные действия Личностные:  стремятся   хорошо и сориентированы  на  участие учиться   в   делах   школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют   цели   урока после   предварительного обсуждения Познавательные: Формы контроля 1. Работа в тетради ация к учеб­ ной деятел ьности II. Актуа лизаци я знаний 7 «Цепь событий» Отвечают   на   вопросы, Фронтальна Задача   –   правильно   установить событий, последовательность   высказывают собственное   мнение, я работа. самостоятельно выделяют и формулируют расположить   предложения   в   нужном порядке. записывают тему урока. познавательную цель.  Коммуникативные: Устные  ответы 1. Разобщенность и распри князей. 2. Битва на реке Калке. 3. Начало монголо­татарского ига. 4. Гибель русских городов. Работа в группах с карточками проявляют   активность   во взаимодействии для   решения   коммуникативных и   познавательных   задач, Этапы я м е р урока В Формы контроля Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные Формы учащихся и учебные действия ставят вопросы 5. Легенда об озере Светлояр. 6. Стояние на реке Угре. ­ Объясните взаимосвязь событий. ­   Какая   тема   прослеживается   в   цепи событий? ­   Почему   монголо­татарам   удалось захватить многие русские города? ­   Каковы   последствия   монголо­ татарского ига? В   ходе   нашествия   было   разрушено хозяйство   страны,   резко   сократилось население.   Это   вызвало   замедление III. Изучен ие нового матери ала общественного развития Руси. Русская пословица гласит: 17 Слушают учителя Фронтальна «Пришла беда – отворяй ворота» Нашествие   монголо­татар   с   востока По   ходу   рассказа записывают план­   я работа. совпадало с натиском на западные рубежи Руси.   В   борьбу   за   новгородские   земли конспект в тетрадь.  вступились немецкие, шведские и датские рыцари.   Теперь   и   с   этой   стороны   над Сообщение учащегося. Александр Русью нависла серьезная опасность.  В   Великом   Новгороде   на   престол был Ярославович сыном   великого   князя   Индивидуа льная  работа.  проявляют Личностные: интерес к новому учебному   материалу; выражают положительное отношение к   процессу познания  Регулятивные:  совместно   с учителем   обнаруживают   и формулируют выводы Познавательные:  извлекают Записи   в контурно й карте Записи   в Этапы я м е р урока В Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные Формы заступил князь Александр Ярославич. Как вы думаете, почему так горек взгляд учащихся Владимирского Ярослава и учебные действия необходимую   информацию из   учебника;   дополняют   и контроля тетради Устное Формы этого   сильного,   могучего человека? Какая тяжелая дума тревожит   умного, Всеволодовича.   Отец дал   ему   в   удел его? Нам   нужно   выяснить,   где   появилось небольшое Переяславль­Залесское полководческое искусство князя и в чем оно проявлялось? княжество. Александру не   было   еще   и   17­ти 1. Невская битва В   1240   году   шведы   вторглись   в лет,   когда   новгородцы позвали   его   княжить новгородские   владения.   На   55  кораблях они вошли в Неву и высадились на берег. вместо старшего брата. В Новгороде Александр Их   предводитель   Биргер   направил   к новгородцам послов, велев сказать князю уже тогда был известен своим   мужеством, от имени шведского короля:  «Я пришел положить твою землю и хочу волей   и   великим пониманием   долга сделать   тебя   и   детей   твоих   рабами. Сопротивляйся, если можешь!» перед   родной  землей  в годину тяжелых для нее Как   поступил   князь   Александр,   вы узнаете, прочитав статью. испытаний. 1.   Какой   момент   выбрали   рыцари   для Одновременное задание  Устные  ответы расширяют имеющиеся знания   и   представления   о   своих   предках,   о   связи поколениями; между   ориентируются   в   своей знаний: системе   самостоятельно предполагают,   какая информация   нужна   для решения   учебной   задачи; отбирают необходимые для решения   учебной   задачи источники среди   учителем.   информации предложенных Этапы я м е р урока В Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные нападения на Русь? Случайно ли это? На что был их расчет? учащихся построение   на   доске клина и всей схемы и учебные действия Формы контроля Формы   Какие   качества   проявились   у 2. Александра? 3.   В   чем   проявилось   полководческое искусство князя? 4. Какой награды удостоился Александр? 5.   Где   же   проявилось   полководческое искусство князя? Молодой   русский   полководец   знал,   что силы   врага   намного   превосходили   его войско.   Скрытно   подойдя   к   шведскому лагерю, русские стремительно атаковали ошеломленного   противника.   В   итоге битвы   на   Неве   шведы   были   на   голову разгромлены,   оставшиеся   в   живых   на кораблях бежали прочь. Русские   потери   были   совсем   невелики. Александр   Ярославович   возвратился   в Новгород   с   великою   победою,   «славя Господа Бога и Пречистую Богородицу». Этапы я м е р урока В Формы контроля Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные Формы учащихся и учебные действия С   той   поры   князь   навеки   получил   в народе прозвание Невский. 2. Ледовое побоище  Как   вы   думаете,   оставили   рыцари попытки захватить Русь? Рыцари   не   оставили   попытки   захватить русские   земли.   В   том   же   1240­м   году ливонские   рыцари   с   помощью   измены посадника   захватили   г.   Псков.   Взяв   вторглись   в   новгородские Псков, владения и построили крепость Копорье.  Между тем, вскоре после битвы на Неве, Александр рассорился с новгородцами и ушел в Переяславль. Вече, Видя усиление немецкой угрозы, вновь пригласило его на престол.   Весной   1241   года   князь вернулся. Александр   Невский   взял   штурмом Копорье,   крепость   разрушили,   рыцарей пленили,   предателей   повесили.   Зимой 1242   года   Александр   вместе   с   братом Этапы я м е р урока В 7 IV.  Перви чное  осмыс Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные Формы Андреем захватили Псков. Затем русские войска   двинулись   в   земли   Ордена. Ливонцы,   собрав   все   свои   силы, выступили им навстречу. Александр стал готовиться к решающему бою. Он стянул свои   силы   к   Чудскому   озеру   и   занял позицию на льду. Традиционным   боевым   построением немецких   рыцарей   был   так   называемый клин или «свинья». В голове и на флангах длинной   и   довольно   узкой   колонны двигалась тяжеловооруженная рыцарская конница,   защищавшая   находившуюся   в середине   пехоту.   Мало   кому   удавалось выдержать удар такой «кабаньей головы». Ударом   прорывалась   оборонительная   войско   раскалывалось   и линия, уничтожалось по частям.  Представьте   себя   на   месте   Александра Невского. Как бы вы поступили? учащихся и учебные действия 1.Выполнение заданий в рабочей тетради 1.Индивиду альная Познавательные: самостоятельно Зная об этом, Александр основные свои силы   разместил   на   флангах,   в   центре 2.Рассуждают, отвечают   на   вопросы. работа. 2.Фронталь осуществляют необходимой информации. поиск   Формы контроля Проверка выполнен ия заданий Этапы я м е р урока В ление  и  закреп ление  изучен ного Формы Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные оставил только пешее ополчение, которое было   в   тяжелых   доспехах,   вооруженное учащихся Задают   друг   другу вопросы и ная работа 3.Работа   в учебные действия Регулятивные: ориентируются   в   учебнике Формы контроля мечами,   щитами   и   копьями   и   отлично выдерживало   удары   всадников.   Впереди 3.   Отмечают   битву   на Чудском   озере   1242   г. парах и рабочей тетради на контурной карте всех   встали   лучники,   издалека стрелявшие  по приближающемуся  врагу. В   тылу   русского   войска,   возле   крутого берега,   поставили   скованные   цепями   так,   что   и   бежать   было телеги, невозможно, и рыцарским коням было не проехать. Сражение произошло 5.04.1242 г. на льду Чудского   озера.   Ливонцы   пробили русский   центр   и   «закружились»   перед телегами.   С   флангов   их   начали   теснить полки   правой   и   левой   руки,   потом ударила конница. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий», и звон   от   ударов   мечей,   и   все   замерзшее озеро покрылось кровью.  Враги не выдержали  и побежали.  Почти Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные Формы учащихся и учебные действия Формы контроля Этапы я м е р урока В 10 V. Итоги урока семь   километров   преследовали   русские противника.   Непрочный   апрельский   лед проломился, и тяжелые рыцари, доспехи которых весили до 50 кг, пошли на дно.  Вскоре от немецких рыцарей, напуганных таким   результатом,   явился   посол   в Новгород   со   словами:   «Какие   земли   от   всего захватили   мы   мечом, отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся».  ­ Вспомним ваши варианты битвы.  Были ли похожие? Отвечают на вопросы.  Учащийся читает:   ­ Война с рыцарями длилась не один год, а какое   событие   этой   войны   было «Уходя   из   этого   мира, завещаю детям своим, и решающим? ­   Какое   значение   имели   победы братьям   своим,   и   всей шведской   земле   –   не Александра Невского? Главным итогом Невской битвы 1240 г. и наступайте   на   Русь, заключив   с   ней   мир, Ледового побоища 1242 г. явилось то, что Новгородская   и   Псковская   земли так,   как   не   будет   вам   Раньше   всех удачи. сохранили свою независимость, что было важно   и   в   то   время,   когда   Русь князь Биргер пошел на Русь, и когда он вошел Фронтальна я работа Личностные: значение    понимают знаний   для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют   результаты уровня усвоения   изучаемого материала  Оцениван ие  учащихся за работу на уроке Этапы я м е р урока В Формы контроля Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные Формы и учебные действия находилась   под   игом   монголо­татарских ханов. учащихся в   Неву,   встретил   его князь Александр,   ­   О   каких   исторических   событиях   мы говорили? прогнал   Биргера   и полки его побил. Потом ­ Какое имя должно у всех возникнуть в памяти при упоминании этих событий? мой брат поставил свой город   и   был   побит ­   Как   думаете,   зависят   ли   события   от человека? Почему? новгородцами. Потом у нас было перемирие 40 ­ Кем был Александр Невский? ­   Какие   черты   вы   читаете   наиболее лет,   а   после   того   мы заключили   на   Неве важными   для   характеристики   Невского как полководца? Выберите. вечный   мир   и   грамоты подписали.   А   потом (решимость, мужественность,   трусость,   ум,   смекалка,   равнодушие, через   30   лет   я,   князь Магнус,   с   тем   не слабоволие,   смелость,   настойчивость, находчивость, нерешительность) посчитался,   и,   войдя   в Неву, взял г. Орехов и ­ Можно ли Александра Невского назвать героем, выдающейся личностью? Почему? своих   людей   посадил. Пришли   новгородцы, Александр Невский пользовался большой любовью   на   Руси.   Глубока   была   скорбь город   свой   взяли,   а мужей моих побили. Я после   его   смерти.   Прожил   он   всего   43 с   тем   не   посчитался   и Этапы я м е р урока В Формы контроля Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные Формы и учебные действия года.   В   летописи   говорится:   «Много трудился он за Новгород и за Псков, и за учащихся снова пошел через год к Орехову.   Но   услышав, всю   землю   Русскую,   жизнь   за   нее положил».   Имя   Александра   Невского что новгородцы идут, я побежал   прочь   и навсегда   вошло   в   историю.   Прошло   700 лет   со   времени   Ледового   побоища,   и   в побежал по морю. Буря потопила   много   рати 1942   во   время   Великой   Отечественной войны учредили боевой орден Александра моей. То меня бог всем этим казнил за то, что я Невского.   Этим   орденом   награждались команды   за   личное   мужество   и   военное пошел на Русь, нарушив клятву о мире. И ныне искусство,   проявленные   в   боевых операциях   против   немецко­фашистских приказываю   детям   и братьям   своим,   и   всей захватчиков. Закончить   урок   мне   бы   хотелось шведской   земле   –   не наступайте   на   Русь, завещанием, сочинил новгородский   летописец   от   имени которое     нарушая мир.  А   кто   нарушит,   того шведского   короля   Магнуса   Эриксона.   В завещании   все   факты   верны.   Только   не постигнет   кара,   как меня постигла». шведы его писали. Нам прочитает ученик (Ф.И.) Дома подумайте, что значат слова:  «Беззаветное служение Родине»? 2 Домаш нее  Записывают домашнее  задание Индивидуа льная Этапы я м е р урока В задани е Деятельность учителя Деятельность организаци Универсальные Формы Какие   черты   вы   считаете   наиболее важными для характеристики Александра Невского как полководца? Подчеркните   их:   решительность,   ум, учащихся и работа учебные действия Формы контроля трусость, равнодушие,   смекалка,   мужественность,   смелость,   находчивость, слабоволие, нерешительность   настойчивость,

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 4 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018