Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"
Оценка 4.7

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
22.05.2017
Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа России". Тема: И. С. Шмелев. «Егорьев день» Цель: учить видеть за предметным содержанием смысл события. Задачи урока: а) образовательные: познакомить с творчеством И. С. Шмелева; на примере отрывка из романа «Лето Господне» - «Егорьев день» формировать оценочное суждение детей; учить составлять сравнительную характеристику героев; учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев; обучать пересказу текста описательного характера; учить сознательному выразительному чтению; углублять представления детей о жизни Родины, ее истории; б) развивающие и воспитательные: развитие речи: умение пояснять смысл слов; развивать навыки чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; воспитывать любовь к традициям и праздникам русского народа, воспитание культуры поведения, духовности.
Конспект урока литературного чтения шмелев.doc
Конспект урока литературного чтения  Тема: И. С. Шмелев. «Егорьев день» Цель: учить видеть за предметным содержанием смысл события. Задачи урока:  а) образовательные: познакомить с творчеством  И. С.Шмелева;  на примере отрывка из романа «Лето Господне» ­ «Егорьев день» формировать оценочное суждение   детей;   учить   составлять   сравнительную   характеристику   героев; учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев; обучать   пересказу   текста   описательного   характера;   учить   сознательному выразительному чтению; углублять представления детей о жизни Родины, ее истории; б)   развивающие   и   воспитательные:   развитие   речи:   умение   пояснять   смысл слов; развивать навыки чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать   на   поставленные   вопросы;   воспитывать   любовь   к   традициям   и праздникам русского народа, воспитание культуры поведения, духовности. Формировать УУД: ­   Личностные   УУД:    способность   к   самооценке   на   основе   критерия успешности учебной деятельности. ­  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;   оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной   ретроспективной   оценки;   планировать   свое   действие   в соответствии   с   поставленной   задачей;   вносить   необходимые   коррективы   в действие   после   его   завершения   на   основе   его   оценки   и   учета   характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. ­ Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать   и   понимать   речь   других;   совместно   договариваться   о   правилах поведения и общения в школе и  следовать им. ­ ­  Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить   ответы   на   вопросы,   используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и информацию, полученную на уроке. Планируемый результат: Предметные: Знать автора произведения; название произведения; знать основные понятия: автор, рассказ, план. Уметь  прогнозировать содержание произведения; высказывать свое мнение; рассказывать   о   героях,   выражая   свое   отношение   к   ним;   характеризовать героя;   соотносить   смысл   пословиц   и   содержание   текста;   составлять   план произведения; пересказывать текст на основе плана. Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:  уметь   определять   и   формулировать   цель   на уроке с помощью учителя;  оценивать правильность выполнения действия на уроке   адекватной   ретроспективной   оценки;   планировать   свое   действие   в соответствии   с   поставленной   задачей;   вносить   необходимые   коррективы   в действие   после   его   завершения   на   основе   его   оценки   и   учета   характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Уметь оформлять свои мысли   в   устной   форме;   слушать   и   понимать   речь   других;   совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и   следовать им. Уметь   ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от   уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,   используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и   информацию, полученную на уроке. Основные понятия: цитата, рассказ, автор, план. Оборудование:  1)   портрет   И.   С.   Шмелева;   2)   книга   И.   С.   Шмелева.   «Лето   Господне. Праздники»; 3) учебник «Родная речь. Книга 3» часть 2, составители: М. В. Голованова,   В.Г.   Горецкий,   Л.Ф.   Климанова;   4)   слова   ­   почин,   поддевка, мастер,  пазуха,   подручный,  сермяга,   подлец,   шабаш,  мостовая,   будя,   зала, деготь, лапти; 5) карточки с текстом; 6) карточка – помогайка; 7) памятки по работе с иллюстрацией; Этапы урока Орг. момент. 1.Постановка учебной задачи. Ход урока: Деятельность учителя Ну­ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять И внимательно читать. ­Прочитайте название раздела.   Чем   название   отличается   от предыдущего   «Страна   детства»? Одинаковые   ли   по   тематике   будут произведения?  Деятельность учащихся ­Читают   хором:   «Страна далекого детства». ­ словом   Отличается   «далекого».   ­               Слово «далёкого», т.е. отдаленного большим промежутком времени   от   сегодняшнего дня.     ­Рассмотрите внимательно иллюстрацию   в   учебнике   на   с.   6. Подумайте,   какое   время   будет описываться в сегодняшнем рассказе?  Конец 19 – начало 20 века, судя   по   одежде   героев,   их обуви.   Лапти   ­   плетеная обувь   из   лыка   –   обувь Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся крестьян. ­Прочитайте. У   учащихся   на   парте   карточка   с текстом: Чтение хором. «Среднего роста, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьёзные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками  –   впадинами  от   созерцания   и сострадания…лицо  русское  –   лицо  прошлых  веков, пожалуй – лицо старовера, страдальца.  Так   и   было:   дед   Ивана   Сергеевича Шмелева…   крестьянин   из   Гуслиц Богородского   уезда   Московской губернии…Предки   матери   тоже вышли   из   крестьянства,   исконная русская   кровь   течет   в   жилах   Ивана Сергеевича Шмелева…» ­ Сегодня мы прочитаем отрывок из рассказа   Ивана   Сергеевича   Шмелева, но   сначала   познакомимся   с   его биографией. Учитель   на   доску   вывешивает   его портрет. ­Иван   Сергеевич   Шмелев   родился   в Москве в 1873г., в купеческой семье. Детство Шмелева    прошло в близком общении с трудовым людом, постоянно заполнявшим   двор   отца,   занятого строительными   подрядами.   От ремесленников,   выходцев   из   разных уголков   России,   будущий   писатель получил уроки народного языка.    Книгу «Лето Господне. Праздники» Шмелев   написал   в   1933г.,   т.е.   когда автору   было   60   лет,   в   эмиграции,   во Франции   в   1933   –   1948   годах.   Эта книга о духовных, священных основах человеческого   бытия.   На   чужбине   «с необыкновенной и отчетливостью   видится   Шмелеву незабываемые     остротой Деятельность учащихся Этапы урока   удивительные   духовному   Деятельность учителя старая Россия. Из потаенных закромов памяти пришли впечатления детства… совершенно по   поэтичности, свету, драгоценным   россыпям   слов».   Здесь собраны автобиографические рассказы. С   одним     их   них   мы   сегодня познакомимся. Это отрывок из рассказа «Егорьев день». ­Наша   задача   сегодня   –   прочитать выразительно отрывок из книги «Лето Господне. Праздники» И. С.Шмелева. 2.Подготовка   к первичному восприятию. а)   Лексическая   работа:   слова развешаны по классу: учитель говорит значение   слова,   ученики   отгадывают, находят   это   слово   и   приносят   его учителю. Почин   –   начинание,   инициатива, приступ к какому­нибудь делу. Поддёвка – длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками. Мастер   –   специалист,   достигший высокого искусства в своём деле. Пазуха – пространство между грудью и прилегающей одеждой. Подручный   помощником. Сермяга   –   грубое   некрашеное   сукно или кафтан из него. Подлец – негодяй. Шабаш – (простонар.) довольно. Лапти   –   плетеная   обувь,   носили   в деревнях. Деготь   –   продукт   перегонки   нефти, густая черная мазь. Зала – большая комната, гостиная. Будя – хватит. Мостовая   –   дорога,   выложенная являющийся   – Этапы урока   Первичное 3. восприятие произведения. 4.Проверка первичного восприятия произведения. Анализ   5. содержания произведения.     Чтение учителя   с содержания Деятельность учителя камнем. а)   прогнозированием   произведения. б) Ученики читают по цепочке вслух. Ответы на вопросы: ­ От имени кого идет повествование в рассказе?  ­   О   чем   вы   узнали   в   экспозиции (части, предваряющей действие)?  Выборочное чтение: ­   Прочитайте   описание   богатого пастуха.   Почему   он   был   одет   так празднично?  Выборочное чтение: ­   Перечитайте   отрывки,   как   играли   на рожке старый пастух и Ваня.  У каждого ученика листочек с таблицей: Старый пастух Ваня Деятельность учащихся Повествование   идет   от   1 лица, автора. Действие   происходило   в городе;   на   зорьке;   главное действующее лицо – богатый пастух.  Это   был   христианский праздник,   и   наверняка   это была уже традиция на улице, т.к.   «все   по   улице   выходят посмотреть – послушать, как старик хорошо играет». Учащиеся   самостоятельно читают и заполняют таблицу. Заполните   эпитетами   (из   рассказа) описание музыки каждого героя.  Старый пастух                         Ваня Громко                                   негромкий Тоньше                                   мягкий Разливался и замирал       жалобное Всё выше                               разливное  Жальчей, жальчей      лихую плясовую Веселое                              дробить и                                         перебирать Раздольно – весело              ерзать и                                             Перехватывать ­ Проверим. Один   ученик   читает   про старого   пастуха,   другие учащиеся дополняют, так же идет проверка про Ваню. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Мы читали, мы читали, Наши плечики устали. Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! Ответы на вопросы:   ­   Как   отреагировал   народ   на   музыку старика? ­   Что   подразумевали   слушатели   под словом «мастер»? ­   Мастер   –   специалист,   достигший высокого искусства в своем деле. Выборочное чтение: ­   Зачитайте   отрывок,   описывающий реакцию слушателей на музыку Вани. Одна   прямая   рука   вверх, другая   вниз,   рывком   руки меняются. Дети садятся за парты. Народу музыка понравилась. «И   все   по   улице   выходят смотреть   –   послушать,   как старик хорошо играет». Мастер – это тот,  кто знает свое дело.  Ученик   читает:   «   …сам певун в лапотках заплясал, и старик   заиграл   плечами,   и Гришка,   стоявший   на мостовой с   выделывать ногами…».   пустился метелкой, ­  Почему  по­разному  отреагировали  на услышанное люди? ­   Сравните   по   звучанию   музыку   двух исполнителей.  У   каждого   человека   свой вкус. У   старика   лирическая, протяжная,   раздольная,   у Вани плясовая, игривая. ­ Выскажите свое мнение, с чем связано разнохарактерное   исполнение   музыки пастухами? Старый – многое повидал в жизни,   устал,   он   более   а   Ваня   – спокойный, молодой   ему охота веселиться.   6.   Раскрытие   идеи произведения. ­ Почему,     по  вашему  мнению, старый пастух   решил   больше   не   играть   на рожке?  Старый   решил   не   играть, потому   что   он   увидел,   что Ваня может продолжать его Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся дело.  ­В   каких   строчках   заключены   главные слова всей истории?  «И откуда  у тебя, подлеца, такая сила – душа?»  ­ Какой смысл заключен в этом вопросе? ­ Какое название отрывку вы бы дали? Работа с иллюстрацией:   7.Работа над развитием   речи   и творческих способностей учащихся.           смог старым, Душа – это внутренний мир человека,   его   сознание. Старый пастух удивлен, что такой   молодой   юноша, который   не   столь   много знает о жизни по сравнению со так обворожительно играя, вложил в мелодию всю душу. Он   слушателей настроить на жалобный тон и разогреть, взбодрить плясовой. ­1)Новый мастер. ­2)Ваня. ­ Новый пастух. ­3)Душа   –   сила   молодого пастуха. Один из рассказов учащихся: «На иллюстрации в учебнике изображены   молодой   и старый   На переднем   плане   видим старого   пастуха   немного задумавшегося.   Он   одет   в синюю   поддевку   поверх зеленой   жилетки,   на   голове ­   черная   шляпа,   на   ногах   ­ черные   длинные   сапоги. Чуть далее видим молодого пастуха весело играющего на рожке.   Он   одет   в   длинную белую   рубаху,   подвязанную пояском,   на   плечах     висит пастухи. Этапы урока Деятельность учителя Памятка   по   иллюстрацией: работе   с 1.Рассмотрите   иллюстрацию   в учебнике. 2.Кто   на   ней   изображен?   Какой эпизод изобразил художник? 3.Как   выглядят   персонажи?   Во   что они одеты?  4.Кто изображен на переднем плане? 5.Кто   изображен   на   заднем   плане иллюстрации? 6.Подумайте, испытывают герои? 7.Как   художнику   удалось   передать их эмоциональное состояние? 8.Соотнесите с текстом. Прочитайте слова, которые художнику захотелось   проиллюстрировать.   иллюстрацию   чувства какие     Составление   устных   сочинений   ­ миниатюр: ­   Какие   подробности   из   жизни москвичей начала 20 века вы узнали?       в Деятельность учащихся темная поддевка, на ногах – лапти.   На   заднем   плане стоят люди, заинтересовавшиеся музыкой   молодого   пастуха. Они   с   радостными   лицами слушают его игру на рожке. Художник   ярко   передал эмоциональное   состояние героев». Ученик читает: «…вдруг  перешел  на такую лихую плясовую, пошел так дробить и перебирать, ёрзать и   перехватывать,   что   и   сам певун лапотках заплясал…» Москвичи   начала   20   века отмечали   праздник   Егорьев день,   пастух   играл   на мостовой. Одежда   тогда   у   москвичей была другая: высокая шляпа, лапти,   у     мужчин   высокие сапоги,   сермяга,   длинная рубашка. 1 вариант: У старого пастуха –   новая   синяя   поддёвка, зелёная   жилетка   поверх светло­зелёной длинной рубашки,   черные   высокие сапоги,   высокая   шляпа, похожая на цилиндр.  2   вариант:   У   Вани   длинная белая   рубаха, сверху поддёвка, на ногах лапти. Что   можете   рассказать   об   одежде героев? (для 1варианта – рассказать об одежде старого пастуха, для 2 варианта ­   рассказать об одежде Вани) На   парте   карточка   –   помогайка   (для учащихся   с   низкой   познавательной активностью):                      Карточка – помогайка: 1.Головной убор (высокая шляпа, панама, цилиндр, Этапы урока Деятельность учащихся     Подведение урока. 8. итогов Оценка деятельности учащихся на   уроке. Рефлексия. Деятельность учителя картуз) 2.Рубаха (белая, длинная, зеленая, с поясом) 3.Поддёвка – длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками. (синяя, коричневая, висит на плечах) 4. Обувь (сапоги, лапти) ­   О   творчестве     Шмелева   написал Николаев   П.А.   следующее:   «…эти проникнутые ностальгическим лиризмом рассказы интересны и в познавательном отношении,   и   в   эстетическом…» докажите   истину   слов.   (И.С.Шмелев   с выразительной   точностью   описывает язык,   нравы   людей.   Монологи   без литературной   корректировки   для придания   колорита   рассказу.   Бытовые нюансы (одежда в праздничный день.) ­Оценивание:   выразительно   читали…, верно   отвечали   на   вопросы…,   полно составили рассказы об одежде   главных героев…, яркий рассказ по иллюстрации получился   у   …,   были   внимательными слушателями… и т. д. ­Я вижу вам   рассказ понравился, дома подготовьте   выразительное   чтение   и выберите   и   подготовьте   пересказ   на тему:   1   вариант:   «Игра   старого пастуха»,   2   вариант:   «Душа   –   сила молодого пастуха». Д.   з.:   с.   4­7,выразительное   пересказ по вариантам.   чтение,

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"

Конспект урока Иван Шмелев "Егорьев день"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2017