Конспект урока "Изменение величин"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок построен в соответствии с ФГОС, использованы информационно-коммуникативные технологии. Данный урок является завершающим для темы «Отрицательные и положительные числа» и подготовительным для изучения действий сложения и вычитания отрицательных чисел.Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности. Чётко прослеживались метапредметные связи: с физикой (опыты с физическим оборудованием) и геометрией (числовая прямая).
Иконка файла материала изменение величин.docx
Тема урока: "Изменение величин". Класс: 6  Форма проведения: Исследовательская работа Тип урока: Изучение и первичное закрепления новых знаний и способов деятельности. Цель:  Организовать   исследовательскую   деятельность   учащихся,   направленную   на   формирование понятия «изменение величины» с математической точки зрения, подготовку  к усвоению правил действий с отрицательными числами. Учебные задачи: 1. Повторение понятий положительного и отрицательного чисел, модуль числа, расположения чисел на координатной прямой. 2.Формирование навыков исследовательской работы, действий по алгоритму. 3.Развитие умения работать в парах, группе, выступать публично, сравнивать, анализировать, делать выводы. 4. Первичное закрепление полученных знаний. Оборудование:  учебник «Математика 6», индивидуальные карточки,   раздаточный материал и наборы для  лабораторной  работы, презентация. ХОД УРОКА Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. I. ОРГАНИЗАЦИОННО­МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП Здравствуйте, ребята.  Слайд 1. Мне хотелось бы начать урок со слов  Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.                              (Рене Декарт) Рене Декарт ­  это французский математик,  физик и философ. Его работы способствовали признанию отрицательных   чисел.   Он   предложил   геометрическое   истолкование   положительных   и   отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637 г).   Не секрет, что каждый день вы совершаете трудное, но очень увлекательное путешествие в страну знаний. Что же это за путь, по которому мы идём все вместе? (Путь познания и открытий).   Каждый день мы берём с собой в дорогу багаж знаний, который становится всё тяжелее и тяжелее. Как вы думаете, приобретённый груз знаний облегчает вам путь или осложняет, ведь всё­таки это тяжёлая ноша? (Чем знаний больше, тем легче идти по дороге познания и открытий).  Ну что ж, друзья, я приглашаю вас в путь. Слайд 2. Но чтобы отправиться в дорогу, нам необходимо захватить с собой «багаж знаний»  II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.  Ребята давайте с вами вспомним.. 1. Что такое координатная прямая?  (прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением) 2. Какие   числа   называются   противоположными?  (два   числа   отличающиеся   друг   от   друга знаками) 3. Что называется модулем числа?   ( модулем числа а  называют ­ расстояние в ед. отрезках от начала координат до точки  А (а)) Молодцы!!!  Работа с классом.              А сейчас внимание на экран. Слайд 3 1)  Продолжите предложение:  (поднимаем руку)  Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют …….координатой точки.  Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют ………целыми числами.   На горизонтальной   координатной прямой точка с большей координатой лежит ….  ПРАВЕЕ точки с меньшей координатой.  Числа со знаком «+» называют …….положительными.  Числа со знаком « ­ » называют …….отрицательными.  Число …нуль….. не является ни положительным, ни отрицательным числом.  Любое отрицательное число …меньше….  любого положительного числа.  Из двух отрицательных чисел больше  то,……….. модуль которого меньше. 2)   Слайд 4. Назовите все целые числа, расположенные на координатной прямой между числами:                      а)    −6,1и1,4                         (­6; ­5; ­4; ­3; ­2; ­1; 0; 1)                    б)    −11и−3 1 2                          (­10; ­9; ­8; ­7; ­6; ­5; ­4;) и−4 1                    в)    −5 3 2                                 (­5) 7 4)   Следующее задание – назовите число противоположное данному.  Слайд 5. 5) Молодцы идем   дальше. Следующее задание игра «Молчанка». У вас на   партах лежат листочки. Подпишите их,  почеркните номер варианта. На слайде и у вас на листочках примеры. Вам нужно молча записать ответы. (1 мин.) Слайд 6.   А теперь проверьте себя. Возьмите в руки зеленую ручку. Если выполнено задание верно ставим «плюс», если неверно – «минус». Слайд 6.   Поднимите руки, кто с заданием справился без ощибок. Молодцы. 6) Следующее задание СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ.   Возьмите карточку «Самостоятельная работа», подпишите ее и сравните числа. ­ Кто у нас самый быстрый? Первым правильно у нас справился с заданием ________  Молодец!  ­ Время закончилось. А теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте и сверьтесь с доской.  «5»  ­ без ошибок; «4» ­ 1­2 ошибки «3» ­ 3 ошибки «2» ­ больше 3 ошибок  Какие у вас возникли вопросы по выполнению этой работы? У кого все правильно? Слайд 7 Давайте   с   вами   вспомним   ­   Из   двух   чисел   на   координатной   прямой   больше   то, ……………….которое лежит правее, а меньше – левее. Слайд 8. 7) Самостоятельная работа по карточкам. Слайд 9. Поверка (поменяйтесь листочками) Для чего мы повторяли изученный материал  и  взяли с собой этот «багаж знаний» (Чтобы двигаться дальше). III. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.  Слайд 10  . За этой фотографией я спрятала величины. Мне нужно назвать эти величины, а так же единицы их измерения.  Что происходит с этими величинами в жизни?  (Изменения)  Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?  (Изменение величин) Слайд 11. Запишите тему сегодняшнего урока «Изменение величин».   Чтобы   доказать   или   опровергнуть   это   утверждение,   я   предлагаю   вам   стать   исследователями. Представьте себе, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборантов, исследователей, экспертов. Вам предстоит провести ряд опытов. Опыты вы будетевыполнять по предложенному алгоритму, указанному в научном дневнике. А я, с вашего позволения, выступлю в роли научного руководителя.  Давайте поделимся на три группы.  На ваших столах лежат розовые листочки,  переверните их. Это ваш научный дневник. В дневнике указан алгоритм ваших действий. Ребята  помогают раздать наборы для лабораторной работы. Опыт 1. Работа с величиной ОБЪЁМ Опыт 2. Работа с величиной ТЕМПЕРАТУРА  Опыт 3. Работа с величиной ДЛИНА Исследователи сидящие на первом варианте – выполняют опыт, а исследователи сидящие на втором варианте – отмечают в научном дневнике результаты опыта и помогают выполнять опыт. Вывод делаете сообща.  Исследовательская работа:   Начнём исследовательскую работу.    НАУЧНЫЙ ДНЕВНИК Опыт № 1 Примечание:   Прежде   чем   проводить   измерения   физической   величины   с   помощью   измерительного прибора, определите цену его шкалы. 1. Определите температуру воды в стакане.  T1=………………………………………………………. 2. Добавьте в стакан снег, измерьте температуру. Т2= ………………………………………………………. 3. Как изменилась температура? На сколько? …………………………………………………………………………………… 4. Что можно сделать, чтобы температура увеличилась? ………………………………………………………………………………………………………… Изменяется ли температура? Вывод: ………………………………………………………………………………………………………… Опыт № 2 1. Определите длину пружины. L1=………………………………………………………. 2. Растяните пружину, измерьте длину растянутой пружины. L2= ………………………………………………………. 3. Как изменилась длина пружины? На сколько? ……………………………………………………………. 4. Что можно сделать, чтобы длина пружины уменьшилась? ……………………………………………………………………………………………………………………... Изменяется ли длина пружины? Вывод: ……………………………………………………………………………………………………………. Опыт № 3 Примечание:   Прежде   чем   проводить   измерения   физической   величины   с   помощью   измерительного прибора, определите цену его шкалы. 1. Налейте в мензурку воды. 2. Чему равен объём воды. V1=………………………………………………………. 2. Отлейте немного воды и запишите полученный объём воды. V2= ………………………………………………………. 3. Как изменился объём воды?  На сколько? …………………………………………………………………………………………………………………...  4. Что можно сделать, чтобы объём воды увеличился?…………………………………………………………………………………………………………………… Изменяется ли объём? Вывод: …………………………………………………………………………………………………………………… Прошу озвучить результаты опытов. Выводы: длина пружины, температура и объём воды изменяются. А какие изменения происходили? (Либо увеличение, либо уменьшение) А как вы думаете какими числами в математике обозначают увеличение величины? (Положительными числами) А уменьшение? (Отрицательными числами) Слайд 12. Вывод:     увеличение любой величины можно выразить положительным числом; уменьшение любой величины можно выразить отрицательным числом. Вы очень хорошо поработали. Молодцы.  VI. ФИЗМИНУТКА.  Слайд 13­14. А теперь физкультминутка.  Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали!  Вверх на солнце посмотрели,  И их лучики погрели.  Бабочки летали,  Крылышками махали.  Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,   Нам пора букет собрать.   Раз присели, два присели,  В руках ландыши запели.  ­ Посмотрите на ландыши – зеленый цвет успокаивает. Молодцы. Садитесь. VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.  Возьмите карточку «Работа в парах», подпишите ее и восстановите предложения. Слайд 15 На столах лежат задания. После истечения определенного времени, на экране появляются ответы для  самопроверки.  Первыми правильно у нас справились с заданием ________  Молодцы!  ­ Время закончилось. А теперь сверьтесь с доской.  ­ А как это будет  выглядеть на координатной прямой? Работа с учебником. Давайте обратимся к нашему учебнику. Откройте страницу 168.        Рассмотрим рисунок 68. Точка на координатной прямой может перемещаться влево и вправо по этой прямой. Перемещение   отрицательными числами.   точки   вправо   обозначают   положительными   числами,   а   перемещение   влево   – Таким образом, увеличение любой величины можно выразить положительными числами, а  уменьшение – отрицательными.VIII. ИТОГ УРОКА  Время подошло подвести итог урока. Слайд 18.  IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Слайд 19  Х. РЕФЛЕКСИЯ.   ­ Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить наш сегодняшний урок. Мы начали урок словами «В путь». Посовещавшись в парах, оцените «наш путь», отметив магнитом на координатной прямой точку со знаком «+»  или « ­ ».   (Обучающийся от каждой пары крепит  магнит на координатной прямой).  Всем спасибо за урок.