Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов,
воплощенных в предметах декоративно –
прикладного искусства – коврах, гобеленах,
вышивке ,-я задумалась о роли геометрии в
создании этих произведений. Стало понятно, что
важное место в орнаментальном искусстве
занимает сочетание таланта мастера и его
геометрические умения.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Орнамент
Орнамент
Слово орнамент в переводе – украшение. Это узор
,состоящий из повторяющих ритмически упорядоченных
элементов. Орнамент предназначен для украшения
различных предметов (посуды, мебели, текстильных
изделий, оружия) и архитектурных сооружений.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
В построении орнамента используют принцип
симметрии. Рассматривая разные композиции, легко
увидеть, что орнамент можно продолжить в разные
стороны, даже если его первоначальная композизия
ограничена и замкнута.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Орнамент как отпечаток души
народа
Каждая эпоха ,каждая национальная культура выработала
свою систему орнамента мотивы, формы ,расположения на
украшаемой поверхности .По орнаменту можно определить
,к какому времени и к какой стране относится или иное
произведения искусства .
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Орнамент на Руси
Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси. Для русского
орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и
изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур.
Наиболее ярко русский орнамент выражен в резьбе по дереву и вышивке. В
плоском орнаменте одним из наиболее часто используемых мотивов является
так называемая плетенка – различного вида переплетения полосок типа лент,
ремней, стеблей цветов. Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура,
диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы,
передаваемые из века в век? Что они значили?
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем
понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к
природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты,
покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в
виде орнамента. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:
прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная –
воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались
крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний
земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими
живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических
существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в
образах.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Русский орнамент по праву называется одним из самых
интересных явлений в мировой художественной
культуре. Он представляет собой уникальный мир
художественных образов. На протяжении веков русский
орнамент видоизменялся, трансформировался, но
неизменно поражал воображение современников своей
поэтикой и красотой линий и красок.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Древнерусскими мастерами очень часто воспроизводились изображения
драконов, павлинов, собак, тельцов. Звериная голова, лапа, хвост являлись
логическим «продолжением» буквы, а порой настолько видоизменяли букву,
что ее трудно было узнать. Причудливые звериные формы встречались и в
украшении миниатюрных заставок. Они располагались симметрично, головой
к центру композиции или по верхнему краю заставки. Мотивы цветов, веток,
виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского
орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев,
чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных
книг XII—XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в
декоре памятников XIV—XVII вв.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Казахский орнамент
Казахский орнамент
Космогонические мотивы казахского орнамента возникли, очевидно, в толще
напластований культур древних племен и народов. К ним относятся донгелек —
солярный круг, торт кулак — крестовина, шимай — спираль,
символизирующие, соответственно, пожалуй, со времен древних саков,—
мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение. В религии
саков, как известно, большое место отводилось верховному божеству,
связанному с культом солнца, а в искусстве — его сложному и очень емкому
философского звучания символу.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
ОРНАМЕНТЫ ХАНТЫ И МАНСИ
ОРНАМЕНТЫ ХАНТЫ И МАНСИ
В орнаменте раскрывается тонкое наблюдение за окружающей человека
природой, проявляются особенности мышления, богатство внутреннего мира
северного народа ханты. Орнамент можно встретить в изделиях из меха,
кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Он оживляет вещи,
делает их более заметными, красивыми, оригинальными. Исследователи
орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и
бронзы.
Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег,
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Изпод иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
Микуль Шульгин
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи,
ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и
аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые
отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне
определенным содержанием, отражая представления об окружающей
действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи
ушки»,нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы
лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат
нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот
хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия
узорам давали по сходству и подобию предмета.
Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по
случаю какоголибо события, например вышивание орнамента медвежьего
следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета,
на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент
имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать
реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные
традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение
сообщить информацию), магическую и эстетическую. Декоративноприкладное
искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи
орнаментации изделий из меха, замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости,
бисера.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Расположение элементов орнамента
Расположение элементов орнамента
на ткани
на ткани
Чередование элементов в шахматном порядке
Построчное чередование
Чередование цвета одного элемента
Другие варианты
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Хохлома старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в
Заволжье (село Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый
известный вид русской народной живописи. Он представляет собой
декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную
красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
Для хохломской росписи характерна оригинальная окраска дерева в
золотистый цвет без применения золота. При выполнении росписи на дерево
наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие
покрывают специальным составом и тричетыре раза обрабатывают в печи.
Тогда и появляется этот восхитительный медовозолотой цвет, благодаря
которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный
хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины,
цветущие ветки.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Гжель роспись
Гжель роспись
Искусство Гжель это производство и украшение керамики,
фарфора, керамических изделий и украшений. С исторической
точки зрения Гжель это район, который состоит из 27
деревень и носящий название Гжельский Куст. Расположен в
60 километрах от Москвы. Увидеть большинство деревень
можно, проехав по железнодорожной линии направления
Москва — Муром — Казань.
Издавна гжель славилась своими глинами, из которой
создавалась различная утварь, посуда, сосуды и др. Гжельская
роспись, которая традиционно украшает гжельскую посуду,
также является уникальной и характерной только для этого
вида народного промысла. В основном это голубые, синеватые
оттенки, особый мазок кисти, который образует форму и её
тень. Традиционными считаются изображения птиц, цветов (в
основном роз) и узоров. В последнее время гжельская роспись,
благодаря своей незамысловатой, ясной и лёгкой красоте
набирает всё больше популярности. Красивыми и
своеобразными завитками украшают всё, даже пакеты и
одежду.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Матрёшка это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта
игрушка создавалась для детей, взрослые довольно трепетно относятся к
матрешкам и чаще покупают для себя, для души. Сейчас она не просто
народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и
хранительницей исконной русской культуры и одного из видов орнамента.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ
ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ
На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это
удобно и красиво. Зимы у нас холодные, и мастерицы из Ориенбурга
научились вязать платки на спицах из козьего пуха, да такие красивые и
сложные узоры вывязывали, что прославились на всю страну.
В маленьком городке Павловский Посад, который находится в Московской
области, женщины стали делать платки из ткани, как правило, однотонные.
Хорошие были платки: теплые, мягкие, удобные, но не радостные. Одной из
женщин, которая была веселым и жизнелюбивым человеком, захотелось
украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Она взяла краски и
украсила свой платок диковинными цветами, да так искусно, что женщины
городка тоже захотели носить яркие, красивые платки. Каждая из них
придумывала свои узоры и цветы, такие, выражая этим свой собственный
светлый и радостный душевный мир, свое понимание красоты. Постепенно
сложилась традиция, которая вобрала в себя лучшие фантазии женщин, и
слава о мастерицах распространилась по всей Руси.
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Орнамент на платках
Орнамент на платках
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Вывод
Вывод
Если вообще допустить, что элементы геометрических
украшений - треугольники, четырехугольники, круги,
волнообразные, зигзагообразные разные и спиральные
линии - не существовали с самого начала в представлении
доисторического человека как отвлеченные
математические формы, а были внесены в его воображение
извне, то все-таки допущение это не исключает того, что
геометрические украшения, однажды развившись, очень
скоро стали повторяться и разрабатываться именно как
геометрические формы и на той ступени искусства, которая
ими пользовалась, превратились на самом деле в чисто
геометрическую игру линий.
деятельности архитекторов, технологов ткани и народных
промыслов других мастеров-орнаменталистов. Они хорошо
владеют построениями, измерениями и геометрическими
доказательствами. Что геометрия очищает и
совершенствует человеческий ум, прививается постоянно
на протяжении всех лет обучения в школе.
Геометрия служит созданию красоты и удобства, т. е. того,
что объединяют словом - гармония.
Геометрия занимает важное место в практической
Конспект урока изобразительного искусства. 2 класс
Литература
1.Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно
математический курс. – М.: ШколаПресс, 1998 г.
2.Савин А. П. Энциклопедический словарь юного
математика.Москва «Педагогика», 1985 г.
3.Шешкин П. Е. Мансийские орнаменты. СанктПетербург,
«Просвещение», 2001 г.
4. http:// Орнаменты всех времен и стилей Art Tower.htm.ru
5. http:// Искусство орнамента.htm
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.