УРОК 11. Как вести себя в православном храме
ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство учащихся с правилами поведения в православном храме, объяснение им смысла действий, которые совершают верующие при посещении храма.
ЗАДАЧИ УРОКА:
формирование представлений о правилах поведения в православных храмах;
объяснение особенностей поведения верующих в храме;
развитие представлений о связи православных церковных традиций с историей народа;
развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;
воспитание уважения к религиозным символам и традициям;
совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания;
совершенствование навыков работы с источниками информации (текстовыми и графическими), самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации индивидуального образовательного результата;
обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;
развитие интереса к изучению предмета.Конспект урока "Как вести себя в православном храме" 4 класс
УРОК 11. Как вести себя в православном храме
ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство учащихся с правилами поведения в православном храме,
объяснение им смысла действий, которые совершают верующие при посещении храма.
ЗАДАЧИ УРОКА:
формирование представлений о правилах поведения в православных храмах;
объяснение особенностей поведения верующих в храме;
развитие представлений о связи православных церковных традиций с историей народа;
развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;
воспитание уважения к религиозным символам и традициям;
совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на
вопросы разных типов, построения связного высказывания;
совершенствование навыков работы с источниками информации (текстовыми и
графическими), самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации
индивидуального образовательного результата;
обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;
развитие интереса к изучению предмета.
ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ: иллюстративный материал,
классная или интерактивная доска.
ПЛАН УРОКА
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний Беседа; постановка
Ответы на вопросы
Чтение текста урока;
обсуждение; запись темы;
формулировка вопросов;
планирование деятельности
Постановка и
формулировка
проблемы,
планирование
деятельности
вопросов для
обсуждения
Организация
деятельности
учащихся;
обсуждение
прочитанного;
формулировка
проблемы и
вопросов;
планирование
деятельности
Оборудование,
источники и т.п.
Иллюстративный
материал
Учебник; классная или
интерактивная доска
1Решение проблемы,
применение знаний и
умений
Рефлексия
Домашнее задание
Организация
деятельности
учащихся;
комментированное
чтение; обсуждение
прочитанного;
организация
групповой работы
Организация
рефлексии;
обсуждение
Инструктирование;
консультирование
Комментированное чтение;
обсуждение прочитанного;
словарная работа; работа с
иллюстративным
материалом; работа в
группах; презентация
результатов работы групп
Учебник;
иллюстративный
материал;
дополнительный
материал; слайдовая
презентация
Групповая работа;
обсуждение
Дополнительный материал
Общее: задание 1 на
с. 66; по желанию: задания
3, 4, 5
на с. 66—67
Учебник
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
Беседа с учащимися. Примерные вопросы для обсуждения:
1. Что вы уже знаете о православных храмах?
2. Приходилось ли вам там бывать? Может быть, ктото слышал рассказы взрослых о
посещении храма или видел людей в храмах по телевизору?
3. Как там вели себя люди?
4. Отличалось ли их поведение от поведения в других общественных местах?
5. Чем отличалось? (Вариант: есть ли какието особенности в поведении людей в
храме?)
Постановка и формулировка проблемы, планирование деятельности
Работа с текстом и иллюстрацией шмуцтитула раздела 3.
Чтение первых трех абзацев урока.
2 Беседа с детьми по тексту, возможные вопросы для обсуждения:
1. Что означает слово «благоговейно»?
2. Что значит «с особым почтением»?
3. Кого уважают и почитают верующие? Как они называют храм?
4. А нужно ли и другим людям вести себя в храме поособенному?
Проблемные вопросы:
1. Почему в церкви нужно соблюдать особые правила?
2. Какие правила поведения существуют в православных храмах?
Чтобы ответить на вопросы, нужно знать:
1.
2.
3.
4.
Кто придумал правила поведения в храмах?
На чем (на каком опыте, традициях) они основаны?
Давно ли появились правила?
Как связаны правила поведения в храмах (священных сооружениях) с
историей народа?
Решение проблемы, применение знаний и умений
Организация чтения с комментариями. Возможные задания и вопросы:
1. Прочитайте третий абзац на с. 64 учебника. По убеждениям верующих, на чём
основаны правила поведения в храмах?
2. Прочитайте первый абзац на с. 64 учебника. Изменялись ли эти знания и опыт?
(Вариант: в каких странах христианство появилось раньше, чем на Руси? Сохранялись ли
3символика и церковные правила на Руси в неизменном виде? А могли ли они измениться
полностью?)
3. Прочитайте последний абзац урока 11. О чём говорит то, что сейчас строятся новые
храмы и реставрируются старые? (Вариант: закончился ли период недостаточно
бережного отношения к церковным традициям? Что отражается в церковных традициях?)
4. Почему надо соблюдать традиции?
5. В нашей стране всегда жили и сейчас живут представители разных народов и
религий. Подумайте, как им следует относиться к религиозным традициям друг друга,
чтобы наше государство было прочным. Подберите одно слово.
6. Какие же правила поведения существуют в православных храмах? Для ответа на
вопрос прочитайте текст урока 11 (с абзаца «В храме необходимо соблюдать
определенные правила поведения» до конца урока).
Работа со словарем.
Прочитайте в словаре значение слов «архитектор», «реставратор», «реставрация».
Групповая работа (возможные варианты заданий).
1. В этом задании важно будет акцентировать внимание детей на том, чем обоснованы
правила поведения в храме и почему их нужно соблюдать. А также объяснить
школьникам, что надо уважительно относиться к святыням (и не только к тем, которые
близки им, но и к святыням других людей). Следует также объяснить, почему правильно
говорить «экскурсия в музей», но «посещение храма», чтобы учащиеся увидели, как
уважительное отношение к священным сооружениям проявляется в том числе на уровне
лексики.
2. Сравните (по выбору): посещение храма и экскурсию в музей; посещение храма и
посещение театра, посещение храма и поход в кинотеатр. Постарайтесь, кроме отличий,
найти и чтото общее.
Задание выполняется устно (кратко записываются только отдельные слова на листах
черновиках во время обсуждения в группах). Данное задание может быть предложено и
для выполнения письменно дома (по желанию и только если оно предварительно не
выполнялось в классе).
Для выполнения задания класс делится на 3 группы по числу подвопросов в задании
(деление осуществляет учитель). В больших классах можно предложить дополнительное
задание (для 4й группы): сравните посещение храма и посещение концерта популярной
4музыки.
Для облегчения работы детям можно предложить следующую схему: сравните одежду,
правила поведения (есть ли особые правила поведения в церкви?), действия, выполняемые
людьми (есть ли чтото особое в действиях людей в церкви?).
Примерный план работы:
1) в группах дети высказывают и обсуждают свои предположения — примерно
5 мин;
2) один ученик от каждой группы озвучивает итоги работы группы, учитель
фиксирует все предложенное на доске — примерно 5 мин;
3) учитель предлагает детям в высказываниях всех групп найти общее (дети
называют, учитель подчеркивает или обводит данные пункты) и различное (учитель
обращает внимание, совпадают ли высказывания отвечающих о правилах
поведения в церкви) — приблизительно 5 мин);
4) учитель спрашивает, есть ли общие правила поведения, которых
необходимо придерживаться при посещении любых общественных мест, учащиеся
делают общий вывод: есть правила поведения, общие для всех людей, — примерно
5 мин;
5) комментарий по желанию учителя в зависимости от временных ограничений
— примерно 2 мин: основой для поведения человека должно быть уважение к
другим людям, отсюда и вытекают правила поведения в православном храме (для
любого человека, даже не являющегося православным); основа поведения в храме
— уважение к религиозным убеждениям верующих, для православного человека
важны и особенно значимы действия, показывающие его веру и вытекающие из нее,
— поклоны и осенение себя крестом, возжигание свечей, участие в общей молитве,
прикладывание к иконам и священным предметам.
t Фронтальная работа с классом (возможные варианты заданий).
1. Задания на знание и понимание терминов и понятий. Выберите верный
вариант (варианты):
в православном храме мужчины должны находиться:
5а) в головном уборе; б) с непокрытой головой; в) верно и то и другое;
в православном храме женщины должны находиться:
а) в головном уборе; б) с непокрытой головой; в) верно и то и другое;
выберите одежду, подходящую для посещения православного храма:
а) платок; б) миниюбка; в) шорты; г) закрытое платье; д) прозрачная кружевная блузка; е)
летняя майка, открывающая живот; ж) джинсы (мужские); з) джинсы (женские); и) верно
все перечисленное;
для православного христианина соблюдение правил поведения в храме — это:
а) выражение веры в Бога; б) уважение к чувствам других верующих; в) верно и то и
другое;
реставраторы: а) строят храмы; б) восстанавливают иконы и фрески в храмах; в)
украшают храмы (делают росписи на стенах); г) верно все вышеперечисленное.
Рефлексия
Могут быть организованы в разной форме.
В виде игры, например упражнение «Градусник — температура» в классе (тепло,
приятно, ноль, прохладно, холодно), Домашнее задание
6