Конспект урока "Как вести себя в православном храме" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УРОК 11. Как вести себя в православном храме ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство учащихся с правилами поведения в православном храме, объяснение им смысла действий, которые совершают верующие при посещении храма. ЗАДАЧИ УРОКА: формирование представлений о правилах поведения в православных храмах; объяснение особенностей поведения верующих в храме; развитие представлений о связи православных церковных традиций с историей народа; развитие представлений о нравственных и духовных ценностях; воспитание уважения к религиозным символам и традициям; совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания; совершенствование навыков работы с источниками информации (текстовыми и графическими), самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации индивидуального образовательного результата; обогащение лексического запаса и формирование эрудиции; развитие интереса к изучению предмета.Конспект урока "Как вести себя в православном храме" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
УРОК 11. Как вести себя в православном храме ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство учащихся с правилами поведения в православном храме,  объяснение им смысла действий, которые совершают верующие при посещении храма.  ЗАДАЧИ УРОКА: формирование представлений о правилах поведения в православных храмах;  объяснение особенностей поведения верующих в храме;  развитие представлений о связи православных церковных традиций с историей народа;  развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;  воспитание уважения к религиозным символам и традициям;  совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на  вопросы разных типов, построения связного высказывания;  совершенствование навыков работы с источниками информации (текстовыми и  графическими), самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации  индивидуального образовательного результата;  обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;  развитие интереса к изучению предмета. ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ: иллюстративный материал,  классная или интерактивная доска. ПЛАН УРОКА Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Актуализация знаний Беседа; постановка  Ответы на вопросы Чтение текста урока;  обсуждение; запись темы;  формулировка вопросов;  планирование деятельности Постановка и  формулировка  проблемы,  планирование  деятельности вопросов для  обсуждения Организация  деятельности  учащихся;  обсуждение  прочитанного;  формулировка  проблемы и  вопросов;  планирование  деятельности Оборудование, источники и т.п. Иллюстративный  материал Учебник; классная или  интерактивная доска 1Решение проблемы,  применение знаний и умений Рефлексия Домашнее задание  Организация  деятельности  учащихся;  комментированное  чтение; обсуждение  прочитанного;  организация  групповой работы  Организация  рефлексии;  обсуждение  Инструктирование;  консультирование Комментированное чтение;  обсуждение прочитанного;  словарная работа; работа с  иллюстративным  материалом; работа в  группах; презентация  результатов работы групп ­ Учебник;  иллюстративный  материал;  дополнительный  материал; слайдовая  презентация ­ Групповая работа;  обсуждение Дополнительный материал Общее: задание 1 на  с. 66; по желанию: задания  3, 4, 5  на с. 66—67 Учебник ХОД УРОКА Актуализация знаний Беседа с учащимися. Примерные вопросы для обсуждения: 1. Что вы уже знаете о православных храмах? 2. Приходилось ли вам там бывать? Может быть, кто­то слышал рассказы взрослых о посещении храма или видел людей в храмах по телевизору? 3. Как там вели себя люди? 4. Отличалось ли их поведение от поведения в других общественных местах? 5. Чем   отличалось?   (Вариант:   есть   ли   какие­то   особенности   в   поведении   людей   в храме?) Постановка и формулировка проблемы, планирование деятельности  Работа с текстом и иллюстрацией шмуцтитула раздела 3.  Чтение первых трех абзацев урока. 2 Беседа с детьми по тексту, возможные вопросы для обсуждения: 1. Что означает слово «благоговейно»? 2. Что значит «с особым почтением»? 3. Кого уважают и почитают верующие? Как они называют храм? 4. А нужно ли и другим людям вести себя в храме по­особенному?  Проблемные вопросы: 1. Почему в церкви нужно соблюдать особые правила? 2. Какие правила поведения существуют в православных храмах? Чтобы ответить на вопросы, нужно знать: 1. 2. 3. 4. Кто придумал правила поведения в храмах? На чем (на каком опыте, традициях) они основаны? Давно ли появились правила? Как   связаны   правила   поведения   в   храмах   (священных   сооружениях)   с историей народа? Решение проблемы, применение знаний и умений  Организация чтения с комментариями. Возможные задания и вопросы: 1. Прочитайте   третий   абзац   на   с.   64   учебника.   По   убеждениям   верующих,   на   чём основаны правила поведения в храмах? 2. Прочитайте первый абзац на с. 64 учебника. Изменялись ли эти знания и опыт? (Вариант: в каких странах христианство появилось раньше, чем на Руси? Сохранялись ли 3символика и церковные правила на Руси в неизменном виде? А могли ли они измениться полностью?) 3. Прочитайте последний абзац урока 11. О чём говорит то, что сейчас строятся новые храмы   и   реставрируются   старые?   (Вариант:   закончился   ли   период   недостаточно бережного отношения к церковным традициям? Что отражается в церковных традициях?) 4. Почему надо соблюдать традиции? 5. В   нашей   стране   всегда   жили   и   сейчас   живут   представители   разных   народов   и религий. Подумайте, как им следует относиться к религиозным традициям друг друга, чтобы наше государство было прочным. Подберите одно слово. 6. Какие же правила поведения существуют в православных храмах? Для ответа на вопрос   прочитайте   текст   урока   11   (с   абзаца   «В   храме   необходимо   соблюдать определенные правила поведения» до конца урока).  Работа со словарем. Прочитайте в словаре значение слов «архитектор», «реставратор», «реставрация».  Групповая работа (возможные варианты заданий). 1. В этом задании важно будет акцентировать внимание детей на том, чем обоснованы правила   поведения   в   храме   и   почему   их   нужно   соблюдать.   А   также   объяснить школьникам, что надо уважительно относиться к святыням (и не только к тем, которые близки им, но и к святыням других людей). Следует также объяснить, почему правильно говорить   «экскурсия   в   музей»,   но   «посещение   храма»,   чтобы   учащиеся   увидели,   как уважительное отношение к священным сооружениям проявляется в том числе на уровне лексики. 2. Сравните (по выбору): посещение храма и экскурсию в музей; посещение храма и посещение театра, посещение храма и поход в кинотеатр. Постарайтесь, кроме отличий, найти и что­то общее. Задание выполняется устно (кратко записываются только отдельные слова на листах­ черновиках во время обсуждения в группах). Данное задание может быть предложено и  для выполнения письменно дома (по желанию и только если оно предварительно не  выполнялось в классе). Для выполнения задания класс делится на 3 группы по числу подвопросов в задании  (деление осуществляет учитель). В больших классах можно предложить дополнительное  задание (для 4­й группы): сравните посещение храма и посещение концерта популярной  4музыки. Для облегчения работы детям можно предложить следующую схему: сравните одежду,  правила поведения (есть ли особые правила поведения в церкви?), действия, выполняемые  людьми (есть ли что­то особое в действиях людей в церкви?). Примерный план работы: 1) в группах дети высказывают и обсуждают свои предположения — примерно 5 мин; 2) один ученик от каждой группы озвучивает итоги работы группы, учитель фиксирует все предложенное на доске — примерно 5 мин; 3) учитель предлагает детям в высказываниях всех групп найти общее (дети называют, учитель подчеркивает или обводит данные пункты) и различное (учитель обращает   внимание,   совпадают   ли   высказывания   отвечающих   о   правилах поведения в церкви) — приблизительно 5 мин); 4) учитель   спрашивает,   есть   ли   общие   правила   поведения,   которых необходимо придерживаться при посещении любых общественных мест, учащиеся делают общий вывод: есть правила поведения, общие для всех людей, — примерно 5 мин; 5) комментарий по желанию учителя в зависимости от временных ограничений — примерно 2 мин: основой для поведения человека должно быть уважение к другим людям, отсюда и вытекают правила поведения в православном храме (для любого человека, даже не являющегося православным); основа поведения в храме — уважение к религиозным убеждениям верующих, для православного человека важны и особенно значимы действия, показывающие его веру и вытекающие из нее, — поклоны и осенение себя крестом, возжигание свечей, участие в общей молитве, прикладывание к иконам и священным предметам. t  Фронтальная работа с классом (возможные варианты заданий). 1. Задания на  знание  и  понимание  терминов  и  понятий. Выберите  верный вариант (варианты):  в православном храме мужчины должны находиться: 5а) в головном уборе; б) с непокрытой головой; в) верно и то и другое; в православном храме женщины должны находиться:  а) в головном уборе; б) с непокрытой головой; в) верно и то и другое;  выберите одежду, подходящую для посещения православного храма:  а) платок; б) мини­юбка; в) шорты; г) закрытое платье; д) прозрачная кружевная блузка; е) летняя майка, открывающая живот; ж) джинсы (мужские); з) джинсы (женские); и) верно  все перечисленное;  для православного христианина соблюдение правил поведения в храме — это:  а) выражение веры в Бога; б) уважение к чувствам других верующих; в) верно и то и  другое;  реставраторы: а) строят храмы; б) восстанавливают иконы и фрески в храмах; в)  украшают храмы (делают росписи на стенах); г) верно все вышеперечисленное. Рефлексия Могут быть организованы в разной форме.  В виде игры, например упражнение «Градусник — температура» в классе (тепло, приятно, ноль, прохладно, холодно), Домашнее задание 6