Конспект урока "Конструктор ценностей

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроках ОРКСЭ, которые провожу уже второй год, стараюсь использовать 3 способа восприятия нового материала по схеме «вижу, слышу, чувствую». Для визуалистов я придумала объяснять новую информацию с помощью схем (возможно, мне интересно создавать схемы к терминам потому, что я сама на половину «визуал»). Можно назвать этот технологический подход «Этика в схемах: конструктор терминов» Например: Тема урока - «Граница между добром и злом». Когда я знакомила учеников с понятием «Ценности», мне пришла в голову идея: «А если изобразить ценности графическими фигурами и наглядно показать что будет, ЕСЛИ….» И вот что у меня получилось: 1. Ценности делятся на две категории: моральные и материальные.Конспект урока "Конструктор ценностей
Иконка файла материала конспект.docx
КОНКУРС  МЕТОДИЧЕСКИХ  ИННОВАЦИЙ  В ОБЛАСТИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «ЕСТЬ ИДЕЯ!» Направление конкурсной работы – технологический подход. Название разработки: «КОНСТРУКТОР ЦЕННОСЕЙ»  На уроках ОРКСЭ, которые провожу уже второй год, стараюсь использовать 3 способа восприятия нового материала по схеме «вижу, слышу, чувствую».  Для визуалистов  я придумала объяснять новую информацию с помощью схем (возможно, мне интересно создавать схемы к терминам потому, что я сама на  половину «визуал»).  Можно назвать этот технологический подход  «Этика в схемах: конструктор  терминов» Например: Тема урока ­ «Граница между добром и злом».  Когда  я знакомила учеников с понятием «Ценности», мне  пришла в голову  идея: «А если изобразить ценности графическими фигурами и наглядно  показать что будет, ЕСЛИ….» И вот что у меня получилось: 1. Ценности делятся на две категории: моральные и материальные. Понятие моральные я разделила ещё на две категории: социальные и духовно­ нравственные и начала рассуждение: 2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ценности – это тот фундамент, на котором мы можем  1стоять, сидеть, лежать, опираться, возвышаться и т.п.  Это, в первую очередь,   деньги, дом, машина и т.д.  по нарастающей. Этот фундамент пусть будет в  виде прямоугольника, т.к. прямоугольник – это мистический союз четырёх  стихий, (4­х элементов в их статическом аспекте; число четыре ­ это  разделение всего сущего на четыре части: земля, вода, огонь, воздух).  Потому что это платформа, основание – ФУНДАМЕНТ!!!                                                 МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Четырёхугольник может быть разной формы. И состоит он из множества  кирпичиков­ценностей. А, может, их совсем и не быть… (об этом мы  поговорим дальше). Напомню, что МОРАЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТИ  я поделила на СОЦИАЛЬНЫЕ и   ДУХОВНЫЕ. 3. МОРАЛЬНЫЕ ценности – СОЦИАЛЬНЫЕ, я увидела в виде треугольника,  у которого тоже возможна различная форма вплоть до трапеции. Треугольник  тоже состоит из кирпичиков­ценностей, у кого какая ценность, где будет  располагаться, зависит от того, кто какое место отводит «социальным»  ценностям. Символика треугольника не так проста, она имеет много значений, ведь есть ещё и перевёрнутый треугольник.  От чего зависит форма  треугольника, тоже объясню позже.   К социальным ценностям мы,  совместно с учениками,  отнесли:  семья, работа, друг (друзья),  здоровье,  досуг,   образование,  быт,   хобби, отдых и т.п. Социальные ценности 4. МОРАЛЬНЫЕ ценности – ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫЕ: определили с  ребятами такие: жизнь, творчество, Родина, душа, личность, патриотизм,  честь, любовь, дружба, доброта и т.д.  И, для таких определений, я решила,  что  самая подходящая фигура – это круг, так как круг – это символ   единства, вечности и бесконечности времени, знак совершенства как  2бесконечная линия. ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫЕ ценности 5. Когда я детям объяснила всё и нарисовала (а, они, соответственно,  зарисовали всё в тетради), перехожу к «строительству». Рисую схемы: I. СХЕМА 1                            II. СХЕМА 2     Переходим к разъяснениям и выводам: ВЕРХНЯЯ ФИГУРА означает то, чем занята голова в данный момент,  СРЕДНЯЯ ФИГУРА – то, чем живёт тело, ТРЕТЬЯ – НИЖНЯЯ ФИГУРА – это то, что имеется материального, это та  база, на которой развивается всё остальное, повторюсь, что бывают случаи,  когда эта, третья часть, отсутствует, или есть в виде маленькой тоненькой  линии. Размер «фундамента» опять же зависит от выбора ценностей, и их  значимости для индивидуума (школьника).   36. Спрашиваю ребят, какая фигура устойчивее? (Ответы)    Почему? (Ответы) 7. И в первой, и во второй фигуре мы можем убрать нижний ряд. Что  случится в итоге?  (ученики размышляют, отвечают) 8. А какие ещё фигуры мы можем построить из предложенных фигур? (И вот тут обучающиеся фантазируют на 100%, предполагая, каким будет тот, или иной человек, определённой «фигуризации») Получается весело! ПОДВОДЯ  ИТОГИ   УРОКА,  (т.е. провожу рефлексию) отвечаем на  заключительный вопрос:  Хотите что­то переделать в этих фигурах? Что?  К какой фигуре желательно стремиться и почему? И  после всех высказываний резюмируем, что ЖЕЛАТЕЛЬНО стремиться к  фигуре № 2, потому что, когда  всё в личности будет гармонично, личность  будет развиваться в духовно­нравственном направлении.                                                                                                                                        4