Конспект урока кубановедения 11 класс "Битва за Кавказ" (Бой местного значения)

Конспект урока кубановедения 11 класс "Битва за Кавказ" (Бой местного значения)

Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
11 кл +1
06.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

конспект_урока_Битва_за_кавказ.docx
Конспект урока с  использованием проблемного обучения  по теме   «Краснодарский край в годы Великой  Отечественной войны.  «Битва за Кавказ. Бои местного значения» от 13.12.2015 г.                     Цель   урока:  формирование   представления   у   учащихся   о   Кубани   во   время   Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ ( бои местного значения) ;  Задачи:    образовательная – определить место и значение битвы за Кавказ в коренном                                                    переломе Великой Отечественной войны                   развивающие   –   формирование универсальных учебных действий стиля                                                  сотрудничества  при выполнении практической работы                  воспитательные – формирование личностного восприятия исторических фактов и                                                   патриотизма Оборудование:  Карта   “   Голубая   линия     «система   оборонительных   рубежей   немецко­ фашистских   войск   на   Таманском   полуострове   к   9   сентября   1943   г.»   карте   «Армавиро­ Маикопская оборонительная операция  6­7 августа 1942 г.» книги: “Кубань в годы ВОВ. 1941­ 1945” Адм. Краснодарского края. Краснодар: периодика Кубани 2005.; “Кубань в Великой Отечественной войне 1941­1945” ­ Краснодар: ГУП “Печатный двор Кубани” 2000; в/ф “ Битва за Кавказ”; Интернет ресурсы.  Тип урока: Экскурсия в музей. I. Активизация внимания.  Содержание урока  Учитель: Изучение раздела Великая Отечественная война закончен, но мы  не можем  перейти к изучению другой темы, потому что знаем, что наш   край сыграл не маловажную роль в  победе над фашизмом. (учитель обращается к ученикам, определить тему урока. «Родной  край в Великой  Отечественной  войне. Битва за Кавказ. Бои местного значения»  слайд №1.  Учащиеся  записывают в тетрадь число, тему.  Учитель объясняет назначение   технологической карты, лежащей на столе у девятиклассников. Ребята по  ходу урока должны делать записи, важные и нужные для   написания очерка или публицистической статьи в газету к годовщине оккупации Тимашевского района, п.Советский. II. Актуализация знаний     Слайд №2. Вспомним, как разворачивались события Великой Отечественной  войны  летом  1942года? (Рассказ по карте «Армавиро­Маикопская оборонительная операция  6­7 августа  1942 г». Ученик по карте рассказывает о событиях 1942 г.)  Слайд №3  Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.        А)Работа с картой.  Б) Дома ученик  подготовил мини­проект о значении  Коренного перелома  в ходе ВОВ,  начатый под Сталинградом, а  завершен в ходе Курской битвы (5 июля – 23 августа 1943 г.).   (план проекта). В работе обращено внимание, что именно на плечи русского народа легла  основная тяжесть Великой Отечественной войны. III. Конструирование новых  знаний. (20 мин.) Учитель: А Коренному перелому предшествовала Битва за Кавказ, которая длилась почти 14 месяцев. Для Кубани это было очень тяжёлое время.  Чтобы ясно представить картину боёв за освобождение  Краснодарского края, ребята из группы  «Поиск» школьного музея 417  Сивашской Краснознаменной ордена Суворова  второй степени стрелковой дивизии,  расскажут  нам о событиях, происходивших на  территории  Тимашевского района и  бывшего совхоза «Красносельский» во время этого периода. Слайд №4. Научный консультант – ученик 11 класса, экскурсовод из  Группы «Поиск»   школьного музея   подробно рассказывает о событиях в июле­августе 1942 года на территории Краснодарского края.  Начало  оккупации  (Он предлагает учащимся записать     основные  понятия и термины: Оккупации, «Новый  порядок», «Душегубки» Михезеева поляна.      По карте «Армавиро­Маикопская оборонительная операция  6­7 августа 194 г». Учащийся  рассказывает, что битва за Кавказ делится на два периода.    Первый период 25 июля ­ 31 декабря 1942 г. ­ оборонительные действия советских войск.   Второй период  ­ наступательный ­ с января  до октября месяца 1943 г.).   слайд №5.  2­ой консультант рассказывает об оккупации, «Новом  порядке»,  «Душегубках»  Михезеевой поляне.  Слайд №6.Ученик   Прошло много лет, а ветеран войны, старожил нашего   поселка  Миренкова Любовь Павловна со слезами на глазах вспоминает февраль 1943  года. Это было  время тяжелейшего противостояния и жестоких  боев. Гибли наши односельчане, спасали  землю от  фашистской нечести. Наш поселок освобождала 417 стрелковая дивизия. Кровью и  потом, сантиметр за сантиметром, не щадя жизни, продвигались воины дивизии, выгоняя немецких  захватчиков с Кубани. В феврале 1943 года в поселке Советском шли  тяжелые кровопролитные бои. Для многих земля Кубани  стала последним пристанищем. И как только со стороны Тимашевска появлялась  темная точка – открыв огонь. Мы поняли, что там уже наши и они идут к  нам.. Радости и тревоги не  было конца. 12 февраля началось освобождение нашего поселка. Наши танки и самолеты летели со стороны Тимашевска». (После   интервью   с   Л.П.Миренковой     учащимся   предлагается   сделать   дыхательную гимнастику для солдат, осчастливленных победой.) Научный консультант по  карте рассказывает о событиях 1942 г. в феврале   месяце   Слайд   №7.    2­ой   экскурсовод   читает   воспоминания     санинструктора,   Анны   Петровны Тодоренко­ветерана   417   Сивашской   Краснознаменной   ордена     Суворова     второй   степени стрелковой   дивизии,   Почетный   гражданин   поселка       Советского   Тимашевского   района   и города Моздока, освободитель Кубани  рассказала: «Четыре месяца полк стоял в обороне, а 31 декабря 1942 года  пошел в наступление, форсировал Терек. Первым освободили Моздок, затем     Ставропольский край. Это были ворота на пути к Победе. Бойцы 417Сивашской дивизии вступили на  кубанскую землю. Здесь шли ожесточённые бои за каждую станицу. По трое суток бились за каждый населенный пункт:                          Они бессмертным подвигом своим                           Победное мгновение приблизили  – продолжают читать ребята воспоминание    ветерана войны.  Освобождение Кубани началось с января 1943 года.   Анна Петровна     вспоминает: « Наша дивизия вступила на тимашевскую землю. Февраль  был снежим. Вражеские танки давили нас, разметали   все   на   своем   пути.   Особенно   жестокие   бои   шли   в   поселке   Советском.   Враг сопротивлялся, уж  очень ему нравилась кубанская земля. Тяжело вспоминать бой за поселок  и  станицу Тимашевскую.  Здесь погиб наш командир полка Василий Филонов, кубанец  Майборода, другие бойцы. А многим  из нас  было всего восемнадцать»:                                 В поселке Советском разведчики наши,                           Их было тринадцать отважных ребят,                          В братской могиле навечно уснули                          Тринадцать героев, отважных солдат.   Это   строчки   из   поэтической   тетради,   которую     девушка­медсестра   пронесла     сквозь пожарища войны.      Солдаты 417 –ой  разминировали станицу Тимашевскую, и таблички «Мин нет» были  написаны их руками. Победа за поселок далась нелегко, но имен из таких маленьких побед,  которые называли «бои местного значения»  складывалась Великая победа. Слайд 8.     Рассказ о Военном школьном музее 417   Сивашской Краснознаменной ордена Суворова  второй степени стрелковой дивизии  и  её руководителе  Н.В.Рябчиковой, которая вложила   много   сил   в   открытие   музея.   Продолжает     тему     «Битва   за   Кавказ».   Нина Венедиктовна вместе с ребятами ведет   переписку с родными солдат, погибших на нашей кубанской земле. В 2009 году к мемориалу приехал из Дагестана сын погибшего солдата 417 дивизии.  Семья Якуба Юносовича Якубова считала его пропавшим без вести. Благодаря  стараниям руководителя музея и ребят увезли горсточку кубанской земли в далекий  дагестанский аул сын и внук солдата, погибшего за освобождение кубанской земли. Слайд   №9.  Консультант­экскурсовод   рассказывает   о   мемореале   в   п.   Советском, расположенном     в   центре   поселка,   где   захоронены   останки   воинов,   защищавших     совхоз Красносельский. История мемориала уходит в далекий 1953  год. Сначала это был памятник –постамент,   на   котором   возвышалась   фигура     солдата   с   плащ­палаткой   через   плечо   и автоматом наперевес. Это был памятник воинам­освободителям. А так как на территории совхоза   были   могилы   неизвестных   солдат,   решили   всех   захоронить   в   одно   месте.Вокруг памятника   шумят деревья, не дают забыть те страшные бои, Происходившие на этом  месте. И березки, склонившись у плиты, где захоронены  неизвестные солдаты. IV. Мозговой штурм  (учащимся предлагаю разделиться на группы.)  Объединить материал, собранный во время урока,  Обсудить  черновик работы по темам: ­Школьный музей  ­Мемориал. «Мы низко кланяемся  Вам, К могилам Вашим припадая ­(очерк «Бои местного значения, их роль в истории Великой Отечественной войны» V. Выводы:   Каждая группа делает свой вывод, соответственно выбранной теме. Вывод по  теме урока: учитель предлагает сделать ребятам, которые выбрали тему для очерка «Бои местного значения, их роль в истории Великой Отечественной  войны» «У карты «Битва за Кавказ».  Предполагаемый ответ: «Бои местного значения обеспечили победу битвы за Кавказ, а битва за Кавказ стала воротами к Великой победе.» Оценки за устные ответы, работу на уроке с комментариями VI. Домащнее задание. Написать сочинение на публицистическую тему При подготовке к уроку использованы ЦОРы по истории                                 Интернет – ресурсы                                 www/proshcoly/ru                                 www.видеоурок.ru                                 www   ru                                     http://www.1tv.ru/news/polit/243543                                 http://video.yandex.ru/#!/search?text=карты великой отечественной                                   войны&where=all&filmId=YRhfxlG4PX0                                 http://yandex.ru/yandsearch?clid=1976873&win=90&lr=35&text                                  http://www.opoccuu.com/bitva­za­kavkaz.htm                                 http://www.youtube.com/v/sfG4T­KJ1Ag?hl=ru_RU&version=3  .  1  september. Приложение Технологическая карта урока «Битва за Кавказ. Бои местного значения. Художественно­ публицистические   жанры (образное   представление   о факте или проблеме) Очерк, эссе.  Участники  боев за  освобождение п.Советский, и   жители п.Советский, свидетели тех событий 3.Чем помогли воспоминания   участников сражений и  очевидцев событий. Информационные жанры  (конкретная информация) Аналитические (анализ событий)     жанры происходящих Заметка, отчёт Статья, рецензия, обзор Учебник Научный консультант (учитель истории) 1.Что вы узнали об этом  периоде войны из учебника по  истории России, из учебника  кубановедения. 2.Что почерпнули  из рассказов научных  консультантов из  группы «Поиск»
скачать по прямой ссылке