Конспект урока "Культура и религия" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока «Культура и религия» Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье, Тебе он светлый дал удел, Хранить для мира достояние, Высоких жертв и чистых дел! Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК. Задачи урока: Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия» Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культурыконспект
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по основам православной культуре в 4 классе «Культура и религия» 1Тема урока  «Культура  и религия» Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,                        Тебе он светлый дал удел,                        Хранить для мира достояние,                         Высоких жертв и чистых дел! Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями  «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель  изучения курса ОПК. Задачи урока:  Обучающие:  формировать   представление   о   разнообразии   культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия» Развивающие:  расширение   кругозора,   умение   вести   диалог;   усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры  Воспитательные:  воспитывать   бережное   отношение   к   духовным   и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни Формы   и   виды   деятельности:  рассказ   учителя,   самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным  материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь­словарь), работа в рабочих тетрадях. Основные термины и понятия: культура, религия, православие Средства   наглядности:  иллюстрации   учебника,   фотографии   и 2изображения   православных   храмов,   персональный   компьютер   и   проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова,  dvd­ проигрыватель Ход урока: 1.Организационный момент 2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. - Какое имя носит наша замечательная страна? - Как ещё уважительно мы называем Россию? (Отчизна, Отечество, родина) - О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке? (о культурных традициях) - Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи? 3.Усвоение новых знаний. А) Знакомство с темой урока. - Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ) - С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся? - культура - религия                   ­ Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить  в                   конце урока? ( Что такое культура?  Что такое религия?) ­  А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой? 3Б) Актуализация знаний учащихся.  Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.  культура религия          ­ Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?   ­   Кто   желает   прочитать   свои   слова?   (одна   пара   читает,   другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску): культура религия Вежливость Спасибо Уступить Сдержать слово Аккуратность или др. Картины, кино Церковь Священник Крест Пасха   Рождество   или др.   Эти большие понятия, культура и религия,   связаны у каждого из нас с их теплыми,   простыми,   понятными   частичками.   Представления   эти   можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке. В) Работа по учебнику. ­ Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац. ­ Как вы поняли, что такое культура?  ­ Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура? 4­ Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске? (Православие. Урок 2. Словарь.) ­ Что новое вы узнали о культуре? Продолжим работать по учебнику. ­ Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:  ­ Что вас удивило при чтении этих абзацев? Дополнительный рассказ учителя о культуре. Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура? (ответы детей) ­ Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь. Г) Пришло время более подробно поговорить о религии.  Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем,  что о  религии  рассказывают  нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац. ­ Как вы поняли, что такое религия?  ­    Сегодня     религией   называют   такое   явление   в   жизни   людей,   которое включает в себя: – веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…             – поведение людей в повседневной жизни;                – участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках). ­   Религия   существовала   с   глубокой   древности.   В   очень   далёкие   времена 5древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов. ­ Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов? Постепенно   возникло   много   религий.   Мы   с   вами   будем   изучать   основы православной религии. ­ Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры? ­   Прочитайте   внимательно   слово   «православие».   Из   каких   двух   слов   оно состоит (право и славим) ­ Что они могут означать? (правильно славим) ­На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.  Можем  теперь ответить на вопрос:  Что такое религия? Запись в тетрадь:  РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи. Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал. Тренажёр. Культура и религия 1. ­ Прочитайте внимательно задание.  ­ Кто справился с заданием на 100 %? ­ Что вы отнесли к понятию культура? ­ А к религии? – ­   У   кого   не   совсем   получилось,   нажмите   кнопку   «ПОДСКАЗКА»   и посмотрите, в чём вы ошиблись. 64) Выяснение связи культуры и религии. А) Работа с рассказом. ­ Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос. ­ Прочитаем его ещё раз.   ­   Хочу   вас   спросить:   Каким   словом   в   русском   языке   выражается благодарность? (спасибо) ­  Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.  Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного   госпиталя   –   кормила   раненых.   Работать   приходилось   с   утра   до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:  ­ Работай! За тебя люди молятся! ­ Женщина очень удивилась, тогда священник спросил: ­ А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду? ­ Говорят «спасибо», что же ещё? ­ Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе. Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами. Беседа по вопросам: 1. Что нового вы узнали о слове спасибо? (Мы   всегда   считали   это   слово   культурным,   а   оказывается   у верующих людей это маленькая молитва) 2.     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что? 7Кому и за что вы сами говорите «спасибо»? 3. 4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? Она   переживала,   что   не   может   сходить   в   храм.   Она   просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога) ­   Когда   они   строили   церковь,   они   работали   не   только   физически,   но   и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура) ­   В   настоящее   время   эти   замечательные   сооружения  –церкви  –   считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира   приезжают   полюбоваться   их   красотой.   Давайте   полюбуемся   на   эти замечательные сооружения. ( слайд­шоу) ­ Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов? ­ Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках. ­ А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется? ­ А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним? ­ Давайте посмотрим на некоторые из них. ­ Только в храме находятся иконы? ­ Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей. 8ВЫВОД: ­  Теперь   вы   можем   ответить   на  третий   вопрос   нашего   урока:   Связаны   ли культура и религия между собой? 5.Закрепление материала. Истоки   русской   культуры   лежат   в   православной   религии.   Свою   культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды   давным­давно,   350   лет   назад,   в   нашу   страну   приехал   арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило? ­ Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано. (Половине  пар:  Какие черты  русской культуры,  так поразившие  арабского путешественника, живы до сих пор? Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время? Обсуждение. ­ Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь? 6.Контроль. Наш   урок   подходит   к   концу.   Пришло   время   узнать,   как   хорошо   вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы. ­ Кто справился со всеми заданиями?  ­ Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%? 7.Подведение итогов Сегодня   на   уроке   мы   познакомились   с   новыми   понятиями. Продолжите предложения: 9Культура – это… Религия ­ … 8.Домашнее задание. Прочитать статью учебника стр.6­7 и выполнить задание. Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города. Посетить школьный музей   «История Старой­Новой Деревни» и узнать сведения о храмах нашего района. Использованная литература: Богословские труды.  Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101­119 Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом  «Покров».2003 Духовные истоки воспитания. Учебно­методическая серия: программы,  методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М:  «Славянский дом». 2001 Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы  православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных  10учреждений. – М: «Просвещение» 2012 Основы православной культуры. Методические рекомендации  ­ М: «Новое  время». 2010 Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному  пособию Кураева А.В. 11