Тема урока «Культура и религия»
Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние,
Высоких жертв и чистых дел!
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.
Задачи урока:
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культурыконспект
Конспект урока по основам православной культуре
в 4 классе
«Культура и религия»
1Тема урока «Культура и религия»
Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние,
Высоких жертв и чистых дел!
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями
«культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель
изучения курса ОПК.
Задачи урока:
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных
традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура»
и «религия»
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить,
какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и
материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как
к норме человеческой жизни
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная
работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом,
беседа, работа в тетради (тетрадьсловарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности:
иллюстрации учебника, фотографии и
2изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор,
словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd
проигрыватель
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Какое имя носит наша замечательная страна?
- Как ещё уважительно мы называем Россию?
(Отчизна, Отечество, родина)
- О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на
1 уроке?
(о культурных традициях)
- Кто хочет рассказать о культурных традициях своей
семьи?
3.Усвоение новых знаний.
А) Знакомство с темой урока.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И
РЕЛИГИЯ)
- С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с
вами познакомимся?
- культура
- религия
Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня
ответить в конце урока?
( Что такое культура? Что такое религия?)
А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны
ли культура и религия между собой?
3Б) Актуализация знаний учащихся.
Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.
культура
религия
Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят
вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?
Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие
дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):
культура
религия
Вежливость
Спасибо
Уступить
Сдержать слово
Аккуратность или др.
Картины, кино
Церковь
Священник
Крест
Пасха
Рождество или
др.
Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их
теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно
уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы
и займемся сегодня на уроке.
В) Работа по учебнику.
Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1
абзац.
Как вы поняли, что такое культура?
Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?
4 Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?
(Православие. Урок 2. Словарь.)
Что новое вы узнали о культуре?
Продолжим работать по учебнику.
Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:
Что вас удивило при чтении этих абзацев?
Дополнительный рассказ учителя о культуре.
Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока:
Что такое культура?
(ответы детей)
Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.
Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия»
произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает
связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы
учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.
Как вы поняли, что такое религия?
Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое
включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного
мира: Бога, ангелов, духов…
– поведение людей в повседневной жизни;
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них
разговор на других уроках).
Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена
5древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии,
урагана и считали, что всё это действия богов и духов.
Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?
Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы
православной религии.
Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной
культуры?
Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно
состоит (право и славим)
Что они могут означать? (правильно славим)
На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят
Бога и почему они это делают.
Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?
Запись в тетрадь:
РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с
человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог.
Ангелы, духи.
Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
Прочитайте внимательно задание.
Кто справился с заданием на 100 %?
Что вы отнесли к понятию культура?
А к религии? –
У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и
посмотрите, в чём вы ошиблись.
64) Выяснение связи культуры и религии.
А) Работа с рассказом.
Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса,
заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.
Прочитаем его ещё раз.
Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается
благодарность? (спасибо)
Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой
военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до
вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к
батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и
строго сказал:
Работай! За тебя люди молятся! Женщина очень удивилась, тогда
священник спросил:
А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
Говорят «спасибо», что же ещё?
Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог».
Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно
услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала
ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
1. Что нового вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у
верующих людей это маленькая молитва)
2.
Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
7Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
3.
4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она
действительно верила в Бога?
Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила
благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является
молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными
солдатами
Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм.
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и
духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм
создал человек, а значит это …. (культура)
В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются
культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего
мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти
замечательные сооружения.
( слайдшоу)
Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем
на следующих уроках.
А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется?
А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и
духовного общения с ним?
Давайте посмотрим на некоторые из них.
Только в храме находятся иконы?
Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более
подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много
историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.
8ВЫВОД:
Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли
культура и религия между собой?
5.Закрепление материала.
Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру
человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт.
Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны.
Однажды давнымдавно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский
путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?
Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.
(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского
путешественника, живы до сих пор?
Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского
путешественника, исчезли в наше время?
Обсуждение.
Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?
6.Контроль.
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы
потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте
на вопросы.
Кто справился со всеми заданиями?
Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?
7.Подведение итогов
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:
9Культура – это… Религия …
8.Домашнее задание.
Прочитать статью учебника стр.67 и выполнить задание.
Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.
Посетить школьный музей «История СтаройНовой Деревни» и узнать
сведения о храмах нашего района.
Использованная литература:
Богословские труды. Сборник 17 – М: Издательство Московской
Патриархии, 1977 с. 101119
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом
«Покров».2003
Духовные истоки воспитания. Учебнометодическая серия: программы,
методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М:
«Славянский дом». 2001
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы
православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
10учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации М: «Новое
время». 2010
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному
пособию Кураева А.В.
11