Конспект урока "Культура Руси в 13 - 14 веке" по истории России 6 класс.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Культура Руси в 13 - 14 веке" по истории России 6 класс. Работа содержит материал о культурном развитии России во время татаро-монгольского ига. Работа содержит проблемный вопрос- какого было влияние татаро-монгольского нашествия на Русь- положительное или отрицательное? Работа содержит иллюстрированный материал и сопровождается презентацией.Конспект урока "Культура Руси в 13 - 14 веке" по истории России 6 класс.
Иконка файла материала Урок-сказка Культура XIII - XIV вв..docx
Конспект урока Тема: Развитие культуры в русских землях во второй половине   XIII       ­    XIV вв. (Урок­сказка) (6 класс) Тип урока: комбинированный Учитель истории и обществознания: Труханова А.А. Цель: ­ Дать общую характеристику  об изменениях, произошедших на политической карте Руси в XIII­XIV веках; развивать   понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; ­ активизировать творческий потенциал учащихся, ­ формировать коммуникативные навыки общения; ­ активизировать творческий потенциал учащихся, Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач: Познавательные УУД ­   Узнать процесс восстановления русской культуры после нашествия Батыя ­   создать   условия   для   определения   роли   искусства   в   жизни   русских   людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям. ­   составлять   описание   предметов,   вещественных   источников   и   объяснять   их, использовать картографические умения и навыки, работа с иллюстрациями    2. Коммуникативные УУД: 1. Умение работать в группах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его.  3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 3. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки.  2. Продуктивно взаимодействовать со сверстниками, используя задания на выбор, самооценка и взаимооценка, рефлексия. 4. Регулятивные: принимать решение в проблемной ситуации,  использовать индивидуальную работу с   текстом, выбор группы.Цели урока для учителя: ∙                формирование   системы   знаний   о   культуре   русских   земель  12­13  веков, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы; ­     способствовать   дальнейшему   развитию   умения   воспроизводить   полученную информацию,   выделять   главное,   ориентироваться   в   основных   событиях   истории России; ­  способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно­следственные   связи,   использовать   информацию   в   новых   условиях, анализировать и делать выводы;   ­  воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре.   Результаты:  ­  личностные:  ­     осмысление   учащимися     социально­ нравственного   опыта   предшествующих   поколений,   формирование   способности   к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и  других народов, на примере   русской и татаро­монгольской культуры. ­ метапредметные:    ­ формирование  способности  сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;   ­ овладение умениями работать с учебной  информацией (анализировать и обобщать факты, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях); ­ формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; ­   проявление   готовности   к   сотрудничеству   с   соучениками,   реализация   себя коллективной работе; ­  Предметные   результаты:  ­   развитие     способности     применять   понятийный аппарат   исторического   знания   и   приемы   исторического   анализа   для   раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;­     формирование   умения     получать   информацию   из   различных   исторических   и современных источников. Цель урока для учеников:  Ознакомиться     с достижениями русских мастеров в архитектуре,   изобразительном   искусстве,   с   произведениями   летописцев,   устным народным творчеством. ( с помощью сказочного маршрутного урока) Задачи урока для учеников: – заполнить рабочий лист, составить кроссворд, рефлексия    План урока: 1.Орг. момент                                   2. Сказка ­ все действующие герои, кроме автора – учащиеся.                                   а) Русь в 13­14 веке – карта.  Обзор состояния культуры после нашествия  Батыя. (презентация)                                    б) книжное дело и летописание.                                   в) зодчество                                    г) живопись. Феофан Грек                                     д) устное народное творчество                                     е) взаимовлияние русской и татарской культуры                                    3. Работа с экспертной группой, разбор рабочего листа, рефлексия   Оборудование:    компьютер, проектор, презентация «Культура Руси в 13­15 веке», музыка «Елань» (или другая русская народная), национальные костюмы Дом. Задание:  § 26, составить кроссворд  Проблемный   вопрос:  Каково   влияние   нашествия   Батыя   на   русскую   культуру? (положительное или отрицательное).СТРУКТУРА И ХОД УРОКА   № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 1. Организационный  момент Приветствие учителя.  Формирование  экспертной группы 2. Актуализация знаний УУД и постановка цели  урока в начале урока  (цель общая и  индивидуальная для  каждого ученика в  графе “Хочу  узнать”).   3 Первичное  восприятие и  усвоение нового  теоретического  учебного материала Постановка проблемной  ситуации, ответ на  вопрос: Каково влияние  нашествия Батыя на  русскую культуру?  (положительное или  отрицательное).   Включение учащихся в ситуацию  и  исторические события  13­14 века.  Актуализация  картографических  знаний.  Оказание помощи в  случае затруднений у  учащихся. После выполнения  каждого вопроса­ задания – вывод, и  оценивание (смотри  Заполнение рабочего  листа   ученика).  Актуализация знаний с Подготовка рабочих мест. Знакомство с  рабочим листом  ученика: какие  задания в листе,  какие и сколько  вопросы будут  изучать, какая тема  и цель урока?  Заполнение  Рабочего листа,  постановка темы,  цели и задач урока (смотри рабочий  лист ученика,  Приложение к  уроку №1).  Регулятивные УУД Личностные УУД   решает эти цели  через выполнение  учебных задач в  рабочем листе. Познавательные  УУД Работа по рабочему  листу ученика: ­ выполнение 1  задания ­ вопроса  индивидуально,   ­ 2­ 3 задание    работа в группах.     Приложение к  уроку №1). Познавательные  УУД Личностные УУД Коммуникативные  УУД Коммуникативные  УУДпомощью презентации  Актуализация знаний  с помощью  презентации  Разбор рабочего листа.    На слайде три смайлика С улыбкой – на уроке  все усвоил, могу научить другого (зеленый). Довольный – материал  понял, но надо  повторить (красный). Грустный – ничего не  понял, материал  сложный (синий). В течение всего урока  после каждого задания: 4  Восприятие и  усвоение нового  теоретического  учебного материала 5 Обобщение  усвоенного и  включение его в  систему ранее  усвоенных ЗУНов и  УУД 6 Рефлексия  деятельности 7 Контроль за  процессом и  результатом учебной  деятельности  школьников Коммуникативные и регулятивные УУД Личностные УУД Личностные УУД Выполнение 4 – 5  задания –  кто  быстрее и  правильнее  назовет  достижения  русского зодчества  и Феофана грека  Разбор рабочего  листа. Работа экспертной  группы После выполнения  теста в  рефлексии  заполнение столбца  “Что я узнал” на  уроке (вывод по  уроку). Приложение №2 Нарисуй смайлик,  который  соответствует  уровню усвоения  нового материала. Приложение №2 Познавательные  УУД Личностные УУД Коммуникативные  УУД Коммуникативные  УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Первичные знания  на этапе  актуализации  знаний.   После 3 и 4 заданий  – умение обобщить  и сделать вывод. Выполнение теста. Рефлексия  (определение  степени  успешности).ХОД УРОКА: 1. Учитель: Орг. Момент. Рассказывает  ход урока, раздача рабочих листов и объясняет, как заполнять. Выделяет экспертную группу. 2.         Сказка: За   столом   сидит   опечаленный   князь,   рукой   подпирает   голову.   К   нему обращается автор.  (Играет музыка «Елань») Презентация –карта Руси в 13 веке, завоевания татаро­монгол. Автор: Что ж ты князь не весел, что ж ты голову повесил.               Аль случилось, какое горе, аль замучили тебя хвори.  Князь:  Как  же  мне  не  горевать, Русь  матушку  постигло  такое     несчастье. Татаро­монгольское иго. Пронеслось как туча черная, как лихой ураган. Все смело на своем пути. Ничего не пожалело. Нашествие Батыя и установившееся ордынское владычество нанесло большой урон русской культуре. Церкви и монастыри лежат в развалинах. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера   убиты или уведены в плен. Многие виды ремесла  утрачены. Погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы, прервалось летописание.  Монгол   вылетает   на   сцену   и   демонстративно   рвет   плакат   с   надписью «Русь». Автор:  Не   печалься   князь,   не   смотря,   ни   на   что    не   смогли   ордынские завоеватели уничтожить русскую культуру. Слишком крепки и основательны  наши древнерусские духовные традиции. Вот, что князь, отправь во все концы Руси нашейматушки гонцов, пусть кличут умельцев русских, да зовут их сюда в Московское княжество. Вот увидишь, не перевелись у нас еще мастера­кудесники. Отправил князь гонцов и через некоторое время… Входят три  монаха Князь: Кто вы такие люди добрые и откуда? ­ Мы монахи из монастырей Новгорода, Суздали, Ростова. Прослышали мы про твой клич, и пришли к тебе на поклон. О культуре русской поведать. 1­й монах.  Не пропало книжное дело, летописание. С  XIV  веке на Русь   ввозят бумагу — более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешевый,   чем   пергамент.   С   появлением   бумаги   книги   стали   дешеветь,   их   стало больше.  А раз так, то  изменилась и техника письма. На смену «устав», когда буквы квадратной формы мы выписывали с необычайной точностью и торжественностью, теперь приходит полуустав — более беглое и свободное письмо.   Наши  монастыри  насчитывают сотни томов.         В   летописях   мы   большое   внимание   уделяем   местным   событиям.   И   во   всех летописях звучит   одна общая идея — необходимость объединения Русской земли для борьбы с ордынским владычеством. С 1325 года летописи стали вестись и в Москве.  Но это князь не все.  Появился в XIII ­ XIV веке новый жанр русской литературы  ­ воинская   повесть.   В   основе   произведений   этого   жанра   лежат   конкретные исторические   факты   и   события,   а   персонажи   ­   реальные   исторические   лица. Выдающимся   памятником   литературы   является   «Повесть   о   разорении­Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о герое­дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага. Основная мысль произведения выражена   в   словах:   «Лучше   нам   смертию   живота   купити   (погибнуть),   нежели   в поганой воли быти». 2­й монах: Не исчезло на Руси и зодчество. В конце ХШ века на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского был построен собор Спаса­Преображения,Во второй четверти  XIV  века начинается сооружение каменных зданий в Москве. При   Иване   Калите   в   Московском   Кремле   строятся   четыре   храма:   Успенский   и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания   политического   могущества   Москвы   стало   возведение   в   1367   году   в Москве   белокаменного   Кремля,   единственного   тогда   во   всей   Северо­Восточной Руси.   Накануне   Куликовской   битвы   в   Коломне   был   построен   Успенский   собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки создаются в духе традиций   владимирского   зодчества,   что     бы   подчеркнуть   идею   преемственности столичного положения Москвы. Одним из центров каменного зодчества стал Новгород. Во второй половине XIV века здесь  сооружены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля — церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего   облика   новгородских   церквей  XII­  XIII  веков,   эти   храмы   поражают легкостью,   нарядностью   и   торжественностью   своих   форм.   Их   фасады   искусные мастера украсили декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами. Своеобразием   отличается   и   зодчество   Пскова,   обособившегося   от   Новгорода   в середине  XIV  века.   Так   как   Псковская   земля   находится   на   окраине   Руси,   то значительное   развитие   получило   здесь   оборонное   зодчество.   В   1330   году   вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. В самом Пскове   возведен большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляет около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны. Князь: А ты кто такой, с чем пожаловал?   3­й монах. А я князь­батюшка иконописец ­ Феофан Грек. Феофан Грек.  Приехал я из Византии в 70­х годах  XIV  века.   Работал сначала в Новгороде, а затем в Москве. Одной из лучших моих работ     является фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине. А также   Донская икона Божьей Матери.   В Москве я расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великогокнязя   Василия   Дмитриевича,   создал   фрески   для   Архангельского   собора.   Однако главным моим творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора.   Русский иконостас представляет собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагаются в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по бокам   в   молитвенных   позах   Богоматерь,   Иоанн   Предтеча,   а   также   апостолы, архангелы, святители. В Благовещенском иконостасе было 25 икон.    Входит девушка в праздничном русском костюме. Девушка:  Здравствуй   князь,     не   пропало   и     устное   народное   творчество, литература.  Славится наш  былинный героический эпос – былины. В них  чтобы ярче подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращаются к славному прошлому нашей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимый герой ­ князь Владимир Красное Солнышко. А стольный город Киев предстает в них как воплощение единства Русского государства. Сохранили своеобразие новгородские былины. Героями вольнолюбивого и богатого Новгорода ­ разудалый купец Василий Буслаевич и Садко — богатый гость.  Также поют исторические песни. Это песни о простых людях, совершавших подвиги в   борьбе   с   завоевателями.   Например,   песня   об   Авдотье­Рязаночке   –   простая горожанка,   которая   высвободила   из   полона   жителей   Рязани   и   заново   возродила город. Песня о Щелкане Дудентьевиче про восстание жителей Твери в 1327 году против ханского наместника. Грустные и лирические народные песни   посвящены русским девушкам­полонянкам (пленницам).   Неожиданно входит девушка­монголка в национальном костюме.  Князь: А ты зачем пожаловала, басурманка проклятая?    Девушка­монголка:  Твоя, правда, князь, много татаро ­  монголы разрушили, но ведь и в то же время  повлияло на русскую культуру. Русские князья брали себе в жены   ханских   сестер   и   дочерей;   русских   женщин   насильно   отдавали   замуж   заордынцев. Росли дети, в жилах которых смешалась русская и татарская кровь. Когда Золотая Орда стала распадаться, и в ней начались беспорядки, то изгнанные ханы и недовольная знать переходили на службу к русским князьям. Таких пришельцев с почетом   принимали   в   русских   княжествах,   наделяли   землей.   Бывшие   ордынцы переделывали   свои   имена   и   фамилии   на   русский   лад.   Большое   число   русских фамилий   имеет   ордынское   (татарское)   происхождение:   Ахматовы,   Бибиковы, Булгаковы,   Годуновы,   Державины,   Карамзины,   Тургеневы   и   многие   другие.   В русский язык прочно вошли многие татарские слова: армяк, базар, барабан, деньги, сарафан, сарай, тюфяк, халат и другие. Автор:  Как видишь князь, не разрушили ордынцы культуру русскую, не сломили. Потому что традиции наши в душе и передаются из поколения в поколения. 3. Работа с классом – разбор рабочего листа     вопросы   экспертной   группе   ­      Каково   влияние   нашествия   Батыя   на русскую культуру? (положительное или отрицательное). 4.  Составить кроссворд. Приблизительные задания для кроссворда.                1. Церковное изображение на дереве.                                  2. Византийский художник, расписывавший русские церкви.                                 3. Героический былинный жанр.                                               4. Русская эпическая песня­сказание.                                  5. Часть внутреннего убранства храма, украшенного  иконами.           1. Деревянное архитектурное строительство.                                 2. Материал для письма, появившийся на Руси в XIV веке.                                  3. Исторические ежегодные записи.                                 4. Роспись по мокрой штукатурке.                                 5.  Герой  Новгородской былины.Приложение №1 Рабочий лист                                                 Фамилия, класс ____________  1.  Особенности русской культуры после нашествия Батыя 1._______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3._______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________4._______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2.Что изменилось с появлением на Руси бумаги? ________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3.  Какие   новые   жанры   и   идеи   появились   в   летописании   и   устном   народном творчестве? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 4. Каковы были достижения русского зодчества, какие центры образовались? ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________  5. Кто такой Феофан Грек и его основные работы? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________Приложение №2 Мне сегодня на уроке  понравилось___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________Мне сегодня на уроке не  понравилось___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Я сегодня узнал,  что___________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Мне сегодня на уроке было не  понятно_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Мне сегодня на уроке  понравилось___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Мне сегодня на уроке не  понравилось___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Я сегодня узнал,  что___________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Мне сегодня на уроке было не  понятно_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________