Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
11.03.2017
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»
Решают кроссворд о профессиях в цирке, проводится работа с литературными терминами. Предлагается дополнительная информация о Драгунском. проверка первичного чтения на основе вопросом по тексту. Проводится работа- размышление, вопросы по содержанию рассказа. Проводится сравнительный анализ героев.Проверка вторичного чтения на основе вопросов по тексту.Задание на дом творческого характера.
урок литературы 3 кл девочка на шаре.docx
Урок литературного чтения 3 класс. Тема «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре» Цели:   Воспитательные цели:  Учить умению видеть в простом и обыденном что­то особенное.   Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим  рассказом.   Образовательные цели:  Учить глубокому прочтению прозаического произведения.   Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.  Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных  средств.  Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою,  событиям.  Развивающие цели:    Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их  представление о героях рассказа как о живых людях.   Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.   Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по  внутренним проявлениям  Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки. Введение в тему урока. Ход урока: Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Желаю вам успеха на уроке. Прочитайте названия произведений: «Кот в сапогах», «…Бы», «Дымка и Антон» ­Что общего у них? (автор В.Ю.Драгунский) ­Почему урок начали с имени этого писателя? (т.к.читали его произведение «Девочка на шаре») ­Кто является главным героем? (мальчик Дениска) ­Где происходят события, которые так потрясли главного героя? (в цирке) «Здравствуйте, ребята!» Этими словами вас всегда приветствуют в цирке перед началом представления его  участники, приветствую вас и я. Вы, конечно, не раз бывали в цирке и любите искусство отважных, ловких и  веселых. Цирк я тоже люблю. ­Сегодня на уроке завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”. Вы многое узнали о цирке из рассказа. А я дома почитала о терминах, которые используются в цирке. ­Постарайтесь разгадать, о ком или о чем прочитала в толковом словаре. КРОССВОРД 1.Человек, идущий по канату. (канатоходец) 2.Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах).  (эквилибрист) 3. Фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы. (жонглёр) 4. Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке. (акробат) Из толкового словаря: “Цирк – буквально круг. Здание для цирковых представлений. С древности проводились на круглых аренах соревнования – гонки колесниц. В перерывах между гонками выступали акробаты,  эквилибристы, комики, дрессировщики”. Вместе с героями отправляемся в цирк. Что можно на свете красивым назвать? Заснеженный город, иль водную гладь? Морскую волну, или солнечный свет? Прошу, помогите и дайте ответ. На доске прикреплен ватман, на котором изображено небо. Учитель раздает детям звездочки из цветной  бумаги.  ­ Напишите на своих звездочках слово или словосочетание, обозначающее для вас красоту. После этого дети выходят к доске, читают свое слово и прикрепляют свою звездочку на небо. Посмотрите на наше небо, которое получилось.  Вы услышали разные варианты на один вопрос «Что такое красота?».  ­Как думаете, почему? Делаем вывод: не может быть одного мнения. Для каждого человека красота имеет разные проявления. Сообщение темы урока.   ­  прочитайте тему нашего урока  «Красота меняет человека». ­Как понимаете эти слова? ­Над каким произведением будем работать, чтобы раскрыть тему урока? Продолжим работу над произведением В.Драгунского «Девочка на шаре». Предположите, основные задачи урока: что будем делать? На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться  рассуждать о прочитанном.  Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами. ­    К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ) ­Вспомним, что такое рассказ. Рассказ – это эпическое произведение, в нём одна сюжетная линия и не  больше двух главных героев.  ? Подходит ли определение рассказа к нашему произведению? (Да, здесь одна сюжетная линия – Дениска в  цирке, 1 главный герой – Дениска) ­    Какие бывают рассказы? (научные и художественные) ­    Какой это рассказ? (художественный) ­    Докажите, что художественный. ( есть сюжет и художественный вымысел) ­    Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский? ­    А этот рассказ? (смешной и немножко грустный) ­    Кто главный герой рассказа «Девочка на шаре?  ( Денис Кораблев) ­    Почему во всех рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев? ­     Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.  Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером?   Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже  Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: « Ни одного дня без работы для детей, ни  одного ребенка без радости…»  ­   Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как «Девочка на шаре». Проверка первичного чтения: а) Сколько лет Дениске? (Скоро 8.) б) Покажите столько пальцев, сколько букв в имени героя, сколько частей в тексте. (7). в) Дениска в цирке был… (во второй раз). Ему понравилось всё: и (продолжайте)…, потому что… г) Как описывает автор девочку? д) В 3 части найдите отрывок про выступление девочки. Почему эта девочка была особенная? Работа над произведением (Беседа – размышление.) “Художник­ автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением  художник­читатель”, ­ говорил С.Я. Маршак. Итак, вернемся к нашему рассказу. ­ Какие картины предстали перед вами, когда вы читали произведение Виктора Драгунского “Девочка на шаре” Начните со слов: “Я увидел…”, “Я представил…” ­ Какие звуки услышали? (стр. 141 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук,  рычание, хлопанье.)  Начните “Я услышал…” ­ Какие запахи? (особенные)  ­ Как об этом говорит автор? ­ Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему? (был  маленький и не понимал, что такое цирк. Последнее предложение 1 части на стр.116) ­ Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным) Найдите и прочитайте, (выборочное чтение) девочки:  1) Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз? (стр.141 – начало части 2) мальчики:  2) Какой эпизод показался вам наиболее смешным? (стр.141 – “и вдруг жонглер…”) ­ Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и  красивых девочек, … и это было как в сказке…”) ­ Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (стр.117 3  часть до слов “…не видел  ничего такого подобного”) ­ Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее  запомнить) ­ Зачитайте, как пишет об этом автор. Кто желает прочитать? (со стр.119 4 ч.) ­ Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте. (стр.119­ 4 ч.) ­ О чем он думал после представления, когда шел домой? (думал про девочку на шаре) ­ Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте  диалог без слов автора. (стр.120 ) Учитель: И Денис стал ждать… ­ Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? Стр.120 ­5ч. (Не  длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”). ­ Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос. (нет, стр.120 начало 5 ч.) ­ Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз? (нет, стр.121) ­ О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.( Стр. 121) ­ Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой? Давайте прочитаем по ролям.(стр.  122­123­ 6ч.) ­ В какой момент вам стало грустно? ­ Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой? Начните со слов: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”) ­ Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе? ­ Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие? Наводящий вопрос: ­ Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню) ­ Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем? (стр.124) (Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение.  Порадовать.”) ­ Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца  и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором. ­ Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался,  поддерживал сына, сострадал, сопереживал) Сравнительный анализ отрывков. Душевное состояние и настроение папы в цирке и после посещения цирка  Душевное состояние и настроение Дениски в  цирке и после посещения цирка 1.Не мешай, пожалуйста. Это очень  интересно! Самое то! 2.Он был весёлый и довольный. 1.Да ну. Это ерунда на постном масле! Это не то. 2.Папа, пойдём скорей узнаем, где же девочка на  шаре! 3.Пошли, Дениска! Сейчас будут львы!  Косматые, рыжие – ужас! Бежим  смотреть. 3.Пойдём домой, папа. 4.Папа молчал. Ему видно было не до  меня. 4.Владивосток­ это на самом конце карты. Туда,  если поездом, целый месяц проедешь… 5.Зайдём в кафе»Мороженое». Смутузим  по две порции, а? 5.Не хочется что­то, папа. 6.Он прибавил шагу и крепко сжал мою  руку. Он шёл очень быстро. У него было  очень серьёзное и грустное лицо. 6.Он шёл очень быстро, и я еле­еле поспевал за  ним. Почему он не разговаривал со мной?   ­ Мы видим, как автор постоянно противопоставляет нам состояние и поведение Дениски и папы. С  противопоставлением мы уже знакомы – это антонимы. Но здесь противопоставляются не слова, а целые  предложения и фразы. Такой приём называется антитеза.  Антитеза – художественный приём противопоставления.  ­ Каким вы видите автора произведения? (добрым, сочувствующим, переживающим, понимающим) ­ Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает) ­ Разделяете ли вы его отношение? ­ Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…” ­ А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с  родителями? ­ Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание  стать эквилибристом, жонглером) ­ Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их  судьба? ­ Не напомнило ли вам это произведение что­либо из вашей собственной жизни? ­ Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы  действовали? Закрепление. Проверка знаний ­ А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ?  1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2) 2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на  голову другому…) 3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера). 4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток). 5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все  время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.) 6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого) 7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2­м) Озаглавливание частей рассказа. Восстановить последовательность предложенных отрывков по плану. Цитатный план. 1. В этот раз все увижу, как следует. 2. Все так хохотали, что чуть не умерли. 3. Я таких девочек никогда не видел. 4. Пойдем в следующее воскресенье в цирк! 5. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре. 6. Пойдем домой, папа. 7. Почему он не разговаривал со мной? Рассуждения о красоте.  ­Почему обе эти картины украшают главу «Красота спасет мир»?  Если бы Денис Кораблев увидел девочку не во время выступления, а рядом с собой, в качестве зрителя, она бы  произвела на него такое же впечатление?  Обобщение: Нет! Гармония красоты и волшебной силы искусства произвели такое впечатление на Дениску. ­ Вы согласны со мной, красота бывает разной: есть внешняя красота, а есть внутренняя? ­  В чем красота картины Пабло Пикассо?  Обобщение ответов: Гармония внешней красоты и богатого внутреннего мира.  ­ Вы верите, что красота растворена в окружающем нас мире, нужно только уметь ее замечать?      (приведите примеры)  Обобщение ответов детей: Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.  Надо учиться видеть красоту  в окружающем  нас мире,  ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне. Итог урока ­ Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном и серьезном рассказе? (О взаимоотношениях отца и  сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга). ­ Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе. Домашнее задание.   1)Пересказ от имени главного героя.  ­ Представьте, что Денис – это вы. Расскажите от имени главного героя, как побывали в цирке Денис с папой.  Вспомните, какое состояние души было у Дениса, настроение, какие он чувства испытывал? Постарайтесь  передать это в своем рассказе.  2)Придумать продолжение рассказа, что может произойти через несколько лет; выразительное чтение по  ролям. Творческая работа. ­ Какое чувство возникло у вас к папе Дениски и к самому Денису? ­ Попробуем выразить это чувство в творческой работе. ­ Послушайте задание: Нарисовать светлое, доброе чувство любви родителей к детям, мальчика к девочке. ­ Как по­вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему «Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017