Тема
|
Л.Пантелеев «Честное слово» |
Тип урока Форма работы |
Урок решения учебной задачи Урок-исследование
|
Задачи урока |
Цель: Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев. Предметные УУД:
Формировать УУД: Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам. Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; формировать умения оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
|
Планируемый результат |
Предметные: - продолжат знакомство с биографией и творчеством Л. Пантелеева; -научатся создавать образы героев через описания внешнего вида, поступков, отношения к другим героям; -определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения; - осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Личностные: - формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности). Метапредметные: Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике, и др. источниках, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
|
Средства обучения
|
О.В.Кубасова
учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1 ч Карточки-задания Компьютерная презентация. |
Формы организации деятельности
|
Фронтальная работа, исследовательская работа в группах, индивидуальная работа
|
Оборудование
|
Листочки с заданиями, минусовка для рефлексии, толковый словарь, портрет Пантелеева, выставка книг, будильник, шляпа |
Ход урока
1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Предлагаю потрудиться Читать и думать научиться. 2 Введение в тему урока. - Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей. - А что произойдёт, если убрать хоть одну деталь? - Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаёте всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться.
3 Актуализация. Поэт Яков Аким однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе нравственные. Витамины доброты, благородства, порядочности, мужества».
- Сегодня мы продолжим работать над произведением, у главного героя которого , несмотря на то, что он маленький мальчик, уже есть очень важный и нужный витамин. Какой? ( честность) - Что такое честь?- работа со словарём ( презент) «Честное слово – уверение в искренности, правдивости чего-нибудь» - Кто написал это произведение? - Это настоящая фамилия автора? (Алексей Иванович Еремеев ) - Что такое псевдоним? (Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.)
4. Постановка целей: -Чьи портреты вы видите на слайде? ( Мальчик, автор, майор, мальчишки). -Что может объединять их? Над каким произведением будем работать на уроке?
- Зная тему урока, давайте поставим цели урока. Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке?
- Ваша работа сегодня будет заключаться в том, чтобы найти и доказать ответы на заданные вопросы и высказать свои мысли.
4. Этап открытия новых знаний. Работа с текстом учебника - В тексте вам встретились новые слова, Соотнесите слово и его лексическое значение. ( през) Прием «Отсроченная отгадка» ( выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.) - Найдите в тексте, где происходили события и впишите на листочки пропущенные слова.( на листочках) - Прочитайте, подчеркните слова, которые говорят о смелости мальчика ( на листочках)
· Перечитайте (1 ряд- 1 часть,2 ряд- 2 ч, 3 ряд- 3 ч), какие вопросы вы можете задать и сделайте пометки слева.
Прием «Пометки на полях» · ? не понимаю · ! это интересно · + надо запомнить Проверка
5. Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста и дополнительной литературы · Образ мальчика. - Найдите ответ в тексте:
- Как начинается рассказ? О чём жалеет автор? Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто его папа и мама.
-Как автор описывает мальчика? Д: Нос в веснушках, штанишки коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе.
- Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите ответ. ( през)
- Найдите в тексте отрывки, которые соответствуют иллюстрациям. ( през) - Какие слова говорят о смелости мальчика? Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
- Как понимает слово «Честность» мальчик? Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать
Каким вы себе представили мальчика? ( през)
- Как автор называет мальчиков? Подтвердите словами из текста: Глупые мальчишки - Как мальчик представляет себе мальчишек? Какие-то большие ребята
- Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили? Он был верен данному слову.
- Подтвердите словами из текста. Что сделал автор? Как автор искал нужного военного? Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец.
- Какие чувства он испытал, когда его увидел? Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.
-Как оценил поступок майор? Майор протянул мальчику руку. -Молодец, товарищ сержант!- сказал он.- Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания!
- Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку? В знак уважения, благодарности, гордости за человека
- Работа в ТПО стр 61 Ребята, как вы понимаете каждую пословицу? Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева? Какую бы из них вы выбрали для себя?
– Какую мысль хотел донести до нас автор? Чтобы всегда оставаться человеком нужно с детства формировать в себе такие нравственные ценности, которые помогут иметь такие качества характера, как у главного героя.
– В каких строчках заключается основная мысль произведения? А когда он вырастет…. Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
6. Итог урока. - Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?» Как бы поступили на месте главного героя?
прием «Верите – не верите».
Верите ли Вы, что: мальчик вырастет честным и всегда будет сдерживать данное слово? Мальчик , когда вырастет забудет этот случай в его жизни? 7 Рефлексия. «Дело в шляпе» Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка , тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке: Ø Мне понравилось … Ø Мне удалось на уроке … Ø Я узнал … 8 Домашнее задание : перечитать рассказ( стр 164-172), задание №9 и выполнить задание в ТПО стр 61 №5 ( составить план)
|
Уметь договариваться с учителем о правилах поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач ( Личностные УУД)
Уметь извлекать информацию из иллюстраций; формируем умение обобщать, сравнивать, выделять главное. (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать других. (Коммуникативные УУД) Уметь с помощью учителя формулировать тему урока, познавательные задачи. (Регулятивные УУД)
Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов; Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь найти и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках (Познавательные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь на основе анализа чтения делать выводы; (Познавательные УУД)
Выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике. (Познавательные УУД)
Уметь найти и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике (Познавательные УУД)
Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)
Выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках (Познавательные УУД)
Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)
Умение обобщать, сравнивать, выделять главное. (Познавательные УУД)
Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений (Личностные УУД).
Уметь на основе анализа делать выводы; (Познавательные УУД) Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений (Личностные УУД)
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.