Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Оценка 4.7

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
14.03.2017
Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения детства учащихся. Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению «Мартовская капель». «Мартовская капель»- это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне». - Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем? Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.
Золотой мир детства.doc
« Золотой мир детства»                  ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель») Цель:   восприятие   душевного   состояния   главного   героя   через   собственные   ощущения детства учащихся. Задачи: обучающая: познакомить посредством частичного анализа рассказа с некоторыми               особенностями художественного мира писателя;                        развивающая: продолжить развитие навыков чтения и анализа произведения малой               прозаической формы, расширение круга чтения пятиклассников.              воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к традициям русского               народа, любви к природе.                                                                                                                                                                                                         Счастлив дом, где пребывает мир,                                                                                          где брат любит брата, родители пекут­                                                                                          ся о детях, дети почитают родителей.                                                                                           Там благодать Господня.                                                                                                                 Слово Иоанна Златоуста.   I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач.               Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному,   наполненному   духовным   светом   произведению «Мартовская капель».                              «Мартовская капель»­ это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».  ­ Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?   Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.   поэтическому,                                   Эпиграфом   сегодняшнего   урока   являются   слова   Иоанна   Златоуста. (Архиепископ   Константиновский   получил   такое   прозвище   за   красноречие,   умение убеждать).   Подумайте   над   этими   словами   и   в   конце   урока   вы   скажете,   почему   взяты именно эти слова. ( Читаю эпиграф. Благодать­радость, счастье).   II. Основная часть.          1) Рассказ о писателе И.С. Шмелёве (подготовленный ученик) А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по Москве. № п/п 1. 2. 3. Изображение на слайде. Текст монологического выступления. Панорама   Кремля   и Замоскворечья   конца   XIX века.  Портрет   И.Шмелева   в юношеские годы. Портрет А.С.Пушкина. Приглашаю   вас   в   путешествие,   в   Москву   столетней давности.   Деревянные   особняки,   каменные   мостовые, извозчики,   сады   и   луга.   И   Москва­река,   конечно, придавала   городу   особое   очарование.   Напротив   Кремля открывалась широкая луговая низина – Замоскворечье.  Здесь в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Здесь же,   в   Замоскворечье,   он   учился   в   6­ой   Московской гимназии, а затем поступил в университет на юридический факультет.  Излюбленным   занятием   юноши   было   чтение.   А 4. Мартовский пейзаж. 5. Разворот книги И.Шмелева «Лето Господне». литературным   кумиром   на   все   годы   оставался А.С.Пушкин. И.Шмелев великолепно  знал свой родной город и любил его. Самые ранние впечатления детства – это мартовская капель, вербная неделя, стояние в церкви.  Эти   детские   впечатления   и   составили   лучшую   книгу писателя «Лето Господне». 2)­ Что означает название книги « Лето Господнее»? Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге пророка   Исайи:   «…   И   послал   Он   меня   проповедовать   лета   Господне   благоприятно…»   Вот   и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как­то очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем   детстве.   Посреди   огромного   города,   «супротив   Кремля»,   в   окружении   мастеровых   и работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева. 3) И.С. Шмелёв ­удивительный писатель 20 века. Удивителен он тем, что мог посмотреть на мир глазами ребёнка, умел увидеть в обыденных для нас вещах что­то необыкновенное, чудесное. Сквозь пробоины в душе  Я вижу детство в шалаше.  Как плакал, всех любя.  Глядел на небо из дыры  И видел дальние миры  И глубину себя.  Как пахла пряная трава,  Как больно ранили слова,  И как был сладок сон.  Смешное было так смешно,  Грешное вовсе не грешно. И жизнь со всех сторон !  Рос ясень и ловился язь,  Меж всем была прямая связь,  Как птица и полет.  Обиды были горячи,  И били из земли ключи  Холодные, как лед. 4)   Герой   рассказа   Шмелёва   «   Весенний   плеск»   говорил:   «   Чтобы   увидеть   весну,   надо закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…» Давайте   и   мы   с   вами   попробуем.   Закройте   глаза.   Представьте   солнечный   весенний день……   Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи?  ( яркое солнце, капель, чирикающие воробьи…) 5) Обратимся к нашему рассказу. Приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать его звуки. Какие слова помогают услышать весну? Вывод: капель живая. Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) Ваня   вместе   с   мартовской   капелью   мог   слышать   другие   звуки.   И   прежде   всего   это колокольный перезвон, так похожий на капель. Колокола.   На   протяжении   множества   веков   сопровождали   они   своим   звоном   жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время великой скорби и великого праздника. ­ Какие ассоциации вызывают эти звуки у вас? ( Пасха) ­ Как они связаны со звуками капели? Капель ­ воскресение природы, всё просыпается , возрождается. Пасха­воскресение Иисуса Христа, светлый праздник, связанный с радостью возрождения жизни. ­   Найдите   наиболее   яркие,   на   ваш   взгляд,   сравнения,   которые   соединяют   в   сознании мальчика весну и праздник.   ( луч солнца ­ дорога, по которой спускаются ангелы с неба, пасхальные яички–прозрачные, как дымок, описание шаров). ­ Почему сравнения такие необычные? (их находит ребёнок, он воспринимает весну не только глазами, но и сердцем). 6) ­ Итак, приподнятое настроение мальчика  вызвано не только приходом весны,  но и ожиданием   праздника.  Какие   чувства   он  испытывает?    (ощущение   радости,   счастья, ожидание   чего­то   доброго.   Он   испытывает   любовь   к   Богу   и   окружающему   миру, благоговение, умиление, душевный трепет) Обратимся к тексту.                                   ( в тревожно­радостном полусне, радостное к нам стучится,      и такой день чудесный, спускаются с неба ангелы). 7   )­   Радость,   счастье   –   вот   основное   настроение   героя.   А   какой   он,   цвет   радости   и счастья?  Каким видит окружающий мир мальчик? ( одухотворённым, ярким, звучащим, живым). Ещё раз обратимся к тексту ( от слов Защурив глаза…до Весна, весна). ­ В какие краски расцвечен этот удивительный мир?   ( широкая золотая полоса, золотые окна, голубой и красный зайчики, светлым огнём горит, светится разноцветными огнями, золотые капли) Золотой   солнечный   свет,   золотые   звуки   колоколов,   золотой   блеск   куполов   и   свечей, золотое сердце мальчика­  золотой мир детства. Вот мы и совершили открытие золотого мира детства Шмелёва. ­ Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну?  (очень точно чувствует природу, внимательный, чуткий, счастливый ребёнок). 8) – А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о произведении Шмелёва? Только в счастливом доме, где мир и согласие, ребёнок может быть таким эмоциональным, радостным и счастливым. Дай Бог каждому из вас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой и любовью, как это делает Шмелёв. III. Заключение. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.С.Шмелёва. Но когда­нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед вами.   Это   непременно   случится,   если   вы   научитесь   внимательно,   вдумчиво   читать, научитесь сопереживать писателю и его герою. IV.Рефлексия А теперь вновь закройте глаза и загляните в своё сердце. Что появилось в нём нового? Не появилось ли трещинок в душе? Какой цвет обрело ваше детство?   V.  Д/З    Думаю,   что   на   эти   вопросы   вы   должны   ответить,   оставшись   в   одиночестве, пережив,   осознав   всё,   что   произошло   на   сегодняшнем   уроке.   А   справившись   со   своей душой и бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелёву или озвучить, описать услышанную музыку души героя.  Или напишите сочинение­миниатюру о том, что для вас означает приход весны. Какие настроения, краски, запахи связаны у вас со словом « весна»?. Свидетельство # 121798 Автор: Максимчук Ольга Степановна Дата: 23.10.2014 Предмет: Литература Категория: Уроки Целевая аудитория: 5 класс

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017