Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения детства учащихся.
Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению «Мартовская капель».
«Мартовская капель»- это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».
- Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?
Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.
« Золотой мир детства»
( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения
детства учащихся.
Задачи: обучающая: познакомить посредством частичного анализа рассказа с некоторыми
особенностями художественного мира писателя;
развивающая: продолжить развитие навыков чтения и анализа произведения малой
прозаической формы, расширение круга чтения пятиклассников.
воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к традициям русского
народа, любви к природе.
Счастлив дом, где пребывает мир,
где брат любит брата, родители пекут
ся о детях, дети почитают родителей.
Там благодать Господня.
Слово Иоанна Златоуста.
I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач.
Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его
удивительному,
наполненному духовным светом произведению
«Мартовская капель».
«Мартовская капель» это не самостоятельное произведение, это маленькая
капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».
Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?
Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово,
заглянем в творческую лабораторию писателя.
поэтическому,
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Иоанна Златоуста.
(Архиепископ Константиновский получил такое прозвище за красноречие, умение
убеждать). Подумайте над этими словами и в конце урока вы скажете, почему взяты
именно эти слова. ( Читаю эпиграф. Благодатьрадость, счастье).
II. Основная часть.
1) Рассказ о писателе И.С. Шмелёве (подготовленный ученик) А сейчас мы с вами
совершим небольшое путешествие по Москве.
№
п/п
1.
2.
3.
Изображение на слайде.
Текст монологического выступления.
Панорама Кремля и
Замоскворечья конца XIX
века.
Портрет И.Шмелева в
юношеские годы.
Портрет А.С.Пушкина.
Приглашаю вас в путешествие, в Москву столетней
давности. Деревянные особняки, каменные мостовые,
извозчики, сады и луга. И Москварека, конечно,
придавала городу особое очарование. Напротив Кремля
открывалась широкая луговая низина – Замоскворечье.
Здесь в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Здесь
же, в Замоскворечье, он учился в 6ой Московской
гимназии, а затем поступил в университет на юридический
факультет.
Излюбленным занятием юноши было чтение.
А4. Мартовский пейзаж.
5.
Разворот книги И.Шмелева
«Лето Господне».
литературным кумиром на все годы оставался
А.С.Пушкин.
И.Шмелев великолепно знал свой родной город и любил
его. Самые ранние впечатления детства – это мартовская
капель, вербная неделя, стояние в церкви.
Эти детские впечатления и составили лучшую книгу
писателя «Лето Господне».
2) Что означает название книги « Лето Господнее»?
Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге
пророка Исайи: «… И послал Он меня проповедовать лета Господне благоприятно…» Вот и
Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни
трудные, в лета неблагоприятные. Както очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о
своем детстве. Посреди огромного города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и
работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь
маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева.
3) И.С. Шмелёв удивительный писатель 20 века. Удивителен он тем, что мог
посмотреть на мир глазами ребёнка, умел увидеть в обыденных для нас вещах чтото
необыкновенное, чудесное.
Сквозь пробоины в душе
Я вижу детство в шалаше.
Как плакал, всех любя.
Глядел на небо из дыры
И видел дальние миры
И глубину себя.
Как пахла пряная трава,
Как больно ранили слова,
И как был сладок сон.
Смешное было так смешно,
Грешное вовсе не грешно.
И жизнь со всех сторон !
Рос ясень и ловился язь,
Меж всем была прямая связь,
Как птица и полет.
Обиды были горячи,
И били из земли ключи
Холодные, как лед.
4) Герой рассказа Шмелёва « Весенний плеск» говорил: « Чтобы увидеть весну, надо
закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…»
Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Представьте солнечный весенний
день…… Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи? ( яркое солнце,
капель, чирикающие воробьи…)
5) Обратимся к нашему рассказу.Приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать
его звуки. Какие слова помогают услышать весну?
Вывод: капель живая. Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
Ваня вместе с мартовской капелью мог слышать другие звуки. И прежде всего это
колокольный перезвон, так похожий на капель.
Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь
христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и
сна, время великой скорби и великого праздника.
Какие ассоциации вызывают эти звуки у вас? ( Пасха)
Как они связаны со звуками капели?
Капель воскресение природы, всё просыпается , возрождается.
Пасхавоскресение Иисуса Христа, светлый праздник, связанный с радостью возрождения
жизни.
Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании
мальчика весну и праздник. ( луч солнца дорога, по которой спускаются ангелы с неба,
пасхальные яички–прозрачные, как дымок, описание шаров).
Почему сравнения такие необычные? (их находит ребёнок, он воспринимает весну не
только глазами, но и сердцем).
6) Итак, приподнятое настроение мальчика вызвано не только приходом весны, но и
ожиданием праздника. Какие чувства он испытывает? (ощущение радости, счастья,
ожидание чегото доброго. Он испытывает любовь к Богу и окружающему миру,
благоговение, умиление, душевный трепет)
Обратимся к тексту.
( в тревожнорадостном полусне, радостное к нам стучится,
и такой день чудесный, спускаются с неба ангелы).
7 ) Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и
счастья?
Каким видит окружающий мир мальчик?
( одухотворённым, ярким, звучащим, живым).
Ещё раз обратимся к тексту ( от слов Защурив глаза…до Весна, весна).
В какие краски расцвечен этот удивительный мир? ( широкая золотая полоса, золотые
окна, голубой и красный зайчики, светлым огнём горит, светится разноцветными огнями,
золотые капли)
Золотой солнечный свет, золотые звуки колоколов, золотой блеск куполов и свечей,
золотое сердце мальчика золотой мир детства. Вот мы и совершили открытие золотого
мира детства Шмелёва.
Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну? (очень
точно чувствует природу, внимательный, чуткий, счастливый ребёнок).8) – А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о
произведении Шмелёва?
Только в счастливом доме, где мир и согласие, ребёнок может быть таким эмоциональным,
радостным и счастливым.
Дай Бог каждому из вас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой
и любовью, как это делает Шмелёв.
III. Заключение.
Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя
И.С.Шмелёва. Но когданибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед
вами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать,
научитесь сопереживать писателю и его герою.
IV.Рефлексия
А теперь вновь закройте глаза и загляните в своё сердце. Что появилось в нём нового? Не
появилось ли трещинок в душе? Какой цвет обрело ваше детство?
V. Д/З Думаю, что на эти вопросы вы должны ответить, оставшись в одиночестве,
пережив, осознав всё, что произошло на сегодняшнем уроке. А справившись со своей
душой и бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелёву
или озвучить, описать услышанную музыку души героя.
Или напишите сочинениеминиатюру о том, что для вас означает приход весны.
Какие настроения, краски, запахи связаны у вас со словом « весна»?.
Свидетельство # 121798
Автор: Максимчук Ольга Степановна
Дата: 23.10.2014
Предмет: Литература
Категория: Уроки
Целевая аудитория: 5 класс