Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".
Оценка 5

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
03.11.2018
Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".
Учащимся 11 класса предлагается выявить особенности любовной лирики Б. Пастернака через чтение и анализ стихотворений "Любить иных- тяжелый крест", "Заместительница". Прививать любовь к поэзии. Уметь находить средства выразительности и определять их роль в стихотворении. Работа организуется в группах. В конце урока необходимо определить удовлетворенность своей деятельностью.
11 класс Поговорим о странностях любви.docx
Тема:  «Поговорим о странностях любви» (Тема любви в лирике Пастернака) Цель: 1.выявить особенности  любовной лирики    Б.Л.Пастернака. 2.выявить  своеобразие любовной лирики Б.Л.Пастернака  через стихотворения  «Заместительница»  и  «Любить иных –  тяжелый крест » 3.развивать речь учащихся 4. воспитывать  уважение  и любовь  к литературе  через  поэзию Б.Л.Пастернака   Этапы урока I.  Актуализаци я знаний. Ход урока 1. Организационный момент.    Здравствуйте, ребята. Садитесь.   Звучит отрывок из  поэмы Б.Л.Пастернака «Я  тоже любил»  Тема нашего урока  «Поговорим о странностях любви». Как  вы думаете, почему урок  я начала именно строками этой поэмы?  ( Только человек, который любил может  написать о любви, разговор пойдет о любви)   1 Формирование УУД, ТОУУ (технология  оценивания учеб   успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:  1.ориентироваться в  своей системе знаний:  самостоятельно  предполагать, какая  информация нужна для  решения учебной  задачи; 2.отбирать  необходимые для  решения учебной задачи источники информации; 3. добывать новые  знания: извлекать  информацию,  представленную в  разных формах; Коммуникативные II.  Формулирова ние темы и  целей урока.  Давайте попытаемся вместе  сформулировать цели  урока: Повторить…. (сведения о биографии Б.Л.Пастернака, художественные средства) Узнать…    (кому  были посвящены те или иные строки любовной лирики) Выявить…  (своеобразие любовной лирики) Проанализировать…( стихотворения о любви) . 2 УУД Развиваем умения:  1. доносить свою  позицию до других:  оформлять свои мысли  в устной и письменной  речи    Познавательные УУД Развиваем умения:  1.ориентироваться в  своей системе знаний:  самостоятельно  предполагать, какая  информация нужна для  решения учебной  задачи; 2.отбирать  необходимые для  решения учебной задачи источники информации; 3. добывать новые  знания: извлекать  информацию,  представленную в  разных формах;   Коммуникативные  УУД Развиваем умения:  1. доносить свою  позицию до других:  оформлять свои мысли  в устной и письменной речи; 2. доносить свою  позицию до других:  высказывать свою точку зрения; 3. слушать других,  пытаться принимать  другую точку зрения,  быть готовым изменить  свою точку  зрения;Регулятивные  УУД 1.самостоятельно  формулировать цели  урока после  предварительного  обсуждения; 2.совместно с учителем  обнаруживать и  формулировать  учебную проблему; Коммуникативные  УУД Развиваем умения:  1.доносить свою  позицию до других:  оформлять свои мысли  в устной и письменной  речи; 2. доносить свою  позицию до других:  высказывать свою точку зрения; 3. слушать других,  III.  Самостоятел ьная  работа  в группах 1.Подготовка к самостоятельному чтению и анализу материала  Слово учителя:  Тема любви­ одна из важных тем в лирике любого поэта. Борис Леонидович  не является исключением. Всю жизнь, начиная с рождения и до последнего дня, рядом с   Борисом    Леонидовичем были  женщины,  которых  он  любил.  Сначала  ­  мать,  потом –  жёны… Тема любви  представлена в сборниках  «Сестра моя­ жизнь», «Второе рождение», «Темы и  вариации». Именно  к сборникам  «Сестра моя­ жизнь» и  «Второе рождение» мы сегодня  обратимся. В чем особенность  любовной лирики Пастернака?   Вопрос  сложный и  в пределах одного  урока   все охватить  невозможно, однако  о неких особенностях   сказать необходимо. И  попытаемся мы это сделать  через  анализ  стихотворений  «Заместительница» ­  1 и 2 группы   3 и  «Любить иных – тяжелый крест» ­ 3 и 4 группы, 5 группа   будет выполнять индивидуальное задание.    Чтобы  работа была эффективной, вы поделились на группы. Каждая  ­ будет выполнять   своё задание: 1 – анализировать  стихотворение  «Заместительница» с точки зрения  содержания, 2 ­ это же стихотворение с точки зрения   выразительных средств;  3 группа  анализирует  стихотворение  «Любить иных – тяжелый крест» с точки  зрения   содержания, 4 группа – это же стихотворение с точки зрения выразительных средств, а 5  группа проанализирует предложенную информацию  и  познакомит класс. У  каждой  группы   есть   приложение   № 1,  в  котором    вы   можете   найти  стихотворения.  В приложении № 2 вы найдете задания  для группы. На  выполнение задания  3 минуты 2.Группы самостоятельно работают (3 минуты) пытаться принимать  другую точку зрения,  быть готовым изменить  свою точку зрения;  Познавательные УУД Развиваем умения:  1.ориентироваться в  своей системе знаний:  самостоятельно  предполагать, какая  информация нужна для  решения учебной  задачи; 2.отбирать  необходимые для  решения учебной задачи источники информации; 3. добывать новые  знания: извлекать  информацию,  представленную в  разных формах; 4. договариваться с  одноклассником,  сотрудничать в  совместном решении  проблемы.Регулятивн ые УУД Развиваем умения:  1. работая по плану,  сверять свои действия с целью и при  необходимости  исправлять ошибки с  4 помощью класса; 2.в диалоге с учителем  и другими учащимися  учиться вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности выполнения своей работы и работы  всех, исходя из  имеющихся критериев. Коммуникативные  УУД Развиваем умения:  1. доносить свою  позицию до других:  оформлять свои мысли  в устной и письменной  речи; 2. доносить свою  позицию до других:  высказывать свою точку зрения; 3. слушать других,  пытаться принимать  другую точку зрения,  быть готовым изменить  свою точку зрения;  Коммуникативные  УУД Развиваем умения:  1.доносить свою  позицию до других:  оформлять свои мысли  в устной и письменной  IV.  Выступление  групп  1.Работа по теме  урока. Выступление групп. А) Учитель читает стихотворение  «Заместительница» Б) Впервые это стихотворение было напечатано  в сборнике  «Сестра моя­ жизнь». В чем же  особенность этого сборника?(Выступление  5 группы) 5 В) Кому  посвящено стихотворение «Заместительница» (Выступление  5 группы) Г) В чем  особенности этого стихотворения?  (Выступление 1 и 2 группы)                               Д) В чем  особенность  раскрытия  темы любви  в этом стихотворении?                                   Физическая  минутка                                                                                                        ­­­Встаньте, пожалуйста. Покажите только головой, мимикой, жестом – свое согласие или  не согласие с утверждением: любовь­  это  грусть, это мучение, боль, страдание, тепло,  жизнь, счастье. Мне  знакомо это чувство. Покажите только глазами  один из символов  любви. Спасибо. 3. Работа по теме  урока. Выступление групп. Ещё одно стихотворение  Б.Л.Пастернака  «Любить иных ­ тяжелый крест». А) Учащиеся прослушивают аудиозапись   стихотворения  «Любить иных ­ тяжелый крест»,  исполненное   Виталием  Горевым . Б) В  чем особенность сборника     «Второе рождение»? (Выступление  5 группы) В) Кому посвящено стихотворение «Любить иных ­ тяжелый крест»? (Выступление  5  группы)                                                                                                                                            Г)  В чем  особенность  раскрытия  темы любви  в этом стихотворении?      6 речи; 2. доносить свою  позицию до других:  высказывать свою точку зрения; 3. слушать других,  пытаться принимать  другую точку зрения,  быть готовым изменить  свою точку зрения;  Познавательные УУД Развиваем умения:  1.ориентироваться в  своей системе знаний:  самостоятельно  предполагать, какая  информация нужна для  решения учебной  задачи; 2.отбирать  необходимые для  решения учебной задачи источники информации;  Регулятивные УУД Развиваем умения:  4. работая по плану,  сверять свои действия с целью и при  необходимости  исправлять ошибки с  помощью класса; 5.в диалоге с учителем  и другими учащимися  учиться вырабатывать критерии оценки и  определять степень  успешности выполнения своей работы и работы  всех, исходя из  имеющихся критериев. Коммуникативные  УУД Развиваем умения:  1. доносить свою  позицию до других:  оформлять свои мысли  в устной и письменной  речи; 2. доносить свою  позицию до других:  высказывать свою точку зрения; 3. слушать других,  пытаться принимать  другую точку зрения,  быть готовым изменить  свою точку зрения  Коммуникативные  УУД Развиваем умения:  1. доносить свою  позицию до других:  оформлять свои мысли  в устной и письменной  речи; 2. доносить свою  позицию до других:  высказывать свою точку V.   Подведение  итогов.              4.Подведение итогов.                                                                                                      Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки.  Но его глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, а также  свежий, взволнованный стих всегда поражали и поражают ценителей поэтического     искусства. В чем же  особенности   любовной лирики Б.Пастернака? (В стремлении постичь  смысл любви, слиянии  конкретного и отвлеченного, реального и  идеального,   в  слиянии  быта и романтики ).  7 Каждое  стихотворение – это  кусочек жизни, в которой есть место и боли, и  страданию,  и счастью.   Учитель: Я  желаю, чтобы и вашей жизни нашлось место любви, которая  может и вас  вдохновит на создание стихов, песен, романсов. Домашнее  задание. Рефлексия. Информация о домашнем задании: написать сочинение «Моё прочтение  лирики  Пастернака». Рефлексия. ( Звучит  песня на стихи  Б.Л.Пастернака «Единственные дни»  в исполнении   Ростислава Чебыкина).  Итак, ребята наш урок подходит к концу. Я прошу вас  на   листе самооценки  отметить    вашу удовлетворенность уроком. зрения; 3. слушать других,  пытаться принимать  другую точку зрения,  быть готовым изменить  свою точку зрения Регулятивные УУД Развиваем умения:  1.в диалоге с учителем  и другими учащимися  учиться вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности выполнения своей работы и работы  всех, исходя из  имеющихся критериев. 8

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака "Поговорим о странностях любви".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018