Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
06.11.2017
Представлен конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель». Цель урока: ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести, показать особенность сюжета и композиции повести, беседуя по тексту произведения, ответить на главный проблемный вопрос: можно ли назвать трагедией историю судьбы станционного смотрителя.конспект
Урок лит 6 кл.doc
Цель урока: ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской
прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести, показать
особенность сюжета и композиции повести, беседуя по тексту произведения,
ответить на главный проблемный вопрос: можно ли назвать трагедией историю
судьбы станционного смотрителя.
Ведущий прием: беседаанализ.
Приемы: заочная экскурсия, работа с изобразительным материалом,
комментированное чтение, выразительное чтение, слово учителя.
Наглядность: портрет писателя, серия фотографий для заочной экскурсии в
«музей станционного смотрителя» в Выре; иллюстрации к повести «Станционный
смотритель».
Вступительное слово учителя.
Дома вы прочитали вторую повесть А.С Пушкина «Станционный смотритель».
Сегодняшний урок мы посвятим беседе – анализу по содержанию повести, будем
работать над особенностями сюжета и композиции, определим тему и идею
произведения.
Прежде чем приступить к уроку, я хочу задать вам вопрос: Что показалось
вам особенным, запоминающимся в этой повести? (Простые люди, добрые сердца,
печальный конец).
Я зачитаю вам слова самого А.С. Пушкина о себе: «… в течение двадцати лет
сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне
известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя я не
знал в лицо, с редким я не имел дело».
Действительно, по России он проехал расстояние, равное длине экватора.
Сегодняшний урок мы начнем с заочной экскурсии в музей станционного
смотрителя в Выре.
На пути из Петербурга в Москву находится третья почтовая станция Выра.
А.С.Пушкин 13 раз проезжал через эту, станцию. Эта бесконечная пушкинская
дорога! Жители Выры уверены, что история, описанная Пушкиным в
«Станционном смотрителе», произошла на их тракте, что фамилия Вырин
происходит от названия места. А в Выре, в здании бывшей почтовой станции,
открыт музей станционного смотрителя.
Заглянем и мы в этот музей.
У доски 3 ученика рассказывают по иллюстрации.
Все изображенное на картине знак времени. Для путешественников почтовая
станция лишь очередная остановка в пути, где можно отдохнуть, выпить чаю,
сменить лошадей, а для станционного смотрителя дом, где живет его семья,
растут дети…
Своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи своего
друга, поэта Вяземского: «Коллежский регистратор, Почтовой станций диктатор»
Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?(Автор
призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему
не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно
поверить)
Кто такие станционные смотрителя по мнению автора? (Представление о
смотрителе, как о «Муромском разбойнике», «изверге», «притеснителе и
грубияне», по его мнению, ложно. По мнению автора это труженики мирные
,услужливые, скромные)
Итак, рассказчик, молодой человек, приехал на станцию, чтобы отдохнуть,
поменять лошадей, переодеться после дождя.
Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя.
(Путешественника поразила красота 14летней девочки, её большие глаза)
Какова Дуня по словам отца? (Разумная, проворная, вся в покойницу мать)
Что еще замечает рассказчик в поведении Дуни? (Стремление понравиться
гостю, он называет девочку маленькой кокеткой)
Как ведёт себя гость с хозяевами станций? Почему так понравились ему
смотритель и его дочка?(Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие
интерес гостя к ним. Им есть о чем поговорить, недаром они долго беседуют за
чаем, «как будто век были знакомы»)
Что привлекло внимание рассказчика в первый приезд? ( Обстановка комнаты,
где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской,
и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына).
Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих
картинок? ( эти картины словно намекают на будущую историю «блудной
дочери», героиню повести).
А кого напоминает почтенный старик в колпаке и шлафроке?
Действительно, во времена Пушкина проблема отцов и детей была не менее
важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в
тысячах популярных картинок, которыми простые люди украшали свои избы в
назидание отцам и детям.
В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. 1и 2 приезды
заключают в себе немало общего. Что общего между этими двумя приездами?
(все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене, стол и
кровать стояли на прежних местах).
Но это лишь внешняя похожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все
привычное кажется уже другим. В этой знакомой обстановке все кажется ветхим
и небрежным.
Расскажите об изменении обстановки в комнате смотрителя во 2 приезд?(Нет
ни горшков с цветами, ни пестрой занавески. Все это было создано заботливыми
руками Дуни.)
Как изменился сам смотритель? (Еще несколько лет назад это был «бодрый
мужчина», а теперь – « хилый старик».) Примеры из текста.
Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под
тулупом» (Она подчеркивает, как Самсон Вырин запущен) В прозе Пушкин немногословен, но требует внимания к каждой мелочи, любой
детали.
Какими деталями подчеркивается болезненность и дряхлость старика?
Перед нами горькая история угасания одной разбитой жизни.
Какой момент является кульминационным во 2 приезд автора на станцию?
Озаглавьте этот отрывок.
Перескажите этот отрывок от лица самого смотрителя.
Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное
впечатления на Минского? (Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже
заказал себе ужин и т.д.)
Что предпринял Минский чтобы подольше задержаться на станции?
Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная
«болезнь» грозит Дуне? (Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь
Минского, они не слишком наблюдательные люди, иначе бы заметили, что
«больной» выпил две чашки кофе и заказал себе обед, выпил кружку лимонада. И
вместе с доктором ели с большим аппетитом и выпили бутылку водки)
Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром. (Он
чувствовал за собой вину: как он мог позволить Дуне сесть в кибитку к гусару)
зачитать.
С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина? Зачитать (В голосе
автора звучит искреннее сочувствие)
Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам
глубже понять душу несчастного отца? (Он пешком отправляется искать дочь.
Надеется привести домой свою заблудшую овечку).
Как ведёт себя Минский по отношению к смотрителю?
Подумайте, как Минский относится к Дуне? Любит ли ее или играет чувствами
девушки? (Минский похоже, понастоящему любит Дуню, окружил ее вниманием
и роскошью, но и Дуня любит своего «похитителя»: с какой нежностью она
смотрела на Минского, «наматывая черные его кудри на свои сверкающие
пальцы»).
Почему же невозможна любовь Минского к Дуне? (Дуня стала богатой барыней,
но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее). Отца не пустили даже на порог.
Рассказчик вновь подчеркивает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»:
бедняк не просто остался бедняком – оскорбили и растоптали его человеческое
достоинство. Он попрежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему
с сильными мира сего бесполезно.
Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик в третий
раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. Вы заметили, с каждым
новым посещением нашего путешественника почтовой станции уменьшается
число персонажей: в 1 приезд – смотритель и Дуня, во 2й –один смотритель, в
3й – никого, только одинокая могила смотрителя за «околицей».
Этот 3ий приезд рассказчика усиливает угасание жизни. В сени, где когдато
молодой путешественник поцеловал Дуню, выходит толстая баба. Все – чужое. Вспомните, в какое время рассказчик впервые посетил эту станцию? (Это
произошло веселым весенним днем, путешественник был застигнут живительным
майским ливнем).
А третий и последний приезд? Понаблюдайте за деталями этого осеннего
пейзажа. Как описание природы помогает дорисовать скорбную картину увядания
жизни? – Зачитать.
Жива ли память о смотрителе у людей? (Да, люди помнят его могилу).
Рассказчик на могиле смотрителя. Почему кладбище произвело на него такое
удручающее впечатление? (Описание могилы)
Можно ли финал повести (приезд Дуни на могилу отца) назвать счастливым?
Почему? (К Дуне пришло позднее раскаяние. Она застала лишь могилу отца. Да,
она стала богатой, у нее трое маленьких детей, но отец ее потерял любовь
навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь).
На доске вы видите иллюстрацию библейской притчи о блудном сыне.
Сравните сюжет повести Пушкина и библейскую притчу о блудном сыне
(Вывод)
Повесть о блудной дочери не является прямой иллюстрацией библейской притчи.
Это авторское размышление на тему «отцов и блудных детей», причем на первом
плане стоит изображение переживании и судьбы отца, а не его дочери.
Дома вы должны были заполнить сравнительную таблицу трех приездов автора на
станцию. Давайте ее проверим.
Повесть прочитана. Сформулируем тему и идею повести. О чем эта повесть? (О
глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности). Эта повесть о том, как
бедному человеку трудно соперничать с богатым и сильным.
О «маленьком человеке», сохранившем свое достоинство. О запоздалом
раскаянии «блудной дочери», которая будет жить с чувством вины перед своим
отцом.
Идея: роскошь, богатство, благополучие, даже самые внушительные не могут
заменить любовь близкого человека.
Урок заканчивается творческой работой, письменным ответом на главный
проблемный вопрос: можно ли назвать трагедией историю судьбы станционного
смотрителя? Разработка урока литературы
тема: Трагедия «маленького человека» в
повести А.С Пушкина «Станционный
смотритель»
класс: 6
школа: № 16
учитель: Ещанова Б. К Костанай 2006
Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.