Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Оценка 5

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
06.11.2017
Конспект урока литературы в 6 классе на тему:  Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Представлен конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель». Цель урока: ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести, показать особенность сюжета и композиции повести, беседуя по тексту произведения, ответить на главный проблемный вопрос: можно ли назвать трагедией историю судьбы станционного смотрителя.конспект
Урок лит 6 кл.doc
Цель урока:    ввести   учащихся   в  мир «маленького   человека»   пушкинской прозы,   пробудить   сочувствие   и   сострадание   к   герою   повести,   показать особенность   сюжета   и   композиции   повести,   беседуя   по   тексту   произведения, ответить на главный проблемный вопрос: можно ли назвать трагедией историю судьбы станционного смотрителя.     Ведущий прием: беседа­анализ.     Приемы:   заочная   экскурсия,   работа   с   изобразительным   материалом, комментированное чтение, выразительное чтение, слово учителя.  Наглядность: портрет писателя, серия фотографий для заочной экскурсии  в  «музей станционного смотрителя» в Выре; иллюстрации к повести «Станционный  смотритель».  Вступительное слово учителя. ­  Дома вы прочитали вторую  повесть А.С Пушкина «Станционный смотритель».  Сегодняшний урок мы посвятим беседе – анализу по содержанию повести, будем работать   над   особенностями   сюжета   и   композиции,   определим   тему   и   идею произведения.  ­ Прежде чем приступить к уроку, я хочу задать вам   вопрос: Что показалось вам особенным, запоминающимся в этой повести? (Простые люди, добрые сердца, печальный конец). ­ Я зачитаю вам слова самого А.С. Пушкина о себе: «… в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя я не знал в лицо, с редким я не имел дело».  ­ Действительно, по России он проехал расстояние, равное длине экватора.  ­   Сегодняшний   урок   мы   начнем   с   заочной   экскурсии   в   музей   станционного смотрителя в Выре. ­ На пути из Петербурга в Москву находится третья почтовая станция­ Выра. А.С.Пушкин 13 раз проезжал через эту, станцию. Эта бесконечная пушкинская дорога!   Жители   Выры   уверены,   что   история,   описанная   Пушкиным   в «Станционном   смотрителе»,   произошла   на   их   тракте,   что   фамилия   Вырин происходит от названия места. А в Выре, в здании бывшей почтовой станции, открыт музей станционного смотрителя. ­ Заглянем и мы в этот музей.   У доски 3 ученика рассказывают по иллюстрации. ­Все изображенное на картине ­ знак времени. Для путешественников почтовая станция ­ лишь очередная остановка в пути, где можно отдохнуть, выпить чаю, сменить   лошадей,  а  для   станционного   смотрителя­   дом,  где   живет   его   семья, растут дети… ­ Своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи своего друга, поэта Вяземского: «Коллежский регистратор, Почтовой станций диктатор» ­ Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?(Автор призывает   своего   читателя   «вместо   негодования»   наполнить   сердце   свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не   одно   поколение   ямщиков,   знавшему   каждого   смотрителя   в   лицо,   можно поверить)  ­   Кто   такие   станционные   смотрителя   по   мнению   автора?   (Представление   о смотрителе,   как   о   «Муромском   разбойнике»,   «изверге»,   «притеснителе   и грубияне»,   по   его   мнению,   ложно.   По   мнению   автора   это   труженики   мирные ,услужливые, скромные)  ­ Итак, рассказчик, молодой  человек,  приехал  на станцию,  чтобы отдохнуть, поменять лошадей, переодеться после дождя. ­ Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя. (Путешественника поразила красота 14­летней девочки, её большие глаза) ­ Какова Дуня по словам отца? (Разумная, проворная, вся в покойницу мать)  ­ Что еще замечает рассказчик   в поведении Дуни? (Стремление понравиться гостю, он называет девочку маленькой кокеткой) ­   Как   ведёт   себя   гость   с   хозяевами   станций?   Почему   так   понравились   ему смотритель   и   его   дочка?(Это   были   добрые,   радушные   люди,  почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чем поговорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как будто век были знакомы») ­ Что привлекло внимание рассказчика в первый приезд? ( Обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына).  ­   Как   вы   думаете,   почему   рассказчик   так   подробно   описал   сюжет   этих картинок?   (   эти   картины   словно   намекают   на   будущую   историю   «блудной дочери», героиню повести).  ­ А кого напоминает почтенный старик в колпаке и шлафроке? ­ Действительно, во времена Пушкина проблема отцов и детей была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми простые люди украшали свои избы в назидание отцам и детям. ­   В   повести   рассказчик   трижды   навещает   почтовую   станцию.   1и   2   приезды заключают в себе немало общего. Что общего между этими двумя приездами? (все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене, стол и кровать стояли на прежних местах).  ­ Но это лишь внешняя похожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное кажется уже другим. В этой знакомой обстановке все кажется ветхим и небрежным.  ­ Расскажите об изменении обстановки в комнате смотрителя во 2 приезд?(Нет ни горшков с цветами, ни пестрой занавески. Все это было создано заботливыми руками Дуни.) ­ Как изменился сам смотритель? (Еще несколько лет назад это был «бодрый мужчина», а теперь – « хилый старик».) Примеры из текста. ­   Обратите   внимание   на   весьма   характерную   деталь:   «смотритель   спал   под тулупом» (Она подчеркивает, как Самсон Вырин запущен) ­ В прозе Пушкин немногословен, но требует внимания к каждой мелочи, любой детали.  ­ Какими деталями подчеркивается болезненность и дряхлость старика? ­ Перед нами ­горькая история угасания одной разбитой жизни.  ­ Какой момент является кульминационным во 2 приезд автора на станцию?  ­ Озаглавьте этот отрывок. ­ Перескажите этот отрывок от лица самого смотрителя. ­   Из   каких   слов   рассказчика   мы   понимаем,   что   Дуня   произвела   сильное впечатления на Минского? (Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин и т.д.) ­ Что предпринял Минский чтобы подольше задержаться на станции? ­ Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне? (Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского,   они   не   слишком   наблюдательные   люди,   иначе   бы   заметили,   что «больной» выпил две чашки кофе и заказал себе обед, выпил кружку лимонада. И вместе с доктором ели с большим аппетитом и выпили бутылку водки)      ­ Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром. (Он чувствовал за собой вину: как он мог позволить Дуне сесть в кибитку к гусару) ­ зачитать.  ­ С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина? Зачитать (В голосе автора звучит искреннее сочувствие)  ­ Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам глубже понять душу несчастного отца? (Он пешком отправляется искать дочь. Надеется привести домой свою заблудшую овечку).  ­ Как ведёт себя Минский по отношению к смотрителю?  ­ Подумайте, как Минский относится к Дуне? Любит ли ее или играет чувствами девушки? (Минский похоже, по­настоящему любит Дуню, окружил ее вниманием и   роскошью,   но   и   Дуня   любит   своего   «похитителя»:   с   какой   нежностью   она смотрела   на   Минского,   «наматывая   черные   его   кудри   на   свои   сверкающие пальцы»).  ­ Почему же невозможна любовь Минского к Дуне? (Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее). Отца не пустили даже на порог. Рассказчик   вновь   подчеркивает   живучесть  «общеудобия»  «чин   чина   почитай»: бедняк не просто остался бедняком – оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по­прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.  Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. Вы заметили, с каждым новым   посещением   нашего   путешественника   почтовой   станции   уменьшается число персонажей: в 1 приезд – смотритель и Дуня, во 2­й –один смотритель, в  3­й – никого, только одинокая могила смотрителя за «околицей».  Этот 3­ий приезд рассказчика усиливает угасание жизни. В сени, где когда­то молодой путешественник поцеловал Дуню, выходит толстая баба.  Все – чужое. ­   Вспомните,   в   какое   время   рассказчик   впервые   посетил   эту   станцию?   (Это произошло веселым весенним днем, путешественник был застигнут живительным майским ливнем). ­   А   третий   и   последний   приезд?   Понаблюдайте   за   деталями   этого   осеннего пейзажа. Как описание природы помогает дорисовать скорбную картину увядания жизни? – Зачитать. ­ Жива ли память о смотрителе у людей? (Да, люди помнят его могилу).  ­ Рассказчик на могиле смотрителя. Почему кладбище произвело на него такое удручающее впечатление? (Описание могилы)  ­ Можно ли   финал повести (приезд Дуни на могилу отца) назвать счастливым? Почему? (К Дуне пришло позднее раскаяние. Она застала лишь могилу отца. Да, она   стала   богатой,   у   нее   трое   маленьких   детей,   но   отец   ее   потерял   любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь). ­ На доске вы видите иллюстрацию библейской притчи о блудном сыне.  ­   Сравните   сюжет   повести   Пушкина   и   библейскую   притчу   о   блудном   сыне (Вывод)  ­ Повесть о блудной дочери не является прямой иллюстрацией библейской притчи. Это авторское размышление на тему «отцов и блудных детей», причем на первом плане стоит изображение переживании и судьбы отца, а не его дочери.  ­ Дома вы должны были заполнить сравнительную таблицу трех приездов автора на станцию. Давайте ее проверим.  Повесть прочитана. Сформулируем тему и идею повести. О чем эта повесть? (О глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности). Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатым и сильным.  ­   О   «маленьком   человеке»,   сохранившем   свое   достоинство.   О   запоздалом раскаянии «блудной дочери», которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.  Идея:   роскошь,   богатство,   благополучие,   даже   самые   внушительные   не   могут заменить любовь близкого человека.  Урок   заканчивается   творческой   работой,   письменным   ответом   на   главный проблемный вопрос: можно ли назвать трагедией историю судьбы станционного смотрителя? Разработка урока литературы тема:  Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель» класс: 6 школа: № 16 учитель: Ещанова Б. К Костанай 2006

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:  Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:  Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:  Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:  Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:  Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:  Трагедия «маленького человека» в повести А.С Пушкина «Станционный смотритель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017