Интегрированный урок "Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; раскрыть особенности изображения М.Пришвиным мира природы; познакомить со значением растений в жизни человека; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; раскрыть метафоричность и символику языка произведения; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты, любви к природе.Интегрированный урок литературы в 6 классе
Иконка файла материала Интегрированный урок по произведению Пришвина Кладовая солнца.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная школа с.Архангельское         Урок подготовили  учитель русского языка и литературы  Гришина Елена Алексеевна учитель биологии Слушкина Елена Анатольевна2016 – 2017 уч. год Цели урока: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в  мире; раскрыть особенности изображения М.Пришвиным мира природы; познакомить со значением  растений в жизни человека; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое  на земле; раскрыть метафоричность и символику языка произведения; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты, любви к природе. Оборудование:  интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет   М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания и иллюстрации ели и сосны, используемые шестиклассниками при  подготовке к уроку, рисунки учащихся «Ель и сосна на Блудовом болоте», «У лежачего  камня», альбомы о лесных ягодах. «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» М.М.Пришвин «Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку»    К.Г.Паустовский «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную  жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя  М.М.Пришвина»                                                                    К.Г.Паустовский Эпиграф:                                       Не то, что мните вы, природа,                                       Не слепок, не бездушный лик –                                        В ней есть душа, в ней есть свобода,                                       В ней есть любовь, в ней есть язык.                                                                             Ф. Тютчев I. Вступительное слово Учитель литературы.  Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по произведению М.Пришвина  «Кладовая солнца». Его тема звучит так: «Единство человека и природы  в сказке­были  М.Пришвина «Кладовая солнца».  М.М.Пришвин – это тот писатель, для которого природа была  жизнью, без неё не сформировался бы его талант, его самобытность и он сам как человек. Главное  лицо в его произведениях – это, конечно же,  автор: охотник, наблюдатель, учёный, художник слова и искатель правды. И его сказка­быль – яркое тому подтверждение. Учитель биологии:    Это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту  книгу, мы узнаем о бондарском ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для  человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и  лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и  что собой представляют большие торфяные болота.Учитель литературы.  Цель нашего урока литературы – пойти вслед за героями Пришвина и  увидеть природу глазами автора. На  примере жизни юных героев прийти к выводу, что успех  приходит к тому, кто обращает свои силы и ум на пользу людям, кто руководствуется в своих  действиях именно такой «правдой жизни». Мы рассмотрим, как каждому из героев удается  одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.      Учитель биологии: Цель нашего урока – показать единство человека и природы, мудрость,  красоту и гармонию природы, применить наши знания  биологии для объяснения явлений, описанных Пришвиным, и углубить знания о растениях. Давайте вспомним, что  же такое природа? (Природа –  это то что нас окружает и нерукотворно).  Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая)  Назовите явления неживой природы, которые встречаются в произведении Пришвина  «Кладовая солнца»? (                                 ) А о каких представителях живой природы идет речь в данном произведении. (Растения,  животные).                                 II. Работа по теме урока    Учитель литературы.   Вспомним, ребята, кто главные герои произведения Пришвина «Кладовая солнца»? Куда они  пошли? За чем? Какое описание предшествует появлению детей в лесу? (Описание «несчастной» жизни сосны и  ели)  Послушаем художественный пересказ Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка.         описания ели и сосны. Художественный пересказ описания ели и сосны. Какую мысль выражает писатель, рисуя эту картину? (Рисуя эту картину, писатель тем самым  выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.) Какие средства выразительности использует автор при описании ели и сосны? (Олицетворение)    ! Назовите примеры.  А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят. ­ Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках? ( 1) Я хотела показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не  свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, и это результат жестокой  борьбы за жизнь  ( 2) Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и  сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень  жалко и ель, и сосну. Учитель биологии:  Что вы можете сказать о жизни ели и сосны с точки зрения биологии? Выступление учащегося: А) Ель.Ель удивительно стройна. Издали она похожа на наконечник огромной, нацеленной в небо пики – так прям ее ствол. Но такой высокой   и стройной она вырастет лишь в том случае, если самая верхняя почка развивается нормально. Ель растет всю жизнь.           Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать этажи и прибавить 3 или 4 ( в первые 3­4 года ель не дает боковых побегов).         У ели есть еще одна неожиданность. У такого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить отвесно вглубь. Так оно и есть. Но только до 10­15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, как бы звездой расходящиеся в разные стороны. Во время бури они нередко подводят дерево: они не в силах противостоять ветру. Даже большие деревья часто наклоняются и падают.          Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак, практически нет подлеска и очень мало трав.    В) Сосна.    Это величавое дерево, достигающее порой 40­метровой высоты (а бывают и 80­метровые сосны!) встречается повсюду. И северный ветер обдувает сосны, и южное солнце золотит, и на солончаковых почвах они растут, и на болотистых, и на песчаных. А иногда и взбираются на голые скалы. Налетит ветер, а сосна непоколебимо стоит: ее корни прочно держатся в расщелинах камней.  Сосн  (лат. Pínus) — род растений из семейства Сосновые (лат. Pinaceae). аа  Есть две версии происхождения латинского названия. Первая версия: от кельтского слова  pin, что означает — скала, гора, то есть растущая на скалах. Вторая версия: от латинских  слов pix, picis, что означает — смола, то есть смолистое дерево.    У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет ее в 5 раз меньше, чем ель. Голодно? Сосна пошире раскинет корни, найдет пищу где­нибудь по соседству. Налетел ветер? И тут корни не подведут: они в 12 раз длиннее, чем у ели.    Только   одно   пугает   сосну   –   темнота.   Ей   надо   много   света   и   солнца.   Как   и  других   светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый. Учитель биологии:  Могли ли эти деревья расти вместе?  По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене  сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья.Цикл развития хвойных (сосны): 1 – мужская шишка; 2 – микроспорофилл с  микроспорангием; 3 – пыльца; 4 – женская шишка; 5 – мегаспоро­филл; 6 – чешуйка с двумя  семязачатками; 7 – чешуя с двумя семенами в шишке третьего года; 8 – проросток Рассмотрим особенности размножения голосеменных растений на примере сосны (рис. 76).  Весной, в конце мая, у сосны в светло­зеленых мужских шишках образуется пыльца –  мужской гаметофит, содержащий половые клетки – два спермия. Сосна начинает «пылить»,  облака пыльцы разносятся ветром. На верхушках побегов развиваются женские красноватые  шишечки, состоящие из чешуек. На них располагаются открыто (голо) по две семяпочки,  отсюда и название – голосеменные. В семяпочках созревает по две яйцеклетки. Пыльца  попадает непосредственно на семяпочки и прорастает внутрь. После этого чешуйки плотно  смыкаются и склеиваются между собой смолой. После оплодотворения формируется семя.  Семена сосны созревают через 1,5 года после опыления. Они становятся бурыми, чешуйки  раздвигаются, зрелые семена с крылышками высыпаются и разносятся ветром.  Могут ли ель и сосна расти вместе?  Учитель литературы: Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне,    растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героев? Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это  текстом. (стр. 47­ 48. Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца,  пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину, и  могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы. Оттуда сюда,  к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвящённое  восходу великого солнца.) (стр. 48­49. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень  маленьких ёлочек, наконец­то заиграл на щеках у детей.    Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое  горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками.)Взошло солнце. Осветило планету Земля. Осветило детей. Что произошло потом?  (Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой). Вспомним, как это произошло. Инсценирование спора ­ Как природа помогает понять настроение спорящих?      Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?     (стр. 49. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но  случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло  собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и  сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)     Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во  взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как  в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.     А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.     (стр.181. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными  лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга  сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.)     Как, по­вашему, автор относится к происходящему?     (Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая  хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.) Чем руководствовался Митраша, когда объяснял свою позицию, по какой тропе нужно пойти?  А кто рассказал Митраше о важности компаса? Давайте найдем  в тексте, что конкретно говорил  отец Митраше? Учитель биологии:  КОМПАС – этот замечательный  прибор был изобретен около двух  тысяч лет назад. Первый компас появился в Китае. Китайцы обнаружили минерал,  способный  притягивать железные предметы и за это свойство назвали его «любящий  камень».  В одном из первых (древнекитайских) компасов  роль стрелки выполняла «ложка»,  изготовленная   из природного магнита. В современном компасе есть магнитная стрелка,  указывающая на северный и южный полюс.  А если компаса нет, как природа может помочь определить стороны света? Существуют природные признаки, которые помогут определить стороны горизонта.  Например, смола хвойных деревьев больше выступает на южной стороне ствола. Мхипокрывают пни и камни больше с северной стороны. Склон муравейника с южной стороны  более пологий, чем с северной.    Мы оставили ненадолго наших героев, а теперь вернёмся к ним опять. Что делает Митраша без  нас? Вспомним, что он видел на своём пути? Какие растения порадовали и удивили его? Найдите,  как в тексте описывает эти растения автор, как доносит до нас их красоту. Стр. учебника  (Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апре­ ле, темно­зеленой брусничной травой. Среди этой зелени прошлого года кое­где виднелись  новые цветочки белого подснежника и лиловые мелкие и ароматные цветочки волчьего  лыка.) ­ А как цветёт волчье лыко и почему оно так называется? ­ "Волки из него себе корзины плетут"­ говорил отец Митраши. А цветы бывают мелкие  лиловые, алые и ароматные. Учитель биологии: Название волчьи ягоды связано с большой ядовитостью всех частей  растения, а название волчье лыко возникло, очевидно, потому, что кора очень легко  отделяется от древесины и сдирается длинными пластами. Это лыко ядовито. Одна легенда говорит, что однажды в лесу созвали большой совет зверей, чтоб дать название  всем лесным растениям. Волк опоздал на этот совет. А когда запыхавшийся прибежал и  увидел, что начали без него, то от злости бросился на ближайший куст и стал сдирать с него  кору. С тех пор и называют это растение ­ волчье лыко. Митраша идёт по болоту. Направление на север ему указывает стрелка компаса. Как вы думаете,  смогли бы растения указать Митраше не только верный путь на север, но и безопасную тропу на  болоте? Докажите это текстом произведения? (стр.58. Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где  кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел,  что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус — неизменный спутник  тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша  подумал: «Зачем же я буду повертывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать, виднеется  там, за полянкой?»        Трава белоус показывала направление обхода елани. Нет! Не знавши броду,  оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань.) А на что еще мог обратить внимание Митраша? (слой торфа под ногами был разный). Учитель биологии: А что такое торф? (Торф ­ плотная масса, образовавшаяся из перегнивших  остатков болотных растений, употребляется как топливо.) Чтение отрывка из экологического краеведения (с. 23 ­ 1 и 2 абзац) Чему нас учит Пришвин? Обратимся к эпиграфу, как вы понимаете слова Тютчева?Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик –  В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Обсуждение эпиграфа, разговор о языке природы. А что же Настя, ребята? Вышла она к палестинке? Какую ягоду собирала девочка? Посмотрим, как Пришвин описывает эту ягоду? (Только у нас одна­единственная ягода клюква, особенно ранней  весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много её со­ берётся на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто­то клюкву рассыпал». На­ клонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со  многими клюквинками. Захочешь — и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных  кровяно­красных ягод.) Выступление ученика о ягоде клюкве Учитель биологии: В России клюква популярна с самых давних времён. В 18­19веке в Европе о клюкве почти не знали, один французский путешественник рассказывал, что в России он  сидел «под сенью величественной клюквы». На самом деле болотная клюква (Oxycoccus  palustris) замечательна не размером (это стелющийся кустарничек), а ягодами, которых в  урожайных местах можно собрать по полторы тонны с гектара; на плантациях в США  собирали 10 и даже 22 тонны. Сбор ведут с помощью особых гребешков до самого снега. А к  весне «болотный виноград» только слаще становится. Портиться клюкве не даёт  содержащаяся в ней бензойная кислота, убивающая микробов. Клюква­ягода очень полезная и целебная. Растение представляет собой вечнозеленые,стелющиеся по моховому покрову  кустарнички. Цветет в июне. Растет на болотах. Клюква богата витамином С. Сегодня мы экспериментальным путем докажем присутствие  витамина С в ягодах клюквы. Измельчаем свежую ягоду ( 2г ) в фарфоровой чашечке, растираем кварцевым песком,  постепенно добавляя 2% раствор соляной кислоты ( 10мл ).Фильтруем. Затем добавляем к 5  мл сильноразбавленного раствора перманганата калия. Обесцвечивание “марганцовки”  указывает на наличие витамина С. А о каких ягодах ещё упоминается в произведении? Чтение отрывка «Лесные ягоды» (Вот взять ягоду чернику, — та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по  стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят  мелким горошком чернички, чёрные ягодки с синим пушком./Так же брусника, кровяно­красная  ягода, листики тёмно­зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды,  что место кажется кровью полито.) Ещё растёт в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более  крупная, не пройдёшь, не заметив. В глухих местах, где живёт огромная птица глухарь, встречается костяника, красно­рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе...) Какие слова подбирает писатель, чтобы передать своё отношение к природе? Какие это средства  выразительности?Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? (Настю охватывает жадность. Она забывает обо  всём, даже о своём брате. Такая жадность не нравится писателю. Пришвин с упрёком спрашивает:  «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»         ­ Кто же заставил Настю встать на ноги?      ­ Змея, и пень, и лось.         ­ То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей  остаться человеком.     ­ А всё­таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду? Митраша, вы помните, тоже  выходит победителем из сложной ситуации. ­ Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел:  не мужичок, а герой»?     (Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно­ласкательным суффиксом, оно указывает на то,  что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша  проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл  способ спастись из болота. Во­вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика,  которого не могли застрелить даже опытные охотники.)     (Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой  любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда  жизни.) Мы знаем, что Пришвин не сразу пришёл к данному названию, но всё­таки остановился на названии  «Кладовая солнца». Что такое кладовая солнца? Что по этому поводу говорится в произведении? Учащиеся зачитывают «Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца». Далее объяснение: «Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью  каждой травинке, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце  отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство,  другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям  (растениям) передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро сохраняется, болото становится  кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». —   Кладовая — потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые «достаются человеку  в наследство», а солнца — потому что рождены эти запасы солнцем.  Только ли торфом богаты эти ме   Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа (богатая палестинка тоже кладовая). Природа здесь очень добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них. Вспоминаем ель и сосну, происшествие с Настей на палестинке.  Таким образом, приходим к выводу, что природа — тоже кладовая, а так как она рождена солнцем  и живет благодаря его теплу, то природа — кладовая солнца.  ста?  Учитель биологии: А что ученые – биологи думают поэтому поводу, давайте зачитаем  отрывок из книги «Экологическое краеведение». (с.22 ­ 2 абзац) Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл вкладывает писатель в  название "Кладовая солнца"? ­ Это торф, который достается человеку в виде торфяных залежей.­ Это вся природа, которая тоже переходит как наследство от одного поколения к  другому. ­ Это правда жизни, которую от поколения к поколению передают люди, животные,  птицы. (Ученики делают записи в тетрадях)   Подведение итогов.  Учитель литературы. Итак, ребята, мы приходим к выводу: соединяя реальную жизнь людей и  изображённую в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает главную мысль: человек  должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. Учитель биологии:  Значит самая главная кладовая солнца ­ это понимание того, что  человек и природа ­ это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам  М.М.Пришвин. В конце сказки­были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»   Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего о людях,  их душевном богатстве.  Как торф – « кладовая солнца», то есть жизни, запасов из прошлого, так человеческая жизнь  многих поколений – кладовая душевного тепла, любви.          И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого  содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к  ней, как писатель М.М.Пришвин. Домашнее задание. Сочинение­рассуждение на темы:  1. Польза растений в жизни человека. 2. Природа у Пришвина – это кладовая тепла и любви.«Лобастый» Митраша избирает дорогу, о которой в свое время говорил отец, твердо веря в то, что  человек должен «открыть» природу, а не бояться ее. Горячность и опрометчивость мальчика, чуть  было не стоившие ему жизни, в результате побеждаются его настойчивостью и выдержкой. В борьбе с трудностями мальчик не падает духом и не только находит себе друга и помощника, но и  избавляет окрестности от злого разбойника — волка. Во всем этом заложена авторская мысль о важности творческого начала в человеке, о  необходимости поисков и открытий, о неизбежных трудностях и борьбе на пути к лучшему в жизни. Благоразумная Настя идет проторенной дорогой, проверенной многими. Путь «осваивателя» более  спокойный и легкий. Но и здесь, по мысли Пришвина, победа возможна лишь тогда, когда человек  не забывает о других. Настя сумела победить свою минутную слабость и была вознаграждена: ее  ждала радостная встреча с братом. Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через  природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность,  как бы предвещая драматические события: горячее солнце пересекла пополам холодная синяя  стрелка случившегося в небе облака.

Посмотрите также