Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»
Оценка 5

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
6 кл
11.03.2018
Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»
Материал статьи может быть использован учителями литературы для активизации работы с текстом художественного произведения, предложенные приёмы помогают учащимся понять те нравственные проблемы, которые ставит автор. К таким приёмам относятся: таблица "тонких" и "толстых вопросов, "пирамидная" история, метод "Фишбоун", синквейн, хокку.
Овсянникова.doc
Овсянникова Н.Г. Использование приёмов смыслового чтения при анализе и  интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки  французского» В наше время проблема нравственности стала особенно  актуальной. Что же происходит с человеком, с людьми?  Неужели народ, переживший ужасные годы войны,  победивший фашизм, воспитал в новом поколении чёрствость, равнодушие? Может быть, сама система нашего общества в  этом виновна? Понять и осмыслить  это, возможно, отчасти,  изучая произведения Распутина.  В одном из своих интервью В.Г.Распутин сказал: «До  могилы буду талдычить о душе, о совести...». И слова эти  оказались пророческими. Главными героями его произведений как ранних, так и последних всегда были понятия Души,  Совести, Долга, Милосердия, Доброты.  Школьная программа предлагает для изучения  (подробного или обзорного) следующий материал:                  ­ рассказ «Уроки французского», 6 класс;                  ­ рассказы «Женский разговор», «Изба», «В ту же землю»; ­повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с  Матерой», «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана», 10­11 класс. (Набор произведений для старших классов варьируется в  зависимости от выбора учителя и учащихся). Программа факультативного курса «Писатели  Восточной Сибири» (5­6 класс, автор­ составитель Шахерова  О.Н.) предлагает очерки из цикла «В тайге над Байкалом» («По берегу по байкальскому», «Тропа», «Смерч», «Сосны»,  «Костер», «Ягоды», «Дождь», «Ночь», «Утро», «Я это  видел», «Байкал светится»). Произведения Распутина многоплановы. И для того,  чтобы понять писателя, нужно прежде всего вдумчиво читать  текст. Что же это значит «вдумчиво читать»? Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является основным источником  развития. Если в широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам,  читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и  т.д. То нас интересует чтение как процесс интерпретации и  понимания текста, как качество человека, которое должно  совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных  ситуациях деятельности и общения. Для этого на уроках  литературы целесообразно будет использовать некоторые  приёмы смыслового чтения. Цель которых ­ максимально  точно и полно понять содержание текста, уловить все детали  и практически осмыслить информацию. Это внимательное  вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа.  Такое чтение не может существовать без познавательной  деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста,  составлять свою систему образов, осмысливать информацию.  И вовсе не секрет, что современная молодёжь,  увлёкшись гаджетами, практически перестала читать  произведения художественной литературы.  Школьнику трудно услышать и тем более понять  современного автора. Для того, чтобы из равнодушного слушателя на уроке ученик превратиться в ответственного  собеседника автора, он должен научиться читать вдумчиво,  извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить  ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.   Когда человек,  действительно, вдумчиво читает, то у него  обязательно работает воображение, он может активно  взаимодействовать со своими внутренними образами, сам  устанавливает соотношение между собой, текстом и  окружающим миром. В этом активном процессе он может  активизировать и применить свои способности, знания и  умозаключения. Задача руководителя чтением –  формировать и закреплять глубокие стержневые интересы  детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У  человека, испытывающего интерес к чтению, существует  желание исследовать, расширять опыт путем включения  новых знаний, сопереживать и тем самым получать  удовлетворение от реализации намеченной цели, от  обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир. Шестиклассники, впервые встречающиеся с прозой  Распутина, знакомятся с его автобиографическим рассказом  «Уроки французского». Они верно выделяют ключевое слово  в названии рассказа ­ урок: урок ­ не только учебная работа  или учебный час, посвященный отдельному предмету, но и  нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для  будущего, какой­то приобретенный опыт. Но непросто порой бывает учащимся сразу определить  те нравственные проблемы, которые ставит автор. Для того  чтобы активизировать работу над содержанием прочитанного, использую следующие приёмы: 1.Приём «тонких» и «толстых» вопросов. Если традиционное преподавание строится на готовых  вопросах, которые преподносятся ученикам и требуют  ответа, эта технология ориентирована на   вопросы как   основную движущую силу мышления. Учащиеся составляют  самостоятельно вопросы по прочитанному тексту. Уровень  задаваемых вопросов определяется их уровнем мышления.  Данный приём помогает осмыслить прочитанное. Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов «Толстые» вопросы Дайте три объяснения,  почему…? Объясните почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет,  если…? Что, если…? «Тонкие»  вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Как звали…? Было ли …? Согласны ли  вы …? Верно ли …? Таблица вопросов может быть использована на любой  из трёх стадий урока: на стадии вызова,  это будут вопросы,  на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при  изучении темы; на стадии осмысления содержания – способ  активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;  при  рефлексии  – демонстрация понимания пройденного.  В ходе работы в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, а в  правую –  вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Я  использовала этот приём на стадии осмысления содержания.  Он  прежде всего способствует вдумчивому чтению,  осмыслению прочитанного.  2. «Пирамидная» история  Этот приём позволяет ребятам создать опору для  связного выражения собственных мыслей, передать собственное видение и восприятие произведения. «Пирамидная» история строится: 1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек,  животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты  характера, качества) 3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова, описывающих проблему истории  (деньги,  заблудиться, встретить, любовь…) 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось  причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов, описывающих третье событие (что  предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.  По окончании  в тетради получается текст­заготовка, из  которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию.  Благодаря такой работе определяем проблемы, ищем пути их  решения. Каждый вправе выразить свою точку зрения.  Размышляя над содержанием, оценивая поступки героев,  приходим к пониманию тех нравственных проблем, которые  ставит В.Распутин.   В заключение предлагаю ребятам написать небольшое  рассуждение «О каких уроках идет речь в рассказе?» Заостряю  внимание на таких понятиях, как «нравственный опыт»,  «духовный опыт», «доброта», «душевная щедрость». 3. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет) Схема включает в себя основные четыре блока,  представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних  косточек. Связующим звеном выступает основная кость или  хребет рыбы. ­ Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат  анализу. ­ Верхние косточки—причины, которые привели к проблеме. ­ Нижние косточки— факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на  схеме. ­ Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.  Этот прием предполагает ранжирование понятий. Все  записи должны быть краткими, точными и отображать лишь  суть понятий. В процессе работы происходит обсуждение,  упорядочиваются и систематизируются мысли и знания.  Поэтому наиболее эффективно  применять его во время урока  обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме  уже  пройден и необходимо привести все изученные понятия в  стройную систему. Анализируя эпизоды текста, учащиеся  понимают целое произведение, постигая одну из проблем,  приближаются к пониманию авторского замысла в целом. Так, к примеру, выясняя, почему Лидия Михайловна предложила  своему ученику игру в «замеряшки», мы пришли к пониманию  такого нравственного понятия как доброта (учительница даёт  ученику урок доброты, который тот запомнил на всю жизнь)  4. «Синквейн», «Хайку» ­ это рефлексиные приёмы. Они формируют умения осмысливать свою  деятельность на уроке, давать личностную оценку  происходящему. Хайку. 1. «Я был» кем­то или чем­то / «Я видел» кого­то или что­то                 2. Где и что делал (место и действие) 3. Как мне было? (образное определение моих чувств,  ощущений) Примеры: Я был монеткой                                                            На пустыре в руках у играющих.  Обидно!!!            Я была монеткой             В руках у учительницы, когда играли в  «замеряшки».                             Доброта!  Синквейн: первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия,  которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия,  рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов,  выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее  суть темы; своего рода резюме. В итоге получается короткое нерифмованное  стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.  Лидия Михайловна  Необыкновенная, человечная  Сочувствует, переживает, помогает  Даёт мальчику урок доброты  Учительница      Данные приемы не только помогают учащимся  работать с информационным или художественным текстом, но и демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию,  делают процесс чтения более осмысленным. А главное,  позволяют чувствовать боль писателя за состояние вечных  нравственных ценностей, осознавать ответственность каждого  человека за происходящее в мире.  Статья публикуется впервые 28. 04. 2017 Овсянникова Н.Г. Овсянникова Нина Геннадьевна п.Кутулик Аларского района Иркутской области МБОУ Кутуликская СОШ, учитель русского языка и  литературы Учёная степень,звание­нет Телефон­ 89086408404, e­mail­  [email protected]   Статья «Использование приёмов смыслового чтения  при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки  французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»

Использование приёмов смыслового чтения при анализе и интерпретации рассказа В.Распутина «Уроки французского»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018