Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока литературы по творчеству С.Есенина "Несказанное, синее, нежное..." Сергей Есенин. В гостях у поэта. Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; привить чувство художественного вкуса.
Иконка файла материала конспект урока литературы.doc
«НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…» СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. В ГОСТЯХ У ПОЭТА (ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ) Ц е л ь :   познакомить   учащихся   с   жизнью   и   творчеством   Есенина;   показать   народность   его поэзии, чувство родства с окружающим миром; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе. Тип урока: изучение нового материала. Технология: проектно­исследовательская, творческая мастерская. Оборудование: изображающих природу; компьютер, проектор, карточки с заданиями.  портрет   поэта;   презентация;   репродукции   известных   художников,                                                                                  Эпиграф урока: О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. С. Есенин Х о д   у р о к а I. Изучение нового материала.  1. С л о в о   у ч и т е л я . Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый   раздел.   Все   написанное   им   проникнуто   «чувством   родины».   Как   писал   сам   поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин – народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем­то мы все знаем. И все же этот человек за   свою   очень   короткую   жизнь   оставил   литературное   наследие,   которое   содержит,   как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что­то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время. 2. П р о с м о т р   ф и л ь м а   ( п р о е к т ,   п о д г о т о в л е н н ы й   к   у р о к у ) .  У ч и т е л ь .  А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново. А также мы побываем  с вами в Воронежском Народном музее Сергея Есенина, который находится  в доме №112 по улице Карла Маркса.  (Просмотр фильма, 4.14 мин) 13.  П р о с м о т р   ф и л ь м а   « В р е м е н а   г о д а   С е р г е я   Е с е н и н а »   ( п р о е к т , п о д г о т о в л е н н ы й   к   у р о к у ) У ч и т е л ь .   Русский пейзаж – одна из постоянных  тем есенинской  лирики. Природа в стихах Есенина     всегда   является     очеловеченной   –   страдающей,   ликующей,   смеющейся,   поющей, тоскующей. Эти стихотворения надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того, чтобы понять, как слова складываются в строфы. (В ходе просмотра дети читают стихи С.Есенина, посвященные временам года, 4.55 мин) Игорь А. читает стихотворение «Поет зима, аукает…» Поет зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. Егор Д. читает стихотворение «Черемуха» Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, 2В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. Катя М. читает стихотворение «Восход солнца» Загорелась зорька красная В небе темно­голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом. Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ. Лучи ярко­золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг. Юра К. читает стихотворение «Осень» Осень! Небо тучно, Ветер шумит. Природа скучно Всюду глядит. Цветы поблёкли; Деревья голы: Сады заглохли, Печальны долы. И птиц не слышно, Все улетели. В последний раз весне Песню спели. Осень! Небо тучно. Дождик льет, Печально, скучно Время идет. 4. П р о д о л ж е н и е   р а с с к а з а   у ч и т е л я   о   п о э т е .   3До девяти лет Сергей Александрович «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась. От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства: К теплому свету, на отчий порог, Тянет меня твой задумчивый вздох. Ждут на крылечке там бабка и дед Резвого внука подсолнечных лет. В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта «Радуница». Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа. Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью. В 1919 году подал заявление о приеме в Коммунистическую партию. В 1922–1923 гг. – поездки в Германию, Францию, Италию, Америку. «После заграницы я смотрел на страну свою и события по­другому». Западный мир оттолкнул поэта бездуховностью и пренебрежением к простому человеку. 1923–1925 гг. – самые плодотворные в творчестве Есенина, но у него возникает трагическое ощущение своей ненужности, отчужденности от родных мест, где он стал «словно иностранец». 27 декабря 1925 года Есенин ушел из жизни. 5.  П р о с м о т р   ф и л ь м а   « Н е с к а з а н н о е ,   с и н е е ,   н е ж н о е … »   ( п р о е к т   к у р о к у ) . 6. Ч т е н и е   и   а н а л и з   с т и х о т в о р е н и й   ( р а б о т а   в   г р у п п а х ) . I   группа   (Подготовить  выразительное   чтение   стихотворения   и   сделать   анализ (Просмотр фильма, 3.06 мин) стихотворения) «Мелколесье. Степь и дали…» (1925). – Чему посвящено это стихотворение? (Зимней дороге) (В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом).  – Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении?  (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».) – Чем дороги поэту родные места? – Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»? – Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью? (Разливные бубенцы; неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность – для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха). – А где же здесь метафора? (Юность русских деревень). – Найдите олицетворение. (Бубенцы зарыдали; ножка у березки). 4– Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (Зримую,  живописную картину). Словарная работа  – Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные? Мелколесье – редкие насаждения кустарников. Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были  подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать  далеко. Чахленькую – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь. Венка – двухрядная гармонь. Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает. Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит. II   группа   (Подготовить  выразительное   чтение   стихотворения   и   сделать   анализ стихотворения)  «Пороша» (1914). Выразительное чтение стихотворения. – Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?  – Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения.) –   Какое   состояние   передано   в   стихотворении?   (В   «Пороше»   дорога   превращается   в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности.) ­Выразительные   средства,   используемые   автором   в   стихотворении  (просторечные   формы слов «понагнулась», «повязалася»,«оперлася; сравнения «словно белою косынкой подвязалася сосна», «как старушка»,; метафоры («заколдован невидимкой», «убегает лентой вдаль»), олицетворения   («дремлет   лес»,   «дорога   убегает»),   эпитеты   («серые   вороны,   «белою косынкой») — делают картину, открывающуюся лирическому герою, зрительно осязаемой.). (тема   дороги,   пути,   он   просто   любовался   красотой   русского   зимнего   пейзажа   и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы) Словарная работа Пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. II. Творческая мастерская. – Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли. Ученики   получают   текст   стихотворения  Есенина   «Что  это   такое»  с   пропущенными тропами. З а д а н и е :  самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова. 5Что это такое? В этот лес _______________________ По пушинкам серебра Я с винтовкой _____________________ На охоту шел вчера. По дорожке чистой, ____________________ Я прошел, не наследил... Кто ж катался здесь _____________________? Кто здесь падал и ходил? Подойду, взгляну поближе: ____________________снег изломан весь. Здесь вот когти, дальше — лыжи... Кто­то _________________ бегал здесь. Кабы твердо знал я тайну Заколдованным речам, Я узнал бы хоть случайно, Кто здесь бродит по ночам. Из­за елки бы __________________ Подсмотрел я на кругу: Кто глубокий след _______________ Оставляет на снегу?.. Слова   для   справок:   гладкой,  завороженный,   высокой,   хрупкий,   заряженной,   украдкой, странный, далекий. Что это такое? В этот лес завороженный По пушинкам серебра Я с винтовкой заряженной На охоту шел вчера. По дорожке чистой, гладкой Я прошел, не наследил... Кто ж катался здесь украдкой? Кто здесь падал и ходил? Подойду, взгляну поближе: Хрупкий снег изломан весь. Здесь вот когти, дальше — лыжи... Кто­то странный бегал здесь. Кабы твердо знал я тайну Заколдованным речам, Я узнал бы хоть случайно, Кто здесь бродит по ночам. Из­за елки бы высокой Подсмотрел я на кругу: 6Кто глубокий след далекий Оставляет на снегу?.. III. Подведение итогов урока.  Сравнить   «свой»   вариант   стихотворения   «Что   это   такое?»   с   авторским.   Прослушивание песен на стихи поэта. 7

Посмотрите также