Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»
Оценка 5

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
25.02.2018
Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»
Разработка урока литературы по творчеству С.Есенина "Несказанное, синее, нежное..." Сергей Есенин. В гостях у поэта. Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; привить чувство художественного вкуса.
конспект урока литературы.doc
«НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…» СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. В ГОСТЯХ У ПОЭТА (ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ) Ц е л ь :   познакомить   учащихся   с   жизнью   и   творчеством   Есенина;   показать   народность   его поэзии, чувство родства с окружающим миром; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе. Тип урока: изучение нового материала. Технология: проектно­исследовательская, творческая мастерская. Оборудование: изображающих природу; компьютер, проектор, карточки с заданиями.  портрет   поэта;   презентация;   репродукции   известных   художников,                                                                                  Эпиграф урока: О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. С. Есенин Х о д   у р о к а I. Изучение нового материала.  1. С л о в о   у ч и т е л я . Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый   раздел.   Все   написанное   им   проникнуто   «чувством   родины».   Как   писал   сам   поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин – народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем­то мы все знаем. И все же этот человек за   свою   очень   короткую   жизнь   оставил   литературное   наследие,   которое   содержит,   как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что­то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время. 2. П р о с м о т р   ф и л ь м а   ( п р о е к т ,   п о д г о т о в л е н н ы й   к   у р о к у ) .  У ч и т е л ь .  А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново. А также мы побываем  с вами в Воронежском Народном музее Сергея Есенина, который находится  в доме №112 по улице Карла Маркса.  (Просмотр фильма, 4.14 мин) 1 3.  П р о с м о т р   ф и л ь м а   « В р е м е н а   г о д а   С е р г е я   Е с е н и н а »   ( п р о е к т , п о д г о т о в л е н н ы й   к   у р о к у ) У ч и т е л ь .   Русский пейзаж – одна из постоянных  тем есенинской  лирики. Природа в стихах Есенина     всегда   является     очеловеченной   –   страдающей,   ликующей,   смеющейся,   поющей, тоскующей. Эти стихотворения надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того, чтобы понять, как слова складываются в строфы. (В ходе просмотра дети читают стихи С.Есенина, посвященные временам года, 4.55 мин) Игорь А. читает стихотворение «Поет зима, аукает…» Поет зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. Егор Д. читает стихотворение «Черемуха» Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, 2 В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. Катя М. читает стихотворение «Восход солнца» Загорелась зорька красная В небе темно­голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом. Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ. Лучи ярко­золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг. Юра К. читает стихотворение «Осень» Осень! Небо тучно, Ветер шумит. Природа скучно Всюду глядит. Цветы поблёкли; Деревья голы: Сады заглохли, Печальны долы. И птиц не слышно, Все улетели. В последний раз весне Песню спели. Осень! Небо тучно. Дождик льет, Печально, скучно Время идет. 4. П р о д о л ж е н и е   р а с с к а з а   у ч и т е л я   о   п о э т е .   3 До девяти лет Сергей Александрович «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась. От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства: К теплому свету, на отчий порог, Тянет меня твой задумчивый вздох. Ждут на крылечке там бабка и дед Резвого внука подсолнечных лет. В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта «Радуница». Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа. Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью. В 1919 году подал заявление о приеме в Коммунистическую партию. В 1922–1923 гг. – поездки в Германию, Францию, Италию, Америку. «После заграницы я смотрел на страну свою и события по­другому». Западный мир оттолкнул поэта бездуховностью и пренебрежением к простому человеку. 1923–1925 гг. – самые плодотворные в творчестве Есенина, но у него возникает трагическое ощущение своей ненужности, отчужденности от родных мест, где он стал «словно иностранец». 27 декабря 1925 года Есенин ушел из жизни. 5.  П р о с м о т р   ф и л ь м а   « Н е с к а з а н н о е ,   с и н е е ,   н е ж н о е … »   ( п р о е к т   к у р о к у ) . 6. Ч т е н и е   и   а н а л и з   с т и х о т в о р е н и й   ( р а б о т а   в   г р у п п а х ) . I   группа   (Подготовить  выразительное   чтение   стихотворения   и   сделать   анализ (Просмотр фильма, 3.06 мин) стихотворения) «Мелколесье. Степь и дали…» (1925). – Чему посвящено это стихотворение? (Зимней дороге) (В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом).  – Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении?  (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».) – Чем дороги поэту родные места? – Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»? – Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью? (Разливные бубенцы; неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность – для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха). – А где же здесь метафора? (Юность русских деревень). – Найдите олицетворение. (Бубенцы зарыдали; ножка у березки). 4 – Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (Зримую,  живописную картину). Словарная работа  – Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные? Мелколесье – редкие насаждения кустарников. Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были  подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать  далеко. Чахленькую – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь. Венка – двухрядная гармонь. Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает. Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит. II   группа   (Подготовить  выразительное   чтение   стихотворения   и   сделать   анализ стихотворения)  «Пороша» (1914). Выразительное чтение стихотворения. – Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?  – Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения.) –   Какое   состояние   передано   в   стихотворении?   (В   «Пороше»   дорога   превращается   в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности.) ­Выразительные   средства,   используемые   автором   в   стихотворении  (просторечные   формы слов «понагнулась», «повязалася»,«оперлася; сравнения «словно белою косынкой подвязалася сосна», «как старушка»,; метафоры («заколдован невидимкой», «убегает лентой вдаль»), олицетворения   («дремлет   лес»,   «дорога   убегает»),   эпитеты   («серые   вороны,   «белою косынкой») — делают картину, открывающуюся лирическому герою, зрительно осязаемой.). (тема   дороги,   пути,   он   просто   любовался   красотой   русского   зимнего   пейзажа   и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы) Словарная работа Пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. II. Творческая мастерская. – Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли. Ученики   получают   текст   стихотворения  Есенина   «Что  это   такое»  с   пропущенными тропами. З а д а н и е :  самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова. 5 Что это такое? В этот лес _______________________ По пушинкам серебра Я с винтовкой _____________________ На охоту шел вчера. По дорожке чистой, ____________________ Я прошел, не наследил... Кто ж катался здесь _____________________? Кто здесь падал и ходил? Подойду, взгляну поближе: ____________________снег изломан весь. Здесь вот когти, дальше — лыжи... Кто­то _________________ бегал здесь. Кабы твердо знал я тайну Заколдованным речам, Я узнал бы хоть случайно, Кто здесь бродит по ночам. Из­за елки бы __________________ Подсмотрел я на кругу: Кто глубокий след _______________ Оставляет на снегу?.. Слова   для   справок:   гладкой,  завороженный,   высокой,   хрупкий,   заряженной,   украдкой, странный, далекий. Что это такое? В этот лес завороженный По пушинкам серебра Я с винтовкой заряженной На охоту шел вчера. По дорожке чистой, гладкой Я прошел, не наследил... Кто ж катался здесь украдкой? Кто здесь падал и ходил? Подойду, взгляну поближе: Хрупкий снег изломан весь. Здесь вот когти, дальше — лыжи... Кто­то странный бегал здесь. Кабы твердо знал я тайну Заколдованным речам, Я узнал бы хоть случайно, Кто здесь бродит по ночам. Из­за елки бы высокой Подсмотрел я на кругу: 6 Кто глубокий след далекий Оставляет на снегу?.. III. Подведение итогов урока.  Сравнить   «свой»   вариант   стихотворения   «Что   это   такое?»   с   авторским.   Прослушивание песен на стихи поэта. 7

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»

Урок литературы по творчеству С.Есенина «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018