Повесть Л.Н.Толстого «Холстомер. История лошади». Нравственные уроки произведения.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

развивать речь учащихся, активизировать словарь, формировать читательскую самостоятельность; добиться понимания учащимися авторского замысла повести «Холстомер», выявить главную мысль произведения, помочь ребятам выразить своё отношение к прочитанному; воспитывать нравственность учащихся на основе истории, рассказанной Л.Н.Толстым.
Иконка файла материала Толстой Л.Н..docx

Занятие

литературно-творческого кружка " Лукоморье " 

для учащихся 6-7 классов

школ с русским языком обучения.

Тема : Повесть " Холстомер. История лошади ".

Нравственные уроки  произведения .

 

 

Тема занятия:

Повесть Л.Н.Толстого  «Холстомер. История лошади».

Нравственные уроки произведения.

Цели занятия: развивать речь учащихся, активизировать словарь, формировать читательскую самостоятельность; добиться понимания учащимися авторского замысла повести  «Холстомер», выявить главную мысль произведения, помочь ребятам выразить своё отношение к прочитанному; воспитывать нравственность учащихся на основе истории, рассказанной Л.Н.Толстым.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации и рисунки учащихся к повести «Холстомер», толковые словари, составленные учащимися, текст произведения.

Ход занятия:

I.                  Организационный момент.

Слово руководителя кружка о целях и задачах занятия.

Ребята, вы самостоятельно прочитали повесть  Л.Н.Толстого «Холстомер» и подготовили  творческие работы. Сегодня нам предстоит осмыслить это замечательное произведение.

Рассмотрим собранный к занятию материал.

II. Сообщение руководителя кружка об истории создания повести   «Холстомер».

    Полное название повести -  «Холстомер. История лошади». Несмотря на сравнительно небольшой объём, работа над произведением в целом заняла 23 года, с 1863 по  1886 годы.

             А задуман «Холстомер» был в 1856 году, 30 мая этого года Л.Н.Толстой писал в дневнике: «Хочется писать историю лошади». Но работа долго не клеилась, писатель начинал и бросал её несколько раз. Когда повесть была завершена, автор посвятил её М.А.Стаховичу, который рассказал Л.Н.Толстому о знаменитом рысаке, принадлежавшем конному заводу графа А.Г. Орлова-Чесменского. Первоначальное название повести - «Хлыстомер», а позже - «Холстомер». Лошадь получила такое прозвище за длинный и размашистый ход, равного которому не было в округе. Повесть состоит из 12 глав.

         В произведении старый больной мерин Холстомер рассказывает другим лошадям в табуне свою историю жизни. Он родился породистым жеребцом, но имел дефект – пе́жины (белые пятна). С самого рождения из-за окраса считался лошадью второго сорта, несмотря на то, что был очень быстрым.

III. Работа со словарём к повести, составленным учащимися. (Ребята выписывали из текста незнакомые слова и, обращались к толковым словарям,  определяли их лексическое значение.  Итогом работы является письменное оформление словаря в виде записи в тетради или красочно оформленного словарика).

Б

 
Словарь к повести Л.Н.Толстого «Холстомер»

                    Бары́шник – торговец, перекупщик, торговец лошадьми.

Д

 
                 

                   Денни́к – небольшая комната для жизни лошадей, огороженная с

                   четырёх сторон.

Дро́жки  - лёгкий, четырёхколёсный двухместный открытый экипаж.

К

 
Казаки́н  - мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках со сборками сзади.

Кафта́н – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Ки́вер – военный головной убор, обычно из твёрдой кожи, без полей с высокой тульей.

Красноря́дец – торговец красным товаром, из красных рядов.

М

 
Куша́к – пояс из широкого и длинного куска ткани, кожи или шнура.

Ме́рин – кастрированный самец домашней лошади (кастрированный жеребец).

П

 
Пе́гий – пятнистый, пёстрый, с большими пятнами, крапинами, пежинами.

Попо́на – покрывало, накидываемое на круп лошади для её защиты от переохлаждения или насекомых.

Потни́к – войлок, подкладываемый под седло или под седелку.

Подду́жный - конь, лошадь, используемые как запасные, подставные.

С

 
Сбру́я – конская упряжь, предметы и принадлежности для заправки.

Сошни́к(и) – часть сохи, плуга или окучника, острый наконечник, подрезающий пласт зелени.

Стре́мя – седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на лошадь и сохранять равновесие во время верховой езды.

У

 
Удила́ – приспособление для обуздания лошади, деталь узды (уздечки).

Х

 
Узда́ – часть снаряжения и упряжки (конской сбруи), надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным.

Хорохо́риться – держаться  заносчиво, храбриться.

Храп – звуки, напоминающие хриплое сопение (о лошади).

Ч

 
Ча́лая – масть лошади, наличие сильной примеси белых волос на фоне другого окраса лошади.

IV. Учитель: Интересно, что рассказ о жизни и судьбе Холстомера ведётся не сначала, а с конца.

          В 1-4 главах мы видим, каким он стал, а каким он был до этого, старый мерин рассказывает табуну пять ночей (с 5 по 8 главы). Давайте вспомним его рассказ:

Чтение цитатного плана одним из участников кружка.

Цитатный план.

               История  Холстомера, рассказанная им самим.

 

Ночь 1-я.

«<…> я  Холстомер <…>, прозванный так толпою за длинный и размашистый ход, равного которому не было в России. По происхождению нет в мире лошади выше меня по крови».

            «Когда я родился, я не знал, что такое значит пе́гий, я думал, что я лошадь. Первое замечание о моей шерсти, помню, глубоко поразило меня и мою мать».

Ночь 2-я.

«Я уже и прежде показывал склонность к серьёзности и глубокомыслию, теперь же во мне сделался решительный переворот».

«Я задумывался над несправедливостью людей, осуждавших меня за то, что я пегий <…>».

«Я был трижды несчастлив, я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не богу и себе, <…> а что я принадлежал конюшему».

Ночь 3-я.

          «Я был резвее. И это привело всех в ужас. Решили, чтобы скорее продать меня подальше, чтобы и слуху не было».

        «Всё это было так несправедливо, так жестоко, что я был рад, <…> когда меня <…> навсегда разлучили со всем, что мне было родно и мило».

 «Мне было слишком тяжело между ними. Им предстояли любовь, почести, свобода, мне – труд, унижения, унижения, труд, и до конца моей жизни! За что? За то, что я был пегий <…>».

Ночь 4-я.

«У гусарского офицера я  провёл лучшее время моей жизни. Хотя он был причиной моей погибели, хотя он ничего и никого никогда не любил , я любил его <…>».

«Он купил меня за то, что ни у кого не было пегих лошадей».

«В их службе я потерял лучшие вои качества и половину жизни.  Тут меня и опоили и разбили на ноги. Но несмотря на то, это было лучшее время моей жизни».

Ночь 5-я.

«Счастливая жизнь моя кончилась скоро. Я прожил так только два года. В конце второй зимы случилось самое радостное для меня событие и вслед за ним самое большое несчастие».

«<…> меня стегали кнутом и пускали скакать. <…> Я довёз его, но дрожал всю ночь и не мог ничего есть. Наутро мне дали воды.  Я выпил и навек перестал быть той лошадью, какой я был. Я болел, меня мучали и  калечили – лечили, как это называют люди».

V. Беседа с учащимися по повести «Холстомер», направленная на осмысление основной мысли произведения. Аргументируя свои ответы, ребята приводят примеры из текста, пересказывая или используя выборочное чтение.

- Какая редкая масть была у Холстомера?

- Как звали мать Холстомера?

- Кого из своих многочисленных хозяев Холстомер любил больше всех? Почему?

- По какой причине гусарский офицер загнал Холстомера и погубил его?

- Какие качества проявил Холстомер в той гонке?

- Какими ещё достоинствами обладал мерин? Докажите строчками из произведения.

- Попробуйте сопоставить жизнь Холстомера и офицера Никиты Серпуховского. Какие выводы можно сделать?

- Расскажите о последнем дне жизни Холстомера.

- Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой «невольно» содрогнулся в конце повествования?

 - Какими чувствами вы прониклись, читая историю Холстомера?

- Какие нравственные уроки преподал нам Л.Н.Толстой в своем  произведении ?

 

 

VI. Коллективный вывод учащихся:

Главная мысль повести «Холстомер» заключается в том, то нельзя судить о человеке по его внешним признакам, по происхождению или сословию.

На самом деле это история совсем не о лошадях, а о людях, об их взаимоотношениях, о жестокости и благородстве, о трудолюбии и верности.

VII. Задание для самостоятельной работы дома.

Ребята, предлагаю вам посмотреть телеспектакль «История лошади», поставленный в 1975 году на сцене Ленинградского драматического театра и оценить роль Холстомера, которую сыграл замечательный актёр  Евгений Лебедев.

 

                          

 

 

 

Тел. +998909571197


 

Посмотрите также