Конспект урока по рассказу И_А_Бунина Лапти (2).docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШЕСТАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«…День мой догорел, но след мой в мире – есть»
(по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Урок литературы в 7 классе
Учитель русского языка и литературы
Киселева Ирина Ивановна Тема урока: «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И.А. Бунина
«Лапти»).
Тип урока: урок – размышление
Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейнохудожественное содержание рассказа,
его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа,
задуматься о вечных нравственных ценностях.
Задачи урока:
1. обучающие – совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста, умение
анализировать прочитанное, понимать авторский замысел.
2. развивающие развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.
3. воспитывающие воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия,
милосердие, доброту.
Тип урока: урок – размышление.
Технология: элементы проблемного диалога, коллажа
Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (презентация), практические
(работа с текстом, составление коллажа и т.д.).
Методические приёмы: чтение, анализ, обращение к личному опыту, прогнозирование.
прогнозировать и оценивать поступки героев художественного
Личностные УУД : иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах.
Регулятивные УУД:
произведения в соответствии с ситуацией.
Познавательные УУД: формировать познавательную цель, находить нужную информацию в
тексте.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других,
высказывать и аргументировать свою точку зрения на события, поступки героев, понимать
смысл текста, авторскую позицию.
Оборудование: рассказ И.А.Бунина «Лапти», раздаточный материал (клей, цветная бумага,
опорный конспект, шкатулка), компьютер, компьютерная презентация, лапти.
2 Этап
Деятельность учителя
Деятельность учеников Примеча
Ход урока
I .Подготовите
льный
Начинается урок со слайдшоу с музыкой.
II . Органи
зационный
Как же приятно на душе от увиденного! Так и
хочется сказать вам доброе «здравствуйте» и
услышать от вас теплое «здравствуйте».
. Стадия
III
вызова.
Актуализация
знаний
Постановка
цели урока
IV
. Осмыс
ление со
держания
Вы уже знакомы с творчеством Бунина. Прочитали
рассказ «Лапти». Понравился вам рассказ? О нем
мы и поговорим сегодня. А тему урока вы
сформулируете сами в ходе нашей работы. На
любом этапе, как только вы определите тему,
запишите её в опорный конспект.
Давайте обратимся к началу рассказа.
Художественное чтение. Запись
Какое настроение создает И.Бунин?
Работа с текстом
Какие эпитеты использует автор? Найдите их в
тексте.
Действие происходит в барском доме. Богаты ли
эти люди? Что об этом сказано в тексте?
Какое горе случилось в этом доме?
Что просит больной ребёнок?
Как вы думаете, где мог видеть барский сын
лапти?
От кого приходит помощь?
Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был
Нефёд?
Как он описан в тексте? Найдите описание в
тексте
Какие отношения были у Нефёда и барыни?
Подготовка к
восприятию материала
урока. Просмотр
презентации
Приветствие.
Представление.
Подготовка к
восприятию материала
урока.
Беседа
ния
Фото
альбом
Слайд2
Слайд3
Прослушивание записи.
Беседа
Тревогу, горе
Слайд4
Эпитет – «непрогляд
ная» вьюга,
«вьюжная» зима и
т.д.
Нет(лошади плохие,
принес соломы на
топку, сальная свеча)
Был тяжело болен
ребёнок.
Красные лапти
У крестьянских детей
От Нефёда
Был слугой
С чёрными волосами, с
бородой, в старой
одежде, добрый,
3 Почему вы так решили?
Как Нефёд объясняет решение пойти в лавку за
лаптями?
Что имеет в виду Нефёд, говоря «душа желает»?
Мальчик просит красные лапти, и Нефёд
предлагает покрасить обычные лапти фуксином.
Что это такое?
Что, повашему, символизирует красный цвет?
Что взял с собой Нефед? Для чего?
Что натянул поверх полушубка Нефед?
Знал ли Нефед, что в такую погоду может не
добраться до Новоселок? Но почему это не
остановило его?
Переживали домашние о Нефеде? Докажите
текстом.
Зловещий стук в окно услышали домашние. Как
думаете, почему?
На чем привезли Нефеда? Что это такое?
Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас
мужиков?
трудолюбивый
Добрые. Барыня дове
ряет ему, советуется
с ним, она называет
его Нефёдушкой.
Значит, надо добы
вать. Значит душа
желает.
По народным
поверьям, если
выполнить заветное
желание больного, он
выздоровеет.
Фуксин – красная
краска; широко
применяется для
окрашивания волокон,
текстильных изделий,
кожи.
Надежду
на
выздоровление, победу
над болезнью
Кнут. Вдруг дикие
звери, как средство
обороны
Зипун верхняя
одежда у крестьян.
Догадывался.
спасти ребенка
Хотел
Да, конечно. И от
этого ночь казалась
ещё страшней. Дума
ли, что он остался
переночевать у знако
мых, что придёт
только к обеду
завтрашнего дня.
Ночь была ещё
страшнее. Дом гудел.
Пламя свечи дрожало.
Трудно было даже
представить, что
творится в поле.
Предвещал плохое:
мужики привезли
тело замерзшего
Нефеда
Слайд5
Слайд6
4 А мальчика?
Что является главным в рассказе?
И кто главный герой?
В рассказе мать и ребёнок остаются безымянными,
а именем наделён только один персонаж – Нефёд?
Что обозначает это имя? Случайно ли автор дает
такое имя герою?
Он не БОГ, он человек. Смертный. Нефёд
погибает, но что останется после него?
У Бунина есть замечательное стихотворение. Оно
называется «Луна»:
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.
Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире есть.
Как вы понимаете последнюю строчку
стихотворения?
Какой след можно оставить после себя?
А какой след оставил Нефед простой русский
мужик?
Как можно сформулировать тему урока?
На розвальнях.
Низкие и широкие
крестьянские сани
Да. Мужики заблуди
лись, но нашли замёрз
шего Нефеда и так
спаслись сами.
Раскопав
Нефёда,
мужики поняли, что
жильё близко.
Не знаем. Бунин не
говорит об этом
Главное поступок
Нефёда
Нефёд
Нет. Нефёд от имени
Фёдор, что в переводе
Бог
Слайд7
Слайд8
…День мой догорел, но
след мой в мире есть
Динамическая пауза
Встаньте, пожалуйста, протяните руки, бережно возьмите лапти, прижмите к сердцу, почувствуйте
теплоту души нашего героя и передайте их своему однокласснику. Пусть эстафета добра
продолжается…Спасибо
V .Стадия
рефлексии
Работа в группах(3 группы)
Вы уже знаете правила групповой работы, давайте
их вспомним.
Повторение правил
работы в группе
Проект
Вы знаете, что такое коллаж?
Для того, чтобы у нас было полное представление о
произведении, не только словесное, но и
КОЛЛАЖ, а, м. В
изобразительном
искусстве:
Слайд9
Слайд1
0
5 визуальное, мы создадим коллаж ваше видение
рассказа. Опорный конспект с символикой цветов
вам будет в помощь. Вы выбираете фон, героев,
наклеить их можно в любом порядке, дополнить
рисунком, подписями и т. д.
Защита проекта
VI
.Итог урока Вывод
наклеивание на какую
н. основу материалов
другой фактуры,
другого цвета;
произведение,
выполненное таким
образом.
Толковый
словарь
Ожегова
Работа в группе
Защита проекта
Выставка коллажей
милосердия,
становится
Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий
по содержанию. Главный герой рассказа Бунина
Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных
качеств: доброты,
сострадания,
человеколюбия. Нефёд, не задумываясь, решает
выполнить волю тяжело больного мальчика, и для
него нет ничего важнее «души ребенка». Именно
человеческая душа
высшей
нравственной ценностью.
Оценивание
Мне было приятно работать с вами, я хочу вручить
вам «Медали за доброту и человечность»
А еще я хочу подарить вам песню. Она называется
«Жизнь». Мне кажется, она может быть гимном
добрых,
милосердных и
неравнодушных людей. То есть вас! Слова этой
песни у вас есть, если она вам понравится,
подпевайте.
Любой урок имеет домашнее задание. Наш – тоже.
Я предлагаю наполнить «Шкатулку ваших добрых
дел» поступками, вашими добрыми делами, может,
теми, с каких начинался наш урок, может, другими.
Но, главное, чтобы они продолжили эстафету
добра, начатую нашим героем – Нефёдом.
На следующем уроке мы поговорим об этом.
бескорыстных,
VIII
.
Домашнее
задание
Слайд1
1
Слайд1
2
Слайд1
3
6 7
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.