Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
22.01.2019
Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Конспект урока по рассказу И_А_Бунина Лапти (2).docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ШЕСТАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА БОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти») Урок литературы в 7 классе                                                     Учитель русского языка и литературы                                          Киселева Ирина Ивановна Тема урока: «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И.А. Бунина  «Лапти»).  Тип урока: урок – размышление Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно­художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях. Задачи урока:  1. обучающие   –   совершенствовать   навыки   самостоятельного   анализа   текста,   умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел. 2. развивающие ­ развивать творческие способности и читательскую наблюдательность. 3. воспитывающие ­ воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия,  милосердие, доброту.  Тип урока: урок – размышление. Технология: элементы проблемного диалога, коллажа Методы обучения:  словесные (аналитическая беседа), наглядные (презентация), практические (работа с текстом, составление коллажа и т.д.). Методические приёмы: чтение, анализ,  обращение к личному опыту, прогнозирование.  прогнозировать   и   оценивать   поступки   героев   художественного Личностные УУД : иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах. Регулятивные   УУД: произведения в соответствии с ситуацией. Познавательные УУД:  формировать познавательную цель, находить нужную информацию в тексте. Коммуникативные   УУД:  умение   участвовать   в   диалоге,   слушать   и   понимать   других, высказывать и аргументировать     свою точку зрения на события, поступки героев, понимать смысл текста, авторскую позицию. Оборудование:   рассказ   И.А.Бунина   «Лапти»,   раздаточный   материал   (клей,   цветная   бумага, опорный конспект,  шкатулка), компьютер, компьютерная презентация, лапти.   2 Этап Деятельность учителя Деятельность учеников Примеча Ход урока I  .Подготовите льный Начинается урок со  слайд­шоу с музыкой.   II   . Органи­ зационный  Как же приятно на душе от увиденного! Так и  хочется сказать вам доброе «здравствуйте» и  услышать от вас теплое «здравствуйте».   . Стадия  III  вызова.  Актуализация  знаний Постановка  цели урока IV   . Осмыс­ ление со­ держания Вы уже знакомы с творчеством Бунина. Прочитали  рассказ «Лапти». Понравился вам рассказ? О нем  мы и поговорим сегодня. А тему урока вы  сформулируете сами в ходе нашей работы. На  любом этапе, как только вы определите тему,  запишите её в опорный конспект. Давайте обратимся к началу рассказа. Художественное чтение. Запись ­ Какое настроение создает И.Бунин? Работа с текстом ­Какие эпитеты использует автор? Найдите их в  тексте.  ­Действие происходит в  барском доме. Богаты ли  эти люди? Что об этом сказано в тексте? ­ Какое горе случилось в этом доме? ­ Что просит больной ребёнок? ­ Как вы думаете, где мог видеть барский сын  лапти?  ­От кого приходит помощь? ­  Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? ­   Как   он   описан   в   тексте?     Найдите   описание   в тексте ­   Какие   отношения   были   у   Нефёда   и   барыни? Подготовка к  восприятию материала  урока. Просмотр  презентации Приветствие.  Представление.  Подготовка к  восприятию материала  урока. Беседа  ния Фото альбом   Слайд2 Слайд3 Прослушивание записи. Беседа Тревогу, горе Слайд4 Эпитет – «непрогляд­ ная» вьюга,  «вьюжная» зима и  т.д. Нет(лошади плохие,  принес соломы на  топку, сальная свеча) Был тяжело болен  ребёнок. Красные лапти У крестьянских детей От Нефёда Был слугой С чёрными волосами, с бородой, в старой  одежде, добрый,  3 Почему вы так решили? ­Как Нефёд объясняет решение пойти в лавку за лаптями? ­Что имеет в виду Нефёд, говоря «душа желает»? ­Мальчик просит красные лапти, и Нефёд  предлагает покрасить обычные лапти фуксином.  Что это такое? ­ Что, по­вашему, символизирует красный цвет? ­ Что взял с  собой Нефед? Для чего?  ­ Что натянул поверх полушубка Нефед?    ­  Знал ли Нефед, что в такую погоду может не  добраться до Новоселок? Но почему это не  остановило его?  ­ Переживали домашние о Нефеде? Докажите  текстом. ­ Зловещий стук в окно услышали домашние. Как думаете, почему?  На чем привезли Нефеда? Что это такое? ­ Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? трудолюбивый Добрые. Барыня дове­ ряет ему, советуется  с ним, она называет  его Нефёдушкой. Значит,  надо добы­ вать. Значит душа  желает. По народным  поверьям, если  выполнить заветное  желание больного, он  выздоровеет.    Фуксин – красная  краска; широко  применяется для  окрашивания волокон,  текстильных изделий,  кожи. Надежду на выздоровление,   победу над болезнью Кнут. Вдруг дикие  звери, как средство  обороны Зипун  ­ верхняя  одежда у крестьян.  Догадывался. спасти ребенка   Хотел Да, конечно. И от  этого ночь казалась  ещё страшней. Дума­ ли, что он остался  переночевать у знако­ мых, что придёт  толь­ко к обеду  завтраш­него дня. Ночь была ещё  страшнее. Дом гудел.  Пламя свечи дрожало.  Трудно было даже  представить, что  творится в поле. Предвещал плохое:  мужики привезли  тело замерзшего  Нефеда Слайд5 Слайд6 4 ­А мальчика?  Что является главным в рассказе?  И кто главный герой?  ­В рассказе мать и ребёнок остаются безымянными, а именем наделён только один персонаж – Нефёд?  Что обозначает это имя? Случайно ли автор дает  такое имя герою? ­Он не БОГ, он человек. Смертный. Нефёд  погибает, но что останется после него? У Бунина есть замечательное стихотворение. Оно называется «Луна»:  Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая, Тогда велит господь, творящий чудеса, Светилу новому взойти на небеса. ­ Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть, Что День мой догорел, но след мой в мире ­ есть. ­Как вы понимаете последнюю строчку  стихотворения? ­ Какой след можно оставить после себя? А   какой   след   оставил   Нефед­   простой   русский мужик? ­Как можно сформулировать тему урока? На розвальнях. Низкие и широкие  крестьянские сани Да. Мужики заблуди­ лись, но нашли замёрз­ шего Нефеда и так  спаслись сами. Раскопав   Нефёда, мужики   поняли,   что жильё близко. Не знаем. Бунин не  говорит об этом Главное­ поступок  Нефёда Нефёд Нет. Нефёд ­ от имени  Фёдор, что в переводе­  Бог Слайд7 Слайд8 …День мой догорел, но  след мой в мире ­ есть Динамическая пауза Встаньте, пожалуйста, протяните руки, бережно возьмите лапти, прижмите к сердцу, почувствуйте  теплоту души нашего героя и передайте их своему однокласснику. Пусть эстафета добра  продолжается…Спасибо V   .Стадия  рефлексии Работа в группах(3 группы) ­Вы уже знаете правила групповой работы, давайте их вспомним. Повторение правил  работы в группе Проект ­Вы знаете, что такое коллаж? Для того, чтобы у нас было полное представление о произведении,   не   только   словесное,   но   и КОЛЛАЖ, а, м. В  изобразительном  искусстве:  Слайд9 Слайд1 0 5 визуальное,   мы   создадим   коллаж   ­   ваше   видение рассказа.  Опорный конспект с символикой цветов вам   будет   в   помощь.   Вы   выбираете   фон,   героев, наклеить   их   можно   в   любом   порядке,   дополнить рисунком, подписями и т. д. ­Защита проекта VI   .Итог урока Вывод наклеивание на какую­ н. основу материалов  другой фактуры,  другого цвета;  произведение,  выполненное таким  образом. Толковый  словарь     Ожегова   Работа в группе Защита проекта Выставка коллажей   милосердия, становится   ­Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по   содержанию.   Главный   герой   рассказа   Бунина Нефёд   –   носитель   дорогих   Бунину   нравственных качеств:   доброты,   сострадания, человеколюбия.   Нефёд,   не   задумываясь,   решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него  нет  ничего   важнее   «души   ребенка».   Именно человеческая   душа высшей   нравственной ценностью.  Оценивание ­Мне было приятно работать с вами, я хочу вручить вам «Медали за доброту и человечность» ­А еще я хочу подарить вам песню. Она называется «Жизнь».   Мне кажется, она может быть гимном добрых,   милосердных   и неравнодушных   людей.   То   есть   вас!   Слова   этой песни   у   вас   есть,   если   она   вам   понравится, подпевайте. Любой урок имеет домашнее задание. Наш – тоже. Я предлагаю наполнить «Шкатулку ваших добрых дел» поступками, вашими добрыми делами, может, теми, с каких начинался наш урок, может, другими. Но,   главное,   чтобы   они   продолжили   эстафету добра, начатую нашим героем – Нефёдом. На следующем уроке мы поговорим об этом.   бескорыстных, VIII    .  Домашнее  задание Слайд1 1 Слайд1 2 Слайд1 3 6 7

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация «…День мой догорел, но след мой в мире – есть»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019