ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Оценка 4.7

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
23.01.2019
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса. Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Изучение новой темы. 1. Слово учителя. Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Конспект урока по литературе 7 класс 29.09.docx
К о н с п е к т   у р о к а   п о   л и т е р а т у р е   7   к л а с с ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ДАТА:30.09.2017 Ц е л и : дать представление о карело­финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть  глубину идей и красоту образов древнего эпоса. М е т о д и ч е с к и е   п р и е м ы :  выразительное  чтение,  аналитическая беседа. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Изучение новой темы. 1. С л о в о   у ч и т е л я . Нашу  работу  по  фольклору  продолжат  малые  формы  –  пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл. Ответы учащихся. Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.) 2. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у . – Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице. С л о в а р н а я   р а б о т а . Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно. 3. Б е с е д а   п о   в о п р о с а м . – Что такое пословица? – Что значит на все случаи жизни? (О труде – «Без труда…», о проведении времени – «Делу время…», питать на кого­то надежду – «На Бога надейся…», об отказе от друга   и   наговоре   на   него   –   «Не   плюй   в   колодец…»,   «Не   рой   яму   другому…»,   о хвастовстве   –   «Не   хвали   себя…»,   об   отношении   к   животным   –   «Не   гони   коня кнутом…».) Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как   с   Луны   свалился»,   «Явился   как   снег   на   голову»).   Поговорки   похожи   на метафоры.) – Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.) 4. П у ш к и н   о   п о с л о в и ц а х   и   п о г о в о р к а х.  5. Ч т е н и е   п о с л о в и ц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике). З а д а н и е :  определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах. 6.  П е р е с к а з   с т а т ь и   А н и к и н а   «Мудрость   народов»   (2   учащихся   в   форме диалога). 7.  Н а й т и   и   з а ч и т а т ь   п о с л о в и ц ы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира. IV. Закрепление темы. 1. О б ъ я с н и т ь прямой и переносный смысл пословицы. 2. Объяснить, как построена пословица. а) Одна пчелка не много меду натаскает. Прямой   Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое. смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща. Пословица     представляет     инверсией (сказуемое   в   конце   предложения),   благодаря   чему   изменяется   ритм   высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».   предложение     собой     простое     с   б) С кем соль­хлеб водишь, на того и походишь. Эта   пословица   о   дружбе,   прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей:  у  них  общие привычки, вкусы и т. п. Переносной смысл в том контексте, в   ней котором   прозвучит   пословица.   В   может     (если   речь   идет   о   дружбе   с   людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала.   содержаться     упрек Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь). в) До слова крепись, а давши слово, держись. В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись). г) Лес рубят – щепки летят. Прямой   смысл   в   особенностях процесса   рубки:   о   щепках   никто   не думает при такой трудоемкой работе. Переносный   –   во   время   тяжелого испытания   часто   страдают   невинные,   не причастные к этому делу люди. Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой. 2.  С о ч и н е н и е ­ м и н и а т ю р а   по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская). И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве   собственного   достоинства,   начинаешь   у   кого­то   клянчить   списать   решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь.   Начинаешь   лгать,   изворачиваться   (хитрить),   выдумывать   всякие   причины.   Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила! V. Подведение итогов урока. – Что такое пословица? поговорка? З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я. Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих. Домашнее   задание:  учебник,   подготовить   ответ   на   вопрос   4,   с.   49;   сочинение­ миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019