Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
23.01.2019
Цель:
• воссоздать атмосферу эпохи, выявить особенности классицизма как литературного направления; актуализировать знания учащихся, полученные при изучении творчества М.В.Ломоносова в 6 классе; выявить значение научного наследия М.В.Ломоносова;
• формировать навыки работы с таблицами, работы с учебником и иллюстрациями;
• развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «классический».
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
литра 7 кл 25.09.docx
Технологическая карта урока литературы
Составила: Танабергенова А.С.
Дата:25.09.18
Класс:7
Тема. Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове.
Цель:
воссоздать атмосферу эпохи, выявить особенности классицизма как литературного направления;
актуализировать знания учащихся, полученные при изучении творчества М.В.Ломоносова в 6
классе; выявить значение научного наследия М.В.Ломоносова;
формировать навыки работы с таблицами, работы с учебником и иллюстрациями;
развивать нравственноэстетические представления учащихся в ходе выявления лексического
значения слова «классический».
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная
презентация.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
ХОД УРОКА.
Проверка тезисных планов. Пересказ вводной статьи учебника к разделу «Из русской литературы
XVIII в.».
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Заполнение таблицы «Классицизм в русской живописи, музыке, архитектуре».
Классицизм
Признаки
Памятники культуры
и их создатели
Здание Адмиралтейства
(А.Д.
Захаров); Казанский собор (А.Н.
Воронихин); бронзовые скульптуры
П.К.Клодта «Укротители коней»;
Исаакиевский собор (О.Монферран),
и Синода,
здания Сената
Александрийский
театр,
Михайловский дворец (К.И.Росси) в
Петербурге; Дом Пашкова (В.И.
Баженов), Большой Кремлевский
дворец, храм Христа Спасителя
(К.А.Тон) в Москве
«Последний день
К.П. Брюллов
Помпеи»,
«Всадница»,
«Вирсавия», «Итальянское утро»,
«Итальянский полдень»;
А.А.
народу».
4я
Сочинения
сюита
оркестровая
«Моцартиана»,
П.И.Чайковского,
интермедия
«Искренность
пастушки» из оперы «Пиковая дама»
Иванов «Явление Христа
М.И.Глинки,
скульптуре
В
архитектуре
и
Ясность, уравновешенность, четкий и
выверенность
спокойный ритм,
симметрия,
пропорций,
подчеркивание центра,
общая
гармония частей и целого.
В живописи и музыке
Высокий метафорический стиль,
многоплановость, многофигурность и
помпезность. Библейские сюжеты,
салонные пейзажи и парадные
портреты. Стилизация музыки XVIII
в.: изящные, грациозные хоры и
танцы.
3.Обращение к статье учебника «Литературное направление».
4. Лексическая работа.
Объясните значение слова «классический».
5. Слово учителя.
1 Классицизм — европейское культурноэстетическое направление и стиль XVII — начала XIX в.
в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское)
искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец.
Как литературное направление классицизм начал складываться вэпоху Возрождения в Италии,
однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII в. и получил
распространение в Европе.
В России классицизм зародился во второй четверти XVIII в.
6. Сообщение «искусствоведа» и слайдовая презентация «Классицизм в скульптуре и
архитектуре».
7. Сообщение и слайдовая презентация «Классицизм в живописи и музыке».
8. Работа над темой «Классицизм в литературе».
8.1.Слово учителя.
Никола БуалоДепрео (1636—1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Самое
знаменитое сочинение Буало — поэматрактат в четырех песнях «Поэтическое искусство». Произведение
является своего рода подведением итогов эстетики классицизма. Буало считал, что в поэзии выше всего
разум, которому подчиняются фантазия и чувства. Поэзия должна быть понятна по содержанию и по
форме, а стиль изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности.
8.2.Лексическая работа.
Объясните значения слов: Венера, Минерва, Античность, Гай Юлий Цезарь, Людовик IX Святой.
Венера — древнеримская богиня садов, плодов.
Минерва — в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной
городской жизни.
ии
Ант чность
(восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает
«грекоримская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём
многообразии её исторических форм.
лийЦ зарь
еи — древнеримский государственный и политический деятель, диктатор,
Гай
Юи
полководец, писатель.
ои
Люд вик IX Свят й
ои
Кастильской. Руководитель 7го и 8го крестовых походов.
— король Франции в 1226—1270 годах. Сын Людовика VIII и Бланки
8.3. Обращение к репродукции портрета Н.Буало работы И.Риго.
8.4. Обращение к таблице. Выразительное чтение учителем фрагментов трактата Буало,
выявление особенностей классицизма.
Особенности классицизма
Обращение к образцам и формам
Античности как к идеалу.
Принцип рационализма. Культ разума.
Стремление запечатлеть существенные
стороны жизненного явления.
Фрагменты трактата Буало
Чтоб нас очаровать, нет выдумке предела.
Все обретает в ней рассудок, душу, тело:
В Венере красота навек воплощена;
В Минерве — ясный ум и мыслей глубина.
Поэт обдуманно все должен разместить,
Начало и конец в поток единый слить
И, подчинив слова своей бесспорной власти,
Искусно сочетать разрозненные части. <...>
Поэт, что глубоко познал людей сердца
И в тайны их проник до самого конца,
Что понял чудака, и мота, и ленивца,
И фата глупого, и старого ревнивца,
Сумеет их для вас на сцене сотворить,
2 Утверждение идей просвещённого
абсолютизма,
патриотизма,
гражданственности.
Идеализация героев.
Деление героев на положительные и
отрицательные.
Соблюдение триединства: единства
времени, места и действия.
Обращение
проблематике
Строгая иерархия жанров
к
общественной
Заставив действовать, лукавить, говорить.
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать
Подобно Цезарю, Людовику под стать.
Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
За Пиренеями рифмач, не зная лени,
Вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене.
В начале юношей выходит к нам герой,
А под конец, глядишь, — он старец с бородой.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Столкновение долга и чувства — излюбленная коллизия в
произведениях классицистов.
«Высокие» жанры (эпопея, ода, трагедия) и «низкие» (комедия,
сатира, басня).
8.5.Обращение к статье учебника «Классицизм». Ответы на вопросы 13 учебника.
10.Работа над темой «Краткие сведения о М.В.Ломоносове».
10.1. Беседа.
Что вы узнали о М.В.Ломоносове в курсе 6 класса?
Что вам известно о скульптурном портрете М.В. Ломоносова работыФ.И.Шубина?
Какие произведения М.В. Ломоносова вы изучали в 6 классе?
Какой мотив является преобладающим в произведении М.В. Ломононосова «Стихи, сочинённые
на дороге в Петергоф...»?
Преобладает мотив стремления человека к внутренней свободе и невозможности её
обретения.
Какие события жизни М.В. Ломоносова нашли отражение в стихотворении?
Ломоносов стремился
добиться реорганизации университетского и гимназического
образования.
В начале 1761 года советник академии Г.М. Теплов, никогда не отличавшийся твёрдостью
позиций, пошел на поводу у Тауберта и его приспешников в ущерб интересам отечественной
науки. Ломоносов пришел в ярость и обратился к Теплову с письмом, в котором призывает
отказаться от интриг и встать на защиту отечественного просвещения.
10.2.Заполнение таблицы в ходе просмотра мультфильма и рассказа учителя «Жизнь и судьба
поэта, просветителя, ученого».
Сферы деятельности
Химия
Физика атмосферных явлений
Астрономия
Минералогия
Примеры
Молекулярнокинетическая теория Ломоносова, его идея о
связи вещества и движения
Работа «Теория электричества, разработанная математическим
путем» (1756)
Труд «Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт
Петербургской Императорской Академии Наук майя 26 дня
1761 года»
«Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763)—
руководство для специалистов горнорудной промышленности
Оптическое
производство, Мозаичные портреты, мозаичная картина «Полтавская
3 производство цветных стёкол
История
Экономика и политика
Грамматика
Риторика
баталия»
«Древняя российская история» (1754—1758)
«О сохранении и размножении российского народа»
«Российская грамматика» (1755)
Статья «Предисловие о пользе книг церковных в российском
языке» (1757)
«Краткое руководство к красноречию» (1744)
10.3. Слово учителя
М.В. Ломоносов, автор «Российской грамматики», обосновал теорию «трех штилей», разработал
.
нормы русского литературного языка.
Учение Ломоносова о «трех штилях», как и разработанные им грамматические категории, — это
акт национального самосознания, шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи.
Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов и
варваризмов, которые отнюдь не украшали русскую речь. Пользоваться таким языком в сферах науки, а
тем более литературы было невероятно трудно.
10.4.Выразительное чтение учащимся фрагмента из книги «Юности честное зерцало» (1717).
В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от
родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не
садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным
образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно
яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от
челядинцев просительным образом требовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему
подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но
токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими
бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.
10.5. Слово учителя.
Реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. Ломоносов считал, что
совершенствование литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной живой речью. В
1755 г. впервые опубликована его «Российская грамматика», в которой на научной основе разработаны
основные грамматические категории родной речи.
Однако нормы языка (правила) не сделают речь человека совершенной. Необходима ещё
обработка слова, его классификация, умелое употребление. Этому и способствовала теория «трех
штилей» Ломоносова, представленная в статье«Предисловие о пользе книг церковных в российском
языке» (1757).
Учёный не перечёркивал значение церковнославянского языка, однако, по его мнению, ни
разговорный, ни книжный язык нельзя перегружать церковнославянизмами, поскольку это делает речь
непонятной даже образованным людям. В литературных произведениях, написанных высоким стилем
(героические поэмы, оды, ораторские речи), Ломоносов допускал церковнославянизмы, но только
понятные всем. В среднем стиле (трагедии, сатиры, научные труды) он рекомендовал применять русские
слова с добавлением церковнославянизмов, низкий стиль составлялся из слов русского происхождения.
М.В. Ломоносов был прекрасным оратором и внёс неоценимый вклад в развитие этой науки. Он
усматривал достоинство речи не в «извитии словес», а в глубине, важности её содержания.
IV. Подведение итогов урока.
Авторитет М.В.Ломоносова как учёного был более высок в Западной Европе. В Петербурге
принижали славу великого учёного, но его труды часто появлялись за рубежом, и уже с конца 1740х гг.
там знали о нём как о незаурядном исследователе. В России авторитет Ломоносова как учёного и
просветителя также возрастал, несмотря на противодействия его реакционеров. К концу XVIII в. его
слава становится общепризнанной.
4 V. Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение о М.В.Ломоносовеучёном, используя материал учебника и урока.
2.Индивидуальные задания:
подготовить сообщение«историка» о времени правления императрицы Елизаветы Петровны;
подготовить сообщение о мозаике М.В.Ломоносова «Императрица Елизавета Петровна».
Мозаика ломоносовской мастерской;
подготовить сообщение о Платоне и Ньютоне;
подготовить сообщение об отношении Елизаветы к русской науке.
5
Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.