Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Оценка 4.6

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
23.01.2019
Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Цель: • воссоздать атмосферу эпохи, выявить особенности классицизма как литературного направления; актуализировать знания учащихся, полученные при изучении творчества М.В.Ломоносова в 6 классе; выявить значение научного наследия М.В.Ломоносова; • формировать навыки работы с таблицами, работы с учебником и иллюстрациями; • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «классический». Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
литра 7 кл 25.09.docx
Технологическая карта урока литературы Составила: Танабергенова А.С. Дата:25.09.18 Класс:7 Тема.  Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове.         Цель:  воссоздать атмосферу эпохи, выявить особенности классицизма как литературного направления; актуализировать знания учащихся, полученные при изучении творчества М.В.Ломоносова в 6 классе; выявить значение научного наследия М.В.Ломоносова;  формировать навыки работы с таблицами,  работы с учебником и иллюстрациями;  развивать   нравственно­эстетические   представления   учащихся   в   ходе  выявления   лексического значения слова «классический». Оборудование:  учебники   литературы   для   7   класса,   рабочие   тетради,   мультимедийная презентация. І.        Организационный момент. II.  Актуализация прежних знаний. ХОД УРОКА. Проверка тезисных планов. Пересказ вводной статьи учебника к разделу «Из русской литературы XVIII в.». III. Изучение нового материала. 1.Сообщение темы, цели, плана урока. 2. Заполнение таблицы «Классицизм в русской живописи, музыке, архитектуре». Классицизм Признаки Памятники культуры  и их создатели   Здание   Адмиралтейства   (А.Д. Захаров);   Казанский   собор   (А.Н. Воронихин);   бронзовые   скульптуры П.К.Клодта   «Укротители   коней»; Исаакиевский собор (О.Монферран),   и   Синода, здания   Сената Александрийский театр, Михайловский дворец (К.И.Росси) в Петербурге;   Дом   Пашкова   (В.И. Баженов),   Большой   Кремлевский дворец,   храм   Христа   Спасителя (К.А.Тон) в Москве   «Последний   день К.П.   Брюллов   Помпеи»,     «Всадница»,   «Вирсавия»,   «Итальянское   утро», «Итальянский полдень»; А.А. народу». 4­я   Сочинения сюита оркестровая   «Моцартиана», П.И.Чайковского, интермедия «Искренность   пастушки» из оперы «Пиковая дама»   Иванов   «Явление   Христа   М.И.Глинки,         скульптуре В   архитектуре   и Ясность, уравновешенность, четкий и   выверенность спокойный   ритм, симметрия, пропорций,   подчеркивание   центра,   общая гармония частей и целого. В живописи и музыке Высокий   метафорический   стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность.   Библейские   сюжеты, салонные   пейзажи   и   парадные портреты. Стилизация музыки XVIII в.:   изящные,   грациозные   хоры   и танцы. 3.Обращение к статье учебника «Литературное направление».          4. Лексическая работа. Объясните значение слова «классический». 5.  Слово учителя. 1 Классицизм — европейское культурно­эстетическое направление и стиль  XVII — начала XIX в. в литературе и искусстве,  которые ориентировались  на античное  (древнегреческое  и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец. Как литературное направление классицизм начал складываться вэпоху Возрождения в Италии, однако   как   целостная   художественная   система   сформировался   во   Франции   в   XVII   в.   и   получил распространение в Европе. В России классицизм зародился во второй четверти XVIII в. 6.   Сообщение   «искусствоведа»   и   слайдовая   презентация   «Классицизм   в   скульптуре   и архитектуре». 7. Сообщение и слайдовая презентация «Классицизм в живописи и музыке». 8. Работа над темой «Классицизм в литературе». 8.1.Слово учителя.  Никола Буало­Депрео (1636—1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Самое знаменитое сочинение Буало — поэма­трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство». Произведение является своего рода подведением итогов эстетики классицизма. Буало считал, что в поэзии выше всего разум, которому подчиняются фантазия и чувства. Поэзия должна быть понятна по содержанию и по форме, а стиль изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности. 8.2.Лексическая работа. Объясните значения слов: Венера, Минерва, Античность, Гай Юлий Цезарь, Людовик IX Святой.  Венера — древнеримская богиня садов, плодов. Минерва — в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни. ии Ант чность   (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко­римская   древность»,   иначе   говоря,   цивилизация   Древней   Греции   и   Древнего   Рима   во   всём многообразии её исторических форм. лийЦ зарь еи —   древнеримский   государственный   и   политический   деятель,   диктатор, Гай   Юи полководец, писатель. ои Люд вик IX  Свят й ои Кастильской. Руководитель 7­го и 8­го крестовых походов.   — король Франции  в 1226—1270 годах.  Сын  Людовика  VIII  и  Бланки 8.3. Обращение к репродукции портрета Н.Буало работы И.Риго.  8.4.   Обращение   к   таблице.   Выразительное   чтение   учителем   фрагментов   трактата   Буало, выявление особенностей классицизма. Особенности классицизма Обращение   к   образцам   и   формам Античности как к идеалу. Принцип рационализма. Культ разума. Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления. Фрагменты трактата Буало Чтоб нас очаровать, нет выдумке предела.  Все обретает в ней рассудок, душу, тело:  В Венере красота навек воплощена;  В Минерве — ясный ум и мыслей глубина. Поэт обдуманно все должен разместить,  Начало и конец в поток единый слить  И, подчинив слова своей бесспорной власти,  Искусно сочетать разрозненные части. <...> Поэт, что глубоко познал людей сердца  И в тайны их проник до самого конца,  Что понял чудака, и мота, и ленивца,  И фата глупого, и старого ревнивца,  Сумеет их для вас на сцене сотворить,  2 Утверждение   идей   просвещённого абсолютизма,   патриотизма, гражданственности. Идеализация героев.  Деление   героев   на   положительные   и отрицательные. Соблюдение   триединства:   единства времени, места и действия.   Обращение проблематике Строгая иерархия жанров к   общественной Заставив действовать, лукавить, говорить. Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,  Нас должен волновать и трогать ваш герой.  От недостойных чувств пусть будет он свободен  И даже в слабостях могуч и благороден!  Великие дела он должен совершать  Подобно Цезарю, Людовику под стать. Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести. Единство места в нем вам следует блюсти. За Пиренеями рифмач, не зная лени, Вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене. В начале юношей выходит к нам герой, А под конец, глядишь, — он старец с бородой. Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Столкновение   долга   и   чувства   —   излюбленная   коллизия   в произведениях классицистов. «Высокие» жанры (эпопея, ода, трагедия) и «низкие» (комедия, сатира, басня). 8.5.Обращение к статье учебника «Классицизм». Ответы на вопросы 1­3 учебника. 10.Работа над темой «Краткие сведения о М.В.Ломоносове». 10.1. Беседа. ­ Что вы узнали о М.В.Ломоносове в курсе 6 класса? ­ Что вам известно о скульптурном  портрете М.В. Ломоносова работыФ.И.Шубина? ­ Какие произведения М.В. Ломоносова вы изучали в 6 классе?  ­ Какой мотив является преобладающим в произведении М.В. Ломононосова «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф...»?  Преобладает   мотив   стремления   человека   к   внутренней   свободе   и   невозможности   её обретения. ­ Какие события жизни М.В. Ломоносова нашли отражение в стихотворении? Ломоносов   стремился     добиться   реорганизации   университетского   и   гимназического образования. В начале 1761 года советник академии Г.М. Теплов, никогда не отличавшийся твёрдостью позиций, пошел на поводу у Тауберта и его приспешников в ущерб интересам отечественной науки.   Ломоносов   пришел   в   ярость   и   обратился   к   Теплову   с   письмом,   в   котором   призывает отказаться от интриг и встать на защиту отечественного просвещения.  10.2.Заполнение таблицы в ходе просмотра мультфильма и рассказа учителя «Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого». Сферы деятельности Химия  Физика атмосферных явлений Астрономия  Минералогия  Примеры Молекулярно­кинетическая   теория   Ломоносова,   его   идея   о связи вещества и движения Работа «Теория электричества, разработанная математическим путем» (1756) Труд   «Явление   Венеры   на   Солнце,   наблюдаемое   в   Санкт­ Петербургской   Императорской   Академии   Наук   майя   26   дня 1761 года» «Первые   основания   металлургии,   или   рудных   дел»   (1763)— руководство для специалистов горнорудной промышленности Оптическое   производство, Мозаичные       портреты,       мозаичная       картина «Полтавская 3 производство цветных стёкол История  Экономика и политика Грамматика Риторика баталия» «Древняя российская история» (1754—1758) «О сохранении и размножении российского народа» «Российская грамматика» (1755) Статья «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757) «Краткое руководство к красноречию» (1744) 10.3. Слово учителя М.В. Ломоносов, автор «Российской грамматики», обосновал теорию «трех штилей», разработал . нормы русского литературного языка.  Учение Ломоносова о «трех штилях», как и разработанные им грамматические категории, — это акт национального самосознания, шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный  язык   до  Ломоносова   отличался   лексической   пестротой,   обилием   обветшавших   слов   и варваризмов, которые отнюдь не украшали русскую речь.  Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более литературы было невероятно трудно. 10.4.Выразительное чтение учащимся фрагмента из книги «Юности честное зерцало» (1717). В первых  наипаче   всего  должни  дети  отца  и  матерь   в  великой  чести  содержать.  И   когда  от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев   просительным образом требовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит. 10.5. Слово учителя. Реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. Ломоносов считал, что совершенствование литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной живой речью. В 1755 г. впервые опубликована его «Российская грамматика», в которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи. Однако   нормы   языка   (правила)   не   сделают   речь   человека   совершенной.     Необходима   ещё обработка   слова,   его   классификация,   умелое   употребление.   Этому   и   способствовала   теория   «трех штилей»   Ломоносова,   представленная   в   статье«Предисловие   о   пользе   книг   церковных   в   российском языке» (1757). Учёный   не   перечёркивал   значение   церковнославянского   языка,   однако,   по   его   мнению,   ни разговорный, ни книжный язык нельзя перегружать церковнославянизмами, поскольку это делает речь непонятной   даже   образованным   людям.   В  литературных   произведениях,   написанных   высоким   стилем (героические   поэмы,   оды,   ораторские   речи),   Ломоносов   допускал   церковнославянизмы,   но   только понятные всем. В среднем стиле (трагедии, сатиры, научные труды) он рекомендовал применять русские слова с добавлением церковнославянизмов, низкий стиль составлялся из слов  русского происхождения. М.В.   Ломоносов   был   прекрасным   оратором   и   внёс   неоценимый   вклад   в   развитие   этой   науки.   Он усматривал достоинство речи не в «извитии словес», а в глубине, важности её содержания. IV. Подведение итогов урока. Авторитет   М.В.Ломоносова   как   учёного   был   более   высок   в   Западной   Европе.   В   Петербурге принижали славу великого учёного, но его труды часто появлялись за рубежом, и уже с конца 1740­х гг. там   знали   о   нём   как   о   незаурядном   исследователе.   В   России   авторитет   Ломоносова   как   учёного   и просветителя также возрастал, несмотря на противодействия его реакционеров. К концу XVIII в. его слава становится общепризнанной. 4 V. Домашнее задание.          1. Подготовить сообщение о М.В.Ломоносове­учёном, используя материал учебника и урока. 2.Индивидуальные задания: ­ подготовить сообщение«историка» о времени правления императрицы Елизаветы Петровны; ­ подготовить сообщение о мозаике М.В.Ломоносова «Императрица Елизавета Петровна».  Мозаика ломоносовской мастерской; ­ подготовить сообщение о Платоне и Ньютоне; ­ подготовить сообщение об отношении Елизаветы к русской науке. 5

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019