ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни. Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку II. Проверка домашнего задания. 1.Беседа по вопросам 1) Что такое пословица? поговорка? 2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице? 2. Объясните смысл пословиц. Как вы понимаете их?
Иконка файла материала Конспект урока по литературе 7 класс.docx
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ КЛАСС:7 ДАТА:07.10.2017 УЧИТЕЛЬ: ТАНАБЕРГЕНОВА А.С.  ТЕМА: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Ц е л и: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею  жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни. М е т о д и ч е с к и е   п р и е м ы : аналитическая беседа, выразительное чтение,  самостоятельная работа. Ход урока Организационный момент. I. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку II. Проверка домашнего задания. 1.Беседа по вопросам 1) Что такое пословица? поговорка? 2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице? 2. Объясните смысл пословиц. Как вы понимаете их? Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (И   пословицы,   и   поговорки   –   меткие   образные   выражения,   но   в   отличие   от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.) Под лежачий камень вода не течет. (Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела.   Строится   пословица   на   инверсии:   на   первое   место   вынесено   главное словосочетание – лежачий камень.) На чужой стороне и весна не красна. (Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине. Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить? На смелого собака лает, а труса кусает. (Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1­й и 2­й частей рифмуются.) Собирай по ягодке – наберешь кузовок. (Пословица   представляет   собой   сложное   предложение,   во   2­й   части   которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1­й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.) Не мил и свет, когда друга нет.(Это   сложноподчиненное   предложение,   где   обе   части   содержат   отрицание.   В главном   предложении   используется   инверсия,   в   результате   основное   слово оказывается   на   первом   месте.   Пословица   организована   ритмически,   в   ней   есть   и рифма (свет – нет).) В камень стрелять – только стрелы терять. (Эта пословица имеет дактилический ритм  ¨ – – / ¨ – – / ¨ – – / ¨;   есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно­ следственные связи.) Добро творить – себя веселить. (В   1­й   части   предложения   –   тема,   во   2­й   –   следствие   из   содержания   первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.) Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. (Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.) 3. П о с л у ш а й т е п о с л о в и ц ы   и   п о г о в о р к и. – Определите их общую тему. – Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных. 1) Терпение и труд все перетрут. 2) Лес сечь – не жалеть плеч. 3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 4) Грибов ищут – по лесу рыщут. 5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись. 6) На чужом хребте легко работать. 7) Люди жать, а мы на солнышке лежать. 8) Двое пашут, а семеро руками машут. (Эти     пословицы     и   поговорки   о   труде,   уменье,   лени,   безделье.   1,   5,   6­я   – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8­я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.) 4. А  в  заключение –  и г р а ­ с о р е в н о в а н и е   между  рядами  «Кто больше  знает пословиц,  в  которых  прославлялись бы ученье, знание, книга?» (Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна  птица пением, а человек – уменьем. Грамоте   учиться   всегда   пригодится.   Кто   грамоте   горазд,   тому   не   пропасть.   За ученого   двух   неученых   дают,   да   и   то   не   берут.   Не   стыдно   не   знать,   стыдно   не учиться.) III. Изучение новой темы. 1. Р а б о т а   с о   с т а т ь е й   у ч е б н и к а (с. 50–51). Б е с е д а   п о   в о п р о с а м . – Что называли летописями? – Легок ли труд летописца?  «Повесть   временных   лет».  (Интерес   к   истории   народа,   желание   оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.) Попробуйте представить и описать келью летописца.2. С л о в о   у ч и т е л я. Объединение   летописных   сводов   было   предпринято   киево­печерским   монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет». Потребности     развивающегося     государственного     самосознания     ставили     перед летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску): «…Откуда   есть   пошла   Русская   земля,   кто   в   Киеве   нача   первее   княжити   и   откуда Русская земля стала есть». Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог. Главной  темой  летописания  была  тема  Русской  земли,  ее  единства и могущества. Летописцы   тщательно   собирали   материалы,   относящиеся   к   этой   теме.   В   завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем  (слова проецируются на экран): «И будете   мирно   живуще.   Аще   [если]   ли   будете   ненавидно   живуще,   в   распрях   […],   то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054). За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю. 4. Ч т е н и е   с т а т ь и   у ч е б н и к а (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Б е с е д а   п о   в о п р о с а м. – Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.) – Какова основная мысль текста?  (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем   мудрость   и   правила   жизни.   Книги   сравниваются   с   реками,   которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.) 5. К о м м е н т и р о в а н н о е   ч т е н и е  учителя из «"Поучения" Владимира Мономаха». Б е с е д а   п о   в о п р о с а м . – Какие наставления устарели? – Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»? – Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям? В ы в о д.   Поучения   Владимира   Мономаха   –   непреходящие   нравственные   законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек! Плохой человек…».   Пусть   будет   каждый   из   нас достоин этого великого звания – Человек! 6.  В ы р а з и т е л ь н о е   ч т е н и е   «Поучения   Владимира   Мономаха»   с   сохранением особенностей стиля. IV. Подведение итогов урока. 1. С л о в о   у ч и т е л я . В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по­разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.Наряду   с   множеством   церковно­книжных   цитат   летопись   пользовалась   народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали   военные   отношения: «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет   плавати,   а   хмель   грязнути   [тонуть]».   Некоторые   пословицы   намекали   на политические обстоятельства. «Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью. Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси. Домашнее   задание:  составить   небольшое   поучение   (задание   3,   с.   54   в   учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).

Посмотрите также