Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
II. Проверка домашнего задания.
1.Беседа по вопросам
1) Что такое пословица? поговорка?
2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?
2. Объясните смысл пословиц. Как вы понимаете их?
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
КЛАСС:7
ДАТА:07.10.2017
УЧИТЕЛЬ: ТАНАБЕРГЕНОВА А.С.
ТЕМА: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Ц е л и: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею
жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.
М е т о д и ч е с к и е п р и е м ы : аналитическая беседа, выразительное чтение,
самостоятельная работа.
Ход урока
Организационный момент.
I.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
II. Проверка домашнего задания.
1.Беседа по вопросам
1) Что такое пословица? поговорка?
2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?
2. Объясните смысл пословиц. Как вы понимаете их?
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
(И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от
пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар
носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же
часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)
Под лежачий камень вода не течет.
(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что
от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех
дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное
словосочетание – лежачий камень.)
На чужой стороне и весна не красна.
(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о
тоске по ней на чужбине.
Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде
хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)
Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?
На смелого собака лает, а труса кусает.
(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает –
кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1й и 2й частей рифмуются.)
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2й части которого
заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная
форма глагола в 1й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)
Не мил и свет, когда друга нет.(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В
главном предложении используется инверсия, в результате основное слово
оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и
рифма (свет – нет).)
В камень стрелять – только стрелы терять.
(Эта пословица имеет дактилический ритм ¨ – – / ¨ – – / ¨ – – / ¨;
есть в ней и
рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно
следственные связи.)
Добро творить – себя веселить.
(В 1й части предложения – тема, во 2й – следствие из содержания первой.
Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний
слог, есть рифма: творить – веселить.)
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать
– мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с
матерью, чужбина – с мачехой.)
3. П о с л у ш а й т е п о с л о в и ц ы и п о г о в о р к и.
– Определите их общую тему.
– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом)
и однозначных.
1) Терпение и труд все перетрут.
2) Лес сечь – не жалеть плеч.
3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4) Грибов ищут – по лесу рыщут.
5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.
6) На чужом хребте легко работать.
7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.
8) Двое пашут, а семеро руками машут.
(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6я –
однозначные; 2, 3, 4, 7, 8я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)
4. А в заключение – и г р а с о р е в н о в а н и е между рядами «Кто больше знает
пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знание, книга?»
(Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем.
Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За
ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не
учиться.)
III. Изучение новой темы.
1. Р а б о т а с о с т а т ь е й у ч е б н и к а (с. 50–51).
Б е с е д а п о в о п р о с а м .
– Что называли летописями?
– Легок ли труд летописца?
«Повесть временных лет».
(Интерес к истории народа, желание оставить
потомкам сообщение о свершившихся событиях.)
Попробуйте представить и описать келью летописца.2. С л о в о у ч и т е л я.
Объединение летописных сводов было предпринято киевопечерским монахом
Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».
Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед
летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке (слова проецируются
на доску):
«…Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда
Русская земля стала есть».
Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной
исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а
нередко и живой диалог.
Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества.
Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании
Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И
будете мирно живуще. Аще [если] ли будете ненавидно живуще, в распрях […], то
погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша [устроили]
трудомъ своим великим» (1054).
За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.
4. Ч т е н и е с т а т ь и у ч е б н и к а (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».
Б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)
– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг
черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые
наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они
удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души
и руководство в жизни.)
5. К о м м е н т и р о в а н н о е ч т е н и е учителя из «"Поучения" Владимира Мономаха».
Б е с е д а п о в о п р о с а м .
– Какие наставления устарели?
– Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам,
ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?
– Можем мы сейчас похвастаться бережливостью, сочувствием к людям?
В ы в о д. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы,
которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в
афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец,
доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!» И сейчас мы слышим: «Хороший человек!
Плохой человек…». Пусть будет каждый из нас достоин этого великого звания –
Человек!
6. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением
особенностей стиля.
IV. Подведение итогов урока.
1. С л о в о у ч и т е л я .
В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз поразному, но всегда живописно
отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.Наряду с множеством церковнокнижных цитат летопись пользовалась народными
поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали военные отношения:
«Мир стоит до рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень
начнет плавати, а хмель грязнути [тонуть]». Некоторые пословицы намекали на
политические обстоятельства.
«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит
все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя
Игоря, обложившего их чрезмерной данью.
Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и
интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.
Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике);
прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).