ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Оценка 5

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
23.01.2019
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни. Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку II. Проверка домашнего задания. 1.Беседа по вопросам 1) Что такое пословица? поговорка? 2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице? 2. Объясните смысл пословиц. Как вы понимаете их?
Конспект урока по литературе 7 класс.docx
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ КЛАСС:7 ДАТА:07.10.2017 УЧИТЕЛЬ: ТАНАБЕРГЕНОВА А.С.  ТЕМА: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Ц е л и: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею  жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни. М е т о д и ч е с к и е   п р и е м ы : аналитическая беседа, выразительное чтение,  самостоятельная работа. Ход урока Организационный момент. I. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку II. Проверка домашнего задания. 1.Беседа по вопросам 1) Что такое пословица? поговорка? 2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице? 2. Объясните смысл пословиц. Как вы понимаете их? Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (И   пословицы,   и   поговорки   –   меткие   образные   выражения,   но   в   отличие   от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.) Под лежачий камень вода не течет. (Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела.   Строится   пословица   на   инверсии:   на   первое   место   вынесено   главное словосочетание – лежачий камень.) На чужой стороне и весна не красна. (Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине. Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить? На смелого собака лает, а труса кусает. (Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1­й и 2­й частей рифмуются.) Собирай по ягодке – наберешь кузовок. (Пословица   представляет   собой   сложное   предложение,   во   2­й   части   которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1­й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.) Не мил и свет, когда друга нет. (Это   сложноподчиненное   предложение,   где   обе   части   содержат   отрицание.   В главном   предложении   используется   инверсия,   в   результате   основное   слово оказывается   на   первом   месте.   Пословица   организована   ритмически,   в   ней   есть   и рифма (свет – нет).) В камень стрелять – только стрелы терять. (Эта пословица имеет дактилический ритм  ¨ – – / ¨ – – / ¨ – – / ¨;   есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно­ следственные связи.) Добро творить – себя веселить. (В   1­й   части   предложения   –   тема,   во   2­й   –   следствие   из   содержания   первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.) Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. (Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.) 3. П о с л у ш а й т е п о с л о в и ц ы   и   п о г о в о р к и. – Определите их общую тему. – Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных. 1) Терпение и труд все перетрут. 2) Лес сечь – не жалеть плеч. 3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 4) Грибов ищут – по лесу рыщут. 5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись. 6) На чужом хребте легко работать. 7) Люди жать, а мы на солнышке лежать. 8) Двое пашут, а семеро руками машут. (Эти     пословицы     и   поговорки   о   труде,   уменье,   лени,   безделье.   1,   5,   6­я   – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8­я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.) 4. А  в  заключение –  и г р а ­ с о р е в н о в а н и е   между  рядами  «Кто больше  знает пословиц,  в  которых  прославлялись бы ученье, знание, книга?» (Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна  птица пением, а человек – уменьем. Грамоте   учиться   всегда   пригодится.   Кто   грамоте   горазд,   тому   не   пропасть.   За ученого   двух   неученых   дают,   да   и   то   не   берут.   Не   стыдно   не   знать,   стыдно   не учиться.) III. Изучение новой темы. 1. Р а б о т а   с о   с т а т ь е й   у ч е б н и к а (с. 50–51). Б е с е д а   п о   в о п р о с а м . – Что называли летописями? – Легок ли труд летописца?  «Повесть   временных   лет».  (Интерес   к   истории   народа,   желание   оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.) Попробуйте представить и описать келью летописца. 2. С л о в о   у ч и т е л я. Объединение   летописных   сводов   было   предпринято   киево­печерским   монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет». Потребности     развивающегося     государственного     самосознания     ставили     перед летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску): «…Откуда   есть   пошла   Русская   земля,   кто   в   Киеве   нача   первее   княжити   и   откуда Русская земля стала есть». Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог. Главной  темой  летописания  была  тема  Русской  земли,  ее  единства и могущества. Летописцы   тщательно   собирали   материалы,   относящиеся   к   этой   теме.   В   завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем  (слова проецируются на экран): «И будете   мирно   живуще.   Аще   [если]   ли   будете   ненавидно   живуще,   в   распрях   […],   то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054). За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю. 4. Ч т е н и е   с т а т ь и   у ч е б н и к а (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Б е с е д а   п о   в о п р о с а м. – Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.) – Какова основная мысль текста?  (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем   мудрость   и   правила   жизни.   Книги   сравниваются   с   реками,   которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.) 5. К о м м е н т и р о в а н н о е   ч т е н и е  учителя из «"Поучения" Владимира Мономаха». Б е с е д а   п о   в о п р о с а м . – Какие наставления устарели? – Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»? – Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям? В ы в о д.   Поучения   Владимира   Мономаха   –   непреходящие   нравственные   законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек! Плохой человек…».   Пусть   будет   каждый   из   нас достоин этого великого звания – Человек! 6.  В ы р а з и т е л ь н о е   ч т е н и е   «Поучения   Владимира   Мономаха»   с   сохранением особенностей стиля. IV. Подведение итогов урока. 1. С л о в о   у ч и т е л я . В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по­разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности. Наряду   с   множеством   церковно­книжных   цитат   летопись   пользовалась   народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали   военные   отношения: «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет   плавати,   а   хмель   грязнути   [тонуть]».   Некоторые   пословицы   намекали   на политические обстоятельства. «Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью. Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси. Домашнее   задание:  составить   небольшое   поучение   (задание   3,   с.   54   в   учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019