Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
28.04.2017
Конспект урок комплексного применения знаний и способов действий по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число" в 5 классе.
Форма проведения: игра "Математическая регата". Цель урока: создать условия для самостоятельного применения изученного материала, выявления уровня овладения учащимися системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
5 кл. Деление десятичной дроби на натуральное число.doc
Урок математики в 5 классе
учителя МОУ "Лицей №12" г. Железногорска
Каримовой Елены Викторовны
Тема: "Деление десятичной дроби на натуральное число".
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Форма проведения: игра "Математическая регата".
Дидактическая цель: создать условия для самостоятельного применения
изученного материала, выявления уровня овладения учащимися системой знаний и
умений, опытом творческой деятельности.
Задачи урока:
образовательные:
– обеспечить применение учащимися умений выполнять действия с десятичными
дробями в разнообразных ситуациях, находить среднее арифметическое;
совершенствовать данные умения при решении уравнений, задач.
развивающие:
– развитие умений самостоятельно применять знания на практике с учетом
уровней усвоения материала;
– развитие умений анализировать, сравнивать;
– развитие творческой, познавательной деятельности;
– развитие способностей к оценочной деятельности;
воспитательные:
– воспитание устойчивого интереса к изучению математики через применение
различных видов деятельности на уроке;
– формирование навыков самоконтроля, самооценки, взаимопомощи;
– развитие инициативы, самостоятельности, уверенности в своих силах.
Технология: уровневая дифференциация с использованием рейтинговой системы
оценивания знаний.
Оборудование:
судовой дневник каждому ученику (рейтинговый лист);
дифференцированные задания каждому ученику;
компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point.
Формы организации учебной деятельности: организационнодеятельностная
игра, фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
Методы обучения: словесные, частичнопоисковые, практические, наглядные,
самостоятельной, дифференцированной работы.
Структура урока:
1. Организационный этап, мотивация учащихся (2 мин.).
2. Этап актуализации опорных знаний. Проверка снаряжения (5 мин.).
3. Этап применения знаний, умений в сходной и новой ситуациях:
Бухта уравнений. Пролив смекалки. Остров задач. (15 мин.).
1 4. Физкультминутка. Семафорное сообщение. (2 мин.).
5. Этап контроля и самоконтроля. Мыс Успеха. (12 мин.).
6. Информация о домашнем задании (1 мин.).
7. Итог урока. Рефлексия (3 мин.).
Ход урока.
I этап. Организационный этап.
– Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами! Я думаю, что
ваша успешная работа на уроке принесет вам радость, и вы уйдете с урока в
хорошем настроении. Талисман нашего занятия – солнышко. И нам сегодня на
уроке нужна солнечная погода, т. к. у нас необычный урок, мы проведем
математическую регату. (1 слайд) И капитаном буду я. А вы – моя команда.
Согласны?
– А вы знаете, что такое "регата"?
– "Регата" – это соревнование (гонки) парусных спортивных судов. А мы с вами
будем соревноваться в знаниях, умениях выполнять действия с десятичными
дробями, поэтому у нас математическая регата по теме "Деление десятичной
дроби на натуральное число" (2 слайд).
– Девиз регаты: "Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные".(3 слайд)
– Ребята, какие операции с дробями вы умеете выполнять?
–А теперь определим цель регаты:
повторить известные вам действия с
десятичными дробями; применить умение делить дробь на натуральное число в
разных ситуациях: при решении уравнений, задач.
– Скажите, сможем ли мы достичь целей урока?
– Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха. И в этом нам
помогут знания о десятичных дробях, взаимовыручка, дружба и находчивость.
Регата у нас будет проходить по этапам, работать вы будете индивидуально и в
парах, но к финишу мы должны придти всей командой вместе.
– У каждого из вас есть судовой дневник, в котором вы будете выставлять баллы
за каждый этап регаты (4 слайд). Подпишите дневник.
ученика(цы) 5"А" класса ________________________________
Судовой дневник
1. Проверка снаряжения
2. Бухта уравнений
За устный ответ – 1 балл,
за письменные задания
3. Пролив смекалки
от 1 до 5 баллов.
4. Остров задач
1214 баллов – оценка "5".
5. Мыс Успеха
911 баллов – оценка "4".
Итоговый балл: ____________ оценка:
68 баллов – оценка "3".
2 II этап. Проверка снаряжения (устный счет). (5 слайд)
– Прежде чем начнем регату, необходимо проверить исправность кораблей и
устранить все неполадки. Каждый правильно решенный пример говорит, о том, мы
готовы отправиться в путь.
1) (6 слайд) "Выполните действия" (за верный ответ – 1 балл в судовой дневник). В
таблице будут зачеркиваться правильные ответы, из оставшихся букв нужно
составить слово, связанное с морской темой.
1) 7,8 + 2,8 = 10,6 5) 0,48 : 4 = 0,12
2)
3) 7,5 – 0,7 = 6,8 7) 2 : 5 = 0,4
4) 2,54 + 0,4 = 2,94 8) 19,19 : 19 = 1,01
= 2,28 6) 3 – 0,04 = 2,96
2,04,11
0,4
Д
6,8
А
10,6
О
2,96
У
2
Я
2,28
Е
7,6
Л
1,01
Р
6,08
И
2,94
В
0,12
П
6,2
М
(7 слайд) МИЛЯ – мера длины (новое понятие).
1 миля (сухопутная) = 1609,34 метра, 1 миля (морская) = 1852,2 метра.
2) (8 слайд) Решите задачу: "Проходя этапы регаты, команда получила следующие
баллы: 5, 4, 4, 5, 4. Найдите средний балл, полученный командой".
Правило нахождения среднего арифметического. (5+4+4+5+4):5 = 4,4 (балла).
– У кого такой же ответ? Как можно было быстрее найти сумму данных чисел?
– Итак, мы успешно справились со всеми заданиями, можем начинать
математическую регату, мы к ней готовы.
III этап.
1) Бухта уравнений (9 слайд) – первый этап нашей регаты.
– Выберите уравнение, которое вам по силам. (10 слайд)
Каждый ученик выбирает уравнение по своим возможностям (задания разного
уровня). Двое учащихся решают 2) и 3) уравнения на отворотах доски.
Решите уравнение: 1) 1,5х + 2,5х = 2,4 (1 балл)
3 2) 8,56х – 6,46х + 1,9х = 35 (2 балла)
3) 2,66у + 3,34у – 14,21 = 75,19 (3 балла)
Решение.
1) 1,5х + 2,5х = 2,4 2) 8,56х – 6,46х + 1,9х = 35 3) 2,66у + 3,34у – 14,21= 75,19
4х = 2,4 4х = 35 6у – 14,21= 75,19
х = 2,4 : 4 х = 35 : 4 6у = 75,19 + 14,21
х = 0,6 х = 8,75 6у = 89,4
Ответ. х = 0,6 Ответ. х = 8,75 у = 89,4 : 6
у = 14,9 Ответ. у = 14,9
Самопроверка по образцу. Уравнение 1) – на 11 слайде. Ученики оценивают
свою работу, баллы выставляют в судовой дневник.
– Кто поставил себе 1 балл, 2 балла, 3 балла? Были ли трудности? Я рада, что
вы выбрали сложные уравнения и успешно с ними справились. Это дает нам
возможность перейти к следующему этапу.
2) Пролив смекалки (12 слайд) – второй этап регаты. Устная работа.
– Подумайте, по какому правилу составлен ряд чисел. Назовите еще два числа
каждого ряда (13 слайд):
а) 23; 2,3; 0,23; … (умножение на 0,1; 0,023; 0,0023)
б) 7,2; 3,6; 1,8; … (деление на 2; 0,9; 0,45)
в) 5,3; 5,1; 6,3; 4,1; 7,3; … (– 0,2; + 1,2; – 2,2; + 3,2; – 4,2; + 5,2; 3,1 и 8,3)
Баллы выставляют в судовой дневник (по 1 баллу за верный ответ).
– Мы успешно прошли "Пролив смекалки" и теперь отправляемся на "Остров
задач".
3) Остров задач (14 слайд) – третий этап регаты.
– Подумаете, как можно найти среднюю скорость? (Как среднее
арифметическое значений скоростей).
Работа в парах. Каждая пара учеников выбирает самостоятельно задачу
(дифференцированные, трехуровневые задания). (15 слайд)
1) В первый час катер шел со скоростью 27,5 км/ч, во второй час со
скоростью 24,6 км/ч. Найдите среднюю скорость катера. (2 балла)
2) В первый час теплоход шел со скоростью 24,3 км/ч, во второй час его
скорость была на 5,1 км/ч меньше. Найдите среднюю скорость теплохода. (3
балла)
3) Первые 2 часа катер шел со скоростью 29,5 км/ч, затем 3 часа со
скоростью 25,7 км/ч. Найдите среднюю скорость катера. (4 балла)
Решение.
1 задача. (27,5 + 24,6) : 2 = 26,05 (км/ч) средняя скорость катера.
Ответ. 26,05 км/ч.
2 задача. 1) 24,3 – 5,1 = 19,2 (км/ч) скорость теплохода за второй час.
2) (24,3 + 19,2) : 2 = 21,75(км/ч) средняя скорость теплохода.
Ответ. 21,75 км/ч.
4 2(
5:)1,77
22,27
59(
5:1,136
)32(:)7,2535,29
3 задача. 1)
(км/ч)
средняя скорость катера.
Ответ. 27,22 км/ч.
Решение задач – на 16 слайде. После выполнения задания, учащиеся
проверяют решение по образцу (самопроверка, самоконтроль). Полученные
баллы выставляют в судовой дневник.
– Кто решал первую задачу? Кто верно решил 2 задачу, 3 задачу? Мы успешно
преодолели остров задач, и пришло время немного отдохнуть.
IV этап. Семафорное сообщение. Физкультминутка. (17 слайд)
– Вы, наверное, знаете, что сообщения корабли передают с помощью
семафорной азбуки. Передача информации семафором производится
сигнальщиками с помощью флажков. Каждой букве алфавита соответствует
определенное положение рук с флажками (семафорная азбука). Семафорное
сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых
соответствующим положением флажков. (Расшифровать слово).
М О Л О Д Ц Ы
V этап. Мыс Успеха. (18 слайд) – заключительный этап регаты.
– Ребята, вы хорошо работали в парах, проверяли свои решения по образцу, а
теперь вы должны применить свои знания, умения самостоятельно. Запишите
вариант. Выберите задания (на карточках), с которыми вы справитесь: на "3", "4"
или "5" баллов. (Учащимся предлагаются задания, дифференцированные по
степени сложности, они сами выбирают уровень карточки).
ВАРИАНТ 1
На "3":
1) Решите уравнение:
2,34 х + 2,66х = 2,8 (1 балл)
2) Проходя этапы регаты, гонщик
получил следующие баллы: 3, 3, 4, 4,
5, 4, 4, 3. Найдите средний балл,
полученный гонщиком. (2 балла)
На "4":
1) Решите уравнение:
5
3,1х + 8,9х – 5,8 = 3,8 (2 балла)
2) Составьте текст задачи по схеме и
решите эту задачу (на нахождение
средней скорости):
I – 35,8 км/ч
II – на 0,5 км/ч меньше ?
III – 31,2 км/ч. (2 балла)
На "5":
1) Решите уравнение:
295,1 : (у – 55,8) = 13 (2 балла) 2) В задаче часть слов размыло
водой, восстановите текст задачи и
решите ее: "… … … 135,6 км, сделав
остановку. До остановки … 3 часа
… 27,6 км/ч. Остальной путь … за 2
часа. С какой скоростью …?" (3 б.)
балл,
ВАРИАНТ 2
На "3":
1) Решите уравнение:
2,73х + 0,27х = 0,51 (1 балл)
2)
Во время соревнований спорт
смену были выставлены следующие
оценки: 5, 6, 7, 5, 5, 6, 5, 7. Найдите
средний
полученный
спортсменом. (2 балла)
На "4":
Ответы:
ВАРИАНТ 1
На "3": 1) Ответ: х = 0,56.
2) Ответ: 3,75.
На "4": 1) Ответ: х = 0,8.
2) Ответ: 34,1 км/ч.
На "5": 1) Ответ: у = 78,5.
2) Ответ: 26,4 км/ч.
1) Решите уравнение:
5,7х + 7,3 х – 1,3 = 2,6 (2 балла)
2) Составьте текст задачи по схеме и
решите эту задачу (на нахождение
средней скорости):
I – 27,6 км/ч
II – на 1,4 км/ч меньше ?
III – 23,3 км/ч. (2 балла)
На "5":
1) Решите уравнение:
346,8 : (у – 37,9) = 17 (2 балла)
2) В задаче часть слов размыло
водой, восстановите текст задачи и
решите ее: "… … 525,6 км, сделав
остановку. До остановки … 3 часа
… 97,6 км/ч. Остальной путь … за 2
часа. С какой скоростью…?" (3 б.)
ВАРИАНТ 2
На "3": 1) Ответ: х = 0,17.
2) Ответ: 5,75.
На "4": 1) Ответ: х = 0,3.
2) Ответ: 25,7 км/ч.
На "5": 1) Ответ: у = 58,3.
2) Ответ: 116,4 км/ч.
После выполнения заданий, учащиеся самостоятельно проверяют работы
по ответам (самооценка, самоконтроль). Ответы – на 19 слайде. Полученную
оценку выставляют в судовой дневник, если задание выполнено неверно, то
ставят за него 0 баллов.
– Поднимите руку, кто выполнил задание на "5", на "4" балла? Молодцы!
6 VI этап. Домашнее задание. (20 слайд)
1) № 813(а, б) – обязательное задание.
2) №819(а) или творческое задание: составить и решить задачу по теме:
"Действия с десятичными дробями", аналогично задачам, которые
решали в классе.
VII этап. Подведение итогов регаты. (21 слайд) – Мы пришли к финишу.
Учащиеся подсчитывают баллы в судовом дневнике, переводят в оценку:
1214 баллов – оценка "5"; 911 баллов – оценка "4";
68 баллов – оценка "3".
В конце урока нужно обсудить с детьми, что же им помогло в течение урока,
достигли ли они поставленной цели. Похвалить ребят за урок. За работу на уроке
выставить оценки (собрать судовые дневники). Отметить, сколько "5 и 4".
Определить победителей регаты (учащиеся с высокими рейтинговыми баллами).
– Успешно ли прошла наша регата, достигли ли мы цели?
– Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?
– С каким настроением вы работали на уроке?
Рефлексия. (22 слайд) Каждому учащемуся выдаётся "солнышко и тучка".
– Ребята, я прошу вас дать оценку своей деятельности на уроке.
Изображение "солнышко" – старался, все получалось; работал в полную
силу своих возможностей; чувствовал себя уверенно.
Изображение "солнышко, прикрытое тучкой" – старался, но не все
получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
Изображение "тучка" – не старался, у меня не было желания работать,
сегодня не мой день.
– Наша регата успешно завершена. Не будем останавливаться на достигнутом. Я
рада, что вы уходите с хорошим настроением. Пусть у вас всегда будет
радостное, солнечное настроение, и на память о нашем уроке возьмите солнышко.
(23 слайд) "Спасибо за урок! Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"
Урок комплексного применения знаний и способов действий в 5 классе по теме "Деление
десятичной дроби на натуральное число" с использованием презентации. Форма проведения: игра
"Математическая регата". Технология: уровневая дифференциация с использованием
рейтинговой системы оценивания знаний. Разработан к УМК И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича.
Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Конспект урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.