Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: ознакомить учащихся с методами географического исследования
Задачи:
- формирование исследовательского подхода при изучении темы;
- формировать знания обучающихся о методах географических исследований.
- создать условия для развития умений и навыков самостоятельной работы с разными источниками информации
УРОК 4
«Методы географических исследований»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: ознакомить учащихся с методами географического исследования
Задачи:
формирование исследовательского подхода при изучении темы;
формировать знания обучающихся о методах географических исследований.
создать условия для развития умений и навыков самостоятельной работы с разными источниками
информации
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Уметь составлять простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой
природы
Метапредметные:
регулятивные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и позновательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих
чувств, мыслей;
умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;
умение понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства,
факты.
познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных
задач;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
Личностные:
формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну;
формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемыопоры, работать с
информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять
признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования
информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),
выдвигать версии.2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава
клетки.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3.
4. Оценивать собственный вклад в работу класса.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки,
подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее
настроение. Спасибо!
2. Формулировка темы урока, постановка цели.
Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается:
представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова.
Ваш отдых начинается через две недели.
За это время вы должны выполнить какуюто задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об
этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е.
провести исследование).
Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с
методами географических исследований.
3. Изучение нового материала. Организация и самообразование учащихся для дальнейшего
усвоения знаний.
Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22).
Что такое метод? (Способы и приемы исследования)
География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.
Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу
этого места.
1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований –
географическое описание.
Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели,
записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено?
На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники
исследований и экспедиций.
Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В
результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).
2) Следующий метод географического исследования – картографический.Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника
информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые
географические карты появились в Древней Греции в VIIIVI вв. до н.э. Конечно, на этих картах
было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время
широкое распространение получили компьютерные карты.
Один из ваших одноклассников некоторое время проживал в …..имя, расскажи, пожалуйста,
какова там природа? Такая же, как у нас? (Обсуждение)
Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу……и……… т.е. проводили исследование).
3) Следующий метод географического исследования – сравнительногеографический.
Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах,
явлениях, процессах.
Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на
основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)
4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический.
5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например,
какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.).
Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.
Поработаем со статистическим материалом учебника (Анализ круговой диаграммы «Площадь
материков и океанов Земли», таблицы «Площадь материков и океанов»).
4. Физминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)
Руки в сторону согнули
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
5. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Фронтальная проверка:
1. Какие методы географических исследований вы узнали?
2. Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских
островов?
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?
Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке:
Я узнал (а) …
Я не понял (а) …
Мне было …
7. Домашнее задание.
Прочитать §4.