Конспект урока «Методы географических исследований» (5 класс, география)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок изучения нового материала Цель: ознакомить учащихся с методами географического исследования Задачи: - формирование исследовательского подхода при изучении темы; - формировать знания обучающихся о методах географических исследований. - создать условия для развития умений и навыков самостоятельной работы с разными источниками информации
Иконка файла материала урок 4.doc
УРОК 4 «Методы географических исследований» Тип урока: урок изучения нового материала Цель: ознакомить учащихся с методами географического исследования Задачи:  ­ формирование исследовательского подхода при изучении темы;  ­ формировать знания обучающихся о методах географических исследований. ­ создать условия для развития умений и навыков самостоятельной работы с разными источниками  информации Планируемые результаты учебного занятия:  Предметные:   Уметь составлять простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой  природы  Метапредметные: ­ регулятивные: ­ ­умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и  формулировать для себя новые задачи в учебе и позновательной деятельности; ­умение самостоятельно планировать пути достижения целей; ­ умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных  задач; ­ сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно ­  коммуникативные: ­умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих  чувств, мыслей; ­ умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; ­умение понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства,  факты. ­ познавательные: ­умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать; ­создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных  задач; ­ преобразовывать информацию из одного вида в другой; Личностные:   ­ формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну; ­формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам; ­формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Формирование УУД: Познавательные УУД 1. Продолжить формирование умения работать с учебником.  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы­опоры, работать с  информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять  признаки.   3. Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования  информации.             Коммуникативные УУД 1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. 2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД 1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),  выдвигать версии.2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,  интересоваться чужим мнением, высказывать свое. 3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава  клетки. 4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать  самостоятельно выработанные критерии оценки. 5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД 1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  самопознанию. 2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 3. 4. Оценивать собственный вклад в работу класса.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Оборудование: учебник, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника. Ход урока 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите  друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.  Спасибо! 2. Формулировка темы урока, постановка цели. Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели.  ­ За это время вы должны выполнить какую­то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование). Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.  3. Изучение нового материала. Организация и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний. ­ Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22). ­ Что такое метод? (Способы и приемы исследования)  География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.  ­ Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места. 1)   Сейчас   вы   как   раз   использовали   один   из   методов   географических   исследований   – географическое описание.  Этим   методом   обычно   пользовались   землепроходцы,   путешественники,   мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций. ­   Объясните   мне,   пожалуйста,   как   пройти   к  вашему   дому   (обращение   к  одному   из   ребят).   (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план). 2) Следующий метод географического исследования – картографический.Картографический   метод   представляет   собой   использование   карт   как   основного   источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII­VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.   ­ Один из ваших одноклассников некоторое время проживал в …..имя, расскажи, пожалуйста, какова там природа? Такая же, как у нас?  (Обсуждение) ­ Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу……и……… т.е. проводили исследование).  3) Следующий метод географического исследования – сравнительно­географический.  Он   позволяет   с   помощью   сравнения   выявлять   общее   и   особенное   в   географических   объектах, явлениях, процессах. ­ Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)  4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический.  5)  Статистический метод  –  это   анализ   количественных   и  качественных   данных   (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.).   Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.  ­ Поработаем со статистическим материалом  учебника (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», таблицы «Площадь материков и океанов»). 4. Физминутка. А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе) Руки в сторону согнули Вверх подняли, помахали,  Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо,  Через левое еще. На носочки поднялись, Опустили руки вниз. 5. Проверка полученных результатов. Коррекция. Фронтальная проверка: 1. Какие методы географических исследований вы узнали? 2. Какие   из   изученных   нами   методов   вы   используете,   чтобы   узнать   о   природе   Гавайских островов? 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ­ Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели? ­ Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке:  Я узнал (а) … Я не понял (а) … Мне было … 7. Домашнее задание. Прочитать §4.