Данный урок направлен на освоение младшими школьниками ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира. Мировые религии по-разному объясняют устройство мира и место человека в нем, но проповедуют общие правила поведения, учат людей доброму отношению к окружающим, терпению и милосердию.
На уроке используется групповая форма работы, развивающая у школьников умение анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе. Изучение нового материала проводится с помощью стратегии “Знаю - хочу узнать - узнал”. Дети вспоминают то, что знают по теме, задают вопросы о том, что хотят узнать. После работы с информацией записывают то, что узнали нового. Используя данную стратегию учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. На этапе рефлексии таблица “ЗХУ” помогает фиксировать новое содержание, изученное на уроке. Для эмоционального акцента в урок включена песня-притча Светланы Копыловой “Про кота”.конспект
Курс ОРКСЭ
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Учебник «Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы
мировых религиозных культур. 45 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений/ А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А.Ярлыкапов. – М. :
Просвещение, 2012.»
Урок 27
Тема «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
4 класс
Пояснительная записка
Данный урок направлен на освоение
младшими школьниками
ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира. Мировые религии
поразному объясняют устройство мира и место человека в нем, но
проповедуют общие правила поведения, учат людей доброму отношению к
окружающим, терпению и милосердию.
На уроке используется групповая форма работы, развивающая у
школьников умение анализировать текст совместно с другими людьми,
вести исследовательскую работу в группе. Изучение нового материала
проводится с помощью стратегии “Знаю хочу узнать узнал”. Дети
вспоминают то, что знают по теме, задают вопросы о том, что хотят узнать.
После работы с информацией записывают то, что узнали нового. Используя
данную стратегию учащиеся учатся соотносить известное и новое,
определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной
информацией. На этапе рефлексии таблица “ЗХУ” помогает фиксировать
1новое содержание, изученное на уроке. Для эмоционального акцента в урок
включена песняпритча Светланы Копыловой “Про кота”.
Ожидаемые результаты:
учащиеся узнают, как разные религии учат состраданию, милосердию и
помощи людям;
познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в
собственной устной и письменной речи;
будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к
собственным поступкам;
учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и
понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов,
построения связного высказывания, работы в группах.
Технологическая карта урока
Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (1 ч)
Цель: освоение учащимися ценностного смысла понятия милосердия в
религиях мира; развитие ценностного отношения к собственным поступкам.
Задачи для учителя:
1. Познакомить учащихся с представлением о милосердии в религиях
мира;
2. Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
3. Создать условия для размышлений учащихся об осознанном отношении
к собственным поступкам;
24. Развивать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах;
5. Развивать коммуникативные и познавательные УУД.
Задачи для учащихся:
1. выяснить, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи
людям;
2.узнать, что такое милосердие.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь.
Тип урока: ОНЗ
Форма урока: групповая, фронтальная, индивидуальная работа
Методы обучения: словесные, практические, исследовательские,
наглядные, контроль.
Оборудование:
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Основы духовно –
нравственной культуры народов России. Основы мировых
религиозных культур. 45 классы. – М.: Просвещение, 2012.
2. Карточки с заданиями.
3. Информационные листы для групп.
4. Презентация Microsoft Office Power Point.
5. Видео притча “Про кота”.
6. Аудио притча о добром самарянине.
7. Рабочие листы формата А4.
8. Сердечки по количеству учащихся, вырезанные из самоклеющейся
бумаги.
Домашнее задание:
Этап урока
1. стр. 7273, ответить на вопросы;
Формируемые УУД
Деятельность
учителя
Включение в
деловой ритм.
Эмоциональ
Деятельность
учащихся
Эмоциональ
но
настраивают
По выбору:
Организацион
Личностные
:самоопределение
2. в России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов.
ный момент.
деятельности;
Поработайте с информацией и узнайте о благотворительных
фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются и кому
помогают и есть ли такие в нашем городе;
3. для любознательных: работа с викториной “Люди, несущие добро”
(узнай по описанию);
(Л.)
к
3ный настрой
на урок.
ся на урок.
Актуализация
опорных знаний.
Организует
повторение
знаний.
Постановка
темы и целей
урока.
Создает
познаватель
ную ситуацию,
побуждает
учащихся к
принятию
цели,
темы,
учебных задач
урока.
Открытие
нового знания.
Создает
проблемную
ситуацию.
Организует
работу
группах.
Наблюдает,
советует,
следит
соблюдением
в
за
Демонстри
руют знания,
выполняют
тест
на
соответствие
Слушают
притчу,
анализи
руют.
Работают над
значением
слова
«милосер
дие».
Выдвигают и
осуществ
ляют отбор
учебных
задач.
Учащиеся
работают в
группах.
Осуществля
ют поиск,
сбор и анализ
информации,
составляют
ответы на
поставлен
Коммуникативные (К.):
планирование учебного
сотрудничества
с
учителем и сверстниками.
К.:
планирование
учебного сотрудничества
с
и
сверстниками
Познавательные (П.)
учителем
(Р.):
общеучебные
Регулятивные
целеполагание,
способность принимать и
сохранять
учебную
задачу, планировать свою
работу
П.:
(формулирование
познавательной цели)
Логические
(выдвижение гипотез)
инициативное
К.:
сотрудничество
с
учителем и сверстниками
по определению учебной
задачи.
формирование
поисковой
П.:
навыков
деятельности.
Способность
анализировать
действовать
содержания.
Л.:
познавательной
мотивации;
развитие учебно
и
позиции
развитие
4временных
рамок.
Мотивирует
учащихся,
создает
чувство
успеха.
ные вопросы.
Обсуждают
найденную
информа
цию.
и
самостоятельности
личной ответственности
за работу.
К.: формирование умений
учебного сотрудничества,
коллективного
обсуждения вопросов.
Отчитывают
ся
о
проделанной
работе
в
группах.
Объясняют,
доказывают
свою точку
зрения.
К.:
Умение строить понятные
для
собеседника
высказывания, дополнять,
уточнять высказывания
одноклассников.
П.: логические.
Л.: действие нравственно
– этического оценивания.
Л.: самоопределение.
Организует
отчёт групп.
Оценивает
умения:
общаться,
слушать,
обосновывать
своё мнение,
умение
работать
группе
общий
результат.
Организует
проговарива
ние нового
знания.
в
на
Закрепление.
Проводит
диагностичес
кую работу.
Р.: контроль, коррекция,
оценка.
Л.: самоопределение
На основе
своего опыта
и
приобретен
ных знаний
заполняют
«сердечки».
5Итог урока.
Домашнее
задание
Высказы
вают свое
мнение.
Составляют
синквейн.
Анализи
руют
деятель
ность.
Записывают
домашнее
задание.
Организует
подведение
итога урока.
Организует
рефлексию
деятельности
на уроке.
о
Инструкти
рует
выполнении
домашнего
задания
Р.: контроль, оценка.
П.:
ориентироваться
содержании предмета.
умение
в
Л.: повышение уровня
мотивации
6I. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Недавно я услышала притчу,
которой непременно хочу поделиться с вами:
“ Спросил както наставник троих учеников: “Почему бьется оконное стекло,
когда в него бросают камень?”
Потому что камень тяжелый, ответил один.
Потому что стекло хрупкое, ответил второй.
Потому что метнувшая камень рука была сильной, а удар точным, отвечал
третий.
Никто из вас троих не дал правильного ответа, ответил учитель. Потому
что окно было закрыто!
Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами, и ни одна вражеская стрела
не разобьет их, проходя сквозь тонкую ткань души” (учитель вывешивает на
доску нарисованное сердечко)
Да, человеческое сердце уникально. Оно может быть добрым и злым,
большим и маленьким, любящим и ненавидящим, может быть золотым, а
может быть каменным и ледяным. Пусть ваше сердце всегда будет здоровым и
любящим.
Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшний урок нашел отклик в вашем
сердце и запомнился вам. Желаю вам хорошего настроения и плодотворной
работы.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о нравственных заповедях
религий мира)
Давайте вспомним, чему они учат (индивидуальная работа, карточка №1)
Проверка.
Можно ли говорить, что нравственные нормы в религиях существенно
отличаются? Почему?
Действительно, все заповеди рассматриваемых религий сводятся к
нравственным нормам поведения человечества, объединяют людей в
стремлении к добру.
III. Постановка темы и целей урока.
Сейчас предлагаю вам посмотреть песнюпритчу в исполнении Светланы
Копыловой. Это одна из известных исполнительниц авторской песни. Её песни
7помогают человеку задуматься о смысле жизни и предназначении человека.
Песня называется “Про кота” (просмотр клипа)
Я вижу, что эта песня не оставила вас равнодушными. Какие чувства
возникли у вас при слушании притчи? Какие чувства владели девочкой,
бросившейся спасать кота? (учащиеся называют чувства и качества, учитель
записывает их на доске или прикрепляет заранее заготовленные карточки)
Сочувствие
Забота
Готовность
утешить
Любовь
Готовность
помочь
Сострадание
Доброта
Жалость
Вслушайтесь в слова: сочувствие, сострадание. Что их объединяет?
(Приставка со )
Что она означает? (причастность к чемулибо, присоединение, общее
участие).
Как вы думаете, какое понятие вмещает в себя все названные вами
качества? (милосердие; учитель открывает серединку ромашки, на которой
записано это слово. Если слово “милосердие” прозвучало, когда учащиеся
называли качества, то вопрос чуть изменяется: как вы думаете, какое из
названных вами словкачеств является более широким по значению и
включает в себя значения остальных слов?)
Если разобрать это слово по составу, из каких двух частей оно состоит? От
каких слов произошли эти две части? (милое сердце, способность миловать,
жалеть всем сердцем)
Давайте попробуем дать определение этому понятию, пользуясь опорными
словами (см. Приложение “Рабочий лист):
Милосердие это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя
благодарности, награды.
8 Ребята, вы, наверное, догадались, какой же будет тема нашего урока
(учитель уточняет ответы учащихся).
Мы с вами разобрались в значении этого слова. А что ещё известно вам по
данной теме?
(работа в парах с таблицей “ЗХУ, заполнение 1ой графы: могут вспомнить,
что для ислама характерна очистительная милостыня закят; в буддизме
пример самоотверженности бодхисаттвы)
Теперь попробуйте сформулировать цель урока: что я хочу узнать?
(заполнение 2ой графы: как разные религии учат милосердию, состраданию и
помощи людям).
IV. Открытие нового знания.
1) Работа в группах (учитель предлагает представителям групп разыграть
жребий, какую религиозную культуру будет рассматривать группа).
Учащиеся работают с учебником и информационными листами, заполняют
третью графу таблицы (свой раздел)
2) Обсуждение работы групп. Заполнение графы “Узнал” на доске (или
демонстрируется готовая презентация учителя)
Христианство.
Самой известной притчей о милосердии в христианстве является притча о
“Добром самарянине”. Давайте познакомимся с ней.
Какой вывод из неё можно сделать? (родные и единоплеменники не увидели
в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог
отнестись к нему как к своему ближнему)
Кого называют ближним? (того, кто нуждается в помощи)
Кому помогает христианская церковь?
(помощь больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, заключенным)
Каким образом?
Помощь бывает разной.
Одно из дел милосердия – милостыня.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради»,
другая подает «во имя Христова».
Подавать можно не только денежные суммы, но и вещи, лекарства, продукты.
Помощь может быть и нематериальной (слова ободрения, сочувствия,
беседы). В годы первой мировой войны сестры милосердия выносили раненых
с поля боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили,
помогали при операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства.
9Они облегчали страдания раненых. Если умирал солдат, читали молитвы об
умершем.
Почему она (церковь) это делает? (это выражение любви к людям, которой
учил Иисус Христос)
Иудаизм
внутриобщинная благотворительность “цдака”(раздача милостыни)
благотворительные фонды: уход за нуждающимися и больными,
обеспечение невестбесприданниц, бесплатное погребение бедняков.
Почему благотворительность обозначается словом “цдака? (цдака означает
“справедливость”: бедный имеет право получать благотворительность, а
богатый обязан давать, так как все имущество он получает от Всевышнего,
который предписывает делиться)
Ислам
Обязательный налог закят;
Добровольная милостыня садака.
Для чего предназначаются пожертвования?
пророк Мухаммад говорил: “Каждая частичка человеческого существа
должна творить милостыню: справедливо рассудить двух людей милостыня,
доброе слово милостыня, каждый шаг по направлению к мечети это тоже
милостыня”
Буддизм
Молитва за всех живых существ.
Сострадание можно проявить в поступке (накормить голодную собаку,
заступиться за беспомощного друга, уступить место в транспорте
пожилому...)
Как вы объяснили предостережение “Однако, помогая другим, нужно
проявлять мудрость”?
Бодхисаттва просветленный человек, который из сострадания ко всем
живым существам отказался от нирваны, чтобы спасти их, помочь выйти
из цепи перерождений.
Посмотрите на экран перед вами бодхисаттва сострадания Авалокитешвара.
Его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд
о заботе и покровительстве над всеми живыми существами и избавления их от
10страдания. Атрибут Авалокитешвары уже известная вам мантра “Ом мани
падме хум” (О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!) Легенда гласит, что
Авалокитешвара некогда дал обет спасти всех живых существ от пут сансары,
но когда понял, насколько трудна эта задача, его голова не выдержала и
разорвалась на 11 частей. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани, видя
это, восстановили тело Аваликитешвары, придав ему новую форму с 1000
руками и 11 головами. В таком виде Великий Сострадающий стал очень
мощным.
3) Беседа с учащимися
Можно ли сказать, что милосердие является одной из главных добродетелей
во всех религиях? Почему? (Все религии учат людей доброму отношению к
окружающим, терпению, помощи. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого
сердца)
Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (делать добрые дела,
совершать добрые поступки, откликаться на чужую беду, милосердие должно
быть деятельным, активным. Можно миллион раз говорить о том, что нужно
уважать стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым
людям...)
В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?
(благотворительная акция, проходящая в нашей школе “Подарок детскому
дому”, навестить заболевшего одноклассника, утешить печальных, найти
слова сочувствия, помочь вниманием, уклоняться от драк, не отвечать злом
на зло)
А как надо оказывать милость? (не требуя благодарности, не унижая)
Ребята, перед вами сердечки. Напишите на них добрые дела, которые вы
совершали (учащиеся пишут).
Не будем хвастаться своими добрыми делами. Из этих сердечек мы сделаем
большое сердце эмблему милосердия (учащиеся прикрепляют сердечки на
контур сердца, который появился на доске в начале урока). Посмотрите,
какое большое сердце у нас получилось! Сколько добрых поступков вы
совершили. Будьте всегда внимательны к окружающим вдруг комуто нужна
ваша помощь.
V. Итог урока. Рефлексия.
над чем заставил задуматься урок?
какую цель ставили на уроке?
к какому выводу пришли?
попробуйте составить синквейн на тему «Милосердие» (работа в парах на
11карточках)
VI . Домашнее задание
стр. 7273, ответить на вопросы
По выбору:
В России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов.
Поработайте с информацией и узнайте о благотворительных фондах
в России в настоящее время. Чем они занимаются и кому помогают и
есть ли такие в нашем городе;
для любознательных: работа с викториной “Люди, несущие добро”
(узнай по описанию);
нарисовать свой символ милосердия.
Источники
1. Авалокитешвара // https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%E0%EB%EE%EA
2. Аудио
%E8%F2%E5%F8%E2%E0%F0%E0
добром
http://christianlife.ucoz.ru/mp3_pritchi/1_10.mp3
притча
о
самарянине
//
3. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных
культур. 45 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.:
Просвещение, 2012. – 80с.
4. Видео притча “Про кота” http://www.smislzhizni.ru/pritchi/71video/1012o
kote
125. Кураев А.В. Основы православной культуры. 45 классы: учебник для
общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.
6. Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к
учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л.Беглов,
Е.В.Саплина,
А.А.Ярлыкапов)/
proshkolu.ru›user/berdugina5/file/4391815
Е.С.Токарева,
7. Сорокина Г.В. Урок по ОРКСЭ. Милосердие,забота о слабых,
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/04/09/urok
взаимопомощь.//
poorksemiloserdiezabotaoslabykhvzaimopomoshch
8. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 45 классы: учебник для
общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.
9. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 45
классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.
Фото:
Александра Федоровна, императрица www.yesheis.ru , www.sovsek.com, player.myshared.ru
Буддийский монах intai.ru
Гааз Ф.П. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гааз,_Фёдор_Петрович
Мальчики евреи со своим учителем bizplanuz.ru
Священник mail.pereprava.org, boguslava.ru
Сцена из спектакля Владимирской православной гимназии «Милосердная Сестра»
http://vlpg.ru/uchenikam/calendar/item/499vlgumiloserdnayasestra
Чулпан Хаматова limon.postimees.ee
Приложение
Карточка 1.
Соедините стрелками названия религиозных культур и нравственные
заповеди:
иудаизм и
христианство
5 моральных заповедей;
необходимость сострадать всем живым
существам;
Бодхисатва : отречение от нирваны.
13ислам
буддизм
Карточка 2
10 заповедей, которые были дарованы
Моисею самим Богом. Среди них:
возлюби ближнего своего, чти отца и
мать, не убий, не кради, не лги и др.
человеческая жизнь – наивысшая
ценность;
почитание матерей;
запрет на спиртное.
Притча о добром самарянине
Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам,
которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По
случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также
и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же
некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал
ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в
гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария,
дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь
что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты,
был ближний попавшемуся разбойникам?
милосердие
Карточка 3.
обычно
1я строка – название синквейна одно
слово,
существительное,
отражающее главную идею;
2я строка – два прилагательных,
описывающих основную мысль
3я строка – три глагола, описывающие
действия в рамках темы
4я строка – фраза на тему синквейна
5я строка – существительное, связанное
с первым, отражающее сущность темы
Рабочий лист к уроку
Урок 27_______________________________________________________
14________________________ это готовность из
_______________
оказать ____________________, не требуя
__________________.
___________________________
___________________________.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Как
иудаизм
христианство
ислам
буддизм
15Викторина «Люди, несущие добро»
Узнай по описанию, о ком идёт речь
_______________________________________________________________
католическая монахиня, основательница женской монашеской
конгрегации «Сестры Миссионерки Любви»,
занимающейся
служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира
(1979). Причислена Католической Церковью к лику блаженных.
— русский врач немецкого происхождения, известный под
именем «святой доктор», католик. Посвятил свою жизнь
облегчению участи заключённых и ссыльных. Постоянно
принимал и снабжал лекарствами бедных больных. На
благотворительность ушли все его сбережения. Девиз
доктора «Спешите делать добро».
Немецкая принцесса, принявшая православие и верная России в страшные
революционные годы; создательница МарфоМариинской обители милосердия
и защитница всех бедных и несчастных в Москве; монахиня и мученица за
Христа. Она без сожаления простилась со светской жизнью, сказав сестрам
обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в
более великий мир — в мир бедных и страдающих». Во время Первой
мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала
формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные
церкви.
______________________________________________________
Вместе с актрисой Диной Корзун в 2006 году стали
соучредителями благотворительного фонда «Подари жизнь»,
16помогающего
онкогематологических заболеваний.
детям,
страдающим
от
онкологических
и
Ответы на викторину:
17Мать Тер за Кальк ттская ( 26 августа 1910 — 5 сентября 1997)
Фёдор Петр вич Г аз (24 августа 1780 — 16 августа 1853)
ее
ое
уе
ае
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Чулпан Хаматова, актриса
Информационные листы для групп
Христианство
Используя материал учебника,
иллюстративный материал, подготовьте ответы на вопросы.
дополнительную информацию
и
План ответа
1. Кому помогает христианская церковь?
__________________________________________________________________
2. Каким образом?
__________________________________________________________________
3. Почему она (церковь) это делает?
__________________________________________________________________
В годы первой мировой войны сестры милосердия выносили раненых с
поля боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили, помогали
при операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства. Они
облегчали страдания раненых. Если умирал солдат, читали молитвы об
умершем.
Императрица Александра Федоровна тоже участвовала в движении
18сестер милосердия. Во время Первой мировой войны
Александра Федоровна и четыре Великие княжны стали
сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в
госпиталь.
Иудаизм
Используя материал учебника, дополнительную информацию и
иллюстративный материал, подготовьте ответы на вопросы.
План ответа
1. Кому помогает иудейская община?
__________________________________________________________________
2. Каким образом?
__________________________________________________________________
3. Почему благотворительность обозначается словом «цдака»?
__________________________________________________________________
19Ислам
Используя материал учебника, дополнительную информацию и
иллюстративный материал, подготовьте ответы на вопросы.
План ответа
1. Кому помогают мусульмане?
__________________________________________________________________
2. Каким образом?
__________________________________________________________________
3. Для чего предназначаются пожертвования?
_______________________________________________________________________
К
Буддизм
Используя материал учебника,
дополнительную информацию и
иллюстративный материал, подготовьте
ответы на вопросы.
План ответа
1. Как проявляют милосердие
буддисты?
20__________________________________________________________________
2. Что такое активное сострадание?
__________________________________________________________________
3. Как объяснить предостережение «Однако, помогая другим, нужно
проявлять мудрость?»
__________________________________________________________________
4. Подумайте, зачем и каким образом буддист может обратиться к
бодхисаттве?
__________________________________________________________________
21