Конспект урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок направлен на освоение младшими школьниками ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира. Мировые религии по-разному объясняют устройство мира и место человека в нем, но проповедуют общие правила поведения, учат людей доброму отношению к окружающим, терпению и милосердию. На уроке используется групповая форма работы, развивающая у школьников умение анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе. Изучение нового материала проводится с помощью стратегии “Знаю - хочу узнать - узнал”. Дети вспоминают то, что знают по теме, задают вопросы о том, что хотят узнать. После работы с информацией записывают то, что узнали нового. Используя данную стратегию учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. На этапе рефлексии таблица “ЗХУ” помогает фиксировать новое содержание, изученное на уроке. Для эмоционального акцента в урок включена песня-притча Светланы Копыловой “Про кота”.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Курс ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур» Учебник  «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4­5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А.Ярлыкапов. – М. : Просвещение, 2012.» Урок 27 Тема «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» 4 класс Пояснительная записка Данный   урок   направлен   на   освоение     младшими   школьниками ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира.  Мировые религии по­разному   объясняют   устройство   мира   и   место   человека   в   нем,   но проповедуют общие правила поведения, учат людей доброму отношению к окружающим, терпению и милосердию.  На уроке используется групповая форма работы, развивающая у  школьников умение анализировать текст совместно с другими людьми,   вести исследовательскую работу в группе. Изучение нового материала  проводится с помощью стратегии “Знаю ­ хочу узнать ­ узнал”. Дети  вспоминают то, что знают по теме, задают вопросы о том, что хотят узнать.  После работы с информацией записывают то, что узнали нового. Используя  данную стратегию  учащиеся учатся соотносить известное и новое,  определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной   информацией. На этапе рефлексии таблица “ЗХУ” помогает фиксировать  1новое содержание, изученное на  уроке. Для эмоционального акцента в урок включена песня­притча Светланы Копыловой “Про кота”. Ожидаемые результаты: ­   учащиеся   узнают,   как   разные   религии   учат   состраданию,   милосердию   и помощи людям; ­   познакомятся   с   ключевыми   понятиями   урока,   начнут   использовать   их   в собственной устной и письменной речи; ­   будут   учиться   понимать   необходимость   осознанного   отношения   к собственным поступкам; ­   учащиеся   усовершенствуют   умения   в   области   коммуникации,   чтения   и понимания   прочитанного,   ответов   на   учебные   вопросы   разных   типов, построения связного высказывания, работы в группах. Технологическая карта урока Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (1 ч) Цель:   освоение   учащимися   ценностного   смысла   понятия   милосердия   в религиях мира; развитие ценностного отношения к собственным поступкам. Задачи для учителя:  1. Познакомить   учащихся   с   представлением   о   милосердии   в   религиях мира; 2. Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока; 3. Создать условия для размышлений учащихся об осознанном  отношении к собственным поступкам; 24. Развивать   личную   ответственность   за   свои   поступки   на   основе представлений о нравственных нормах; 5. Развивать коммуникативные и познавательные  УУД.  Задачи для учащихся: 1. выяснить, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи  людям; 2.узнать, что такое милосердие. Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь.   Тип урока: ОНЗ Форма урока: групповая, фронтальная, индивидуальная  работа   Методы обучения: словесные,  практические, исследовательские,  наглядные, контроль. Оборудование: 1. Беглов   А.Л.,   Саплина   Е.В.,   Токарева   Е.С.  «Основы   духовно   – нравственной   культуры   народов   России.   Основы   мировых религиозных культур. 4­5 классы. – М.: Просвещение, 2012. 2. Карточки с заданиями. 3. Информационные листы для групп. 4. Презентация Microsoft  Office Power Point. 5. Видео притча “Про кота”. 6. Аудио притча о добром самарянине. 7. Рабочие листы формата А4. 8. Сердечки по количеству учащихся, вырезанные из самоклеющейся бумаги. Домашнее задание: Этап урока 1. стр. 72­73, ответить на вопросы; Формируемые УУД Деятельность учителя Включение   в деловой   ритм. Эмоциональ­ Деятельность учащихся Эмоциональ­ но настраивают­ По выбору: Организацион­­   Личностные :самоопределение 2. в   России   в   1896   году   было   3555   благотворительных   фондов. ный момент. деятельности; Поработайте   с   информацией   и   узнайте   о   благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются и кому помогают и есть ли такие в нашем городе; 3. для любознательных: работа с викториной “Люди, несущие добро” (узнай по описанию); (Л.) к   3ный   настрой на урок. ся на урок. Актуализация опорных знаний. Организует повторение знаний. Постановка темы   и   целей урока. Создает познаватель­ ную ситуацию, побуждает учащихся   к принятию   цели, темы, учебных   задач урока. Открытие  нового знания. Создает проблемную ситуацию. Организует работу   группах. Наблюдает, советует, следит соблюдением   в за Демонстри­ руют   знания, выполняют тест на соответствие   Слушают притчу, анализи­ руют. Работают над значением слова «милосер­ дие». Выдвигают   и осуществ­ ляют   отбор учебных задач. Учащиеся работают   в группах. Осуществля­ ют   поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы   на поставлен­   Коммуникативные   (К.): планирование   учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К.: планирование учебного   сотрудничества с и сверстниками Познавательные (П.) учителем             (Р.): общеучебные Регулятивные целеполагание, способность   принимать   и сохранять учебную задачу, планировать свою работу П.: (формулирование познавательной цели) Логические (выдвижение гипотез) инициативное К.: сотрудничество с учителем и сверстниками по   определению   учебной задачи.     формирование поисковой   П.:   навыков деятельности. Способность анализировать действовать   содержания. Л.: познавательной мотивации;     развитие   учебно­   и   позиции развитие 4временных рамок.  Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. ные вопросы. Обсуждают найденную информа­ цию.   и самостоятельности личной   ответственности за работу. К.: формирование умений учебного   сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.     Отчитывают­ ся о проделанной работе в группах. Объясняют, доказывают свою   точку зрения.   К.: Умение строить понятные для собеседника высказывания, дополнять, уточнять   высказывания одноклассников. П.: логические. Л.:   действие   нравственно – этического оценивания. Л.: самоопределение. Организует отчёт   групп. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё   мнение, умение работать группе общий результат. Организует проговарива­ ние   нового знания. в на     Закрепление. Проводит диагностичес­ кую работу. Р.:   контроль,   коррекция, оценка. Л.: самоопределение На   основе своего   опыта и приобретен­ ных   знаний заполняют «сердечки». 5Итог урока.  Домашнее задание Высказы­ вают   свое мнение. Составляют синквейн. Анализи­ руют деятель­ ность. Записывают домашнее задание. Организует подведение итога   урока. Организует рефлексию деятельности на уроке.   о Инструкти­ рует   выполнении домашнего задания Р.: контроль, оценка.   П.:   ориентироваться содержании предмета. умение в Л.:   повышение   уровня мотивации 6I. Организационный момент. ­ Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Недавно я услышала притчу, которой непременно хочу поделиться с вами: “ Спросил как­то наставник троих учеников: “Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?” ­ Потому что камень тяжелый, ­ ответил один. ­ Потому что стекло хрупкое, ­ ответил второй. ­ Потому что метнувшая камень рука была сильной, а удар точным, ­ отвечал третий. ­ Никто из вас троих не дал правильного ответа, ­ ответил учитель. ­ Потому что окно было закрыто! Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами, и ни одна вражеская стрела не разобьет их, проходя сквозь тонкую ткань души” (учитель вывешивает на доску нарисованное сердечко) ­   Да,   человеческое   сердце   уникально.   Оно   может   быть   добрым   и   злым, большим   и   маленьким,   любящим   и   ненавидящим,   может   быть   золотым,   а может быть каменным и ледяным. Пусть ваше сердце всегда будет здоровым и любящим. Мне   бы   очень   хотелось,   чтобы   сегодняшний   урок   нашел   отклик   в   вашем сердце и запомнился вам. Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. II. Актуализация опорных знаний. ­ Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о нравственных заповедях религий мира) ­ Давайте вспомним, чему они учат (индивидуальная работа, карточка №1) Проверка. ­   Можно   ли   говорить,   что   нравственные   нормы   в   религиях   существенно отличаются? Почему?  ­   Действительно,   все   заповеди   рассматриваемых   религий   сводятся   к нравственным   нормам   поведения   человечества,   объединяют   людей   в стремлении к добру. III. Постановка темы и целей урока. ­  Сейчас   предлагаю   вам  посмотреть   песню­притчу  в  исполнении   Светланы Копыловой. Это одна из известных исполнительниц авторской песни. Её песни 7помогают человеку задуматься о смысле жизни и предназначении человека. Песня называется “Про кота” (просмотр клипа) ­   Я   вижу,   что   эта   песня   не   оставила   вас   равнодушными.   Какие   чувства возникли   у   вас   при   слушании   притчи?   Какие   чувства   владели   девочкой, бросившейся спасать кота? (учащиеся называют чувства и качества, учитель записывает их на доске или прикрепляет заранее заготовленные карточки) Сочувствие Забота Готовность утешить Любовь Готовность помочь Сострадание Доброта Жалость  ­   Вслушайтесь   в     слова:   со­чувствие,   со­страдание.   Что   их   объединяет? (Приставка со ­ ) ­   Что   она   означает?   (причастность   к   чему­либо,   присоединение,   общее участие). ­   Как   вы   думаете,   какое   понятие     вмещает   в   себя   все   названные   вами качества? (милосердие; учитель открывает серединку ромашки, на которой записано это слово.   Если   слово “милосердие” прозвучало, когда учащиеся называли   качества,   то   вопрос   чуть   изменяется:   как   вы   думаете,   какое   из названных   вами   слов­качеств   является   более   широким   по   значению   и включает в себя значения остальных слов?) ­ Если разобрать это слово по составу, из каких двух частей оно состоит? От каких слов произошли эти две части? (милое сердце, способность миловать, жалеть всем сердцем) ­ Давайте попробуем дать определение этому понятию, пользуясь опорными словами (см. Приложение “Рабочий лист): Милосердие  ­   это     готовность   из  сострадания  оказать  помощь,   не   требуя благодарности, награды. 8­   Ребята,   вы,   наверное,   догадались,   какой   же   будет   тема   нашего   урока (учитель уточняет ответы учащихся). ­ Мы с вами разобрались в значении этого слова. А что ещё известно вам по данной теме? (работа в парах с таблицей “ЗХУ, заполнение 1­ой  графы: могут вспомнить, что   для   ислама   характерна   очистительная   милостыня   ­   закят;   в   буддизме пример самоотверженности ­ бодхисаттвы) ­ Теперь попробуйте сформулировать цель урока: что я хочу узнать?  (заполнение 2­ой графы: как разные религии учат милосердию, состраданию и  помощи людям). IV. Открытие нового знания. 1) Работа в группах (учитель предлагает представителям групп разыграть жребий, какую религиозную культуру будет рассматривать группа). Учащиеся работают с учебником и информационными листами, заполняют  третью  графу таблицы (свой раздел) 2) Обсуждение   работы   групп.   Заполнение   графы  “Узнал”   на   доске  (или демонстрируется готовая презентация учителя) Христианство. ­ Самой известной притчей  о милосердии в христианстве является притча о “Добром самарянине”. Давайте познакомимся с ней. ­ Какой вывод из неё можно сделать? (родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему) ­ Кого называют ближним? (того, кто нуждается в помощи) ­ Кому помогает христианская церковь?  (помощь больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, заключенным) ­ Каким образом? Помощь бывает разной. Одно из дел милосердия – милостыня. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай». Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради»,  другая подает «во имя Христова».  Подавать можно не только денежные суммы, но и  вещи, лекарства, продукты. Помощь   может   быть   и     нематериальной   (слова   ободрения,   сочувствия, беседы). В годы первой мировой войны сестры милосердия выносили раненых с   поля   боя,   отвозили   в   госпиталь,   в   госпиталях   день   и   ночь   дежурили, помогали при операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства. 9Они облегчали страдания раненых. Если умирал солдат, читали молитвы об умершем. ­ Почему она (церковь)  это делает? (это выражение любви к людям, которой  учил Иисус Христос) Иудаизм  внутриобщинная благотворительность ­ “цдака”(раздача милостыни)  благотворительные   фонды:   уход   за   нуждающимися   и   больными, обеспечение невест­бесприданниц, бесплатное погребение бедняков. ­ Почему благотворительность обозначается словом “цдака? (цдака означает “справедливость”:   бедный   имеет   право   получать   благотворительность,   а богатый обязан давать, так как все имущество он получает от Всевышнего, который предписывает делиться) Ислам  Обязательный налог ­ закят;  Добровольная милостыня ­ садака. ­ Для чего предназначаются пожертвования? ­   пророк   Мухаммад   говорил:   “Каждая   частичка   человеческого   существа должна творить милостыню: справедливо рассудить двух людей ­ милостыня, доброе слово ­ милостыня, каждый шаг по направлению к мечети ­ это тоже милостыня” Буддизм  Молитва за всех живых существ.  Сострадание   можно   проявить   в   поступке  (накормить   голодную   собаку, заступиться   за   беспомощного   друга,   уступить   место   в   транспорте пожилому...) ­   Как   вы   объяснили   предостережение   “Однако,   помогая   другим,   нужно проявлять мудрость”?   Бодхисаттва ­ просветленный человек, который из сострадания ко всем живым существам отказался  от нирваны, чтобы спасти их, помочь  выйти из цепи перерождений.  Посмотрите на экран ­ перед вами бодхисаттва сострадания Авалокитешвара. Его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд о заботе и покровительстве над всеми живыми существами и избавления их от 10страдания.   Атрибут Авалокитешвары ­ уже  известная вам мантра “Ом мани падме хум” (О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!) Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал обет спасти всех живых существ от пут сансары, но   когда   понял,   насколько   трудна   эта   задача,   его   голова   не   выдержала   и разорвалась на 11 частей. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тело Аваликитешвары, придав ему новую форму с 1000 руками   и   11   головами.  В   таком   виде   Великий   Сострадающий   стал   очень мощным.   3) Беседа с учащимися ­ Можно ли сказать, что милосердие является одной из главных добродетелей во всех религиях? Почему? (Все религии учат людей доброму отношению к окружающим, терпению, помощи. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца) ­ Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (делать добрые дела, совершать добрые поступки, откликаться на чужую беду, милосердие должно быть деятельным, активным. Можно миллион  раз говорить о том, что нужно уважать   стариков,   и   никогда   не   уступать   место   в   транспорте   пожилым людям...) ­   В   каких   делах   мы   можем   проявить   милосердие   и   сострадание? (благотворительная акция, проходящая в нашей школе “Подарок детскому дому”,   навестить   заболевшего   одноклассника,   утешить   печальных,   найти слова сочувствия, помочь вниманием, уклоняться от драк, не отвечать  злом на зло) ­ А как надо оказывать милость? (не требуя благодарности, не унижая) ­ Ребята, перед вами сердечки. Напишите на них добрые дела, которые вы совершали (учащиеся  пишут). ­ Не будем хвастаться своими добрыми делами. Из этих сердечек мы сделаем большое сердце ­ эмблему милосердия (учащиеся прикрепляют сердечки на контур сердца, который появился на доске в начале урока).   Посмотрите, какое   большое   сердце   у   нас   получилось!   Сколько   добрых   поступков   вы совершили. Будьте всегда внимательны к окружающим ­ вдруг кому­то нужна ваша помощь. V. Итог урока. Рефлексия. ­ над чем заставил задуматься урок? ­ какую цель ставили на уроке? ­ к какому выводу пришли? ­ попробуйте составить синквейн на тему «Милосердие» (работа в парах на 11карточках) VI . Домашнее задание ­ стр. 72­73, ответить на вопросы По выбору: ­ В России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов.  Поработайте с информацией и узнайте о благотворительных фондах  в России в настоящее время. Чем они занимаются и кому помогают и есть ли такие в нашем городе; ­ для любознательных: работа с викториной “Люди, несущие добро”  (узнай по описанию); ­ нарисовать свой символ милосердия. Источники 1. Авалокитешвара   //  https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%E0%EB%EE%EA 2. Аудио   %E8%F2%E5%F8%E2%E0%F0%E0   добром http://christianlife.ucoz.ru/mp3_pritchi/1_10.mp3 притча   о   самарянине   // 3. Беглов   А.Л.,   Саплина   Е.В.,   Токарева   Е.С.   Основы   мировых   религиозных культур.   4­5   классы:   учебник   для   общеобразоват.   учреждений   –   М.: Просвещение, 2012. – 80с. 4. Видео   притча   “Про   кота”  http://www.smisl­zhizni.ru/pritchi/71­video/1012­o­ kote 125. Кураев   А.В.   Основы   православной   культуры.   4­5   классы:   учебник   для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. 6. Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику   «Основы   мировых   религиозных   культур»   (авторы   А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, А.А.Ярлыкапов)/ proshkolu.ru›user/berdugina5/file/4391815 Е.С.Токарева,     7. Сорокина   Г.В.   Урок   по   ОРКСЭ.   Милосердие,забота   о   слабых,  http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/raznoe/2013/04/09/urok­ взаимопомощь.//   po­orkse­miloserdie­zabota­o­slabykh­vzaimopomoshch 8. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4­5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. 9. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4­5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. Фото: Александра Федоровна, императрица www.yesheis.ru , www.sovsek.com, player.myshared.ru  Буддийский монах intai.ru  Гааз Ф.П. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гааз,_Фёдор_Петрович  Мальчики ­ евреи со своим учителем bizplan­uz.ru  Священник mail.pereprava.org,  boguslava.ru  Сцена из спектакля  Владимирской православной гимназии «Милосердная Сестра»  http://vlpg.ru/uchenikam/calendar/item/499­vlgu­miloserdnaya­sestra  Чулпан Хаматова limon.postimees.ee Приложение Карточка 1. Соедините стрелками  названия религиозных культур и нравственные  заповеди: иудаизм и христианство ­ 5 моральных заповедей; ­ необходимость сострадать всем живым  существам; ­ Бодхисатва : отречение от нирваны. 13ислам буддизм Карточка 2 10 заповедей, которые были дарованы  Моисею самим Богом. Среди них:  возлюби ближнего своего, чти отца и  мать, не убий, не кради, не лги  и др. ­ человеческая жизнь – наивысшая  ценность; ­ почитание матерей; ­ запрет на спиртное. Притча о добром самарянине Некоторый   человек   шел   из Иерусалима в Иерихон и   попался   разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? милосердие Карточка 3.   обычно   1­я строка – название синквейна ­ одно слово, существительное, отражающее  главную идею; 2­я   строка   –   два   прилагательных, описывающих основную мысль 3­я строка – три глагола, описывающие действия в   рамках темы 4­я строка – фраза на тему синквейна 5­я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы Рабочий лист к уроку Урок 27_______________________________________________________ 14________________________­ это готовность  из _______________ оказать ____________________, не требуя  __________________. ___________________________ ___________________________. Знаю Хочу узнать Узнал Как   иудаизм христианство ислам буддизм 15Викторина «Люди, несущие добро» Узнай по описанию, о ком идёт речь _______________________________________________________________ католическая   монахиня,   основательница   женской   монашеской конгрегации   «Сестры   Миссионерки   Любви»,   занимающейся служением   бедным   и   больным.   Лауреат   Нобелевской   премии   мира (1979). Причислена Католической Церковью к лику блаженных.  — русский врач немецкого происхождения, известный под именем   «святой   доктор»,   католик.   Посвятил   свою   жизнь облегчению   участи   заключённых   и   ссыльных.   Постоянно принимал   и   снабжал   лекарствами   бедных   больных.   На благотворительность   ушли   все   его   сбережения.     Девиз доктора «Спешите делать добро». Немецкая   принцесса,  принявшая   православие   и   верная   России   в  страшные революционные годы; создательница Марфо­Мариинской обители милосердия и защитница всех бедных и несчастных в Москве; монахиня и мученица за Христа. Она без сожаления простилась со светской жизнью, сказав сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более   великий   мир   —   в   мир   бедных   и   страдающих».   Во   время   Первой мировой   войны   великая   княгиня   активно   поддерживала   фронт:   помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви. ______________________________________________________ Вместе   с   актрисой   Диной   Корзун   в   2006   году   стали соучредителями благотворительного фонда «Подари жизнь», 16помогающего онкогематологических заболеваний.   детям,   страдающим   от   онкологических   и Ответы на викторину: 17Мать Тер за Кальк ттская ( 26 августа 1910 — 5 сентября 1997) Фёдор Петр вич Г аз (24 августа 1780 — 16 августа 1853) ее ое уе ае Великая княгиня Елизавета Федоровна Чулпан  Хаматова, актриса Информационные листы для групп Христианство Используя   материал   учебника, иллюстративный материал, подготовьте ответы на вопросы.   дополнительную   информацию     и План ответа 1. Кому помогает христианская церковь?  __________________________________________________________________ 2. Каким образом? __________________________________________________________________ 3.  Почему она (церковь)  это делает? __________________________________________________________________ В годы первой мировой войны сестры милосердия выносили раненых с поля боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили, помогали при   операциях,   при   перевязке,   раздавали   больным   чай   и   лекарства.   Они облегчали   страдания   раненых.   Если   умирал   солдат,   читали   молитвы   об умершем. Императрица  Александра   Федоровна тоже участвовала    в движении 18сестер   милосердия.   Во   время   Первой   мировой   войны Александра   Федоровна   и   четыре   Великие   княжны   стали сестрами   милосердия,   а   Зимний   дворец   превратился   в госпиталь. Иудаизм Используя материал учебника, дополнительную информацию  и  иллюстративный материал, подготовьте ответы на вопросы. План ответа 1. Кому помогает иудейская община?  __________________________________________________________________ 2. Каким образом? __________________________________________________________________ 3.  Почему благотворительность обозначается словом «цдака»? __________________________________________________________________ 19Ислам Используя материал учебника, дополнительную информацию  и  иллюстративный материал, подготовьте ответы на вопросы. План ответа 1. Кому помогают мусульмане?  __________________________________________________________________ 2. Каким образом? __________________________________________________________________ 3. Для чего предназначаются пожертвования? _______________________________________________________________________ К Буддизм Используя материал учебника, дополнительную информацию  и иллюстративный материал, подготовьте ответы на вопросы. План ответа 1. Как   проявляют   милосердие буддисты?  20__________________________________________________________________ 2. Что такое активное сострадание? __________________________________________________________________ 3. Как   объяснить   предостережение   «Однако,   помогая   другим,   нужно проявлять мудрость?» __________________________________________________________________ 4. Подумайте,   зачем   и   каким   образом   буддист   может   обратиться   к бодхисаттве? __________________________________________________________________ 21